Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Нормативные правовые акты регулирования государственной молодежной политики на федеральном уровне
Научные статьи
10.04.12 12:27

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Конституционное право
Канунников К.С.
Нормативные правовые акты регулирования государственной молодежной политики на федеральном уровне
В современной России сформировалась широкая нормативная правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. В статье раскрываются основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственную молодежную политику на федеральном уровне.

       На сегодняшний момент в современной России имеется широкий массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. Среди них международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Совокупность всех этих нормативно-правовых актов и составляет законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

     Впервые понятие государственная молодежная политика прозвучало в «Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации», одобренных Верховным Советов РФ в июне 1993 г.,  и рассматривалось как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежной объединений, движений и инициатив.

     Аналогичное определение было дано и Правительством РФ в 2006 г. в Стратегии государственной молодежной политики в РФ, там понятие трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

     Уровень развития государственной молодежной политики зависит от ее нормативно-правового обеспечения. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей государственную молодежную политику, защищает ее от изменений во внешней и внутренней политике государства, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики.
Основы государственной молодежной политики заложены в Конституции Российской Федерации, но как такового указания о молодежной политике в ней нет, что, несомненно, является одной из главных причин медленного развития процесса формирования законодательной базы государственной молодежной политики.

     Одним из основных федеральных конституционных законов, нормы которого касаются государственной молодежной политики, является ФКЗ «О Правительстве» от 17 декабря 1993 г., ст. 16 которого относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

       Комплекс действующих кодексов закрепляет ряд норм, имеющих большое значение для развития законодательства о государственной молодежной политике. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) определяет такие важные понятия, как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) перечислены многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) устанавливает особенности правового регулирования труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи. Статья 21 (п. 3) Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) в рамках классификации расходов бюджетов по разделу «Образование» выделяет специальный подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей». Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 177-ФЗ (ред. от 19.07.2011) в статье 217 (п. 31) предусматривает освобождение от налогообложения выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

    Из основных федеральных законов в сфере государственной молодежной политики можно выделить Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 01.07.2011), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

     К важным федеральным законам, регулирующим некоторые аспекты государственной молодежной политики, следует отнести следующие федеральные законы, которые затрагивают вопросы правового положения молодежи и ее отдельных групп, достаточно важные для организации работы по решению стоящих перед ним проблем:
– Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 01.07.2011), ст. 19 которого устанавливает, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет;
– п. 2 ст. 32 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 11.07.2011) относит к компетенции образовательного учреждения координацию в нем деятельности детских и молодежных общественных организаций (объединений), не запрещенной законом;
– п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 28.06.2011) предусматривает возможность молодежи, прошедшей подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, воспользоваться преимущественным правом при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования;
– статьей 17 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.02.2011) определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними;
– федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, а также правовых, социально-экономических условий для их реализации;
– статья 8 Федерального закона от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ за счет средств субъектов РФ вправе оказывать содействие развитию детско-юношеского и молодежного спорта.

      В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  возникает вопрос о реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

     В частности, в статьях 14, 15, 16 главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения. В указанных статьях Федерального закона вопросы реализации молодежной политики (работы с молодежью) напрямую не отнесены ни к поселениям, ни к муниципальным районам, ни к городским округам.

      Правовые положения, касающиеся реализации государственной молодежной политики, есть и в других федеральных законах, таких как: Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 16.06.2011); Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (в ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (в ред. от 23.07.2008); Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 01.07.2011); Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 09.03.2010) и другие.

      Однако на сегодняшний день нет единого мнения по формированию системы законодательства, в которой были бы изложены основные вопросы государственной молодежной политики. Вызывает особую тревогу факт отсутствия базового федерального закона в сфере государственной молодежной политики. В настоящее время обсуждается законопроект федерального закона о государственной молодежной политике, но до сих пор не ясно, в какие сроки он будет принят.

     Немало внимания вопросам регулирования молодежной политики уделено и в нормативно-правовых актах Президента РФ, основные их которых:
– указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (в ред. от 12.04.1999)  – впервые определил основные приоритеты государственной молодежной политики России, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан; установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам;
– Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 242 «О Национальном фонде молодежи»;
– Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изм. от 21 апреля 1997 г.);
– Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества»; 
– Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 146 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов науки и их научных руководителей»;
– Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (с изм. от 09.11.2010 № 1413); 
– Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи»;
– Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи». 

      Кроме того, существует ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», постановление Правительства РФ от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (в ред. от 4 августа 2005 г.), постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (с изм. от 3 августа 1996 г.), предусматривающее дополнительные меры в рамках реализации государственной жилищной политики, постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» (в ред. от 15 мая 2003 г.), и постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1996-р «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 гг.», принятые в целях создания системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации.

    Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:
– Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);
– Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
– Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

      Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:
– создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
– развитие потенциала молодежи и использование его в интересах инновационного развития страны;
– вовлечение молодежи в социальную практику;
– обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011–2015 годы  (далее – Программа) рассматривает в качестве ключевых проблем:
– несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
– отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
– отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
– социальную изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
– отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;
– отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
– несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

     Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

    Программа разработана с учетом задач, определенных в основных стратегических документах страны, и включает в себя в качестве основных направлений:
– формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
– вовлечение молодежи в социальную практику;
– обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
– формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде;
– совершенствование инфраструктуры по работе с молодежью.

   Программой предусмотрен комплекс мер по реализации инновационного потенциала молодежи, гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодежных инициатив, развитию волонтерского (добровольческого) движения, включению молодежи в социальную практику, поддержке молодых семей, инициативной и талантливой молодежи.

     Итак, на всех уровнях публичной власти Российской Федерации реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование; функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения; производится бюджетное финансирование программ. Но при этом отсутствуют конституционно-правовые нормы и специальный закон о государственной молодежной политике на федеральном уровне.

    Принятие федерального закона о государственной молодежной политике не противоречит действующей Конституции, но прямо вытекает из ее смысла во взаимосвязи различных норм Конституции и действующего федерального законодательства.

     По отдельным вопросам – государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, развитие физической культуры, охрана прав несовершеннолетних – функции федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики устанавливались соответствующими федеральными законами. На уровне субъектов федерации и местного самоуправления наличие, статус и функции органов по делам молодежи определялись ими самостоятельно. По мнению специалистов, целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить определенные полномочия органов по делам молодежи всех уровней в целях единообразия административных структур и функций.

   В настоящее время нормативное правовое поле на федеральном уровне не соответствует современным задачам управления молодежной сферой и не определяет функции органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по работе с молодежью.

     При этом Правительственной комиссией РФ по делам молодежи было признано, что осуществление государственной молодежной политики в субъектах РФ значительно опережает этот процесс на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения проблем.

     Главная проблема стратегического характера в анализируемой теме – установление четкого конституционно-правового статуса государственной молодежной политики в России. Действующие федеральные законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и ее объединений, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики содержат немало норм, дающих возможность очертить контуры ее конституционно-правового статуса и определить основные положения, на которых строится реализация данной политики в нашей стране. Вместе с тем целостной картины в этом вопросе не наблюдается, и, как следствие, российское законодательство в сфере государственной молодежной политики до сих пор находится на этапе становления.
Поздравления, вся подробная информация на сайте http://pozdravim.in.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика