Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проекты решения земельного вопроса в нагорной полосе Чечни и Ингушетии (вторая половина XIX – начало XX вв.)
Научные статьи
11.05.12 10:38

вернуться



 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Земельное право
Арсанукаева М.С.
Проекты решения земельного вопроса в нагорной полосе Чечни и Ингушетии (вторая половина XIX – начало XX вв.)
В статье раскрываются меры, принимаемые российским правительством, кавказской и местной администрациями по урегулированию аграрных отношений в горных районах Чечни и Ингушетии во второй половине XIX – начале XX вв.

       Принимая определенные меры по проведению аграрных преобразований в равнинной и предгорной части Чечни и Ингушетии, кавказская администрация и ее представители на местах все же не смогли разрешить вопрос о характере поземельных отношений в нагорной части. Один из проектов, составленный в 1879 г. по распоряжению начальника Терской области генерал-лейтенанта А.П. Свистунова (1875-1883 гг.), строился на основных идеях Положения о размежевании Закавказского края с учетом местных особенностей. Авторы проекта стремились сохранить поземельные отношения, существовавшие здесь на протяжении веков. Этот проект, как считает историк Н.П. Гриценко, носил прогрессивный характер и в большей мере отражал интересы горцев области, включая чеченцев и ингушей. Однако главное управление наместника Кавказа, великого князя Михаила Николаевича, с ним не согласилось, и проект был отклонен.

    В 1905 г. по распоряжению исполняющего обязанности командующего войсками Кавказского военного округа генерал-лейтенанта Я.Д. Маламы в Тифлисе состоялось межведомственное совещание, участники которого высказались за образование особой комиссии для всестороннего изучения состояния землевладения и землепользования, а также экономического быта жителей нагорной полосы Терской области и карачаевского народа Кубанской области. Приказом по Кавказскому военному округу от 18 апреля 1906 г. главнокомандующим учреждается «Комиссия для исследования земель нагорной полосы Терской и Карачая Кубанской областей в правовом и экономическом отношении» в составе 7 человек. Возглавил ее И.Г. Абрамов — юрисконсульт военно-окружного совета Кавказского военного округа.

    Работа комиссии, названной по имени ее председателя Абрамовской, завершилась 1 февраля 1909 г. составлением «Трудов». В двух книгах (по Терской и Кубанской областям) содержались: исследования поземельных отношений горцев и три проекта: а) о земельных правах сельских обществ, отдельных членов их и лиц, не принадлежащих к этим обществам; б) о подсудности земельных споров; в) о размежевании земель и землеустройстве в нагорной полосе Терской области и карачаевцев. Сюда же были включены и особые мнения членов комиссии по обсуждаемым вопросам.

     Горское крестьянство возлагало большие надежды на деятельность комиссии. Однако новый проект землеустройства, предложенный комиссией после окончания работы в 1909 г., вызвал у горцев не только большое разочарование, но и возмущение. В особенности горцев не устраивал третий пункт проекта, которым фактически отменялась частная собственность горцев на землю, существовавшая в нагорной полосе веками. Все те земли (пашни, сады, огороды и некоторые покосы), которые требовали применения усилий горцев, предлагалось признать собственностью отдельных лиц или целого двора, образуя тем самым подворное владение. Остальные же (пастбища и леса) — собственностью отдельных групп.  Горцев не устраивало предложение членов комиссии разрешать поземельные споры, возникающие между сельскими обществами, которым земли поступили на праве общинного пользования, областными правлениями. И только если одной из спорящих сторон являлся частный землевладелец — в судебном порядке. На имя наместника Кавказа генерал-адъютанта гр. И.И. Воронцова-Дашкова, начальника Терской области  генерал-лейтенанта А.С. Михеева, окружного начальства писались протесты и жалобы. Областное правление присоединилось к мнению просителей, считая, что частноправовые споры (а горцы фактически являются их собственниками) должны быть подсудны гражданским судам.

    В адрес кавказской и местной администраций на материалы Абрамовской комиссии от горцев поступило 237 прошений-протестов.  В числе прочих уполномоченные от четырех ингушских обществ заявили протест по поводу признания земель и лесов, находящихся в их пользовании, казенными. Утверждалось, что занимаемой землей и лесом они пользуются с незапамятных времен и считают ее своей собственностью.     

    Как отмечается в донесениях областного начальства, по всем этим прошениям «производились дознания, доклады и сообщения высшему Кавказскому начальству». В большинстве случаев ответ звучал следующим образом: «Рассмотрение его прав (просителя. — М.А.) может последовать лишь при размежевании нагорной полосы Терской области, где находится означенная земля». В соответствии с циркуляром главноначальствующего на Кавказе А.М. Дондукова-Корсакова от 25 декабря 1885 г. и 22 января 1892 г., нарушенное право могло быть восстановлено только в судебном порядке.

    Начальник Терской области, указывая на бесплодность деятельности Абрамовской комиссии, в 1910 г. писал наместнику на Кавказе, что решение поземельного вопроса горцев нагорной полосы Терской области протекает «крайне медленно, тянется уже на протяжении полстолетия». Все это, по его мнению, вселяло недоверие к русской власти.  Деятельность Абрамовской и других комиссий была направлена на то, чтобы создать видимость готовности правительства решить земельный вопрос и отвлечь горцев от насущных проблем в данной сфере. Примечательно, что итоги работы комиссии вызвали негативную реакцию не только у горцев и местного начальства, но и со стороны высокопоставленных чиновников правительства и самого императора.

    Для решения поземельного вопроса в нагорной полосе создавались комиссии полковника Д.А. Вырубова (1905 г.), чиновника областного правления Г.А. Вертепова (1906 г.), кн. Г.И. Макаева (1908 г.) и др.

     23 марта 1911 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказского военного округа под председательством помощника наместника по военной части генерала от инфантерии Н.П. Шатилова состоялось новое совещание. В его работе приняли участие представители от народностей нагорной полосы. Среди лиц, признанных знатоками местных обычаев, свободно владеющих русским языком, заслуживающих доверия и приглашенных на совещание, указаны: от чеченцев Веденского округа ― Косум-хажи Ильясов, Грозненского округа (аргунских) ― Заур Гисаев, ингушей Назрановского округа ― Саадула Тенкиев. 

    Наряду с остальными представителями горской интеллигенции Терской области дополнительно приглашались: отставной гвардии поручик Тапа Чермоев (чеченец) и инженер Ибрагим Базоркин (ингуш.  По итогам совещания составляется записка «О землеустройстве горского населения нагорной полосы Терской области и Карачая Кубанской области». Подписанная И.И. Воронцовым-Дашковым она представляла собой вариант решения земельного вопроса в горах, который фактически копировал Столыпинский проект.

      В объяснительной записке к Положению и проекту закона признавалось, что меры, принимаемые правительством на протяжении десятилетий по землеустройству горцев, носили немногочисленный, часто случайный, и не связанный между собой характер.  В нагорной Чечне находились 345 селений, поселков и хуторов с населением в 98 107 душ обоего пола. В Ингушетии, в четырех горных обществах было учтено 99 населенных пунктов с 1864 дворами и 11 967 чел. Населения.  Размер пахотной земли в горах составил у ингушей — 0,3 дес., чеченцев — 0,9 дес. в расчете на душу мужского населения.  Дефицит покосной и пастбищной земли у чеченцев равнялся 33,5 дес., ингушей — 35 дес. Хлеба, выращиваемого горцами на своих скудных землях, хватало, по данным комиссии, только на полгода, треть, четверть, а кое-где и того меньше. 

    Авторами Положения предлагалось внести дополнения и изменения в действующее законодательство по данному вопросу. Констатировалось острое безземелье горцев и неравномерность отдельных владений — как частных, так и общественных. Однако в горах никакие отрезки, прирезки или перекройки пахотных и других земель, как это произошло на равнине, не могли быть произведены. Такой «способ распределения земель поколебал бы вековые устои горцев» и спровоцировал среди них волнения. Поэтому в нагорной части требовался качественно иной подход в правовом регулировании поземельных отношений.

    В приложении к проекту впервые было сделано заключение относительно социального статуса горцев. «До настоящего времени, — отмечается в нем, — горцы Северного Кавказа не были причислены ни к какому сословию. Обыкновенно их в официальных документах именуют туземцами или горцами Терской области…». Как русских подданных и представлявших собой «элемент сельский», т.е. занятый сельским хозяйством, как отмечалось в проекте, горцев «нужно причислять к крестьянскому сословию».

    В ноябре 1912 г. проходит межведомственное совещание под председательством заместителя наместника Кавказа в высших государственных учреждениях, члена Госсовета, сенатора А.П. Никольского. В итоге были разработаны новое Положение и проект закона о поземельном устройстве горского населения нагорной полосы Терской области, Карачая Кубанской области, Дагестанской, Карской и Батумской областей и Закатальского округа.      Земельный вопрос в нагорной полосе Терской области к началу 1914 г. получил обсуждение на Петербургском междуведомственном совещании, и составленный по его итогам законопроект поступил в одну из комиссий Государственной Думы. В газете «Терские ведомости» отмечалось, что горцы, проживающие здесь, считают занимаемые ими земли своей исконной собственностью. Фактически такой же точки зрения придерживался и наместник Кавказа И.И. Воронцов-Дашков. Однако авторы законопроекта признали российское государство единственным собственником этих земель, а горцам предлагалось выкупить свои родовые участки за определенную сумму, которая должна быть внесена в течение двух или трех десятков лет. Газета сделала следующее заключение: «Такой исход дела ведет к значительному ослаблению и без того слабых хозяйственных сил населения».

     В результате аграрных преобразований в Чечне и Ингушетии значительная часть горского крестьянства стала малоземельной или безземельной. Официальное закрепление общинного землепользования обществ явилось шагом назад и не отвечало новым экономическим и социальным условиям, стало сдерживающим фактором в процессе эволюции местных горских обществ.

Красивые и вкусные кулинарные рецепты с подробными инструкциями выполнения и пошаговыми фото. Пошаговые кулинарные рецепты, вся подробная информация на сайте http://favoritedishes.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика