Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации
Научные статьи
10.04.12 12:48

вернуться


 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Конституционное право
Султанова С.С.
Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации
Статья посвящена актуальной проблеме реализации права на достаточный уровень жизни, элементами которой выступают права на достаточное питание, одежду, воду и жилье. Существование социальных проблем сегодня отрицать невозможно. Их решения должны быть найдены в тесном контакте общественности и государства, где конечной целью станет создание условий достойного развития человека в обществе.

«Если человек слишком беден, чтобы позволить себе нечто, не запрещенное законом, – купить хлеба, объехать мир или обратиться в суд – он так же несвободен, как если бы его ограничивал закон».

    Право на достаточный уровень жизни является основополагающим социальным правом, закрепленным в международных актах, предусматривающих обязательный характер для всех государств-участников. В XX веке Российская Федерация стала участницей многих международных и региональных договоров, закрепивших социальные права и право на достаточный уровень жизни. Конституция РФ признает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

      Как справедливо заметил В.Д.Зорькин, «признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества».

    Признание и закрепление права достойной жизни в основном законе государства является большой ценностью для общества. Однако реализация закрепленных прав с созданием правовых гарантий, а также эффективных механизмов защиты является кропотливой работой социального государства.

     Реализация основных прав, свобод и обязанностей – это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения благ в правоустановленном порядке. Таким образом, реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов через правовой механизм. В свою очередь, правовой механизм реализации права человека на достаточный уровень жизни представляет собой систему, включающую совокупность правовых норм, учреждений (организаций), юридических гарантий, а также способы защиты права от нарушений.

     Согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры. Данная статья предусматривает приоритет международных договоров над любыми законами государства.

    В статье «Право на достаточный уровень жизни: миф или реальность?»  выделяется два международных документа: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), как основополагающий акт, взявший курс на охрану, защиту прав человека и основных свобод, а также международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), как конкретизирующий и определяющий содержание права человека на достаточный жизненный уровень, тем самым определяющий элементы этого права: достаточное питание, одежда, жилье и непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, эти основные правомочия человека обрели рамки обязательной формы исполнения для всех государств-участников.

ПРАВО НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ

    Потребность человека в пище возникает с самого рождения и продолжается в течение всей его жизни. Принимая пищу, человек обеспечивает организм энергией, расходуемой постоянно в процессе жизнедеятельности, веществами, необходимыми для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, развития и сохранения умственных и физических способностей. Несомненно, пища является основной потребностью человека, удовлетворение которой происходило путем присвоения объектов природы.  Сегодня пища стала еще и социальным благом, посредством которого происходит взаимодействие и обособление различных людей (социальная функция).

     Президентом США Франклином Рузвельтом в 1941 г. были четко сформулированы следующие свободы: свобода слова, вероисповедания, свобода от нужды и страха. Позже вышеуказанный международный пакт закрепил право на достаточное питание, включая свободу от голода.

    Во исполнение пакта Комитет по экономическим, социальным и культурным правам при ООН сформулировал основные принципы и задачи реализации права на достаточное питание в замечании общего порядка № 12,  согласно которому предполагается осуществление государством следующих мер по реализации права:
– наличие продуктов в количестве и качестве достаточном, чтобы удовлетворить потребности людей в еде;
– безопасность продуктов питания (необходимо создать ряд защитных мер, как государственного контроля и надзора, так и негосударственных механизмов в целях выявления, предотвращения и уничтожения загрязнения продуктов питания);
– доступность (экономическая и физическая). Экономическая доступность предполагает такой уровень цен на необходимые продукты питания, который не ущемляет прав на удовлетворение других потребностей человека (одежда, жилье, отдых и т. д.); физическая доступность предполагает, что достаточное продовольствие должно быть физически доступным для всех, включая социально уязвимые слои населения.

     Наиболее широко в России представлена информация по проблеме ущемления права на достаточное питание по экономическим причинам. Согласно докладу об экономике России уровень бедности к концу 2009 г. составил 13,2 %, т. е. более 18 млн. человек вынуждены были ограничивать себя в питании.  Анализ структуры потребления самых низкодоходных домохозяйств показывает недопотребление мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов (основу рациона составляют картофель и крупы).  Ограничены в питании бездомные, беспризорники, беженцы, возможности которых получать регулярные доходы невелики. Подобные группы населения отчасти поддерживаются муниципальными и неправительственными организациями, устраивающими для них раздачу пищи, информирование о пунктах бесплатного питания и т. п.

    Также необходимо выделить проблему несбалансированности питания  – недопотребление белков и калорий (в основном низкодоходными семьями), что особенно плохо сказывается на развитии детей. По данным ЮНИСЕФ, примерно 7 % новорожденных имеют низкую массу тела (ниже 2,5 кг).

      Проблема физических ограничений в доступе к продовольствию в основном характерна для лиц, находящихся в государственных учреждениях (в том числе медицинских, пенитенциарных и системы социального обслуживания), а также военнослужащих. Ежегодные доклады Уполномоченного РФ по правам человека, материалы региональной прессы и информация от сотрудников отдельных социальных служб свидетельствуют о наличии множества обоснованных жалоб от лиц, содержащихся на государственном попечении, на скудость рациона и его несоответствие нормам калорийности и сбалансированности.

    Отдельную группу лиц, страдающих от дефицита и плохого качества продовольствия, представляют содержащиеся в исправительно-трудовых учреждениях. Отмечается, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы более 39 тыс. человек имеют дефицит массы тела, более 2 тыс. страдают дистрофией. 

     Острота проблемы доступности питания в условиях Крайнего севера определяется достаточностью и своевременностью финансирования северного завоза, а также состоянием навигации и других погодных факторов, от которых зависят поставки топлива и продовольствия. Ежегодно СМИ фиксируют задержки и срывы в поставке продовольствия в удаленные северные районы.

     Более актуальной в России становится проблема безопасности продуктов питания, стандарты которых установлены в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения. С 15 февраля 2010 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».  Иными словами, с вступлением этого постановления в силу на территории России отменяется обязательная сертификация продуктов питания согласно ГОСТу. Вследствие этого некоторые эксперты небезосновательно говорят об увеличении количества небезопасных продуктов питания. В России выявлена отрицательная динамика безопасности продуктов питания: удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, увеличился и составил 2,8 % (против 2,7 % в 2009 г. и 2,6 % в 2008 г.).

      Тем не менее, в России существует гарантия минимального стандарта продуктов питания, необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В Федеральном законе РФ от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» определен перечень продуктов питания, рассчитанный на одного человека в течение одного года. Гарантией обеспечения указанного права выступает прожиточный минимум согласно Федеральному закону № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум официально обозначает границу бедности, и на его основе устанавливается минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер трудовой пенсии.

     В 2011 году в минимальную потребительскую корзину на одного трудоспособного человека предусматривался следующий набор продуктов питания (в кг): хлебные продукты – 133,7; картофель – 107,6; овощи и бахчевые – 97,0; фрукты свежие –23,0; сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) – 22,2; мясопродукты – 37,2; рыбопродукты – 16,0; молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) – 238,2; масло и другие жиры – 13,8; прочие продукты (соль, чай, специи) – 4,9; яйца – 200 шт. Минимальными услугами считаются: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление – 6,7 Гкал/год, вода – 285 л / сут., газ – 10 м3 /мес., электроэнергия – 50 кВт ч/мес. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста – на 619 поездок.

      Таким образом, в Российской Федерации установлена гарантия минимально необходимого потребления продуктов питания, товаров и услуг. Правительство страны ежегодно корректирует уровень прожиточного минимума, исходя из уровня экономического развития и возможностей.

        Однако если проследить динамику величины МРОТ и прожиточного минимума с 2000 по 2011 г., то она намного отстает от прожиточного минимума. Так, например, если МРОТ на 2011 г. составил 4611 руб. в месяц,  то величина прожиточного минимума – 6792 руб. в месяц.  Следовательно, человек, получающий в месяц гарантированный государством МРОТ ниже прожиточного минимума, вынужден ущемлять себя и свою семью в достаточном питании, товарах и услугах. Таким образом, без выравнивания МРОТ и величины прожиточного минимума установленные правовые гарантии права на достаточное питания в РФ не выполняют заявленной функции.

    В ряде конституций государств мира (Беларусь, Молдова, Украина, Бразилия и др.) право на достаточный уровень питания получило свое закрепление. В России право на достаточное питание не получило закрепления в Конституции. Можно лишь предполагать, что ст. 7 определяет политику РФ как социального государства, деятельность которого направлена на создание условий достойной жизни, элементом которой, разумеется, является и право на достаточное питание.

 ПРАВО НА ВОДУ

    Вода является жизненно необходимым ресурсом не только для человека, но и для всех других живых существ на планете. С помощью воды человек имеет возможность поддерживать и сохранять жизнь и здоровье своего организма. Человек использует питьевую воду для пополнения водного баланса организма, а также для поддержания необходимых условия санитарии и гигиены.

      Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в Замечании общего порядка № 15  были даны следующие рекомендации по осуществлению права человека на воду:
– наличие (каждый живущий на планете человек имеет право на воду, достаточную для личных и бытовых нужд);
– качество (вода не должна содержать опасных вредных организмов и веществ, иметь приемлемый цвет, запах и вкус);
– доступность (системы и объекты водоснабжения должны быть доступны для каждого человека): физическую доступность – вода и системы водоснабжения должны отвечать условиям безопасности для каждого человека, находиться в непосредственной близости от жилья и мест пребывания людей (школы, больницы и т. д.); экономическая доступность – вода и системы водоснабжения должны быть экономически доступны каждому человеку;
– доступ к информации (предполагает наличие полной, достоверной и открытой информации по вопросам, касающимся права на воду).

     Проблемы, связанные с водой, являются наиболее актуальными и острыми на всей планете. Это обусловлено значительным ее дефицитом во многих странах, частым несоответствием санитарно-гигиеническим нормам и, как следствие, негативным влиянием на здоровье людей. Сегодня каждый третий человек в мире испытывает нехватку воды для удовлетворения повседневных потребностей. Указанная проблема усугубляется по мере роста городов и численности населения, а также увеличения потребностей в воде для сельского хозяйства, промышленности и домашнего хозяйства. Не случайно в декабре 2003 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005–2015 годы Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

     Российская Федерация – одна из немногих стран, чьи ресурсы пресной воды являются достаточными. В частности, одна пятая часть общемировых ресурсов питьевой воды принадлежит России. Однако наиболее острой остается проблема качества питьевой воды. Анализ проб воды из водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, показывает, что в среднем около 30 % проб по санитарно-химическим и около 25 % по микробиологическим показателям опасны для здоровья человека. Не соответствует санитарным нормам 40,3 % открытых водоемов (из которых поступает 67 % питьевой воды) и 17,2 % подземных.

    «Цена» экологического неблагополучия составляет 350 тысяч человеческих смертей в год. Материальный ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по РФ оценивается почти в 34 млрд. рублей в год.

     Правовые гарантии реализации права на безопасную воду отражены в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающем государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, обязанности по соблюдению норм для всех членов общественной жизни и меры ответственности. Однако закон, принятый 12 лет назад, сегодня уже не отвечает необходимым гарантиям безопасности водных ресурсов.

     Таким образом, имея достаточные запасы пресной воды, наша страна все же сталкивается с проблемами доступности качественной и безопасной питьевой воды. Вседоступность и огромные запасы «тормозят» закрепление правовых гарантий на питьевую воду, хотя в перспективе и требуют рационального подхода.

 ПРАВО НА ДОСТАТОЧНУЮ ОДЕЖДУ

      Потребность в одежде является элементом обеспечения безопасности, создания благоприятных и комфортных условия для нормального развития и защиты человека от внешней среды. Кроме того, в современном рыночном мире одежда приобретает и социальную функцию, являясь средством обособления и взаимодействия людей: одежда становится средством самоидентификации людей, способствуя их общению. Большое значение одежда имеет и как средство выражения личности, приверженности к определенной религиозной культуре, обычаям, традициям и иным убеждениям.

     Несмотря на обширное количество научной и учебной литературы о бедности, социальном обеспечении и праве на достаточный жизненный уровень, право на достаточную одежду не стало предметом серьезного изучения и анализа, как в зарубежных странах, так и в России.

      Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам были даны некоторые рекомендации касательно права на достаточную одежду в отношении лиц, имеющих различные формы инвалидности (замечание общего порядка № 5), а также в отношении пожилых людей (замечание общего порядка № 6). Согласно рекомендациям к указанным группам лиц должны применяться более внимательное отношение, так как они нуждаются в особой одежде, позволяющей им принимать всестороннее и эффективное участие в жизни общества.

 ПРАВО НА ДОСТАТОЧНОЕ ЖИЛИЩЕ

     Жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Конкретное содержание данной потребности человека может изменяться в течение жизни. Например, создание семьи и рождение детей влияет на содержание данной потребности.

        Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в замечании общего порядка № 4  были даны следующие рекомендации по осуществлению права человека на достаточное жилище:
– правовое обеспечение проживания подразумевает различные формы, включая собственное, арендуемое (государственное и частное) жилье, кооперативное жилье, жилье, предоставленное при чрезвычайных ситуациях; независимо от вида проживания все лица должны пользоваться определенной степенью обеспеченности, которая гарантирует правовую защиту от незаконного или принудительного выселения;
– наличие услуг, материалов, возможностей и инфраструктуры (достаточное жилье должно иметь определенные стандарты для функционального проживания людей);
– доступность с точки зрения расходов (финансовые расходы человека и его семьи, связанные с жильем, должны быть на адекватном уровне, не ущемлять удовлетворение иных потребностей);
– пригодность для проживания (должна быть гарантирована физическая безопасность жильцов);
– доступность (достаточное жилье должно быть доступным для тех, кто имеет на него право); группы, находящиеся в неблагоприятном положении, должны получать полный и устойчивый доступ к адекватному жилому фонду.
– местонахождение (жилье должно находиться в месте, позволяющем пользоваться возможностям в области занятости, медицинского обслуживания школ и других социальных учреждений; не следует строить жилье в загрязненных районах или в непосредственной близости к источникам загрязнения, которые ущемляют право жителей на здоровье);
– адекватность с точки зрения культуры (архитектура сооружаемого жилья, используемые строительные материалы и политика, предусматривающая эти аспекты, должны соответствующим образом отражать культурные традиции общества; деятельность, направленная на строительство или модернизацию жилья, должна обеспечивать учет культурных аспектов, связанных с жилищем).

      Необходимо отметить, что в РФ право на достаточное жилье, как один из элементов права на достаточный уровень жизни, получило конституционную гарантию. В ст. 40 Конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим и иным нуждающимся предоставляется бесплатное или за доступную плату жилье. Исходя из указанной статьи, основное бремя обеспечения человека жильем возложено на самого человека. Только определенная группа лиц имеет право на получение жилья из государственных и муниципальных фондов.

     Следовательно, конституционное право граждан РФ на жилище предусматривает три вида обязательств государства перед своими гражданами: «негативные», не допускающие произвольного лишения жилища; «стимулирующие», создающие условия для осуществления права на жилище, и «позитивные», позволяющие получить жилье бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Важно подчеркнуть, что все три вида обязательств следует рассматривать как взаимосвязанные. Так, если государство не может в полной мере обеспечить условия для осуществления права на жилище (т. е. выполнить свои стимулирующие обязательства), то оно, видимо, должно подумать о пропорциональном расширении своих позитивных обязательств. Такой вывод представляется логичным, ибо позитивные обязательства государства – это, по сути, механизм выравнивания возможностей граждан, находящихся в разных жизненных, социальных или профессиональных обстоятельствах, реализовать свое право на жилище.

    В 2010 г. каждая четвертая жалоба касалась нарушений социальных прав граждан.  Внутри этой категории жалоб, как и в предыдущие годы, наиболее остро стояли вопросы соблюдения права на жилище – доля жалоб этой тематики возросла на 7 % по сравнению с показателем 2009 года, составив в итоге 45,1 %.

    Понятно, что, имея огромную накопленную задолженность по своим позитивным обязательствам, государство объективно не в состоянии принять меры для их расширения. Но задуматься об этом необходимо: при нынешнем соотношении доходов среднестатистической российской семьи и рыночных цен на жилье последнее остается практически недоступным для десятков миллионов граждан.

    Расширение позитивных обязательств государства в целях реализации конституционного права на жилье – крайне сложная комплексная задача, имеющая экономические, юридические, социальные, технические и иные аспекты. И все же в общем контексте модернизации социальной политики государства избежать ее решения не удастся.

Выводы

    1. Существование социальных проблем сегодня отрицать невозможно. В то время как Россия стоит на пути модернизации и инновационного развития, эти проблемы не находят действенного решения в органах государственной власти. В то же время мы становимся свидетелями серьезных общественных проблем на фоне общемировых кризисных явлений. В социальном государстве требуется взаимовыгодное сотрудничество граждан и государства. А это, в свою очередь, невозможно без создания достаточных (а затем и достойных) условий для жизни каждого человека.

   2. Вопросы достаточного обеспечения граждан отдельными видами ресурсов требуют детального изучения и мониторинга не только со стороны государства, но и неправительственных и общественных организаций. Причем при решении проблем достаточного уровня жизни граждан России должны учитываться факторы географического положения, соответствующего уровня культурного развития, особенностей национального характера и быта, особые условия следует создавать для лиц, относящихся к социально уязвимым группам населения.

    3. Изменение Конституции страны в части обеспечения достойного уровня жизни своих граждан не может влиять на реальные действия государства в этой области. Аналогичным образом общественная безграмотность в отношении требований к государству для обеспечения своих минимальных потребностей как требований для достойной жизни не сулит решения проблем там, где это действительно необходимо. Таким образом, решение вопросов обеспечения достаточного уровня жизни должно быть найдено в тесном контакте общественности и государства, где конечной целью станет создание условий достойного развития человека в обществе.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика