Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы конституционно-правового регулирования отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы
Научные статьи
11.05.12 09:32

вернуться


 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Конституционное право
Фомичева О.А.
Проблемы конституционно-правового регулирования отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы
В качестве проблемных вопросов сферы законодательного регулирования по предметам совместного ведения отмечается недостаточность урегулирования в субъектах Российской
Федерации некоторых предметов совместного ведения, в частности, вопросов деятельности адвокатуры, нотариата. Особое внимание необходимо уделить вопросу совместного определения кадров правоохранительных органов, невозможность урегулирования которого вызвана отсутствием закрепления на федеральном уровне перечня органов, входящих в состав правоохранительных. Полнота законодательного урегулирования проблемных вопросов будет способствовать гармонизации законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом их системного характера и относительной самостоятельности каждого.

     Характер федеративных отношений определяется посредством конституционно-правового регулирования предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Одним из основных показателей эффективности федеративных отношений в государстве является наличие работающего механизма реализации конституционных положений по разграничению предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Основой и главным компонентом данного механизма называют законодательное регулирование, которое наиболее сложно осуществляется в сфере совместного ведения . В качестве весьма важного конституционно-правового аспекта регулирования, влияющего на эффективность и стабильность федеративных отношений, выделяют определение оптимального соотношения федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения.

    Проблемой разграничения предметов совместного ведения является на сегодняшний день отсутствие общих законодательных критериев пределов федерального и регионального регулирования по предметам совместного ведения. Конституция Российской Федерации и ряд других важнейших законодательных актов установили определенную модель реализации принципа совместного ведения, согласно которой законодательными актами Российской Федерации определяются вопросы, регулирующиеся посредством принятия нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что законодательство субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обладает таким признаком, как относительная самостоятельность. В основе законодательной деятельности субъектов Российской Федерации лежит не только совокупность процедурно-процессуальных правил, определяющих процесс принятия нормативных правовых актов, но и закрепление перечня предметов ведения и полномочий, основывающегося на  принципе разграничения предметов ведения, предполагающем законодательную самостоятельность не только в отношении собственной компетенции, но и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. 

    К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся кадры судебных и правоохранительных органов. Это положение предоставляет субъектам Российской Федерации право участвовать в согласовании назначения на определенные должности в данных органах. В соответствии с положением п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции, кадровые вопросы в отношении судей судов субъектов Российской Федерации разрешаются при непременном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2003 года № 428-О , от участия в формировании корпуса федеральных судов Российские регионы практически отстранены. Согласие или несогласие субъекта Российской Федерации с назначением конкретного лица на должность не исключает как возможности представления Председателем Верховного Суда Российской Федерации данной кандидатуры Президенту Российской Федерации, так и права Президента Российской Федерации назначить на должность то лицо, чья кандидатура не была согласована с законодательным (представительным) органом. Процедура же представления кандидата для назначения на должность мирового судьи Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»  не определена, таким образом, субъекты Российской Федерации уполномочены самостоятельно регулировать данный вопрос региональным законодательством. Например, Закон Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области» (п. 1 ст. 7) установил порядок наделения полномочиями мировых судей области путем назначения на должность решением Законодательного Собрания Оренбургской области, а также процедуру представления кандидата Законодательному Собранию области для назначения на должность путем направления Председателем Оренбургского областного суда представления, согласованного с главой администрации Оренбургской области.

     В Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» отсутствует законодательное закрепление и раскрытие организационного обеспечения деятельности мировых судей, в том числе кадрового обеспечения аппарата судей, в то время как качество работы мирового судьи во многом зависит от подбора кадров и их профессионального уровня. В целях восполнения правового пробела законодатели субъектов Российской Федерации были вынуждены регламентировать данный вопрос в своих законах. Большинство субъектов Российской Федерации, не раскрывая понятия организационного обеспечения деятельности мировых судей, возложили функции по его осуществлению на уполномоченные органы региональной исполнительной власти (министерства, управления, комитеты и т.п.). В Оренбургской области, например, в соответствии с Законом «О мировых судьях в Оренбургской области», подбор и расстановку кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, прием их на государственную службу осуществляет Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на конкурсной основе. Данный Комитет создается Указом главы администрации области и действует на основании утвержденного им положения. Комитет, согласно Указу Губернатора Оренбургской области , имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, обособленное имущество, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета. В число основных возложенных на Комитет задач входят кадровое, информационно-правовое, финансовое, материально-техническое  обеспечение деятельности мировых судей Оренбургской области и обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации мировых судей и работников аппарата.

     Коллизионным является вопрос отнесения Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации кадров правоохранительных органов. Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»  в статье 7 дано определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы. Однако данное положение настоящего Федерального закона должно применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. На федеральном уровне до настоящего времени закон о правоохранительных органах не принят, таким образом, перечень органов, относимых к правоохранительной службе, на федеральном уровне  не определен. Следовательно, вопрос кадров правоохранительных органов, отнесенный Конституцией Российской Федерации к совместному ведению, остается открытым ввиду отсутствия перечня органов, относимых к правоохранительным. На уровне субъектов Российской Федерации принимаются региональные законы о правоохранительных органах, которые также не содержат конкретного перечня органов, входящих в состав правоохранительных. Например, в республике Башкортостан принят Закон «Об общественных органах правоохранительного характера в республике Башкортостан» , который содержит только понятие видов органов, входящих в единую систему профилактического воздействия на правонарушителей: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в организациях независимо от форм собственности, добровольные народные дружины; рабочие отряды содействия милиции.

     Несмотря на отсутствие законодательного закрепления перечня органов, относимых к правоохранительным, таковыми названы в специализированном законодательстве таможенная служба , казачество , прокуратура. Полиция, являясь составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и осуществляя свою деятельность, взаимодействует с другими правоохранительными органами. Одновременно с этим Федеральным законом «О полиции»  полиция в качестве правоохранительного органа прямо не указана.

       Примером практического воплощения предмета совместного ведения, определенного п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции в сфере согласования кадров правоохранительных органов, можно назвать процедуру назначения на должность прокурора субъекта Российской Федерации. Исходя из смысла статей 41.4, 45 Федерального закона «О прокуратуре» , прокуратура относится к правоохранительным органам, соответственно, определение кадровых вопросов данного органа относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре», прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, однако сам порядок согласования федеральным законодательством не определен. Таким образом, процедура согласования кандидатуры на должность прокурора субъекта Российской Федерации подлежит урегулированию законами субъектов Российской Федерации. В Оренбургской области, например, согласование кандидатуры на должность прокурора Оренбургской области осуществляется, в соответствии с Уставом Оренбургской области, Губернатором области и Законодательным Собранием. Вопрос о согласовании назначения на должность прокурора Оренбургской области Законодательным Собранием, в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания, включается в проект повестки дня очередного заседания Законодательного Собрания; кандидатура на должность прокурора Оренбургской области считается согласованной, если за дачу согласия проголосовало большинство от числа избранных депутатов.

       Институт адвокатуры, в том числе вопросы правового регулирования его деятельности  находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об адвокатуре) , субъектам Российской Федерации предоставлена возможность регулирования вопросов участия в создании юридических консультаций (п. 1,  п. 3 ст. 24),  в оказании юридической помощи бесплатно (п. 9 ст. 25, п. 1, п. 2 ст. 26), в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (подп. 3 п. 2 ст. 33);  материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях (п. 9 ст. 25). Тем не менее далеко не во всех регионах Российской Федерации так или иначе  нормативно урегулированы вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации. Наименее урегулированными в сфере адвокатуры на уровне законодательства субъекта Федерации являются вопросы оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, а также создания юридических консультаций. Наиболее распространенными в субъектах Российской Федерации являются законы, регулирующие порядок избрания представителей в квалификационную комиссию от представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, Законом «О представителях Законодательного Собрания Оренбургской области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Оренбургской области»  определен порядок избрания и требования, предъявляемые к представителям Законодательного Собрания Оренбургской области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Оренбургской области, остальные вопросы, регулирование которых возможно на уровне субъекта Российской Федерации, не закреплены в законодательных актах области. Кроме того, в Оренбургской области до настоящего времени вопросы деятельности адвокатуры региональным законодательством не охвачены.

       Во многих региональных законах фактически повторяются положения Федерального закона об адвокатуре. Дополнительно координируются вопросы создания юридических консультаций, в частности, дополнительно указывается, кто может обращаться с инициативой о создании юридической консультации. Например, согласно Закону «О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края» , такое право предоставлено Правительству Пермского края. Кроме того, настоящий Закон дополнительно предусматривает обеспечение юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, которое включает в себя возмещение связанных с юридической помощью расходов адвоката, оплату проезда, найма жилого помещения, суточных и иных расходов. 

     Помимо регулирования вопросов адвокатуры, Конституция причисляет нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а это означает, что действующее федеральное законодательство «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»  может быть дополнено и расширено законами субъекта Федерации. Региональные законы способствуют разрешению проблем во взаимоотношениях органов юстиции и нотариальной палаты с учетом местных особенностей. Особое место в законотворчестве парламентариев субъектов Российской Федерации занимает организация работы нотариальной конторы. Например, Законом Воронежской области «О нотариате»  предусмотрена процедура организации работы, согласно которой требования к помещениям нотариальной конторы вырабатываются совместно управлением юстиции и нотариальной палатой. Кроме того, п. 3 ст. 6 регионального Закона определяет порядок открытия нотариальных контор, согласно которому на управление юстиции возлагается обязанность вести Государственный реестр нотариальных контор, действующих на территории области, с присвоением каждой конторе реестрового номера, указываемого на вывеске и в официальных документах. Более того, образец вывески подлежит утверждению совместным решением управления юстиции и нотариальной палаты. Законом Воронежской области «О нотариате» предусмотрен также порядок предоставления отпусков. Согласно общему правилу, нотариус имеет право на ежегодный отпуск, продолжительность которого определяется нотариусом исходя из требований трудового законодательства. Время ухода в отпуск предусматривается нотариусом самостоятельно, но о дате начала отпуска и его продолжительности нотариус не позднее, чем за три дня, уведомляет управление юстиции и нотариальную палату. Однако Закон четко не оговаривает продолжительность отпуска, а также не закрепляет оснований и возможности отмены решения нотариуса со стороны управления юстиции или нотариальной палаты.

     Итак, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации охватывают вопросы кадров судебных и правоохранительных органов, а также адвокатуру и нотариат. Регионами обеспечивается реализация кадрового и материального обеспечения судей, однако в остальных направлениях данной сферы правотворчество субъектов Российской Федерации осуществляется безынициативно. Это объясняется наличием коллизии в федеральном законодательстве о правоохранительных органах. В сфере адвокатуры и нотариата субъекты Российской Федерации, как правило, осуществляют копирование федерального законодательства с внесением несущественных деталей. Исследование практики регулирования федеративных отношений на примере некоторых регионов позволило выявить пробелы законодательства, требующие восполнения посредством законотворческой деятельности на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне соответствующего законодательства препятствует единообразному регулированию федеративных отношений по предметам совместного ведения. Ввиду чего видится необходимым принятие законодательства, закрепляющего на федеральном уровне четкий перечень органов, входящих в состав правоохранительных, которое обеспечит единообразие в реализации совместного ведения регионами положения п. «л» ст. 72 Конституции в части совместного формирования кадров правоохранительных органов.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика