Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о влиянии трансформации восприятия справедливости населением России на экстремистские проявления
Научные статьи
10.04.12 15:50

вернуться

  
ЕврАзЮж № 3 (46) 2012
Философия права
Олейник В.С.
К вопросу о влиянии трансформации восприятия справедливости населением России на экстремистские проявления
Статья посвящена проблеме возникновения в обществе негативных социальных процессов, оправдываемых необходимостью совершения насильственных действий для достижения всеобщей справедливости.

     В современном российском обществе процессы трансформации восприятия справедливости населением значительно ускорились. Разнообразие восприятия справедливости отражает не только потребности общества в закреплении различного положения социальных групп как носителей субкультур, но и стремление представителей данных групп изменить существующее положение.

    Справедливость – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, когда практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие «справедливости» предполагает: взаимное уважение, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью.  Справедливость – такой принцип, на основе которого должны строиться человеческие, общественные отношения во всем мире. Ибо всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека – требование международного права, выраженное в Уставе ООН от 26 июня 1945 г., Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах. Оно адресовано всем государствам мира.

   Поэтому наиболее заметны отклонения восприятия справедливости в среде наименее обеспеченных и отчужденных от принятия общественно значимых решений представителей так называемых «средних» и «низших» классов. Из данных классов выделяется группа людей на основе общих идеалов и целей. В условиях значительного социального и культурного расслоения современного общества, растущей мобильности, интенсификации обменов и контактов обостряются конфликты между наименее обеспеченными и отчужденными от принятия общественно значимых решений и современной элитой.

      Конфликты могут некоторое время подавляться, переводиться в латентные формы. Параллельно, как отмечают В.Ф.Пирожков, Д.А.Корецкий и ряд других авторов, в соответствии с национальными и историческими традициями того или иного общества происходит заимствование субкультурами «средних» и «низших» классов различных элементов криминальной субкультуры (группы криминальных субкультур) для целей формирования контркультуры справедливости. У такой контркультуры (как разновидности субкультуры) всегда имеются социальные цели: как минимум, расчистить себе путь за счет других социальных групп или субкультур, занять в обществе доминирующие позиции, как максимум – вообще свергнуть существующий строй и создать новый.

      Важнейшим общесоциальным фактором, детерминирующим рост контркультуры справедливости, является общий рост социальной напряженности, отражающий усиление борьбы за доступ к ограниченным ресурсам общества. Эта борьба всегда приобретает идеологическую окраску, поскольку каждый субъект пытается обосновать собственные преимущественные права перед окружающими.

     По мере роста распространения контркультуры справедливости происходит перерождение части субкультурных объединений в экстремистские формирования. Их вовлечение в обостряющиеся социальные конфликты ведет к распространению среди участников крайних националистических, религиозных, расистских и нацистских взглядов, а также к совершению противоправных деяний и преступлений, направленных как против своих социальных конкурентов, так и против государственной власти, равноправия граждан. Однако следует отметить, что в настоящее время классовый подход при исследовании причин и детерминант экстремизма практически не применяется. В то же время структура современного общества всё более усложняется, и это усложнение сопровождается ростом частоты и остроты различных конфликтов. Субкультурный подход к анализу данных явлений в нашей науке ещё только формируется, при этом отсутствует единство взглядов ученых на проблему профилактики экстремизма как совокупности противоправных деяний представителей контркультуры справедливости. Профилактика экстремизма как одной из форм проявления контркультуры справедливости должна осуществляться с приоритетом социально-экономических, информационных и культурно-просветительских мер.

   Однако на данный момент основной объем профилактических мероприятий по-прежнему осуществляется по факту уже совершенных противоправных деяний правоохранительными органами, призванными решать несколько иные задачи, а меры, направленные на укрепление мира и согласия в обществе, в масштабах всей страны или отдельных субъектов федерации реализуются эпизодически, бессистемно и без учета мнений большей части общественных сил. Подобные мероприятия не только не способствуют достижению декларируемых целей, но и усиливают отчуждение основной части населения от политической элиты, сопровождаются многочисленными сбоями и ведут к нерациональному использованию ограниченных общественных ресурсов.

    Представители контркультуры справедливости, для того чтобы идеи, движущие ими, довести до широких масс, используют различные печатные издания: листовки, газеты, брошюры, плакаты, надписи, Интернет и иные средства информации.

   Необходимость доведения своих идей до общественности может быть обусловлена различными факторами. Прежде всего, это стремление привлечь на свою сторону как можно больше людей, в том числе и непосредственно для участия в совершении подготовленных и планируемых действий, а также желание придать своим действиям видимость защиты Отечества, борьбы за равноправие того или иного народа и т. д.

    Интернет представляет собой удобное поле для экстремистской деятельности, а также возможность распространения среди большого круга пользователей материалов экстремистского содержания. В Интернете информация доступна не только в виде статических веб-страниц – идет интенсивный интерактивный обмен ею в чатах, блогах и форумах, через которые все желающие могут общаться с экстремистами по всему миру.

    Нередко экстремистская деятельность представителями контркультуры справедливости совершается вербально – «посредством речевых актов определенной языковой формы и коммуникативной направленности («призывы», «пропаганда», «оправдание», «обоснование» и т. п.), включая распространение заведомо экстремистских материалов».

      В нашей стране достаточно остро стоит проблема ограничения бесконтрольного распространения через СМИ информации деструктивного содержания и необходимости объединения усилий государственных структур, общественных связей и формирующихся органов журналистского сообщества. Именно через них целесообразно воздействовать на недобросовестных журналистов, нарушающих нормы морали и профессиональной этики. Наиболее важные нормы, выработанные общепризнанными органами профессиональных сообществ, государство вправе гарантировать законом и деятельностью судебной системы.

     Допустимо законодательно предусмотреть возможность досрочного прекращения судом действия лицензии СМИ по заявлению органов журналистского сообщества (региональной палаты по информационным спорам или иного) в случаях публикации материалов, нарушающих общепризнанные этические нормы; возможность внесения соответствующего представления данному органу прокурором. Но подменять собой институты гражданского общества органы государственной власти не должны.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика