Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовая охрана жилищных прав от мошенничеств, совершаемых под видом аренды жилья
Научные статьи
20.03.12 11:29

вернуться

 
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012
Уголовное право и криминология
Тамазов И.А.
Правовая охрана жилищных прав от мошенничеств, совершаемых под видом аренды жилья
Обеспечение жилищных прав граждан должно осуществляться различными средствами правоохранительного характера, в том числе уголовно-правовыми мерами. Наиболее часто эти права нарушаются при совершении мошенничеств. Значительное число мошенничеств, нарушающих жилищные права, происходит под видом коммерческого найма жилого помещения.

        Конституция РФ провозгласила в ст. 40 право граждан на жилище, а в ст. 25 – неприкосновенность жилища. Реализация этих основополагающих идей осуществляется посредством закрепления в нормах других отраслей права предписаний, которые должны детально регламентировать порядок осуществления и защиты этих прав. Помимо регулятивной право выполняет охранительную функцию по обеспечению нормального осуществления субъектами принадлежащих им прав, охраняя их от посягательств. Конституция РФ прямо нацеливает на обеспечение жилищных прав всеми возможными для государства средствами, включая и принудительные меры. Такие меры правоохраны предусмотрены, в частности, уголовным законодательством, которое представляется одним из наиболее жестких средств государственного реагирования на общественно-опасные проявления. В связи с этим качество реализуемой государством правоохранительной функции во многом зависит от качества законодательства, которое должно содержать четкие, недвусмысленные формулировки, обеспечивающие их единообразное толкование и применение, и реально отражать те общественные отношения, которые объективно складываются в обществе в конкретный период.

       Конституционно-закрепленные жилищные права граждан также должны обеспечиваться нормами уголовного права от наиболее общественно опасных посягательств на эти права. В настоящее время можно говорить об уголовно-правовой охране права на неприкосновенность жилища, выражающейся в наличии статьи 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища», а также в наличии квалифицирующего признака «незаконное проникновение в жилище» в таких составах, как кража, грабеж и разбой. Вместе с тем уголовно-правовое обеспечение права на жилище не нашло прямого отражения в УК РФ, и охрана данного права осуществляется уголовно-правовыми нормами лишь опосредованно через институты преступлений против собственности, служебных преступлений и некоторых других.

      Как показывают исследования, наиболее часто общественно опасные нарушения жилищных прав происходят при совершении мошенничеств, в связи с чем полагаем целесообразным предусмотреть в ст. 159 УК РФ квалифицирующий признак, усиливающий ответственность за совершение мошенничества, сопряженного с нарушением жилищных прав, поместив его в часть третью данной статьи, что, по нашему мнению, выступит сдерживающим фактором для данных преступных деяний.

    Указанное изменение уголовного закона потребует соответствующего правоприменительного разъяснения со стороны высшей судебной инстанции по вопросу отнесения тех или иных мошеннических посягательств к числу совершенных с нарушением жилищных прав. Полагаем, что к ним следует отнести не только деяния, предметом которых выступает непосредственно жилое помещение, но и те мошенничества, которые происходят при найме жилых помещений, при их купле-продаже, при приватизации, при получении жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий, в дар, при наследовании жилых помещений, в том числе при наследовании выморочного имущества.

       Значительное место среди мошенничеств, нарушающих жилищные права, занимают преступления, совершаемые под видом аренды, а, говоря строго с точки зрения закона, под видом договора коммерческого найма жилого помещения. По нашим данным, среди общего объема изученных дел о мошенничествах, нарушающих жилищные права, 46,3 % составили мошенничества, совершенные под видом заключения договора коммерческого найма жилого помещения.

    Все эти преступления совершены с причинением значительного ущерба потерпевшему гражданину. Предметом преступного посягательства выступили денежные средства. 36,4 % из них совершены группой лиц по предварительному сговору. Для данных преступлений характерным является то, что по большей части дела по ним являются многоэпизодными, что, очевидно, обусловливается относительно небольшим доходом у виновных по каждому эпизоду, специализацией мошенников, высокой латентностью, так как не по каждому эпизоду потерпевшие сразу же обращались в правоохранительные органы.

    Нередко данные преступления совершаются при непосредственном участии риэлторов, либо мошенники пользовались их услугами, давая ложные объявления о сдаче квартир в аренду через различные агентства недвижимости, которые, в свою очередь, размещали данную информацию, не проверив надлежащим образом правоустанавливающие документы на предлагаемую к найму квартиру и личность субъекта, предлагающего такое жилое помещение. По результатам нашего исследования уголовных дел о мошенничествах, нарушающих жилищные права, с участием различных агентств недвижимости, риэлторами или под их видом совершено 29,5 % преступлений.

     В последних случаях вина риэлторов в совершении преступлений, как правило, не была установлена, однако, так или иначе, бездействие соответствующего агентства недвижимости или частного риэлтора, выразившееся в неустановлении достоверных сведений, способствовало совершению преступления. К сожалению, на сегодняшний день деятельность риэлторов в части защиты публичных интересов не урегулирована в нормативном порядке и практически является неконтролируемой со стороны государства.

     До марта 2002 г. деятельность риэлторов подлежала лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 № 1407 «Об утверждении Положения о лицензировании риэлтерской деятельности».  Лицензирование, являясь одной из форм государственного управления, осуществляется в отношении некоторых видов деятельности, в том числе тех, которые имеют потенциальную опасность причинения вреда наиболее важным правам и охраняемым законом интересам граждан. К сожалению, приняв закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  законодатель не включил риэлтерскую деятельность в число лицензируемых, что нами расценивается как преждевременная мера. Аналогичного мнения придерживается 72 % опрошенных экспертов. В целом политика государства направлена на либерализацию государственного регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем число лицензируемых видов деятельности постоянно сокращается, что нельзя не приветствовать. В то же время, как уже отмечалось в нашем исследовании, значительная часть мошенничеств, нарушающих жилищные права, осуществляется с участием риэлторов, что не может не настораживать и не требовать принятия адекватных упреждающих мер по предотвращению угрозы нарушения жилищных прав со стороны данной группы предпринимателей. Лицензирование как специфический административно-правовой режим, имеющий процессуальный характер, предполагает ряд этапов контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, в том числе предварительный контроль, осуществляемый на стадии выдачи лицензии, и последующий контроль, который проводится в ходе осуществления обладателем лицензии своей профессиональной деятельности. Представляется, что данные мероприятия, проводимые государственным лицензирующим органом, выступали минимальной гарантией законности и добросовестности деятельности риэлтора. В связи с этим в соответствии с указанным постановлением, ныне утратившим силу, проводилась аттестация специалистов, осуществляющих риэлтерскую деятельность, в ходе которой проверялось знание нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность на рынке недвижимости, налогообложение в данной сфере, оценку недвижимости и др.

     В настоящее время деятельность риэлторов оказалась практически за рамками государственного контроля, так как законодательные и иные нормативные акты по данному вопросу отсутствуют. Практически единственное исключение составляет Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»,  в соответствии с которым организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Для устранения фактора совершения мошенничеств, нарушающих жилищные права, связанных с отсутствием государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по совершению сделок с объектами жилой недвижимости, представляется целесообразным включить данную деятельность в число лицензируемых, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и разработав Положение о лицензировании данного вида деятельности.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика