Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Законодательство об аффилированных лицах как элемент правового механизма защиты хозяйствующих субъектов
Научные статьи
15.03.12 09:49

вернуться


 
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012
Гражданское право
Трубина М.В.
Законодательство об аффилированных лицах как элемент правового механизма защиты хозяйствующих субъектов
Коррупция является одной из важнейших проблем России. Использование отношений аффилировaнности в хозяйственной деятельности наносит ущерб интересам субъектов экономики и страны в целом. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования категории «аффилированные лица» и предлагаются некоторые пути решения данных проблем.

      Сегодня коррупция является одной из важнейших проблем российского общества. Необходимость борьбы с данным антисоциальным явлением обусловлена следующими обстоятельствами: коррупция нарушает права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ; участники коррупционных отношений обычно являются известными общественными деятелями; коррупционные преступления наносят большой материальный и моральный ущерб; отсутствуют репрезентативные данные о коррупции, масштаб коррупционных деяний можно оценить лишь косвенно, со значительной погрешностью; коррупция легко приспосабливается к изменениям внешней среды, при этом видоизменяясь и совершенствуясь; коррупция подрывает авторитет государственной власти, дискредитируя её аппарат, и т. д.

      «Каждый второй чиновник… России либо замешан в коррупции, либо связан с аффилированными лицами», – заявил премьер-министр России Владимир Путин, выступая на заседании комиссии по развитию электроэнергетики, которое прошло 19.12.2011 в Хакасии. Недобросовестные руководители используют отношения аффилированности в ущерб имущественным интересам организаций в целях личного обогащения. Это наносит ущерб интересам страны, подрывая доверие инвесторов, провоцируя уменьшение сбора налогов и т. д.

     Современные способы ведения бизнеса в России, к сожалению, имеют много общего с криминальным предпринимательством начала 90-х годов прошлого века, например, в части прямого захвата бизнеса либо недружественного поглощения. В последнее время в судах рассматривается значительное количество споров об установлении корпоративного контроля над компаниями, и основную негативную роль здесь играет способность аффилированных лиц оказывать воздействие на предпринимательскую деятельность.

     Аффилированные лица определены в англосаксонском праве как лица, по своему положению способные влиять на принятие управленческих решений компании. В законодательстве России впервые эта категория была использована в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий».  Федеральный закон от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» был первым нормативным актом, законодательно закрепившим специфику участия аффилированных лиц в акционерных отношениях. Понятие «аффилированные лица» было введено в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.  В данное понятие включены члены Совета директоров, члены правления, родственники, члены семей, деловые партнёры и др.

    В настоящее время термин «аффилированные лица» используется в 33 законах РФ. О значимости регулирования отношений с участием аффилированных лиц говорит факт принятия в первом чтении проекта Федерального закона «Об аффилированных лицах». Это обусловлено желанием защитить интересы инвесторов и акционеров от возможных злоупотреблений положением отдельных лиц, в первую очередь, при антимонопольном регулировании.

     Чаще всего понятие «аффилированные лица» применяется в корпоративном праве, где установлены особый порядок проведения сделок с аффилированными лицами, процедура приобретения мажоритарного пакета обыкновенных акций общества. Ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает закрытый перечень субъектов, в отношении которых может возникнуть заинтересованность в совершении сделок. К ним относятся акционеры, владеющие вместе с аффилированными лицами общества 20 и более процентами голосующих акций, и лица, имеющие право давать обществу обязательные для него указания. Такие лица признаются заинтересованными в совершении сделки, если их аффилированные лица:
– являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
– владеют 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, каждый в отдельности или в совокупности;
– занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
– в иных установленных уставом случаях.

     Применение категории «аффилированные лица» необходимо, прежде всего, при определении заинтересованных в совершении предприятием сделки лиц; при назначении (выборе) независимых директоров, принимающих решения о проведении сделок; при составлении перечня лиц, о которых обществом раскрывается информация, и т. д.

    Категория «аффилированные лица» применяется также в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность ПИФов (паевых инвестиционных фондов). Для защиты пайщиков от злоупотреблений управляющей компании введены ограничения на её сделки с аффилированными лицами. Так, управляющая компания не имеет права покупать объекты у своих аффилированных лиц, их акции, ценные бумаги, эмитированные ее аффилированными лицами, или продавать им такие объекты.

     Отнесение лица к аффилированным имеет правовое значение для бухгалтерского учета. ПБУ № 11 «Информация об аффилированных лицах» предполагает ведение не только количественного, но и «качественного» учета аффилированных лиц. Информация о сделках между организацией и аффилированными лицами включается в бухгалтерскую отчетность. Указанное ПБУ не определяет аффилированные лица, но прибегает к дефиниции, содержащейся в антимонопольном законодательстве, при этом содержание категории «аффилированные лица» совпадает. Положение характеризует категории «контроль» и «значительное влияние», которыми обладают не все аффилированные лица. Поэтому часть операций организации с ними остается за пределами «качественного» учета. Это противоречит общим началам проведения сделок с аффилированными лицами, где в основу регулирования таких сделок положен принцип «рыночной стоимости имущества». Отражение стоимостных показателей всех операций с аффилированными лицами в бухгалтерской отчетности позволило бы осуществить более полный контроль за ними, что является одной из первостепенных задач учета каждого предприятия и помогает устанавливать взаимосвязь между лицами внутри группы аффилированных лиц. Поэтому необходимая информация об аффилированных лицах общества должна быть полной и достоверной.

     Для успешной реализации заявленной Правительством модернизации экономики страны необходимы два фактора: развитие предпринимательства и наличие здоровой конкуренции, без которой невозможна предпринимательская деятельность. Категория «аффилированные лица», изначально выступающая инструментом антимонопольной политики государства, сейчас является, по сути, структурным элементом правого механизма защиты хозяйствующих субъектов.

     Применение норм об аффилированных лицах затруднено тем, что не определен порядок признания лица аффилированным. В юридической литературе предлагается признавать лица аффилированным как в судебном, так и в административном порядке. Признание в судебном порядке должно осуществляться не в качестве самостоятельного требования, а в рамках способа защиты, предусмотренного гражданским законодательством, а признание в административном порядке – в целях административного регулирования, например, при наложении штрафа. При этом признаком проявления аффилированности следует считать материальную, организационно-правовую, трудовую и (или) семейную зависимость (взаимозависимость) субъектов.

     Следует решить ещё одну проблему, вытекающую из буквального толкования норм действующего законодательства, где указано, что аффилированные лица могут существовать только у юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Настоящая проблема является наиболее актуальной для практики применения правовых норм об аффилированных лицах, т. е. в части физических лиц аффилированность устанавливается только в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, если компании связаны друг с другом физическим лицом, которое в одном обществе является заместителем генерального директора по финансам, а в другом занимает должность генерального директора, то аффилированность не возникает. Также не возникает аффилированности, когда лица занимают различные должности в одной организации, например, если сделка проводится между акционерным обществом и заместителем директора по коммерческим вопросам.

    Следовательно, существующее определение понятия «аффилированные лица» не позволяет обеспечить прозрачность структуры собственности и прозрачность сделок с заинтересованностью. Учитывая правовую природу законодательно установленных дефиниций аффелированных лиц, необходимо расширить определение данной категории, указав на возможность аффилированности двух физических лиц, прямо не связанных процессом осуществления предпринимательской деятельности. Аффилированными лицами следует считать физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) управление юридическими лицами, напрямую не связанное с предпринимательской деятельностью.

     Правильное толкование категории «аффилированные лица» позволит акционерному обществу грамотно оценивать риски заключаемых сделок, особенно в случае отсутствия возможности одобрения сделки с заинтересованностью.

     Сегодня существует разрозненный массив правовых норм об аффилированности лиц, отсутствует установленный механизм их реализации. В российском законодательстве предусмотрено недостаточное количество оснований для раскрытия акционерными обществами информации об аффилированных лицах. Расширение данного перечня должно улучшить механизмы регулирования корпоративных отношений.

    Установление определенных ограничений на участие аффилированных лиц в гражданском обороте будет способствовать защите интересов акционеров и инвесторов. Положения об аффилированных лицах должны создать правовой механизм, нивелирующий конфликт интересов между акционерным обществом и его администрацией.

     Цель регулирования отношений с участием аффилированных лиц должна дифференцироваться в зависимости от той отрасли, где используется эта категория: в акционерном законодательстве это защита прав акционеров, общества и инвесторов, в антимонопольном – создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, в налоговом – защита публичных интересов, вопросы правильности исчисления и уплаты налогов.

     Законодательство об аффилированных лицах должно представлять собой систему, элементы которой позволят решить узкоотраслевые задачи акционерного, налогового права, бухгалтерского учета и достичь общей цели социального государства – устранить негативные последствия действий аффилированных лиц.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика