Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Студенческое самоуправление: вопросы философии и правовой практики
Научные статьи
10.04.12 15:24

вернуться


 
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Философия права
Хатмуллина А.Ф.
Студенческое самоуправление: вопросы философии и правовой практики
В данной статье рассматриваются понятия «ответственность», «свобода», оценивается их роль в формировании личности молодого человека, в частности студента, путем участия в деятельности студенческого самоуправления.

     В современном мире все взаимосвязано. Человек постоянно взаимодействует с обществом, трудовым коллективом, государством, общественными объединениями и организациями и т. п. На протяжении всей истории человечество старалось урегулировать свои взаимоотношения на основе соблюдения свобод, интересов и прав человека путем оформления и закрепления их в нормах права. Так, основополагающие начала для всей правовой системы Российской Федерации закреплены в Основном законе страны – Конституции. В свою очередь, она закрепляет гарантии прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

      Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека должны быть способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством. На практике основная проблема заключается в определении оптимального соотношения государственного (коллективного, социального) и личного, или индивидуального, начал в организации общественной жизни.

Эволюция понятия качества - комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека. Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многоаспектные трактовки.

     В связи с этим обращают на себя внимание следующие обстоятельства: во-первых, данное предписание обращено к гражданам (и иным лицам, находящимся на территории РФ), пользующимся установленными Конституцией правами и свободами; во-вторых, речь идет именно об использовании прав и свобод, ибо в противном случае имело бы место злоупотребление правом; в-третьих, в данной формуле содержится критерий правомерного поведения лица в процессе осуществления своих прав и свобод – до тех пор, пока такое осуществление не нарушает права и свободы лиц. 

     Обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Принцип уважения чужих прав и свобод неразрывно связан с идеей обладания основными правами. Поэтому ч. 3 статьи запрещает нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав.

     Из всего вышеизложенного вытекает, что такие взаимообуславливающие категории, как «свобода» и «ответственность», являются неотъемлемыми составляющими современного человека.

    Для полного понимания сущности указанных категорий необходимо рассмотреть различные определения данных понятий.
1. Ответственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение оного или содействие ему.
2. Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 
3. Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т. д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга). 

     В контексте рассматриваемой проблематики нас интересуют внутренние формы ответственности, которые определяют её как:
– способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого;
– готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом;
– умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит;
– понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

       Так, объектом ответственности могут быть другие люди, общности, материальные, социальные и духовные ценности, окружающая среда и т. д. В праве же объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена: а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (ответственность старшего ребенка в отношении младшего), б) сознательно принятым социальном статусом (ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (ответственность перед другой стороной соглашения).

     В современной социальной теории и философии права ставится вопрос и о «корпоративной ответственности», то есть ответственности за действия, которые в их конкретности были совершены индивидами, но предопределены принадлежностью этих индивидов к институтам, организациям, государству и т. п. На этот счет существует точка зрения, опирающаяся на концепцию «первой причины» и заключающаяся в представлении, что любые действия совершаются людьми, и они лично должны быть ответственны за их последствия. В случае, когда отрицательные последствия имеют действия (проекты) коллективных деятелей (институтов, корпораций, организаций), ответственность за них должны нести конкретные исполнители и руководители.  Согласно другой точке зрения, корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т. е. как такой субъект и агент, у которого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности.
В истории философии и философии права идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. Понимание ответственности зависит от понимания свободы, так как свобода – одно из условий ответственности, а ответственность – одно из проявлений свободы, в частности как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. 

       Свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.  В правовом смысле слова – субъективная возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и обязанностях, которые вытекают в следующие постулаты:
– все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права;
– свобода человека не абсолютна, она ограничена правами и свободой других граждан, принципами морали, интересами всеобщего благосостояния.

    Понятия «ответственность» и «свобода» неотделимы от их носителя, то есть человека, так как являются непосредственными участниками процесса его самоорганизации. Процесс самоорганизации, полноценное, активное социальное развитие личности будущего специалиста невозможно без создания различных форм коллективной самоорганизации.

    На каждой ступени организации жизни людей, граждан присутствуют элементы самоуправления, которые способствуют осознанию ими таких понятий, как исполнительность, демократичность, равенство, право, обязанность, ответственность, свобода слова, территория осуществления своих действий и их пределы и др.

    Из всех видов самоуправления ведущую роль следует отдать студенческому  ввиду того, что оно ориентировано на перспективу. Студенческое самоуправление первостепенно по отношению к самоуправлению в трудовом коллективе и местному самоуправлению. Человек, находясь в социальном статусе студента и, как следствие, во взаимосвязи с учебным заведением, непосредственно принимает участие в студенческом самоуправлении, приобретая основополагающие навыки, необходимые для начала организации трудовой деятельности, осуществления и реализации своих гражданских прав и свобод (избирать и быть избранным). Таковые в дальнейшем играют ключевую роль при смене социального статуса со студента на рабочего (лица, состоящего в трудовых отношениях) и при осознании своей гражданской ответственности перед обществом и государством.
Студенты, являясь субъектом студенческого самоуправления, обладают мировоззренческим потенциалом, готовностью к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, мобильностью в решении поставленных задач, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России.

     Результатом участия студента в деятельности студенческого самоуправления является формирование в нем личности, способной подходить к решению возникших вопросов, проблем творчески (свободно), в совокупности с четким определением наступления как отрицательных, так и положительных последствий. Чувство ответственности всегда побуждает к осознанному действию или бездействию, внимательному, бережному отношению к обществу, отдельным его индивидам и осуществляемой ими деятельности.

      Рассмотрим данный аспект на примере деятельности студенческого самоуправления: студент, являясь активным членом органа студенческого самоуправления, в рамках наделенной свободы инициирует разрешение возникших проблемных ситуаций путем написания и претворения в жизнь способствующих этому проектов. В ходе реализации положений проекта он приходит к тому, что ему необходимы те или иные ресурсы (студенты, представитель администрации вуза, СМИ и пр.) для получения результата. При изыскании и взаимодействии с указанными ресурсами у студента возникает необходимость:
– тщательного продумывания темы общения (идеи подготовленного проекта);
– осознания, что форма и манера изложения должны соответствовать статусу лица, к которому идет обращение;
– осознания возложенной на себя ответственности при проявлении недовольства со стороны администрации вуза в случае выявления неспособности к реализации проекта, приводящей к возможному наступлению негативного результата (нереализованный проект – нерешенная проблема).
Развитие и утверждение чувства ответственности даёт уверенность в себе и своих силах, как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих, возможности для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

     Как помогает участие студента в деятельности студенческого самоуправления привить чувство ответственности? При выполнении заданий у молодого человека вырабатывается следующие качества: самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Помощью в несении ответственности за свои обещания и их неуклонное выполнение является письменное «поручение» самому себе (запись на листе бумаги задачи, которую ставит человек перед собой, и определение сроков её выполнения). В процессе студент приспосабливается к организованной работе. Работа с людьми, организация их скоординированных действий – большое подспорье в развитии собственной ответственности.

     Таким образом, участие студента в деятельности студенческого самоуправления является неотъемлемой частью самоорганизации его личности, что в дальнейшем, при смене им социального статуса (на родителя, руководителя, хорошего исполнителя и пр.) позволит ему позиционировать себя как человека, достойного уважения и доверия со стороны других лиц.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика