Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации
Научные статьи
15.03.12 09:38

вернуться

 
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012.
Конституционное право
Михеева Т.Н.
Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации
В статье исследуется институт местного самоуправления как самостоятельный уровень публичной власти в России. Показаны его сходства и различия с государственной властью.

     Процедура банкротства ООО рекомендуется в случаях: наличия задолженностей перед бюджетом или контрагентами, и при отсутствии возможности погасить долги. Банкротство ооо, вся подробная информация на сайте http://myarbitr.com 
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и под свою ответственность решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов. Статья 12 Конституции Российской Федерации установила, что местное самоуправление самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти. Появление данной конституционной нормы положило, с одной стороны, начало формированию в России нового института власти, а с другой – поставило местное самоуправление в особое положение, не вписывающее его в общий государственный механизм.

   При этом все уровни публичной власти являются равноценными и равнозначными. Несмотря на то, что народ конституционно закреплен единственным источником всей публичной власти в России, на каждом из указанных уровней имеется своя специфика функций, полномочий и ответственности властных органов, которая определяется, прежде всего, различной степенью их отчужденности от человека.

    Конституция Российской Федерации, хотя и регламентирует правоотношения, связанные с местным самоуправлением, однако не устанавливает его понятия.

     Более конкретной в этом смысле является Европейская хартия местного самоуправления, в соответствии со статьей 3 которой под местным самоуправлением понимается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.  Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает деление вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела, а определяет, что вопросы местного значения являются частью государственных дел.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти,  тогда как аналогичный Федеральный закон от 28 августа 1995 года  еще закреплял местное самоуправление в качестве самостоятельной и по свою ответственность деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

    Анализ норм Конституции Российской Федерации показывает, что наряду с принципом горизонтального разделения власти (ст. 10) существует и принцип вертикального разделения власти (ст. 5, 11, 12). Таким образом, власть, существующая в государстве, по вертикали может быть разделена на государственную и муниципальную.

     Впервые понятие публичной власти появилось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года,  где прозвучало, что понятие «органы власти» само по себе не свидетельствует об их государственной природе, публичная власть может быть и муниципальной. В Российской Федерации существуют две равноправные разновидности публичной власти – государственная власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

   Среди ученых существуют различные подходы к сути местного самоуправления. В.Е.Чиркин полагает, что публичная власть не является исключительной принадлежностью государства. На разных уровнях территориальной организации общества действует «своя» публичная власть, призванная решать вопросы жизнедеятельности данного публичного территориального коллектива в рамках полномочий, установленных общегосударственными актами, выражающими интересы общества в целом.

    С.Д.Князев отмечает, что местное самоуправление – это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция Российской Федерации (ст. 12) не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции. При этом за субъектами муниципальной власти резервируется возможность в случае нарушения утвержденных законом прав использовать для их восстановления и защиты механизмы государственного принуждения и судебного разбирательства.

    Имеется еще один взгляд на институт местного самоуправления как на самоорганизацию населения, позволяющий отнести местное самоуправление к явлениям общественной жизни. Теоретической основой этого утверждения послужила общественная теория местного самоуправления, которая прослеживается в нормах Конституции 1993 года, регулирующих местное самоуправление. Она вывела значение местного самоуправления за рамки узкопрагматического его понимания как системы местной власти, обеспечивающей эффективность управления городами и селами. Институт местного самоуправления играет в ней не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы. Свидетельство тому – конституционные гарантии, предоставленные местному самоуправлению, и прежде всего гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти. Это основа, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор.

     По мнению С.Г.Соловьева, можно говорить о наличии в территориальных пределах Российской Федерации двух относительно самостоятельных системно-властных образований, осуществляющих властные полномочия от имени народа Российской Федерации, – системы органов государственной власти Российской Федерации и системы органов муниципальной власти (местного самоуправления).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года определил по-новому вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, с тем, чтобы местная власть имела возможность активно влиять на решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения, и в то же время оказывать гражданам широкий спектр услуг. В соответствии с данным законом муниципальное образование каждого вида – поселение, муниципальный район, городской округ – решает свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметы ведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиваться законами субъектов федерации, то теперь их исчерпывающие перечни закреплены федеральным законом.

    Как отмечает Т.Я.Хабриева, местное самоуправление в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации обладает организационной, имущественной и финансовой самостоятельностью. Организационная: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130); структура органов местного самоуправления определяется местным самоуправлением самостоятельно (ч. 1 ст. 131). Имущественная: осуществление права собственности: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); управление муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132). Финансовая: самостоятельное формирование финансовых основ, органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

   Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. И государственная, и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть, – органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно. И государственная власть, и муниципальная обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления основана на Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных актах. Обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

   В случае неисполнения своих решений и органы государственной власти, и органы местного самоуправления имеют возможность привлекать виновных субъектов к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения. У органов местного самоуправления, как и у органов государственной власти, есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Только органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения сбора налогов, самостоятельного формирования бюджета.

     Однако важнейшим принципом местного самоуправления является названный в двух статьях Конституции (ст. 130 и 132) принцип самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления населением муниципальной собственностью. Это и есть основная специфика муниципальной собственности, отличающая ее от собственности государственной.

     Показательным в характеристике местного самоуправления является то, что оно реализуется в границах муниципальных образований. Данный признак указывает на территориальную самостоятельность муниципальной деятельности. При этом в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям отнесены городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вне границ муниципальных образований местное самоуправление существовать не может, так как теряет свою предметную направленность на решение вопросов местного (именно для соответствующего муниципального образования) значения.

    Для организации местного самоуправления представляется важным то, что оно осуществляется населением под свою ответственность и предполагает несение всех неблагоприятных последствий за принимаемые органами и должностными лицами муниципальных образований решения и совершаемые действия. Ответственность его органов и должностных лица подразделяется на ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем сводить режим ответственного осуществления местного самоуправления только к негативным последствиям (санкциям), которые могут быть применены к органам и должностным лицам муниципалитета в случае нарушения ими закона, неоправданно. С.Д.Князев полагает, что ответственность в системе местного самоуправления может быть истолкована в позитивном ключе как осознанное, инициативное и заинтересованное участие граждан в решении вопросов местного значения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий их жизнедеятельности на соответствующей территории.

      Обобщая краткие итоги исследования, следует подчеркнуть, что муниципальная власть – это власть, осуществляемая в рамках общегосударственной политики, подконтрольная государству и на территории государства, но, с другой стороны, она представляет собой инструмент самостоятельной от жестких государственных императивов организации людей, имеющий целью обустройство наилучшим образом собственной жизни и решение локальных вопросов жизнедеятельности.  Местное самоуправление является фундаментальным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к своему источнику – народу. Степень его самостоятельности и самодостаточности определяет характер устойчивости всей системы публичной власти в целом. Нельзя отрицать очень важную составляющую местного самоуправления в балансе интересов государства. Местная власть выступает определяющим звеном в системе сдержек и противовесов, не позволяющим концентрировать властные полномочия на государственном уровне. Идея децентрализации, положенная в основу  местного самоуправления, служит тем цементирующим основанием, которое позитивным образом влияет на устойчивость федеративного государственного устройства России.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика