Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Глобализация и переходный период государственно-правового развития России
Научные статьи
11.05.12 08:56

вернуться

 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Право и политика
Макогон Б.В.
Глобализация и переходный период государственно-правового развития России
Статья посвящена особенностям и проблемам развития Российской Федерации в условиях переходного периода. Автор анализирует государственно-правовые трансформации в России, делает выводы, в том числе о качественных особенностях новейшего этапа развития Российской Федерации.

          Россию, как и многие другие страны мира, захлестнули процессы глобализации, в том числе правовые. Причем, в отличие от других государств, в первую очередь западных, для Российской Федерации характерна особая специфичность ситуации, характеризующаяся, в первую очередь, кардинальным характером и всеохватывающим масштабом перемен. Россия, с началом реформ открыв свою экономику, политико-правовую доктрину для интеграции в мировое сообщество и резко пересмотрев саму основу внутренней и внешней политики во всех сферах, в полной мере испытала на себе трансформационное воздействие глобализации. Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов обусловило и породило тот политико-правовой, социально-экономический кризис, который наступил в российском обществе и государстве в начале 90-х годов ХХ века и который до настоящего времени полностью преодолеть не удалось. Отсутствие общепризнанной четкой стратегии долгосрочного развития России в условиях быстро развивающихся процессов глобализации отрицательно повлияло на ход преобразований, в первую очередь, правовых и политических.

     Таким образом, Россия, находясь лишь в начале пути полного включения в мировые глобализационные правовые процессы, сталкивается как с положительными, так и с отрицательными проявлениями процесса правовой глобализации.

   К сожалению, можно уверенно сказать, что в настоящее время Российская Федерация, трансформировав свое право, по его качеству и другим показателям в значительной степени отстает от ведущих государств мира, пока еще не став полноправным членом мирового сообщества. Не в последнюю очередь это объясняется многолетней изоляцией России от остального мира и слишком коротким временным промежутком, отделяющим ее от советского государства со всеми его принципами и идеалами.

      Однако позитивные сдвиги налицо, и кризисный характер ситуации в стране постепенно идет на спад. Продекларированные в начале реформ права и свободы человека нашли свое отражение во всех отраслях права и законодательства, сформирован и продолжает совершенствоваться механизм обеспечения их реализации. Поддержку в обществе нашел демократический характер законотворческой деятельности, избирательной системы. С правовой глобализацией в Россию пришла система разделения властей и другие демократические принципы, идеи рыночных отношений, в частности, право частной собственности, свобода предпринимательства и др., населению дали возможность реализовать свои способности в этих сферах, чего так сильно не хватало во многом утопичному советскому государству. Все большее влияние на российское законодательство оказывает международное право, зарубежный правовой опыт, что, безусловно, положительно сказывается на его качестве и ликвидации отставания российского законодательства и всего права в целом от требований своего времени . В России полностью создана совершенно новая система законодательства, построенная на принципах и идеалах западной демократии, вобравшей в себя многолетний опыт становления соответствующих государственно-правовых институтов.

     Однако вследствие того, что, как отмечают многие авторы, в настоящее время правовая система России находится на переходном этапе, претерпевая фундаментальное обновление, в основе которого лежит существенная трансформация всех сфер жизни страны, правовая глобализация также связывается с процветанием правового нигилизма как на уровне обывателей, так и у государственных чиновников, коррупции, многочисленными нарушениями законности и конституционных прав граждан, громоздкостью и бюрократизацией государственного аппарата . Многие правовые преобразования, да и сам факт «подстраивания» под западные страны вызывают различные формы протеста у консервативно настроенных социальных групп. Справедливости ради следует отметить, что в течение последних нескольких лет налицо поступательная активизация, все большее ускорение реформаторской деятельности, направленной на борьбу с обозначенными проблемными следствиями (а в значительной степени и причинами) порядком затянувшегося переходного периода.

    В контексте исключительно отечественных особенностей включения в глобализационные процессы необходимо заметить, что одной из объективных особенностей России является ее федеративное устройство и огромная территория, различные части которой порой значительно отличаются друг от друга по уровню экономического развития, национальным, культурным, религиозным и другим параметрам. Это способствует далеко не равномерному распространению глобализационно-правовых тенденций на региональном уровне и, как следствие, дисгармонизации в правотворческой и особенно в правоприменительной деятельности «центра» и некоторых субъектов федерации, увеличивая пропасть между ними.

     Говоря о специфическом характере российской ситуации в контексте рассматриваемого вопроса, особое значение необходимо придать следующему обстоятельству. Сломав на корню абсолютное большинство основополагающих советских государственно-правовых и политико-экономических принципов, реформаторы изначально поставили Россию в положение «догоняющего» субъекта на мировой арене. Результатом этого явился ряд негативных последствий. Продекларированные принципы приоритета защиты прав человека, заимствованные у «Запада», стали восприниматься в качестве своеобразного «членского билета», «пропуска» в мировое сообщество и международные организации, следствием чего явилась довольно слабая степень качества реализации данных основополагающих принципов, а во многих случаях простое их игнорирование и нарушение. Как и любой основополагающий правовой институт, институт прав человека не может быть безболезненно и быстро введен в инородную среду без сформировавшегося соответствующего отношения к нему со стороны общества. Государству необходимо обеспечить такие изменения в сознании граждан, чтобы они были готовы защищать свои права, уважать права других, осознавать приоритет своих прав и свобод над интересами государства . В России же в очередной раз была выбрана «догоняющая модель», однако в данном случае именно граждане Российской Федерации приняли на себя роль догоняющих. В дополнение необходимо отметить, что похожая ситуация имеет место по отношению к некоторым другим внедренным в правовую систему институтам (например, в области отношений частной собственности и предпринимательства).

     Представляется, что в настоящее время Российская Федерация вступает в новый этап переходного периода своего развития, на котором начинают отмирать не только пережитки советского прошлого, но и анахронизмы начала-середины 90-х годов. Этот этап характеризуется активной реформаторской деятельностью, осуществляемой централизованно, с учетом особенностей современной России, в том числе негативных, приобретенных в пореформенный период. Вполне вероятно, данным этапом и завершится российский переходный период, продолжающийся уже четверть века. Предпосылки для этого есть: государственная власть укрепилась, Россия более чем достойно пережила мировой экономический кризис, развиваются демократические процедуры и институты, активно на всех уровнях развивается государственная поддержка институтов рыночной экономики (в частности – малого и среднего бизнеса), снижается уровень бюрократизации в различных сферах (финансовая, паспортно-визовая, автотранспортная и т.д.), ведется борьба с коррупцией.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика