Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об обеспечении транспортных потребностей личности и общества: теоретико-правовой аспект
Научные статьи
10.04.12 12:39

вернуться


 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Конституционное право
Майоров В.И.
К вопросу об обеспечении транспортных потребностей личности и общества: теоретико-правовой аспект
В статье рассматриваются проблемы обеспечения государством транспортных потребностей личности и общества, вопросы соотношения этого направления деятельности с функцией обеспечения общественного порядка. Автор анализирует специфику правового регулирования проблемы безопасности дорожного движения, значения технико-правовых норм.

    В современном мире обеспечение потребностей в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда играет значимую роль для развития всего общества, затрагивает интересы государства, общества и личности. Одним из способов удовлетворения транспортных потребностей общества является дорожное движение, которое составляет неотъемлемую часть материального производства, социально-культурной и административно-политической сферы, быта людей. Это вполне естественно и закономерно, так как пространство и время являются основными формами существования материи, в том числе ее социальной составляющей.

     Основным качественным показателем удовлетворения транспортной потребности является время, затраченное на перемещение людей и продуктов их деятельности. Именно время является основной сущностной определенностью, которая отличает процесс перемещения в пространстве. Так как этот процесс является средством удовлетворения социальной потребности в передвижении людей и перемещении грузов, то ему, как и любой потребности, присущи следующие особенности – динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей более высокого уровня, также прослеживается тенденция минимизации временных затрат.

     Другой аспект реализации транспортных потребностей личности и общества – обеспечение безопасности населения, что является значимой задачей любого государства и проявляется в его функциях. Создавая безопасные условия жизнедеятельности, государство тем самым способствует установлению общественного порядка и поддержанию режима законности. Дорожное движение является одним из социальных факторов, оказывающих значительное влияние на состояние правопорядка в государстве.

    В юридической литературе термин «правопорядок» употребляется чаще всего как синоним общественного порядка (в узком смысле), под которым понимается состояние упорядоченности общественных отношений, формирующееся в условиях законности. При этом правопорядок является конечным результатом процесса правового регулирования, последовательного проведения в жизнь требований законности, конкретно проявляющихся в правовых отношениях.

    На основании этого проанализируем совокупность общественных отношений, существующих в сфере дорожного движения в качестве предмета правового регулирования. В определении понятия дорожного движения, закреплённом в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», содержится указание на то, что эти отношения возникают «в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». То есть сущность отношений состоит в реализации транспортной потребности граждан, общества и государства.

     Чтобы выявить метод правового регулирования совокупности общественных отношений в сфере дорожного движения, необходимо сформулировать основные цели их регулирования. В указанном Федеральном законе под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» безопасность дорожного движения определяется как степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. При этом к интересам личности предлагается относить ее права и свободы, к интересам общества – его духовные и материальные ценности.

     Для участников дорожного движения понятие безопасности связано с защитой их естественных прав на жизнь, охрану здоровья и безопасные условия труда. Учитывая чрезвычайно высокий уровень дорожного травматизма в России, трудно переоценить социальную значимость защиты этих прав.

    Безопасность участников дорожного движения зависит от многих факторов: состояния правопорядка, развития автомобилизации, особенностей взаимодействия человека с техникой, благоустройства дорог и населенных пунктов, организации дорожного движения, уровня жизни людей и в целом достигнутого в обществе уровня культуры. В настоящее время безопасность обеспечивается несколькими публично-правовыми механизмами государственного регулирования (лицензирование, сертификация, стандартизация, аттестация), закреплёнными в различных по своей правовой природе отраслях и институтах законодательства.

    Важная особенность правового регулирования безопасности дорожного движения состоит в том, что в его процессе необходимо учитывать не только социальные закономерности, правила юридической техники и др., но и, в большей степени, объективно существующие законы физики, которым подчиняются используемые в процессе дорожного движения транспортные средства. В этой связи существенное значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеет технико-правовая составляющая.

     Интересы участников дорожного движения могут быть различными, но после включения в процесс движения один из них объективно приобретает особое значение. Речь идёт о минимизации времени, которое вынужденно тратится на перемещение. Время участия в дорожном движении – это те затраты овеществленного или живого труда, которые являются для абсолютного большинства субъектов вынужденными и потому непроизводительными. Отсюда практически единое для всех участников дорожного движения стремление, насколько это возможно, уменьшить время пребывания в этой социальной роли.  Объективность минимизации времени пространственного перемещения обусловила применение транспортной техники уже на ранних стадиях развития человеческого общества, а также само возникновение процесса, именуемого в настоящее время дорожным движением.

      Согласно законам физики движение механических транспортных средств потенциально опасно при любой скорости, и вероятность его неблагоприятного завершения существует в любой момент времени участия в дорожном движении, т. е. участие в дорожном движении есть деятельность в условиях постоянного риска, степень которого возрастает по мере того, как реализуется интерес минимизации времени. Причем люди сознательно идут на это, иначе они будут лишены возможности удовлетворить насущную потребность в пространственном перемещении. Это так называемый добровольный риск, когда люди мирятся с перспективой возможных негативных последствий из-за того, что им необходимо или выгодно получить тот результат, который с этим риском связан. В связи с этим в дорожном движении часто возникают ситуации, когда наличие постоянной угрозы, избежать которой невозможно, приводит к пренебрежению ею.

    Государство, осуществляя законодательное регулирование в сфере дорожного движения, нормативно закрепляет за участником дорожного движения обязанность разрешать противоречие «время – безопасность» в пользу последней. Это абсолютно оправданно, ибо жизнь и здоровье людей являются высшей ценностью. Однако нормативное предписание обеспечивать при любых условиях безопасность участников дорожного движения далеко не устраняет причину анализируемого противоречия, хотя и делает его менее антагонистическим.

      Стремление к сбережению времени – главная побудительная причина, обусловливающая для большинства правонарушителей в дорожном движении невыполнение ими нормативных предписаний о режимах движения, за что они в дальнейшем расплачиваются материальными средствами, свободой, здоровьем, жизнью.

        Можно высказать мнение, что полной безопасности дорожного движения для всех его участников государство в принципе обеспечить не может, и во всех странах существуют дорожно-транспортные происшествия и травматизм. Однако масштабы травматизма, соотнесенные с объемом выполненного перемещения людей и грузов, существенно различаются. По нашему мнению, они производны от степени обеспечения свободы передвижения. Чем меньше реальных ограничений (именно реальных, а не только и не столько нормативно установленных) на скорость и направление движения, в том числе и связанных с недостаточной подготовленностью участников дорожного движения, тем меньше риск совершения ими действий, не учитывающих или игнорирующих эти ограничения и приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому считаем, что кардинальный путь повышения безопасности в сфере дорожного движения – максимально возможное снижение действия факторов, ограничивающих свободу передвижения, определяющих необходимость увеличения затрат времени участия в дорожном движении сверх тех, которые являются оптимальными. Это путь, который позволяет, естественно, не устранить, но в значительной мере ослабить остроту имманентно присущего движению противоречия «время – безопасность».

     Ведущая роль среди участников дорожного движения принадлежит водителям транспортных средств. В реальной жизни водители осуществляют свою деятельность в условиях постоянного риска, при этом ведут постоянный контроль за процессом движения транспортного средства с целью обеспечения его устойчивости и целостности в движении, а также безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. Иначе водитель не может достичь своей цели, состоящей в удовлетворении транспортной потребности. Следовательно, в содержание понятия безопасности дорожного движения как состояния защищенности жизненно важных интересов следует включать не только защиту интересов участника дорожного движения в сохранении его жизни и здоровья, но также защиту и такого значимого интереса, как безусловная реализация его собственной потребности в перемещении.

   Учитывая масштабы дорожного движения, защита данного интереса имеет и общественное, и государственное значение. Введение в понятие «безопасность дорожного движения» этого признака определяется необходимостью внесения изменений в оценочные критерии уровня безопасности. В этом случае следует учитывать вероятность возникновения состояния, приводящего к неуправляемому движению транспортного средства.

     В качестве еще одного признака определения порядка дорожного движения следует назвать минимизацию затрат материальных ресурсов, технологически необходимых для осуществления пространственного перемещения транспортных средств и пешеходов. Сюда же необходимо включать и ресурсы, которые должны быть затрачены на осуществление мер по организации дорожного движения.

     Таким образом, целью государства при осуществлении правового регулирования дорожного движения как сферы общественных отношений является, во-первых, минимизация вероятности нарушения устойчивости и автономности движения механического транспортного средства вследствие потери водителем контроля над ним, во-вторых, минимизация потерь времени и затрат материальных ресурсов при выполнении общественно необходимого объема перемещения людей и грузов.

      Все вышеперечисленные характеристики, хотя и имеют социально-экономическое содержание, но обусловлены технологическими свойствами дорожного движения. Вместе с тем дорожное движение имеет и сугубо социальную составляющую. Установленному с помощью правового регулирования порядку дорожного движения присущи все признаки общественного порядка, но в специфическом выражении, производном от особенностей общественной транспортной потребности, которая обусловливает возникновение и развитие данной совокупности общественных отношений, а также от способа ее удовлетворения. Установление и поддержание порядка дорожного движения предполагает использование различных методов правового регулирования.

   Применительно к общественному порядку в целом правовое регулирование выполняет, прежде всего, правоохранительную функцию. Отметим, что дорожное движение есть сфера общественных отношений, опосредованных использованием техники, а так как это искусственно созданные отношения, то они нуждаются в гораздо большем позитивном регулировании, нежели другие виды отношений, связанных с обеспечением общественного порядка.

       Каким же образом регулируются отношения между участниками дорожного движения? Методы регулирования определяются, прежде всего, характером выполняемой работы – принятием и реализацией решений о режимах движения (то есть о его скорости и направлении – назовём это «управление вектором скорости»). Ввиду того, что для участников дорожного движения характерна очень высокая степень неопределенности, которая может привести к конфликтам по поводу использования площади, переходящим в неуправляемое движение транспортных средств, вероятность принятия оптимального решения зависит от полноты, точности, своевременности используемой для этого информации. Правовое воздействие на участников дорожного движения осуществляется, во-первых, системой специальной информации, которая информирует о последующих условиях движения, во-вторых, регламентацией принятия ими решений в различных ситуациях путем специальных предписаний на позитивное обязывание или запрет действий.

     В этих условиях все более очевидной становится необходимость совершенствования правоохранительной системы, основу которой составляют охранительные правовые нормы, регламентирующие систему мер государственно-правового принуждения. Большое значение имеет также воспитательная работа, направленная на повышение уровня правового сознания и правовой культуры участников дорожного движения, обеспечение понимания и признания ими необходимости правового регулирования в сфере безопасности дорожного движения.

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что обеспечение безопасности участников дорожного движения должно представлять собой комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны образующих его общественных отношений. Принятое определение понятия «безопасность дорожного движения», по нашему мнению, не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества. Безопасность в сфере дорожного движения – разновидность общественной безопасности – следует рассматривать как специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью снижения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда, то есть удовлетворении транспортных потребностей личности и общества.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика