Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Кооперативное законодательство России: перспективы развития и совершенствования
Научные статьи
10.04.12 11:49

вернуться

 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Гражданское право
Быстров Г.Е.
Кооперативное законодательство России: перспективы развития и совершенствования
В статье определены основные пути совершенствования кооперативного законодательства России, которое призвано учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных МКА.
     
  История российской кооперации началась за 30 лет до отмены крепостного права. Термин «кооператив» в российском законодательстве ХIХ века рассматривался в качестве организационно-правовой формы предприятия, функционирующей на бесприбыльной основе. Кооперативная форма хозяйствования позволяет распределять по принципу справедливости риски и ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на членов кооператива обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, обязывает кооператив предоставлять преимущественно, но не исключительно услуги членам кооператива.

     Кооперация развивается как форма экономической демократии, социальный сектор рыночной экономики. Она рассматривается как ассоциация лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, единственной целью которой является оказание услуг своим членам. Эти преимущества кооператива перед акционерными обществами, партнерствами, ассоциациями, корпорациями отмечало и прежнее, в том числе дореволюционное, российское законодательство.

   Именно такая трактовка кооператива заложена в Положении о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 года, которое распространялось на все виды и формы кооперативов. Этот Закон является одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному праву России и сегодня может быть использован при совершенствовании кооперативного законодательства России.

      Закон выделяет в качестве нового лица, субъекта гражданского и крестьянского права кооперативы, которые характеризовались как товарищества и отличались от коммерческих предприятий и гражданских обществ тем, что они строили свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки членов кооператива. В кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд. Основная цель кооператива состоит в том, чтобы объединить в особую организацию тех, кто на добровольной основе соединяет свои усилия для достижения общих задач или для удовлетворения общих интересов путем личного трудового участия и объединения усилий всех партнеров или членов кооператива. В основу правового регулирования кооперативов были заложены принципы Рочдейла, по крайней мере те минимальные требования, которые были позже официально признаны Международным кооперативным альянсом (МКА).

     На отношение к современной кооперации, в том числе и сельскохозяйственной, влияют два момента. В современных условиях сохраняется нестабильность, противоречивость, запутанность, пробельность, фрагментарность кооперативного законодательства, причина которого кроется не только в переходном характере аграрной экономики, но и в отсутствии государственной стратегии по аграрному вопросу, а порой и некомпетентности законодателя. Неопределенно, запутано, противоречиво правовое положение сельскохозяйственных кооперативов, как производственных в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и производственного обслуживания, реализации продукции, кредитования, страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Вместе с тем в законодательстве, регулирующем организацию и деятельность кооперативов, есть серьезные пробелы. ГК РФ 1994 г. предусматривает создание лишь двух видов кооперативов: производственных и потребительских и закладывает основу для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых форм образований.

     Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов по-прежнему находится за пределами правового регулирования. ГК РФ не проводит четкой дифференциации между кооперативами и коммерческими организациями, относит производственные кооперативы к коммерческим организациям наряду с хозяйственными обществами и товариществами. По этой причине в общественном мнении утрачивается понимание сущности кооперативов как самостоятельной социально-экономической формы экономической деятельности, и предпочтение отдается таким формам коммерческой организации, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. ГК РФ не только ограничивает этими двумя видами (производственный и потребительский) возможность выбора сельскохозяйственными кооперативами, но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности.

     Потребности частного оборота в современной России требуют создания достаточно развитого законодательства, подкрепления статуса кооперативов соответствующими корпоративными нормами, системой национальных, региональных и международных стандартов кооперативного движения. Социально-экономическая роль, которую играют кооперативные формы объединения людей, существующая потребность в таких объединениях вызывает необходимость принятия в России общего Федерального закона «О кооперации», в котором должны быть закреплены понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных кооперативных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов. Для кардинального изменения системы правового регулирования кооперации необходимо решить важные теоретические вопросы о понятии и правовой сущности кооперации, принципах идентичности кооперативов, сформулированных МКА.

      К кооперативным принципам относятся: добровольность и открытое членство; демократический членский контроль; экономическое участие членов; автономия и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность. Кроме того, согласно традициям основоположников кооперативного движения, члены кооперативов придерживаются следующих этических норм: честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.

      В 1996 г. Международный кооперативный альянс во время очередного Конгресса и общего собрания в Манчестере принял следующее определение кооператива. Это автономное объединение лиц с целью реализации их общих экономических, социальных, культурных потребностей и стремлений на основе совместной собственности и контролируемого на демократической основе предприятия.

     МОТ полагает, что кооператив – это ассоциация лиц, как правило, располагающих ограниченными средствами, которые объединились для создания демократической по своему характеру хозяйственной деятельности, основанной на принципах равенства, единственной целью которых является оказание услуг своим членам.

      С юридической точки зрения мы имеем здесь коллектив лиц, объединившихся с определенной целью, которые реально учреждают новое юридическое лицо с тем, чтобы организовать экономическую деятельность в соответствии со своими принципами и доктриной.

       С экономической точки зрения мы имеем организованную деятельность, особого рода организацию лиц, действующих в сфере производства и услуг, трудовых отношений или в сельском хозяйстве, результаты труда которых используются для развития либо коммерциализации кооператива с целью выполнения стоящих перед ними задач в соответствии с действующими нормами, собственными принципами и ценностями. Это объективный и предпринимательский аспект кооператива.

      В дополнение к легальным определениям кооператива МКА и МОТ предлагается следующее определение. Кооперативом является коллективное предприятие, обладающее правами юридического лица и собственной юридической природой, учрежденное лицами, добровольно объединившимися и вошедшими в состав кооператива для обеспечения своих потребностей или интересов через образование ассоциированной или предпринимательской организации, имеющее переменный капитал, достаточный для выполнения задач общества и осуществления предпринимательской деятельности, которая регулируется особым законодательством и основывается на собственных принципах, выражающихся в свободном вступлении в общество, демократическом управлении, ограничении дохода на вложенный капитал, взаимопомощи и солидарности, создании общественных фондов, образовании и деятельности в интересах членов кооператива.

     Кооперативы по своей природе, как это следует из приведенных выше определений, являются ассоциированными предприятиями, признаются юридическими лицами и в качестве субъекта права предстают в двух аспектах – как общество и как предпринимательская организация особого типа.

     Специалисты по кооперативному праву Испании выделяют следующие существенные признаки кооператива. Во-первых, безусловное признание кооперативом и его членами кооперативных принципов и ценностей с момента создания кооператива и на протяжении всей его последующей жизни. Поскольку члены кооператива приняли свободно решение о создании кооператива и добровольно вступили в кооператив, приняли на себя обязательство сохранять в нем членство, законодательство требует, чтобы они принимали постоянное участие в кооперативной деятельности.
Во-вторых, при создании кооператива и в течение всей его деятельности доминирует человеческий фактор, преобладающий над другими, в том числе экономическими факторами. Капитал является лишь одним из факторов, необходимых для создания кооператива, который, однако, не определяет своеобразия правового положения кооператива как объединения лиц, а не капиталов.

    В-третьих, активное участие членов кооператива в социальной и предпринимательской деятельности кооператива, в организационных мероприятиях, управлении его делами и в проводимой кооперативом предпринимательской деятельности в соответствии с уставными принципами и положениями. Это участие не ограничивается только возможностью осуществления абстрактного права, как это обычно имеет место в большинстве других ассоциированных или предпринимательских организаций, в частности в акционерных обществах и корпорациях, а выражается в личном и повседневном участии члена во всей жизни кооператива.

     В-четвертых, постоянная связь членов кооператива с результатами труда и итогами осуществляемой каждым кооперативом предпринимательской деятельности. При этом придание кооперативу статуса юридического лица не влечет за собой прекращения членских отношений с кооперативом и не может причинить ущерб их интересам или вынудить их изменить те основания, по которым произошло создание кооператива.

     Иное противоречило бы смыслу образования и существования любого кооператива, потому что главная его цель – это не извлечение прибыли, а оказание услуг членам кооператива. В соответствии с данным принципом законодательство устанавливает нормы прибыли, налоговый режим кооператива, регулирует социальное страхование членов кооператива.

     В-пятых, добровольность создания кооператива. Речь идет о свободном вступлении в кооператив и выходе из него, как одном из кооперативных принципов, который, как будет показано в дальнейшем, сочетается с правами на свободное объединение, частную инициативу и свободу предпринимательской деятельности.

    В-шестых, самоуправление и независимость при осуществлении предпринимательской деятельности. С одной стороны, это означает, что в жизни кооператива нет места командной системе, бюрократизму или вмешательству государственных органов в его дела, не считая обязанности государства содействовать развитию кооперативов. С другой стороны, это также означает полную свободу в осуществлении кооперативом своей предпринимательской деятельности с учетом того, что каждый кооператив и каждый его член ответственны за проводимую ими предпринимательскую деятельностью.

     В-седьмых, частный характер, частная собственность и свобода предпринимательской деятельности сохраняются с учетом публичного интереса в отношении кооперативного имущества и предпринимательской деятельности кооператива. Мировая и испанская практика кооперативного движения показывает, что кооператив – это частное предприятие общественного значения, в котором управление делами и руководство принадлежит самим членам кооператива.

     Таким образом, в отличие от коллективных хозяйств, существовавших при социализме, в кооперативах имущество и средства производства, а также результаты труда принадлежат самим кооперативам и их членам на основе частной собственности и на условиях, устанавливаемых самими членами. В порядке изъятия из этого общего положения установлен особый правовой режим для общественных фондов, формируемых для решения определенных социальных задач, например, в сфере образования. Эти фонды имеют социальное назначение и предназначены для осуществления целей, которые носят фундаментальный характер. Для них установлен особый налоговый режим, учитывающий их особую природу.

    МКА признает кооперативами любые ассоциации, объединения, предприятия, реализующие на практике кооперативные принципы. Традиционно под кооперативными принципами понимают основные направления деятельности, рожденные кооперативным опытом, которые выражают и определяют жизнь кооперативов с момента появления, последующего развития, вплоть до роспуска и окончательного прекращения деятельности кооперативов.

     Кооперативные принципы являются результатом обобщения повседневного опыта кооперативов, поведения их членов, итогом успешной деятельности кооперативных предприятий, правовых отношений внутри кооперативного движения и работы его высшего представительного органа, каким является Международный кооперативный альянс. Правила поведения, образ действия и методы работы затем превращаются в юридически обязательные нормы, когда они оказываются инкорпорированными в уставы отдельных кооперативов и особенно когда они объективируются, то есть включаются в законодательство различных стран через специальные законы о кооперативах.

    В настоящее время действуют следующие семь универсальных кооперативных принципов, принятых XXXI Конгрессом МКА в 1995 г.: 1) добровольное и открытое членство; 2) демократический членский контроль, который включает в себя самоуправление; 3) ограниченный процент на капитал (распределение прибылей); 4) автономия и независимость; 5) образование, повышение квалификации и информация; 6) сотрудничество между кооперативами; 7) забота об обществе.

     Эти семь кооперативных принципов, сформулированных на Конгрессе МКА в 1995 г., в краткой форме, без дифференциации их по степени важности и какой-либо иерархии между ними в зависимости от порядка расположения, обозначаются следующими словами: 1) членство; 2) демократизм; 3) ограниченный процент на капитал; 4) распределение прибылей; 5) образование; 6) интеграция; 7) забота об обществе. Указанные принципы являются действующими кооперативными принципами нашего времени.

      Итоги работы Конгресса МКА в 1995 г. позволяют сделать шесть выводов. В-первых, появился новый очевидный принцип, который выражается в том, что эволюция самих кооперативных принципов должна происходить в соответствии с обстоятельствами каждого времени и с учетом динамики общества, но неизменно в духе верности первоначальным рочдельским принципам, провозглашенным в 1937 г. в Париже на основе кооперативных принципов Рочдейла. Во-вторых, все равные между собой по важности принципы являются не только постоянными неизменными, но также эволюционными и реалистичными. В-третьих, эти семь принципов применяются на различных уровнях, в различных типах кооперативов и при различных социально-экономических условиях. В-четвертых, кооперативные принципы очень важны при разработке кооперативного законодательства и в правоприменительной практике. В литературе названные принципы справедливо относят к общим социальным нормам, которые находят свое отражение в кооперативном законодательстве стран ЕС. В-шестых, основополагающие международные кооперативные принципы являются важнейшим ориентиром не только для развития всей кооперации в целом, но и для формирования российского кооперативного законодательства в частности.

    С этих позиций особого внимания заслуживает история развития кооперативного законодательства в странах ЕС, в которых первые кооперативы возникли задолго до появления специального кооперативного законодательства. По этой причине их правовой статус определялся общим законодательством и правовыми нормами, относящимися к ассоциированным предприятиям и другим подобным организациям. Так, в Англии кооперативы учреждались на основании «Закона об обществах взаимопомощи», который в 1852 г. сменил «Закон о промышленных обществах и обществах взаимного страхования». Этот важнейший источник гражданского и кооперативного права (с изменениями от 2 июня 1965 г.) действует до настоящего времени, регулируя деятельность кооперативов в Соединенном Королевстве.

     Во Франции «Закон об акционерных обществах» 1867 г. имел отдельную главу, посвященную кооперативам, которые рассматривались как общества с переменным капиталом. Позднее были приняты отдельные законы, касающиеся кооперативов различного типа.

     Международная организация труда в специальном исследовании, посвященном кооперативному законодательству, отметила, что помимо указанного английского закона до сих пор продолжают действовать такие старые законодательные акты, как австрийский закон 1863 г. и германский закон 1892 г. Последний продолжал действовать в ФРГ, но в ГДР он был отменен в 1950 г., и до объединения Германии деятельность кооперативов регулировалась только их уставами.

      МОТ разделяет все страны на две группы в зависимости от того, в какой момент кооперативное движение стало регулироваться в них отдельным кооперативным законодательством:
– страны, в которых кооперативное движение возникло до принятия специальных законов о кооперативах;
– страны, находившиеся в тех же условиях, в которых не была проведена кодификация кооперативного законодательства, однако были приняты законодательные акты об отдельных видах кооперативов либо законодательные акты о кооперативах в отдельных субъектах федерации либо конфедерации.

    К странам, в которых возникновению кооперативного движения предшествовала кодификация кооперативного законодательства, относятся 13 стран Африки и Латинской Америки, в 9-ти из которых кооперативное движение так и не возникло, по крайней мере, на момент публикации исследования МОТ.

    В большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Италии, Швейцарии и др.) с 60-х гг. XIX в. правовое положение кооперативов регулировалось единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для которых принято особое законодательство. В ряде государств поддерживается существование самостоятельной отрасли кооперативного законодательства (Бразилия, Венгрия, Германия, Индия (на федеральном уровне и уровне штатов), Иордания, Испания, Кения, Кот-д’Ивуар, Мексика и Таиланд).
Существуют, конечно, и иные формы. В ряде стран действуют законы, регулирующие правовое положение конкретных видов кооперативов в различных секторах экономики (Румыния, Уругвай, Эфиопия, Япония и др.). Самостоятельные разделы в общих законах содержатся в таких странах, как Швейцария (Гражданский кодекс), Бельгия, Гвинея (Торговый кодекс), Франция (Аграрный кодекс). В некоторых странах (Дания, Китай, Норвегия и некоторые штаты США) отсутствует специальное законодательство о кооперативах.

    Своеобразные формы имеет кооперативное законодательство в странах с федеративной формой государственного устройства: общее федеративное кооперативное законодательство, но без законодательства в административных единицах (например, в Бразилии, Германии); без федерального законодательства, но с кооперативным законодательством в административных единицах (например, в Австралии, США); федеральное законодательство и законодательство в административных единицах (например, в Канаде, Индии).

     Вполне обоснованно в связи с этим при разработке концепции совершенствования российского кооперативного законодательства обращается внимание на зарубежный опыт правового регулирования деятельности кооперативов. В большинстве индустриально развитых стран совершенствование законодательства о кооперативах направлено на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики. Россия достигла значительных результатов в закреплении политических прав и свобод человека. Разработаны, по обоснованному мнению профессора С.В.Тычинина, квалифицированные правовые конструкции, обеспечивающие деятельность коммерческих организаций. В то же время остаются незащищенными и уязвимыми многие социально-экономические права граждан.

      С этих позиций заслуживают особого внимания Рекомендации МКА 1992 г. «О содействии развитию кооперативов», которые имеют особое значение для России и других стран СНГ с переходной экономикой, стремящихся адаптироваться к условиям рыночных отношений. В сбалансированном обществе должны сосуществовать сильный государственный и частный секторы, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять правовые рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.

    Можно заключить, что независимо от стран и исторических эпох кооперация в структуре трехсекторной экономики (государственная, социальная, частная) занимает ведущее место в социальном секторе экономики. Это и предопределяет соответствующие принципы и подходы к формированию законодательства о кооперации, направленного на обеспечение участникам кооперативных отношений своих прав и охраняемых законом интересов. Важнейшей отличительной чертой кооперации является социальная направленность хозяйственной деятельности. Кооперативные объединения – это форма защиты населения от посягательств на его экономические интересы, главным из которых является получение необходимого количества жизненных ресурсов. Именно потому ведущую роль в кооперативном движении все чаще играет не столько производственная, сколько потребительская кооперация, направленная на удовлетворение потребностей людей.

    В современных условиях существует настоятельная необходимость приспособить общее гражданско-правовое учение о физических и юридических лицах к особенностям сельского хозяйства и определить особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов как производственных в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия и в сфере производственного обслуживания, реализации продукции, кредитования, страхования.

     Все это требует с учетом зарубежного правового опыта принятия не только общего федерального закона о кооперативах, но и внесения соответствующих изменений в ГК РФ. Главная задача здесь состоит в том, чтобы создать благоприятный правовой режим деятельности кооперативов, обеспечить доступ сельскохозяйственных кооперативов к государственной кредитной и финансовой поддержке. Кодификация законодательства о кооперации должна быть направлена на решение таких задач, как: уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения; обеспечение правового регулирования всех отношений в сфере кооперации; унификация правового режима при регулировании однородных отношений; сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов; достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства; вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов.

        На необходимость принятия в России единого общего закона о кооперации и внесения изменений в ГК РФ, в котором должен быть выделен раздел «Кооперативы и их объединения», обращалось внимание на парламентских слушаниях «Сущность и роль кооперации в национальной экономике», состоявшихся в декабре 2002 года. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу в соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики разработал проект ФЗ «О кооперации в Российской Федерации» и направил его в июле 2007 г. в Государственную Думу РФ.

   Принятие такого федерального закона вполне соответствует тенденциям развития отечественного кооперативного законодательства, исторически предрасположенного к единому правовому акту в этой сфере. «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г. по сути дела было формой кодификации дореволюционного законодательства. Серьезные шаги по разработке и принятию Кооперативного кодекса СССР предпринимались в 20-е годы прошлого столетия. Определенные черты кодификации содержал и закон «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г., который объединял нормы всех видов, типов и форм кооперативов в СССР.

      В проект данного закона в соответствии с решениями МКА интегрированы важные для эффективной кооперативной практики принципы, такие как добровольность членства; демократический характер управления; распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; ограничение дивидендов по дополнительным паям членов кооператива и паям ассоциированных членов кооператива; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

    Кооперативы являются инструментом достижения цели поддержки и удовлетворения прав и потребностей своих членов. Поэтому их не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции выполняют коммерческие организации, общественные организации преследуют нематериальные цели. Деление кооперативов в российском законодательстве на производственные (коммерческие) и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения кооперативных отношений.

     Проект ФЗ «О кооперации в Российской Федерации» включает в себя общие положения, относящиеся ко всем видам кооперативов и их объединений, действующих и вновь создаваемых в разных отраслях экономики. В проект закона должны быть включены также специальные положения, посвященные особенностям правового положения отдельных видов кооперативов. Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.

    Принятие ФЗ «О кооперации в Российской Федерации» будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, создание новых видов кооперативов, станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет способствовать росту занятости населения, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика