Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общественное мнение как фактор повышения эффективности государственного управления в современной России
Научные статьи
09.04.12 08:34

вернуться

 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Социально-правовые исследования
Гимаев И.З.
Общественное мнение как фактор повышения эффективности государственного управления в современной России
Статья посвящена переосмыслению роли общественного мнения на современном этапе развития государственного управления.
          
    Развитие демократических институтов, формирование информационного общества, развитие электронных средств общения и обмена информацией, установление многопартийной системы, политическая активность населения – все это послужило причиной возникновения, а в последние десять лет и серьезного изучения феномена общественного мнения. В этом смысле общественное мнение – продукт эпохи гласности, имеющий очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы реформ общество быстро прошло путь от единомыслия через гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение. С момента проведения первых в стране альтернативных выборов общественное мнение становится не только заметным фактором социально-политической жизни, но нередко и основным двигателем проводимых преобразований. Для страны, находившейся на начальной стадии перехода от тоталитарного состояния к гражданскому обществу, такая роль общественного мнения является закономерной.

     Общественное мнение существует не просто как сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение – это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

     Всесторонний анализ современного общественного мнения установил, что на формирование общественного мнения как на фактор повышения эффективности государственного управления влияют следующие социальные явления.

   Во-первых, отношение населения к государственной власти, проявляющееся в доверии или недоверии (личностном отношении) как к ее конкретным представителям, так и к действию или бездействию самих органов власти.

    Социологические опросы показывают, что доверие населения к руководству страной и к органам государственной власти неуклонно снижается. Растет число разочарованных деятельностью правящей элиты, региональных и местных руководителей, депутатов, силовых структур, судов, лидеров политических партий.

     В какой-то мере отмеченный рост негативных оценок деятельности государственных институтов и более позитивная оценка открытости, свободы политической жизни связаны друг с другом: демократизация предполагает высокий критический уровень настроений масс. В свою очередь, объективно это ведет к усилению общественного мнения в системе факторов государственного управления.

      Общественное мнение представляет собой достаточно сложный феномен, и его не так просто выявить. Это вовсе не арифметическая сумма высказываний, зафиксированных тем или иным образом. Общественное мнение – это достаточно зрелый органический продукт общественной жизни, коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной социальной коммуникации. Если в обществе нет набора условий, необходимых для его возникновения, а именно самой сознающей себя в качестве субъекта социального поведения общественности, обильного потока свободной и доступной ей информации по предмету обсуждения, развитого интереса у масс к этой информации, их способности артикулировать свою позицию, широкой сети безотказно действующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации, то этот продукт отсутствует по определению. Общественное мнение у нас существует далеко не везде, то есть, как минимум, не во всех социальных средах, и далеко не всегда, не по каждому заслуживающему внимания и интересующему исследователя поводу.

     До недавнего времени руководство страны возлагало функции общественного мнения, роль проводника общественных интересов на «Единую Россию». Однако время, прошедшее между упразднением одной правящей партии и созданием другой, кардинально изменило отношение простого человека к однопартийной системе, вживив в народное «тело» противоядие. В результате произошло естественное отторжение искусственно навязанных идей, идеалов и догм.

    Также причиной крайне отрицательного отношения населения к деятельности органов государственной власти является отсутствие у населения четкой гражданской позиции,  гражданской ответственности за принятие как собственных, так и общественно-социальных поступков, решений.
Данные социологического исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что основной формой участия в общественной и политической жизни россиян является голосование на выборах. 

     Однако и здесь отмена самой возможности критики политических оппонентов, увеличение процентного порога прохождения политических партий на выборах, отмена порога явки на выборы, графы «против всех» и иные действия, явно противоречащие духу основного закона, углубили отчуждение граждан от политического участия и управления.

     Во-вторых, политическая активность населения – готовность отстаивать свои права и исполнять обязанности, участвовать в выборах, иных социально-политических акциях, организациях, в социальной жизни общества.

     События конца 2011 – начала 2012 г. показали высокий уровень интереса населения к деятельности политических институтов. Гражданская активность увеличивает степень демократизации общества, ведет к формированию общественно-политической системы. И это нормальное явление. Население, граждане решают те проблемы, которые для них являются злободневными, актуальными, на решение которых, по мнения граждан, руководители не обратили внимания или, хуже того, стали их причиной. Политические проблемы естественным образом вышли на первый план. В условиях, когда происходит обострение общественно-политической обстановки, и возрастает острота социальных проблем, происходит сбой в отлаженном механизме политической системы. В этих условиях общественное мнение играет даже большую роль, чем в традиционной советской системе политического управления, так как, с одной стороны, им труднее манипулировать из-за многопартийности, плюрализма мнений и пр., а с другой стороны, даже незначительное изменение общественного мнения по какому-то частному поводу может изменить государственно-политический спектр общества. И здесь каждый политически и социально активный гражданин, каждый член общества является частичкой общественного мнения, его источником, транслятором и проводником.

    Совсем другое дело – электоральная активность. Россияне пока еще плохо владеют инструментом воздействия на государственную власть посредством выборов. Это связано,  с одной стороны, с политической неопытностью и готовностью людей быть обманутыми харизматичным кандидатом, а с другой стороны – с широко распространенным манипулированием мнением граждан в ходе подсчета голосов избирателей. Поэтому пока для людей проще и понятнее простые сиюминутные комбинации с государственными органами, чем выстраивание политической системы, реально заинтересованной защищать интересы избирателей.

      В-третьих, развитость средств массовой коммуникации и информации, взаимоотношения с органами государственной власти. Подконтрольность, полнота, достоверность, субъективность информации, доверие населения к СМИ.

    Важной характеристикой состояния общественного мнения является уровень его информированности, показывающий, каким объемом знаний по проблеме располагает общественная группа. Занимая одну и ту же позицию по проблеме (например, полностью поддерживая какую-то общественно значимую акцию, движение), люди, тем не менее, могут далеко не одинаковым образом понимать ее суть, располагать различной степенью информированности, знаний по проблеме. 

    В настоящее время в России существует огромное количество конкурирующих источников информации, которые не управляются из единого центра, имеют свою позицию по любой из проблем, что создает напряженное информационное поле.

     Результаты социологических исследований общественного мнения по отношению населения к средствам массовой информации говорят о следующем. В вопросе о том, свободны ли от государственного контроля российские СМИ, общественное мнение разделилось поровну. Одинаковое количество респондентов (34 % и 35 %) уверено, что российские СМИ по большей части как зависимы (подконтрольны), так и не зависимы от государства. Примерно одинаковое количество опрошенных (12 % и 10 %) абсолютно в этом уверено.

     С развитием электронных средств массмедиа активное распространение получил Интернет. Именно эта сеть сегодня – основной источник информации. И в первую очередь это связано с лишением независимости и дискредитацией СМИ. Современные интернет-коммуникации – это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ и Интернета. Это обстоятельство оказалось неподвластным нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественное мнение.

    В-четвертых, не менее значимым фактором, оказывающим влияние на формирование общественного мнения в системе современного государственного управления, является уровень самоидентификации государственных служащих, их отношение к деятельности органов государственной власти.

     Система государственного управления (как она воспринимается общественным мнением) представляет собой преимущественно симбиоз бюрократизма и административного произвола. Обоснованность такого вывода подтверждает обобщение материалов исследований, в которых отражен негативный опыт обращений граждан в органы власти с целью получения государственных услуг. Около половины опрошенных указали на взяточничество и произвол чиновников, на сознательное нарушение ими законов при обращении граждан в органы государственной власти.

     В этой связи выглядит закономерной реакция россиян на действия властей, в которой преобладают конформизм и отчуждение.

    Изучая данные опросов, уместно обратить внимание на то, что в настоящее время характер работы в органах государственной власти является для большинства чиновников синтезом достаточно высокого общественного статуса и канцеляризма, обеспечивающим их самодостаточность и независимость от общественного мнения. По сути дела, обозначенная ситуация представляет собой ярко выраженную форму административного отчуждения государственного аппарата от общества, которое накладывается на отчуждение населения от государства и исполнения гражданских обязанностей. Это чревато снижением эффективности государственного управления.

     Чрезмерная бюрократизация государственных органов и произвол представителей власти, на которые неоднократно обращалось внимание в президентских посланиях Федеральному Собранию, представляют собой форму политико-правового отчуждения государственной власти от народа. Строго говоря, суть этого отчуждения состоит в метаморфозе, при которой народ из источника власти де-юре в той или иной мере становится объектом ее бюрократических манипуляций де-факто. Это накладывает печать на отношение общества к системе государственного управления, к практике осуществления реформ и к характеру политического режима в целом.

     Вследствие сохраняющейся незрелости политической системы и гражданского общества, недостаточности интегрирующей роли государства и стабилизирующих функций закона важнейшие политические права и свободы граждан приобретают условный характер. Это нашло отражение в общественном мнении по поводу реализации большинства конституционных норм, в том числе тех, в которых декларируется демократическое устройство российского общества.

     Произошедшие за последние 15 лет события не только изменили политический и государственный ландшафт страны, но и привели к глубоким изменениям в структуре и динамике массового сознания, не просто изменили отношение к отдельным лидерам и действующим институтам власти, а привели к смене парадигмы общественного мнения. Не только завершился период экономического и политического реформаторства, но исчерпал себя и прекратил действие сам механизм преобразований общественных структур по воле и призыву правящей элиты.

      В настоящее время общественное мнение как социальное явление переживает очередной этап развития. За годы реформ общество быстро прошло путь от официально насаждаемого единомыслия через гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение, поколение новой формации с иными приоритетами и ценностями, изменились идеология, политический и экономический режимы.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика