Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Нормативное обеспечение финансово-экономических реформ С.Ю. Витте
Научные статьи
11.05.12 11:02

вернуться



 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Теория и история государства и права
Долакова М.И.
Нормативное обеспечение финансово-экономических реформ С.Ю. Витте
В статье рассматривается сущность и содержание финансово-экономических реформ С.Ю. Витте.

       Рубеж XIX-ХХ вв. стал достаточно сложным периодом в истории Российской империи, когда перед правящей элитой встала задача реформирования экономического строя страны, не допуская при этом кардинальных изменений в социально-политическом строе. Предложенная С.Ю. Витте программа социально-экономической модернизации России во многом отвечала этой задаче. Социальная обусловленность экономической политики С.Ю. Витте проявлялась в необходимости сочетать интересы крупных землевладельцев и представителей промышленной буржуазии в процессе модернизации страны. Одну из основных политических идей экономической модернизации С.Ю. Витте можно обозначить так: реформирование экономики без социальных потрясений.

      Одним из основных мероприятий, проводившихся в русле реформ С.Ю. Витте, стала денежная реформа. Необходимость ее определялась тем, что в конце XIX века  финансовая система государства была расстроена: курс бумажных денег постоянно снижался (в 1888-1896 гг. цена кредитного рубля составляла в среднем 66 и 2/3 копейки золотом),  золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения. Таким образом, назрела необходимость ликвидации инфляционного бумажно-денежного обращения и введения золотого стандарта с целью укрепления денежной системы, преодоления резких колебаний курса кредитных денег.

    Для перехода к золотому монометаллизму было необходимо формирование достаточно большого золотого запаса государства. Именно эта задача стояла перед Министерством финансов, которое с августа 1892 г. возглавлял С.Ю. Витте.

     С.Ю. Витте возглавил Министерство финансов Российской империи в нелегкий момент, когда кризисные явления в экономике страны усугубились масштабным голодом 1891 г. Он начал свою деятельность с реформирования Министерства финансов, увеличив штат и число отделений. Обновление штата позволило приступить к подготовке денежной реформы.

     Основные положения проекта денежной реформы сводились к следующему: введение золотого монометаллизма; одновременное обращение металлических и бумажных денег с гарантированным разменом последних на золото; превращение Государственного банка в эмиссионный центр страны, ограничение выпуска бумажных денег в пределах, превышающих потребности денежного обращения; предоставление права казначейству принимать золотую монету в уплату налогов и сборов и т.д.  Характерно, что проект был опубликован в прессе и стал предметом активного обсуждения.

     Помимо сторонников введения золотого монометаллизма, имелись и его противники. Против реформы выступали многочисленные дельцы и спекулянты, которым отсутствие твердого курса национальной валюты помогало наживаться за счет спекулятивных операций. Сторонниками прежнего, бумажного, денежного обращения были и помещики — экспортеры сельскохозяйственной продукции. Против золотого паритета выступала и Франция — крупнейший в то время кредитор России, обладавшая крупными запасами серебра. В Государственном Совете также было немало противников денежной реформы, в том числе статс-секретари Мансуров и Мордвинов,  тайные советники фон-Дервиз и Шидловский и другие.

     С.Ю. Витте, будучи убежденным сторонником золотого монометаллизма, опирался на поддержку отечественной промышленной буржуазии, которую привлекала стабильная денежная система, сулившая приток иностранных инвестиций и стабильный доход от вложенных в отечественную промышленность средств.

     С 1894 года в число функций Государственного банка стало входить формирование золотого запаса, который формировался за счет средств, получен¬ных от внешней торговли и внешних заимствований. В 1897 г. золотой запас составлял 1 млрд. 95 млн. руб., это было самое крупное сосредоточение золота в мире. 

      В течение 1895-1897 гг., в соответствии с планом С.Ю. Витте, правительство осуществило денежную реформу: были разрешены сделки на золотую монету, с установленным курсом (1895 г.); государственные кассы принимали в платежи золотые монеты по рыночному курсу; произошла девальвация руб¬ля (1897 г.); были установлены нормы обеспечения кредитных билетов золотом; была ограничена чеканка и платежная сила серебряной монеты (1898 г.).

     Правовое обеспечение реформы осуществлялось на основе императорских указов. Указом от 16 июня 1893 г. был прекращен прием серебра от частных лиц монетным двором для перечеканки в монету.

     6 ноября 1895 г. император утвердил Мнение Государственного совета о разрешении кассам правительственных учреждений принимать в платежи золотую монету по установленному курсу — 14 руб. 80 коп. кредитных за империал и 7 руб. 40 коп. за полуимпериал. При этом принималась золотая монета исключительно «новых» чеканов (1886 г. и последующих лет). Принятая монета сдавалась в казначейство.

     В Указе «О чеканке и выпуске в обращение золотой монеты» от 3 января 1897 г. отмечалось, что для устранения недостатков денежного обращения империи на рассмотрение Государственного совета вынесены предложения об установлении новых оснований монетной системы и правил выпуска государственных кредитных билетов. В этой связи признано необходимым возобновить чеканку золотой монеты: империала (15 рублей) и полуимпериала (7 руб. 50 коп.) и выпуск ее в обращение «в целях устранения поводов к сомнениям, порождаемым в населении несоответствием нарицательного достоинства золотой монеты ее цене, определенной для обмена на кредитные билеты».  Золотое содержание кредитного рубля уменьшалось на треть, настолько же уменьшался вес золотого рубля. Таким образом, данный указ затрагивал самую сущность денежной реформы —  введение золотого паритета рубля.

     Указ от 29 августа 1897 г. был посвящен основам эмиссии кредитных билетов. Он установил, что государственные кредитные билеты выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом. Таким образом, Государственный банк становился центральным и единственным эмиссионным центром страны. Сумма золота, обеспечивающего выпуск кредитных билетов, должна составлять не менее половины суммы выпущенных в обращение кредитных билетов. 

     Указ от 14 ноября 1897 года установил, что кредитные билеты получают хождение наравне с золотой монетой и размениваются на нее.

    28 марта 1898 г. был подписан Указ «Об основаниях обращения серебряной монеты», установивший, что все денежные расчеты ведутся в России на рубли, равные 1/15 империала.  Устанавливался обязательный прием высокопробной серебряной монеты частными лицами до 25 рублей при каждом платеже. Казначейство и государственные кассы принимали в серебряной монете любую сумму, но при уплате таможенных пошлин, превышавших 5 руб., они взимались только золотом. Все исчисления сборов, поступлений, платежей стали производиться на золотые рубли. Роль серебра в денежном обращении России была ограничена.

      Таким образом, денежная реформа была осуществлена не одним законом, а целым рядом последовательных указов. Это объясняется тем, что в Государственном совете практически не было сторонников данной реформы. Более того, против реформы, как писал сам Витте, «выступала вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке».  В результате Витте был вынужден пойти на хитрость и провести реформу без одобрения Государственного Совета не одним, а несколькими указами императора.  В архиве имеется записка члена Государственного совета Б. Мансурова, который выражает свое возмущение тем фактом, что денежная реформа проводится «без разрешения законодательной власти, в административном порядке».

    Денежная реформа С.Ю. Витте установила в России золотой монометаллизм, который способствовал развитию капиталистического производства, международной торговли, но в то же время провоцировал вывоз капитала.

     С.Ю. Витте в докладе императору отмечал первые итоги денежной реформы: за 1897 г. сумма выпущенных кредитных билетов уменьшилась на 122,3 миллиона руб., а золота прибыло на 109 млн. руб., то есть перевес золота над билетами только за год увеличился на 231,3 млн. руб.  «Рубль из неопределенной колеблющейся величины стал точным мерилом ценности».

     Одним из необходимых условий реализации финансово-правовой программы Витте являлась протекционистская таможенная политика, направленная на развитие собственной российской промышленности. Важная роль в этой политике отводилась сохранению почти запретительных таможенных тарифов, введенных еще в 1891 г., когда по сравнению с 1866 г. обложение некоторых товаров было увеличено в 3-4 раза.  Таможенный тариф 1891 г. был введен как автономный, т.е. как единый и одинаково применимый ко всем торговым партнерам России. Между тем, на Западе стала получать распространение система дифференцированных таможенных тарифов, применявшихся к торговым партнерам в зависимости от встречного благоприятствования их таможенной политики на основе особых торговых договоров. Учитывая это обстоятельство, С.Ю. Витте весной 1893 г. добился проведения закона, согласно которому та¬риф 1891 г. признавался нормальным, а министру финансов давалось право при необходимости повышать ставки тарифа 1891 г. для стран, не оказывающих России наибольшего благоприятствования в торговле, особенно в экспорте хлеба. Впо¬следствии Витте вспоминал: «Государственный Совет согласился на мое предложение, рассчитывая, что закон останется на бумаге».

    Одновременно с денежной реформой, а также мерами по привлечению иностранного капитала и протекционистской политикой С.Ю. Витте предпринял меры по увеличению накопления внутренних ресурсов с помощью винной монополии и реформирования системы налогообложения.

      Установление винной монополии, т.е. исключительного права государства на продажу спиртных напитков, стало одной из наиболее непопулярных реформ С. Ю. Витте. Эта мера неоднозначно оценивалась уже современниками С.Ю. Витте, причем в оценке ее преобладают не столько экономические, сколько этические соображения. Идея казенной винной монополии была применена законом от 6 июля 1894 г. в четырех восточных губерниях, где появились стычки виноторговцев и заводчиков. Монополизация торговли ограничивалась лишь спиртными напитками, водкой и водочными изделиями. Реформа проводилась порайонно. Было обращено особое внимание на охрану интересов «винокуренной» промышленности, впоследствии созданы особые льготы в пользу мелких заводчиков.

     Сам Витте пишет по поводу винной монополии: «В течение всего моего управления питейная монополия, по завету Александра III, имела, главным образом, в виду возможное уменьшение пьянства. Я говорю «возможное», поскольку это уменьшение может быть достигнуто путем механическим, полицейским и путем регламентации, так как не надлежит никакому сомнению, что общее отрезвление народа, прочное его отрезвление —  возможно и мыслимо только посредством широкого распространения культуры, образования и материального достатка. Я каждый год старался ездить по тем губерниям, в которых вводилась эта новая ре¬форма, и при всех моих объездах внушал акцизному ведомству, что реформа эта вводится не с целью увеличения дохода, а с целью уменьшения народного пьянства, и что действия членов акцизного ведомства будут цениться совсем не в зависимости от того, какой доход от этой реформы получается, а исключительно с точки зрения благоустройства, порядка и уменьшения народного пьянства».  В то же время винная монополия стала важным источником доходов государственного бюджета, необходимых для промышленного развития страны.

     Таким образом, С.Ю. Витте была разработана и реализована на практике финансово-правовая концепция, которая являлась составной частью целостной программы развития российской промышленности. Так как достижение данной задачи требовало значительного повышения доходной части государственного бюджета, то основное внимание в финансово-правовой концепции Витте уделялось именно данному вопросу. В связи с этим финансово-правовая программа Витте имела четыре основных составляющих: реформу денежного обращения, привлечение прямых иностранных инвестиций, реорганизацию системы налогообложения и введение винной монополии.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика