Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


М.М. Сперанский: вклад в модернизацию России
Научные статьи
11.05.12 10:07

вернуться



 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Т
Теория и история государства и права
Касабян С.В.
М.М. Сперанский: вклад в модернизацию России
В работе рассматривается вопрос о вкладе М.М. Сперанского в развитие России и об основных направлениях преобразований, предложенных выдающимся реформатором.

     История России XIX века часто представляется нам романтической и возвышенной. И действительно описания императорского двора, жизни и быта сановного Санкт-Петербурга, живописных пейзажей дворянских усадеб, дуэлей и военных подвигов во славу Отечества создают необычайно привлекательное впечатление. Однако профессиональный историк вряд ли согласится с таким представлением. Первая половина прошлого столетия — это период мучительного поиска идеала будущей России, новых реформ, многочисленных войн времен царствования Александра I, общественного возбуждения  и трагедии декабристов, крушения многих преобразовательных проектов. Жестокое поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.) стало неутешительным итогом периода, породившего ожидания и надежды на скорые перемены у образованной части общества.

    Историю модернизации в России принято начинать с XVIII века, с петровских преобразований. Иногда этот этап называют в литературе «доиндустриальной» модернизацией, фиксируя тем самым лишь первые, весьма незначительные попытки реального переустройства. Главная особенность российского варианта модернизации с самого начала проявилась в жестком государственном контроле над разработкой и принятием решений. Инициатива принадлежала государству, а судьба процесса полностью зависела от воли влиятельных политических фигур. Естественно, что основной целью модернизации было сохранение господствовавшего абсолютистского режима.

     Ситуация изменилась в начале XIX столетия. Начавшиеся преобразования и победоносная война с Францией ускорили общественно-политические процессы в государстве. Реформы начала XIX века коснулись аграрной сферы и государственных структур власти и управления. Наиболее важным стал указ 1803 года («О вольных хлебопашцах»), он создал механизм Государственного Совета; и постепенное разграничение властных полномочий между различными учреждениями усовершенствовало работу государственных органов.

     Успех преобразований во многом был гарантирован наличием развитого бюрократического аппарата, который был призван реализовывать замыслы реформаторов. В связи с этим количественный рост бюрократии в России в данный период и подготовка управленческих кадров (реформы М.М. Сперанского) полностью отражали назревшую потребность. Однако законотворческая деятельность оставалась монополией центральной власти. Лишь в исключительных случаях чиновничество привлекалось к обсуждению тех или иных планов переустройства. Очевидно, что формировавшийся бюрократический аппарат еще не являлся опорой власти в реформаторском процессе. Следует отметить и консерватизм подавляющей части дворянства по отношению к будущим изменениям.

     Законодательство прошлых лет является своеобразной политической и правовой памятью страны. Для глубокого и всестороннего изучения теоретических и практически значимых проблем правотворчества в настоящем очень важным представляется рассмотрение их в историческом плане, с точки зрения их эволюции в прошлом.

    Ретроспективный взгляд на законодательство позволяет выявить устойчивые процессы в развитии государственно-правовых институтов и учесть исторический опыт политико-юридических подходов в решении сегодняшних проблем с учетом национальных традиций и сформировавшейся ментальности российского общества.

    Опыт трех последних столетий, а также примеры сегодняшнего дня показывают, что существует единый узел проблем на пути российских реформ. Сложность заключена в выборе оптимального варианта взаимодействия и взаимосвязи индивида, общества и государства. Наследие М.М. Сперанского имеет  особую значимость для осмысления исторического урока реформ в России и в Европе в целом. Его труды необходимо учитывать, пытаясь определить суть индивидуальной свободы, не имеющей асоциальной, антигосударственной направленности. 

     Как отмечал сам  Сперанский в записке «Размышления о государственном устройстве империи», история России от времени Петра Первого представляет почти беспрерывное колебание правительства от одного плана к другому. Это непостоянство, или лучше сказать недостаток твердых начал, явилось причиной того, что образ нашего правления не имеет никакого определенного вида, и многие учреждения почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

      Сперанский с особенным вниманием относился к вопросу о содержании, назначении и разделении законов. Основной закон — это тот, который вытекает из существа сил государственных. Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей; закон определяет отношение частных лиц к государству и отношения между частными лицами. Государственные законы бывают двоякого рода: преходящие и неизменные, коренные. В государственной жизни существует ряд вопросов, которые по существу своему являются преходящими, таковы, например, вопросы войны и мира, государственной экономики и пр. Но польза и безопасность людей требуют, чтобы государство выработало коренные законы; они должны определить «образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении». Такие законы должны определить положение державной власти, сущность закона и, наконец, известные органические законы. Под последними Сперанский понимает определение форм законодательства, суда, управления и, наконец, устройства «сословия, в коем все сии распорядки должны соединиться, и чрез которое власть державная будет на них действовать и принимать их действие». Таково определение тех коренных законов, которыми должна регулироваться государственная жизнь. Они доминируют во всем государственном строе. Это довольно отвлеченное представление о коренном законе, развитое Сперанским в проекте 1809 г., обосновывается в записке 1803 г. более простыми и практическими соображениями.  Настаивая на незыблемости коренных законов, Сперанский с особенным вниманием перечисляет те из них, которые касаются прав политических, но такую же устойчивость он придает и законам гражданским и судебным. 

     Проекты реформ Михаила Михайловича Сперанского, будучи ориентированы на базовые принципы западноевропейского государственного устройства, тем не менее ни в коей мере не подвергали сомнению сохранение самодержавной власти.

     М.М. Сперанский большое значение предавал исторической ценности издания законодательства Российской империи, оценке и использованию законодательного опыта Российского государства. Он подчеркивал, что законы изображают внутреннюю жизнь государства, в них видно, как нравственные и политические силы государства слагались, образовывались, возрастали и изменялись. Следовательно, история государства без познания законов не может иметь ни ясности, ни достоверности.

    До настоящего времени Полное собрание законов Российской империи, подготовленное Сперанским, является единственным полным источником для изучения законодательного наследия России, где видно, что вся публично-правовая деятельность и действующие нормативные акты государственной власти в границах ее компетенции интегрируются, выражая многообразие объективных отношений, связывающих власть с населением.

   Проведенная систематизация законодательства создала условия для дальнейшего совершенствования регулирования отношений в стране, а также возможности для проведения дальнейшего его упорядочения. Это повысило уровень законности в деятельности государственных учреждений и правоприменительной практике, составило основу изучения российского прав в юридических учебных заведениях и оказало значительное влияние на развитие и становление русской юридической науки.  Большое значение систематизация законодательства имела для развития юридического образования — подготовки юристов для различных видов государственной деятельности на основе отечественного законодательства, а также развития юридической науки по различным ее направлениям — теоретическому, отраслевым и прикладным, что, в свою очередь, способствовало совершенствованию законодательной деятельности государства.

      Сочинения и деятельность М.М. Сперанского оказали большое влияние не только на развитие законодательства, но и сформировали общественные взгляды передовых слоев служилого дворянства, в особенности офицеров, принявших активное участие в Отечественной войне 1812-1814 гг. и воочию лицезревших результаты буржуазных революций в Европе. Сопоставление европейского и российского опыта социально-политического развития все более укрепляло передовые круги дворянства во мнении о необходимости проведения коренных реформ и преобразования в России. 

    Прогресс общества для Сперанского — главное дело государства. Средством его обеспечения (но не самоцелью, как считал Сперанский в начале XIX века) является законодательное гарантирование прав граждан. Он верил в такие политические ценности, как личная и имущественная безопасность, естественные права человека, свобода и достоинство. Он делал государство средством обеспечения этих принципов. Законодательство, деятельность административных и судебных органов, юридические процедуры, оформление документов — все это должно было, по мысли Сперанского, гарантировать свободу воли индивида и его права.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика