Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реализация административно-правовых норм и международных стандартов в институте избирательного права России: сравнительно-правовой анализ
Научные статьи
11.05.12 08:34

вернуться


Мишальченко Ю.В.
Фархутдинов И.З.
 
Евразийская интеграция: опыт и проблемы
Мишальченко Ю.В., Фархутдинов И.З.
Реализация административно-правовых норм и международных стандартов в институте избирательного права России: сравнительно-правовой анализ
В статье проводится анализ реализации административно-правовых норм, конституционно-правовых норм и стандартов избирательного законодательства Российской Федерации. Правовой механизм и процесс обеспечения рассмотрения жалоб/заявлений о нарушениях предвыборной кампании при проведении выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года соответствуют требованиям международных избирательных стандартов, в том числе Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств 2002 года, создают условия для действия эффективного механизма защиты избирательных прав граждан в России.

Zinc selenide. R'AIN Optics      

  Согласно статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН, «каждый гражданин должен иметь право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

     Кишиневская конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств  (подписана 7 октября 2002 года) провозглашает право граждан на обжалование действий (бездействий), нарушающих их избирательные права и свободы. Так в статье 16 «Обжалование и ответственность за нарушение избирательных прав и свобод граждан» указано:
«1. В случае нарушения провозглашенных в настоящей Конвенции стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленным законами, ─ также в избирательных органах.
2. Лица, виновные в совершении запрещенных законами действий (бездействия), должны нести ответственность в соответствии с законами».

      В Российской Федерации право граждан избирать и быть избранными закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Для защиты своих конституционных прав граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) и участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ).

    Конституционные права граждан Российской Федерации по защите избирательных прав регламентируются главой XI «Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушения законодательства о выборах Российской Федерации» Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», главой 26 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (№138-ФЗ от 14.11.2002 г.) и Федеральным законом Российской Федерации № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан» (Федеральным законом регламентированы права граждан при рассмотрении обращений, требования к письменному обращению граждан, требования к обращению граждан в форме электронного документа, порядок и сроки рассмотрения обращений государственными органами).

     Лица, имеющие право обжаловать решения и действия (бездействия) избирательной комиссии, нарушающей избирательные права граждан:
1)    Граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении их в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о них, внесенных в список избирателей. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования ─ немедленно (п. 2,3 ст. 28 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.);
2)    Наблюдатель вправе обжаловать решения и действия (бездействия) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд (п. 12 ст. 23 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.);
3)    Кандидат в Президенты Российской Федерации вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие его права (п. 7 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г.).

    Обжалование решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан, в  Центральную избирательную комиссию Российской Федерации В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях указанного Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ─ немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушения кандидатом, политической партией указанного Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, то кандидат, политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель, уполномоченные представители политической партии вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, политической партией указанного Федерального закона избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, этой политической партии предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

     Согласно статье 83 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., «обжалование решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№67-ФЗ от 12.06.2002 г.)».

     В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая должна рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

    В соответствии с пунктом 3 статьи 23, на заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

    Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан в судебной системе РФ  В соответствии со статьей 75 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде:
─ решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии обжалуются в Верховном суде РФ;
─ решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ ─ в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов;
─ решения иных комиссий обжалуются в районных судах.

    Для обращения в суд нет обязательного условия предварительного обращения в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

     В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение (ст. 75 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г.).

    В Гражданском Процессуальном кодексе Российской Федерации №138-ФЗ от 14.11.2002 г.  также содержатся положения, регламентирующие основания и порядок обращения с заявлениями граждан в суд (Глава 26. «Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

   Основания и порядок отмены решений избирательной комиссии

       В соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, ─ о признании итогов голосования недействительными.


      После установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования.

      Согласно п. 2 ст. 85 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации после определения результатов выборов является одно из следующих установленных судом обстоятельств:
1) кандидат, признанный избранным, израсходовал на проведение своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иные денежные средства, составляющие более 10 процентов от установленной Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, или более чем на 10 процентов превысил указанную предельную сумму;
2) кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) кандидат, признанный избранным, при проведении агитации нарушил требования пункта 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
4) кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

      Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, территории, в субъекте Российской Федерации, о результатах выборов Президента Российской Федерации также в случаях нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), порядка определения результатов выборов, в случае незаконного отказа в регистрации кандидата, признанного таковым после дня голосования, других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 3 ст. 85 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.).

      Не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, признания итогов голосования, результатов выборов Президента Российской Федерации недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за неизбранных по результатам голосования зарегистрированных кандидатов (п. 4 ст. 85 Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.).

     Сроки и порядок обжалования решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан В статье 78 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. установлены следующие сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений:
─ жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит;
─ после официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов;
─ решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ─ немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы;
─ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

    Основания и порядок аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата Федеральным законом №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. установлены основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.

       В соответствии с положениями статьи 84 ФЗ Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., регистрация кандидата аннулируется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения политической партии об отзыве кандидата, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.

    Регистрация кандидата аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае утраты им пассивного избирательного права.

    Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности соответствующей политической партии либо в случае ликвидации соответствующей политической партии.

     Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, иного зарегистрированного кандидата, если будет установлено, что решение было принято Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с нарушением требований, предусмотренных положениями Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г.

     Регистрация кандидата может быть отменена Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также по заявлению иного зарегистрированного кандидата не позднее чем за пять дней до дня голосования в случаях, предусмотренных положениями Федерального закона №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. Заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

      Постановлением ЦИК № 91/733-6 от 27.01.2012 г. Григорию Алексеевичу Явлинскому было отказано в регистрации кандидатом в Президенты РФ в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. по основанию выявления более 5 процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.

     06.02.2012 г. Явлинский Г.А. оспорил данное постановление в Верховном Суде Российской Федерации, просил отменить постановление ЦИК РФ от 27.01.2012 г. №91/733-6, как основанное на неправильном толковании норм федерального закона, и обязать ЦИК России зарегистрировать его кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

      08.02.2012 г. Верховный Суд Российской Федерации отказал Явлинскому Г.А. в удовлетворении иска об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 января 2012 г. № 91/733-6 «Об отказе Григорию Алексеевичу Явлинскому в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации» на основании того, что Постановление ЦИК России от 27 января 2012 г. № 91/733-6, которым Явлинскому Г.А. отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации, принято в соответствии с нормами Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г., с соблюдением установленного порядка. (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2012 г., Дело №АКПИ12-236).

    Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (далее КоАП РФ).

    Так, согласно КоАП РФ, ответственность наступает в случае:
─ нарушения права гражданина на ознакомление со списком избирателей; неисполнения решения избирательной комиссии; непредставления сведений и материалов по запросу избирательной комиссии (ст. 5.1 КоАП РФ);
─ неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3 КоАП РФ);
─ нарушения порядка представления сведений об избирателях (ст. 5.4 КоАП РФ);
─ нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5 КоАП РФ);
─ нарушения прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6 КоАП РФ);
─ отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах (ст. 5.7 КоАП РФ);
─ нарушения предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8 КоАП РФ);
─ нарушения в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9 КоАП РФ);
─ проведения предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10 КоАП РФ);
─ проведения предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11 КоАП РФ);
─ изготовления, распространения или размещения агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12 КоАП РФ);
─ непредоставления возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
─ умышленного уничтожения или повреждения печатных материалов, относящихся к выборам (ст. 5.14 КоАП РФ);
─ нарушения установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями (ст. 5.15 КоАП РФ);
─ подкупа избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ);
─ непредоставления или неопубликования отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов (ст. 5.17 КоАП РФ);
─ незаконного использования денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата (ст. 5.18 КоАП РФ);
─ использования незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании (ст. 5.19 КоАП РФ);
─ незаконного финансирования избирательной кампании, оказания запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20 КоАП РФ);
─ несвоевременного перечисления средств избирательным комиссиям, кандидатам (ст. 5.21 КоАП РФ);
─ незаконной выдачи и получения избирательного бюллетеня (ст. 5.22 КоАП РФ);
─ сокрытия остатков тиражей избирательных бюллетеней (ст. 5.23 КоАП РФ);
─ нарушения установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (ст. 5.24 КоАП РФ);
─ непредоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ).

     Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах

   Уголовным Кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (далее УК РФ)  установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах Президента Российской Федерации. Согласно положениям УК РФ, уголовная ответственность наступает в случае:
─ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
─ нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата (ст. 141.1 УК РФ);
─ фальсификации избирательных документов (ст. 142 УК РФ);
─ фальсификации итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

     Таким образом,  избирательное законодательство Российской Федерации в части, регулирующей порядок рассмотрения жалоб/заявлений о нарушениях предвыборной кампании при проведении выборов Президента Российской Федерации, соответствует международным обязательствам Российской Федерации в сфере демократических выборов.

      Нормы административного права, нормы и стандарты законодательства Российской Федерации, а также процесс обеспечения рассмотрения жалоб/заявлений о нарушениях предвыборной кампании при проведении выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года  соответствуют требованиям международных избирательных стандартов, в том числе Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств (г. Кишинев, 7 октября 2002 года); создают условия для действия эффективного механизма защиты избирательных прав.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика