Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Учредительное собрание и его роль в становлении республиканской формы правления в России
Научные статьи
20.03.12 15:18

вернуться

  
ЕврАзЮж № 2 (45) 2012
Конституционное право
Зубань И.А.
Учредительное собрание и его роль в становлении республиканской формы правления в России
В статье раскрываются особенности подготовки и созыва Учредительного собрания в России после свержения самодержавия. Выявлены причины роспуска Учредительного собрания.

     Одно из ключевых понятий, связанных с народовластием и демократией, – это понятие учредительной власти. Оно проистекает из неотъемлемого права народа учредить или изменить государственный строй и его отдельные институты. Одна из форм проявления учредительной власти народа – созыв учредительного собрания. В истории известны примеры, когда учредительное собрание в переходные периоды истории создавало новую государственность и принимало конституцию страны.

     В 1917 г. после свержения монархии история российского конституционализма оказалась связанной с проблемой Учредительного собрания. Идее Учредительного собрания уделяли внимание декабристы, революционные демократы, народовольцы, но до революционных событий начала ХХ века эта идея представляла собой скорее лишь теоретическую проблему науки государственного права.

     Впервые требования о созыве Учредительного собрания были включены в программу-минимум российской социал-демократической рабочей партии в 1903 году.  После раскола РСДРП ни большевики, ни меньшевики не отказались от использования лозунга учредительного собрания. Лишь через 10 лет в годы первой мировой войны большевики потеснили лозунг Учредительного собрания требованиями установления демократической республики, конфискации помещичьих земель и 8-часового рабочего дня. Напротив, партия меньшевиков последовательно пропагандировала в народе идею учредительного собрания, связывая с его работой принятие российской конституции. Требования созыва Всероссийского учредительного собрания были обоснованы в работе одного из лидеров меньшевиков Ф.И.Дана «Всенародное Учредительное собрание».  Большие надежды на учредительное собрание возлагали и две другие крупные российские социалистические партии – социалисты-революционеры (эсеры) и народные социалисты (энесы).

    Среди традиционных буржуазных партий свое отношение к учредительному собранию высказали лишь конституционные демократы, принявшие на I съезде своей партии в 1905 году резолюцию, в которой предполагалось наделить учредительными полномочиями Государственную Думу. В программные требования партии положения резолюции включены не были, а в 1906 году кадеты вообще отказались от использования лозунга учредительного собрания.

    Таким образом, к началу Февральской буржуазной революции идея учредительного собрания имела горячих сторонников лишь в лице социалистических партий. Положение коренным образом изменилось 3 марта 1917 года после подписания Великим князем Михаилом Александровичем заявления об отказе восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского.

    В тот же день Временное правительство, состоящее из представителей буржуазных партий, приняло декларацию о созыве Учредительного собрания. Для выработки проекта Положения и выборов в учредительное собрание постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 года «Об образовании Особого совещания для изготовления проекта положения о выборах в учредительное собрание»  было образовано Особое совещание, в состав которого вошли специалисты в области государственного права, политические и общественные деятели.

    Работа по выработке проекта положения о выборах велась медленно, организация первых всеобщих выборов в огромной стране в период войны представляла очень сложную задачу. Оставался открытым и вопрос о сроках выборов в учредительное собрание и его созыва. Только 9 августа 1917 года была окончательно определена дата выборов в учредительное собрание и назначен день его созыва (12 и 28 ноября соответственно).

    20 июля 1917 года Временное правительство по предложению Особого совещания для изготовления проекта Положения о выборах в учредительное собрание своим постановлением «Об утверждении раздела I Положения о выборах в учредительное собрание» утвердило первые пять глав Положения.
Основные принципы избирательного закона были следующие:
1) всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании (ст. 1);
2) распространение его на женщин (ст. 1);
3) минимальный возрастной ценз – 20 лет (для военнослужащих – 18 лет) (ст. 3);
4) распространение избирательного права на всю армию;
5) пропорциональное представительство (ст. 1);
6) отстранение от выборов лиц царствовавшего в России дома (ст. 10).

   С юридической точки зрения Положение о выборах носило чрезвычайно демократический характер. Ни одна страна в то время не предоставляла военнослужащим избирательного права в представительных учреждениях; лишь в немногих государствах избирательными правами обладали женщины. Распространив избирательное право на всю армию, разработчики проекта Положения о выборах понимали потенциальную опасность подобного шага. Столкновение политических страстей в армии могло легко вылиться в вооруженные действия. Но и отстранить от выборов более половины всего взрослого мужского населения России, призванного в действующую армию, Временное правительство тоже не могло, не рискуя вызвать раздражение и недовольство в армии, находившейся под влиянием социалистических партий. В результате в Положение о выборах в учредительное собрание была включена норма, предоставившая избирательные права военнослужащим.

   Для проведения выборов в Учредительное собрание был создан 81 избирательный округ, в том числе 8 воинских. Общее число депутатов, избираемых от всех округов, должно было составить 821–838 человек. Согласно Положению о выборах в учредительное собрание, пропорциональная система могла применяться лишь в тех избирательных округах, в которых численность населения составляла не менее 1 млн. человек. Было названо 12 округов, в которых выборы должны были проводиться по мажоритарной системе.

    Положением о выборах предусматривалось создание при Временном правительстве Всероссийской по делам о выборах в учредительное собрание комиссии, на которую возлагалось:
1) общее наблюдение за ходом выборов в учредительное собрание и обсуждение мер, необходимых для ускорения этих выборов;
2) выработка утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие Положения о выборах и Наказа о применении этого положения;
3) составление списка лиц, избранных в члены учредительного собрания;
4) принятие мер к разработке статистических и иных данных по выборам в учредительное собрание.

    После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года сроки проведения выборов и созыва Учредительного собрания изменены не были.

     Постановление СНК «О производстве выборов в учредительное собрание в назначенный срок» от 27 октября (9 ноября) 1917 года обязывало «все избирательные комиссии, учреждения местного самоуправления, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и солдатские организации на фронте... напрячь все усилия для обеспечения свободного и правильного производства выборов в учредительное собрание в назначенный срок».  Основной причиной, повлекшей принятие такого решения, была надежда большевиков на успех в избирательной кампании и на официальное признание учредительным собранием существующего режима. Вся дальнейшая деятельность по подготовке и проведению выборов в учредительное собрание шла под непосредственным контролем Президиума и Секретариата Президиума ВЦИК, но, несмотря на это, итоги выборов оказались для большевиков неблагоприятными. Абсолютное большинство мест в учредительном собрании получили эсеры – 370 (всего в учредительное собрание было избрано 707 человек). Левые эсеры, организационно не выделившиеся из партии эсеров, получили около 40 мест, меньшевики – 16, представители национальных групп – 85, кадеты – 17, энесы – 2. Большевики были представлены в учредительном собрании 175 депутатами.

    Неблагоприятный для большевиков итог выборов в учредительное собрание породил в их партии ожесточенные споры о дальнейшей его судьбе. Руководители Временного бюро большевистской фракции в учредительном собрании Л.Б.Каменев, А.И.Рыков, Д.Б.Рязанов, В.П.Милютин, Ю.Ларин считали созыв учредительного собрания завершающим этапом революции. Похожую позицию занимал Л.Д.Троцкий, допускавший передачу власти учредительному собранию, если им будет выражено соответствующее желание.  Противоположной точки зрения придерживались большевики во главе с В.И.Лениным. Передача власти из рук большевистских Советов в руки представительных учреждений буржуазного типа рассматривалась как недопустимый шаг. Цель учредительного собрания виделась им в официальном признании диктатуры пролетариата. Так как учредительное собрание в том составе, который дали выборы, на такой шаг пойти не могло, большевиками были предприняты меры по изменению соотношения сил. 21 ноября 1917 года во ВЦИК был внесен проект декрета «О праве отзыва делегатов», написанный В.И.Лениным. Выборы в учредительное собрание еще не закончились, а декрет предусматривал возможность для избирателей ставить через Советы вопрос об отзыве депутатов.

    В телеграмме ВЦИК от 23 декабря 1917 г. говорилось: «Лозунгу «Вся власть Учредительному собранию» Советы должны противопоставить лозунг «Власть Советам». Первый лозунг объединяет всех противников рабоче-крестьянской Октябрьской революции».  23 ноября по постановлению СНК были арестованы члены Всероссийской по делам о выборах в учредительное собрание комиссии, а ее комиссаром назначен С.М.Урицкий. 27 ноября арестованные члены комиссии были освобождены, но после того, как на первом же заседании они отказались работать под руководством С.М.Урицкого, СНК совсем распустил комиссию, 26 ноября (9  декабря) 1917 года СНК издал Декрет «Об условиях открытия учредительного собрания»,  в котором говорилось:
1) первое заседание учредительного собрания собирается по приглашению комиссара над Всероссийской по делам о выборах в учредительное собрание комиссии по прибытии в Петроград более 400 членов учредительного собрания;
2) заседание открывается лицом, уполномоченным на то СНК, при наличии в зале заседания не менее 400 делегатов.

     Представители кадетов, правых эсеров, меньшевиков постановление не признали и выразили намерение открыть учредительное собрание 28 ноября 1917 года – в день созыва, назначенный Временным правительством. В ответ на попытки открыть учредительное собрание 28 ноября  СНК в тот же день издал Декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции»,  согласно которому подлежали аресту и суду революционных трибуналов члены руководящих органов партии кадетов как «партии врагов народа». На основании этого акта 1 декабря были арестованы члены учредительного собрания от партии кадетов А.И.Шингарев, Ф.Ф.Кокошкин и С.В.Панина.

    Несколько обезопасив себя от обещавшего быть непослушным учредительного собрания, СНК 20 декабря 1917 года издал постановление «О сроке открытия учредительного собрания».  Открытие было назначено на 5 января 1918 года при наличии кворума из 400 делегатов.

    С утра 5 января 1918 года на улицах Петрограда появились демонстранты с лозунгами «Вся власть Учредительному собранию!». В ряде мест по демонстрантам открыли стрельбу верные большевикам матросы, появились убитые и раненые. Около 16 часов в Таврическом дворце началось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания. Председателем учредительного собрания был избран кандидат от правых эсеров В.М.Чернов (большевики и левые эсеры выдвигали кандидатуру М.А.Спиридоновой), который в своей речи наметил программу работы учредительного собрания: 1) о мире; 2) о государственном строе России; 3) о земле; 4) о безработице; 5) о подготовке к демобилизации.

     Председатель фракции большевиков Н.И.Бухарин предложил обсудить в качестве неотложного вопрос о принятии Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявлявшей Россию республикой Советов. Правые эсеры и меньшевики предложение отклонили, мотивируя это тем, что учредительное собрание суверенно и не может обсуждать и принимать что-либо по предписанию ВЦИК. По требованию большевиков и левых эсеров заседание было прервано для совещания по фракциям. На собрании большевистской фракции было решено огласить декларацию, написанную В.И.Лениным, в которой выдвигалось требование признания Советской власти учредительным собранием. Так как большинство делегатов учредительного собрания это требование отвергло, то большевики покинули собрание. Через некоторое время оставили зал заседаний и левые эсеры.

    После ухода большевиков и левых эсеров оставшиеся делегаты приняли Декларацию в пользу всеобщего мира и закон о земле с тем, чтобы на следующий день опубликовать их от имени учредительного собрания. В постановлении о государственном устройстве Россия объявлялась демократической федеративной республикой.  В 4 часа утра 6 января 1918 года после ультимативного требования начальника караула Таврического дворца матроса А.Г.Железнякова Всероссийское учредительное собрание объявило в своей работе перерыв. Но больше этому собранию не суждено было заседать. 6 января 1918 года на заседании СНК был обсужден проект Декрета «О роспуске учредительного собрания». В ночь с 6 на 7 января Декрет был принят ВЦИК большинством голосов.

    Подобное развитие событий можно рассматривать как закономерное. Центральный вопрос – вопрос о власти – решился в ноябре–декабре 1917 года в пользу большевиков, и уступать ее они никому не собиралась. Естественно, что Всероссийское учредительное собрание стало препятствием на их пути. Большевики пошли на организацию выборов и созыв Учредительного собрания, чтобы разуверить народ в буржуазном парламентаризме, наглядно показать «соотношение обычной буржуазной республики с учредительным собранием и республики Советов».

     Предлогом к обвинению делегатов учредительного собрания в контрреволюции и разгону собрания послужил отказ утвердить представленную собранию «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая по существу отказывала народу в праве избирать своих представителей и ставила под сомнение вопрос о легитимности самого учредительного собрания. Один из пунктов «Декларации» гласил: «...учредительное собрание полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти». Само понятие эксплуататора в «Декларации» юридически никак не определялось, в связи с чем под категорию эксплуататора мог быть подведен любой.

   Несмотря на это, в столь короткой практике работы Всероссийского учредительного собрания было то, что может помочь в работе и сегодня. Прежде всего, нужно заметить, что при всем накале страстей в учредительном собрании не было споров о регламенте работы. От излишних споров членов Учредительного собрания спасла устоявшаяся процедура буржуазного парламентаризма: право представителей всех фракций высказаться по вопросу, голосование всех предложений, а также порядок, при котором в случае поступления предложения прения могут быть ограничены несколькими выступлениями в его пользу и столькими же против.

    С разгоном Всероссийского учредительного собрания в России завершился этап буржуазного конституционализма. Социалистическая доктрина принадлежности всей полноты государственной власти трудящимся в лице выборных представительных органов – Советов – отвергала традиционные принципы, формы и институты буржуазного конституционализма. Страна сделала свой выбор.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика