Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Становление и развитие таможенного u1076 дела в советский период: историко-правовой аспект
Научные статьи
10.04.12 11:54

вернуться


 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2011
Теория и история государства и права
Гречкина О.В.
Становление и развитие таможенного u1076 дела в советский период: историко-правовой аспект
В статье автор исследует проблемы становления таможенного дела в России в советский период, выделяет этапы развития таможенного законодательства, анализирует наиболее значимые положения нормативных правовых актов, определивших основные направления регулирования таможенных отношений.
        
          Исследование историко-правового аспекта организации и деятельности современных правовых институтов имеет большое значение для понимания особенностей механизма их функционирования и оценки перспектив развития. В период Гражданской войны таможенные органы России претерпели сокращения, серьёзные структурные изменения, была нарушена система управления, уходили квалифицированные кадры.  Деятельность большинства таможенных органов была приостановлена, а Департамент таможенных сборов бездействовал.  В течение 1917–1921 гг. таможенные органы переходили из ведения одного органа к другому: из ЦК профсоюзов таможенных работников к местным Советам народных депутатов, от них к Наркомату торговли и промышленности, затем Наркомату по финансовым делам. Возрождение таможенной системы началось лишь к 1922 г. В декабре 1921 г. было создано Главное таможенное управление,  которое выполняло функции по разработке таможенной политики, нормативных правовых актов по организации и управлению таможенными учреждениями, а также по борьбе с контрабандой. Руководство деятельностью таможенных органов осуществлялось посредством пяти отделов: административно-финансового, тарифного, статистического, оперативного и по борьбе с контрабандой.  В таможенной системе имелось четыре разновидности таможен, существовало восемь таможенных округов, которые объединяли в себе 283 таможенных учреждения. В это время – период национализации всей торговли и промышленности – таможенные органы утратили свои налоговые функции и являли собой контрольно-пропускные пункты по приему и хранению грузов. Таможенное дело фактически стояло на месте, а таможенники взимали лишь сборы за таможенные процедуры.

      Таможенный Устав СССР 1924 г.  стал новой вехой в формировании правовой основы таможенного дела. Таможенными органами теперь стал управлять Народный Комиссариат Внешней Торговли, который осуществлял задачи через входящее в его состав Главное таможенное управление. К административно-юрисдикционными функциями уполномоченных Народного Комиссариата Внешней Торговли было, в частности, отнесено «рассмотрение и соответствующее направление всех дел о конфликтах между таможенными учреждениями и  местными органами таможенной республики, а равно и жалоб на постановления местных таможенных учреждений, поступивших к уполномоченным; разработка конкретных мероприятий по борьбе с контрабандой в масштабе союзной республики» (пп. «в», «г» ст. 2).

      В структуру Главного таможенного управления теперь входило семь отделов: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторская часть. Задачами Главного таможенного управления являлась выработка всех мероприятий общего характера, инструкций и разъяснений к ним, а равно организация и руководство борьбой с контрабандой посредством таможенных учреждений, расположенных на территории всего СССР (ст. 5).

     К формам таможенного контроля относились досмотр и передосмотр товаров. При этом строго указывалось, что «по подписании досмотровой росписи в ней запрещается делать какие-либо поправки или оговорки, а о замеченных после подписания росписи ошибках, имеющих значение для исчисления пошлин, досматривавшие товар таможенные служащие доводят до сведения управляющего таможней, которой разрешает произвести проверку сделанного заявления путем передосмотра» (ст. 152). Также был установлен порядок обжалования результатов досмотра и действий по применению таможенного тарифа к товару. Устав ограничивал сроки и стадии обжалования (ст. 154 и 155), причем возможности обжалования в суде Уставом предусмотрено не было.

     В Уставе было закреплено понятие контрабанды (ст. 259). Квалифицированными признаками контрабанды являлись: контрабандное перемещение товаров помимо таможенных учреждений с помощью специально для этой цели предназначенных транспортных средств; сокрытие товара в помещениях, особо для сокрытия приспособленных; перемещение, сопряженное с подделкой таможенных документов; участие в организации, специально занимающейся контрабандой; контрабанда взрывчатых веществ, воинского снаряжения, летательных аппаратов, телеграфного и радиотелеграфного имущества и аннулированных процентных бумаг (ст. 261). Из изложенного следует вывод о разграничении контрабанды на простую и квалифицированную, в связи с чем разделялись и меры ответственности. Так, за простую контрабанду предусматривался штраф и конфискация (ст. 262), тогда как при квалифицированной контрабанде собственники товара или перевозившие его лица привлекались к уголовной ответственности. Из этого можно сделать вывод о наличии административной ответственности за простую контрабанду и совокупности административной и уголовной – за квалифицированную.

     Устав впервые выделяет 23 вида нарушений таможенных правил и размеры административных штрафов. К примеру, выделены такие правонарушения, как недоставление товаров в таможню; недостача против грузов документов в весе, количестве товаров или предметов товаров; привоз партий товаров и отдельных товарных мест без грузовых документов; непредставление на товары грузовых документов; повреждение таможенных замков, пломб, печатей и шнуров, наложенных таможенным надзором; погрузка или выгрузка товаров без надлежащего разрешения таможни; показание товаров подлежащими по тарифному наименованию обложению низшей пошлиной; показание товаров, запрещенных к привозу, пошлинными или беспошлинными и др. Определены субъекты административной ответственности, среди которых выделяются не только лица, перемещающие товары, но и собственники товаров, а также должностные лица, отвечающие за перевозку (капитаны судов, старшие кондукторы поездов, старшие возчики, летчики), и юридические лица (управления железных дорог, пароходств и транспортных предприятий, в том числе и воздушно-транспортных, принявших на себя перевозку грузов, – ст. 264). При этом размер штрафа за различные нарушения таможенных правил Уставом определен как в установленной конкретной сумме, так и в величине, кратной пошлине либо стоимости товара.

   Устав 1924 г. также содержит нормы, регулирующие порядок производства и таможенных учреждений дел о контрабанде и иных нарушениях таможенных правил (гл. 4). Закреплены меры принуждения, такие как: доставление, задержание, досмотр, опись и оценка товаров. Регламентированы процессуальные вопросы производства и собирания доказательств. Установлена подведомственность дел в административном порядке, а также сроки и последующие таможенные инстанции по обжалованию решений таможни. Возможность обращения в судебные инстанции по-прежнему не предусмотрена.

     В 1928 г. впервые в России принимается таможенный кодекс СССР. По сравнению с Уставом Кодекс уменьшен примерно на 100 статей, тем не менее, он более обстоятельно определяет компетенции Главного таможенного управления, устанавливает порядок разработки таможенной политики, ориентирует таможенные органы на правовое обоснование таможенных операций, форм и методов таможенного контроля, а также регулирует вопросы ответственности за нарушение таможенных правил. Значительное место в Кодексе отведено дальнейшему правовому обоснованию борьбы с контрабандой, расширено понятие административно-наказуемой контрабанды. К методам совершения контрабанды относятся: хранение и передвижение грузов, ввезенных помимо и с сокрытием от таможенного контроля; сбыт; продажа безлицензионных товаров; продажа товаров, ввезенных и предназначенных по разрешениям не для целей сбыта; вывоз без соблюдения установленных для того правил; хранение и передвижение в пределах пограничной полосы; хранение за пределами пограничной полосы иностранных грузов и др.

    Вводятся новые меры, такие, например, как: экспертиза и оценка доставленных предметов контрабанды. Совершение административно-наказуемой контрабанды «во второй раз в течение трех лет», кроме штрафа о конфискации товаров, влечет за собой административную высылку (ст. 175). Новеллой является введение таких административно-предупредительных мер, как: обеспечение поступления штрафа путем истребования залога или поручительства или наложения ареста на имущество лица, совершившего контрабанду (ст. 173). Впервые законодательно закреплены формы вины привлекаемого к административной ответственности лица. От административной ответственности (штрафа) освобождается лицо, «если будет установлено, что оно не знало о контрабандном происхождении обнаруженного у него предмета», либо «будет установлено, что поддельность знаков таможенного клеймения указанному лицу не была известна» (ст. 168).

      Представляют интерес положения Кодекса, устанавливающие широкие полномочия (к сожалению, отсутствующие в действующем законодательстве) таможенных органов по применению административных взысканий. Так, к примеру, «штраф налагается в половинном размере, если лицо, во владении которого обнаружен предмет контрабанды, укажет настоящего или первоначального собственника этого предмета», или «штраф не накладывается вовсе в случаях простой контрабанды, совершенной пассажиром, следующим через границу, и обнаруженной при таможенном досмотре» (ст. 168). Имел место элемент двухсубъектной ответственности. Так, «при обнаружении предметов контрабанды в промышленных и торговых предприятиях, принадлежащих юридическим лицам, к ответственности привлекаются физические лица, непосредственно совершившие контрабанду, причем в случае неуплаты ими штрафа взыскание его обращается на имущество предприятия» (ст. 171). К юридическим лицам отнесены предприятия государственные, кооперативные и организованные профессиональными союзами и их объединениями, а также смешанные акционерные общества (ст. 187). Впервые устанавливается срок давности привлечения к административной ответственности. Штраф не может быть наложен, если с момента совершения простой контрабанды до момента её обнаружения прошло более трех лет (ст. 170).

     Таким образом, за простую контрабанду применяется административная ответственность, а за квалифицированную – административная и уголовная. Дела о квалифицированной контрабанде при вступлении в законную силу постановления таможни о конфискации предметов контрабанды и перевозочных средств и наложении штрафа передаются в суд для привлечения к уголовной ответственности (ст. 178).

     Вопросы обжалования постановлений таможни были решены следующим образом. В двухнедельный срок постановление могло быть обжаловано в Главное Таможенное Управление или в отделение Главного Таможенного Управления, являвшиеся последними инстанциями в процессе обжалования.

    Кодексом были регламентированы также вопросы обжалования действий или распоряжений должностных лиц при взыскании таможенных платежей. Жалобы подавались: на действия должностных лиц таможен – в подлежащую таможню, на действия инспекторов по косвенным или прямым налогам и их помощников – в финансовые отделы в порядке, предусмотренном Положением о взимании налогов, а на действия должностных лиц местных исполнительных комитетов – в подлежащий исполнительный комитет. По-прежнему не был предусмотрен судебный порядок обжалования.

    Между тем экономическая и политическая обстановка в советском государстве оставалась сложной. В период с 1929 по 1932 г. начал прослеживаться процесс отказа от экономического способа управления в пользу доминирования административно-командных методов, значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. До 1934 г. была налажена процедура ускоренного пропуска через границу грузов общественного назначения, а также централизованного порядка уплаты таможенных пошлин. Все это привело к сокращению таможенных учреждений: в 1926 г. их было 218, в 1935 – 67. Сокращалась и численность личного состава. Таможенный аппарат в 1927 г. насчитывал около трех тысяч работников, а в середине 30-х гг. сократился на одну треть.  Таможенные органы отошли от регулирования экспортно-импортных операций.

     Впоследствии в связи с военными действиями 1941–1945 гг. на таможню были возложены новые задачи. Постоянной заботой таможенников стала борьба с незаконным ввозом товаров. Малочисленность личного состава, его необученность сказывались на качестве работы по борьбе с контрабандой. Послевоенные годы характеризовались, с одной стороны, сложностью обстановки на границе, с другой – неустроенностью таможен и таможенных постов.

      В 60-е гг. ХХ в. правовое регулирование таможенного дела осуществлялось в соответствии с положениями нового Таможенного кодекса СССР, принятого 5 мая 1964 г.

    Длительный перерыв в обновлении таможенного законодательства Союза ССР во многом объясняется установившимся в послевоенный период господством административно-командной системы во всех сферах общественно-экономической жизни страны, в том числе и во внешнеэкономических связях, которые были основаны на принципах монополии внешней торговли, игнорировавшей гибкое и динамичное таможенно-правовое регулирование.  Не случайно одной из главных задач таможенных учреждений было осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Другой значимой задачей являлась борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

      Согласно Таможенному кодексу 1964 г. устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом, которая складывалась из местных таможенных учреждений первого уровня, подчинявшихся учреждению второго уровня – Главному Таможенному Управлению. Министерство внешней торговли при этом осуществляло функции по созданию, реорганизации и ликвидации таможен и таможенных постов. Следует отметить, что принимаемые позднее 1964 г. нормативные акты не вносили существенного изменения в таможенное регулирование вплоть до конца 80-х гг.

    Новеллой явилось разграничение контрабанды на административно-наказуемую и уголовно-наказуемую. Контрабандой, наказуемой в административном порядке, признавалось: перемещение грузов помимо таможенных учреждений или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР; хранение иностранных грузов в количестве, превышающем обычную для собственного потребления норму; ввоз или получение из-за границы грузов, оплаченных незаконно вывезенной валютой, незаконный вывоз, ввоз, пересылка и перевод за границу и из-за границы валюты СССР, валютных ценностей, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, совершение всякого рода подготовительных действий к перечисленным нарушениям. За контрабанду были предусмотрены штрафы в административном порядке: для граждан они не могли превышать 50 рублей, для должностных лиц – 100 рублей (ст. 101).

    Основными квалифицирующими признаками уголовно-наказуемой контрабанды товаров, совершаемой теми же способами, что и административно-наказуемая контрабанда (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов), являлись: крупный размер, группа лиц, организовавшихся для занятия контрабандой; должностное лицо с использованием служебного положения, а равно контрабанда, выразившаяся в незаконном перемещении через государственную границу СССР взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения. За такую контрабанду было предусмотрено уголовное наказание.

    Новизной отличались положения об ответственности за нарушения таможенных правил. Было установлено 11 видов нарушений таможенных правил: неостановка прибывшего из-за границы или отправляющегося за границу транспорта; самовольный причал к берегу; самовольная перемена места стоянки или остановки транспорта; непредставление багажных списков и списка пассажиров; недоставление по назначению таможенных документов; вскрытие или переупаковка груза без разрешении таможенного учреждения; погрузка, перегрузка или выгрузка груза без разрешения таможенного учреждения; повреждение пломб или печатей, наложенных таможенным учреждением на люки, вагоны, помещения или на отдельные грузовые места, и др. Была сохранена возможность освобождения лица от ответственности при отсутствии умысла. Лицо, у которого был обнаружен предмет контрабанды, если оно не знало о контрабандном происхождении этого предмета, не считалось совершившим контрабанду, и штраф в этом случае не взимался (ст. 104).

      Кодексом впервые были установлены сроки давности за нарушение таможенных правил. Так, постановление о наложении штрафа не выносилось, если со дня нарушения таможенных правил или совершения контрабанды прошло более двух месяцев, а при длящемся правонарушении – более двух месяцев со дня его обнаружения; постановление о взыскании стоимости предметов контрабанды не выносилось, если со дня обнаружения контрабанды прошло более 3 лет (ст. 105).

    Своего рода мерами обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил следует признать такие установленные кодексом меры, как: таможенное обследование, осмотр, выемка, досмотр вещей, личный досмотр лиц, экспертиза, оценка предметов контрабанды (ст. 108, 109). Однако порядок их применения не был нормативно урегулирован, что вызывало неоднозначность толкования в правоприменении.

      Принципиальной новизной отличались положения об обжаловании постановлений по делам о нарушении таможенных правил. Так, был установлен десятидневный срок и двухступенчатый порядок обжалования, причем различный для разных видов правонарушений и взысканий. Постановление таможни о применении конфискации по делу о контрабанде можно было обжаловать следующим образом. Первая ступень – Главное таможенное управления, после чего жалоба могла быть подана лицом в районный (городской) народный суд по месту нахождения соответствующей таможни или Главного таможенного управления. Решение суда являлось окончательным. В свою очередь, при обжаловании постановления таможни в части наложения штрафа за контрабанду или за нарушение таможенных правил был установлен административный порядок обжалования: лицо вправе было обжаловать такое постановление таможни в Главное Таможенное Управления или в районный (городской) народный суд (ст. 111, 112). При этом решение Главного таможенного управления или суда являлось окончательным. Таможенный кодекс 1964 г. действовал более 25 лет. Столь длительный период его действия во многом объясняется политическим «застоем» того времени. В тот период все законодательство страны не отличалось активным обновлением.

      Изменение внешнеполитического курса государства в середине 80-х гг. обусловило разработку новой стратегии в сфере организации таможенного дела. Начало 1986 г. ознаменовалось преобразованием Главного Таможенного Управления Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. Это свидетельствует о том, что таможенные службы впервые за всю историю России были организационно выделены в самостоятельный государственный орган.

     Вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса развитие в сфере таможенного регулирования определялось только подзаконными нормативными актами, в частности, постановлениями Совета Министров СССР. В 1991 г. был принят Таможенный кодекс, благодаря которому таможенное законодательство стало обретать черты целостности и системности как в плане унификации таможенных процедур, так и в области использования опыта международных таможенных служб.

    В новом таможенном законодательстве значительное место заняли административно-процессуальные нормы. Появилась постатейная регламентация видов таможенных правонарушений (ст. 84–100), субъектами административной ответственности были признаны граждане, должностные лица, предприятия и организации.

     Получили отражение также вопросы производства по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил. В частности, процессуальное закрепление получили: вопросы о ведении производства по делам о нарушении таможенных правил, порядок и правила составления протокола, основания прекращения производства, место и сроки рассмотрения дела, виды постановлений, сроки наложения административных взысканий. Нововведением стала возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил (ст. 125).

     Существенно был расширен перечень обеспечительных мер производства по делам о нарушении таможенных правил. Детальное постатейное регулирование получили: административное задержание; истребование документов; таможенное обследование; изъятие предметов и документов; оценка изъятых предметов; предъявление предметов и документов для опознания; экспертиза; проверка отдельных сторон деятельности предприятия и организации и др.

    Также были закреплены формы таможенного контроля, осуществляемого должностными лицами таможни путем проверки документов, таможенного досмотра (досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного досмотра), учета предметов, таможенного обеспечения и в других формах (ст. 27, 31, 32, 34, 36).

    Контрабанда в соответствии с Таможенным кодексом перестала быть административным правонарушением и квалифицировалась как уголовное преступление. Так, согласно ст. 82, «перемещение предметов через таможенную границу СССР помимо или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое перемещение наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему) является контрабандой и наказывается в соответствии с уголовным законодательством». Однако следует обратить внимание на то, что Кодекс, тем не менее, содержал ряд норм, которые устанавливали административную ответственность за правонарушения, совершенные характерными для контрабанды способами, причем такие правонарушения не назывались контрабандой, а имели другие названия, к примеру, «перемещение предметов через таможенную границу СССР с сокрытием от таможенного контроля» (ст. 96).

    Нововведением являлись нормы, регламентировавшие вопросы обжалования неправомерных действий должностных лиц, нарушавших права граждан. Граждане были вправе согласно Кодексу подавать жалобы, как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд, однако организации таких правомочий были лишены.

       Таким образом, анализ исторического развития таможенных органов показывает, что в период становления Советского государства господство административно-командной системы во всех сферах общественно-экономической жизни страны, в том числе и в области внешнеэкономических связей, основанных на монополии внешней торговли, привело к предпочтительной эскалации репрессивных правоохранительных функций таможенных органов. К примеру, таможенные споры рассматривались преимущественно в административном порядке. Этот вывод подтверждает также законодательно установленная преюдиция решений вышестоящих органов и должностных лиц как гарантия законности.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика