Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности
Научные статьи
21.05.12 09:29

вернуться

  
Уголовное право и криминология
Кенуль Багирли
Амнистия как вид  освобождения от уголовной ответственности
Амнистия в переводе с греческого языка «amnestia» означает «забвение, прощение». Это акт высшего законодательного органа государства, который, не отменяя закона, освобождает индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности.

      
   Амнистия в переводе с греческого языка «amnestia» означает «забвение, прощение». Это акт высшего законодательного органа государства, который, не отменяя закона, освобождает индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности. Это одна из форм проведения государством уголовно-правовой политики. Объявление амнистии является исключительной прерогативой парламента.

Результатом вынесения акта об амнистии являются следующие последствия:
а) лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности;
б) лица, осужденные за совершение преступление, могут быть освобождены от наказания;
в) лица, осужденные за совершение преступление, могут быть освобождены от дополнительного наказания;
г) срок назначенного осужденным наказания может быть сокращен;
д) не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания;
е) с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.
 Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны либо юбилейной датой.

     Амнистия – это комплексный институт. Он включает в себя не только нормы уголовного права, но также нормы конституционного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права.

     Существует мнение, что амнистия должна изучаться государственным правом. Однако, несмотря на то, что акт принимается законодательным органом, юридические основания освобождения от уголовной ответственности регламентируется уголовным законодательством, порядок прекращения уголовного преследования рассматривается уголовно-процессуальным законодательством, а порядок применения акта об амнистии к осужденным регламентируется уголовно-исполнительным правом. И посему амнистия относится не только к государственному праву, но и к другим отраслям права.

     Амнистия является одним из видов освобождения от уголовной ответственности. С.Г. Келина полагает, что «при некоторых чертах сходства амнистия принципиально отличается от института освобождения от уголовной ответственности». Различие института амнистии от институтов освобождения от уголовной ответственности она видит в основаниях применения. «Если для освобождения от уголовной ответственности требуется, чтобы совершенное преступление было небольшой степени общественной опасности, и само виновное лицо не представляло большой общественной опасности, то для применения амнистии этих оснований не требуется». 

    Не соглашаясь с этим мнением, можно отметить, что акт амнистии учитывает и степень общественной опасности совершенного преступления, и степень общественной опасности личности виновного. Так, акт амнистии может относиться к лицам, участвовавшим в защите Родины, тем, кому были присуждены ордена и медали, беременные женщины, несовершеннолетние дети или те, у кого на попечении имеются несовершеннолетние, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, инвалиды первой и второй группы и т.д. Кроме того, амнистия применяется к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления.

      Во всех случаях дается перечень преступлений и индивидуально неопределенного круга лиц, в отношении которых амнистия не может применяться. Законодатель исключает возможность применения акта амнистии к лицам, совершившим преступления определенных категорий, например, умышленные тяжкие преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против государственной безопасности, мира и безопасности человечества и т.д.

      Амнистия применяется только к тем преступлениям, которые были совершены до издания акта об амнистии.  Даже в тех случаях, когда акт об амнистии применяется спустя длительное время после его принятия, он распространяет свое действие только на деяния, совершенные до его издания.

    Говоря о продолжаемых и длящихся преступлениях, следует отметить, что, согласно акту амнистии, если лицо совершает длящееся или продолжаемое преступление, которое длится после издания акта об амнистии, то к таким лицам этот акт не применяется.

     Инициатива издания акта амнистии должна исходить от государственного органа. Акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоприменительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию.

     Акт амнистии не всегда применяется к виновному лицу. Таким исключением является непризнание лицом себя виновными в совершении инкриминируемого преступления. В связи с этим уголовно-процессуальное законодательство предоставляет обвиняемому в целях своей реабилитации право требовать продолжения производства по делу, и это требование обязательно для правоприменительных органов.

     Основанием применения освобождения от уголовной ответственности по амнистии является вступивший в силу акт об амнистии. Правоприменительные органы принимают решение об освобождении на основе общих критериев, установленных актом об амнистии, с учетом оценки личности и деяния амнистируемого. При наличии всех критерий, указанных в акте амнистии, правоприменительный орган обязан освободить лицо от уголовной ответственности.

     Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии оформляется:
— на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела;
— на стадии уголовного преследования — постановлением о прекращении уголовного преследования;
— на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но они не были направлены в суд — постановлением о прекращении производства по уголовному делу;
— по делам, поступившим в суд, в случае если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства (на подготовительном заседании суда) — постановлением судьи о прекращении производства по уголовному делу;
— после начала судебного производства, если лицо признает свою вину и не возражает против прекращения уголовного производства — суд выносит оправдательный приговор;
— если сторона защиты не согласна на освобождение и требует продолжения судебного разбирательства, то при отсутствии оснований для вынесения оправдательного приговора суд выносит обвинительный приговор с освобождением обвиняемого от назначенного ему наказания.

    Согласно закону, издание акта амнистии исключает возбуждение  уголовного дела, если лицо, совершившее преступление, принадлежит к той категории лиц, в отношении которых акт амнистии предусматривает прекращение дела.

      Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта амнистии в уголовно-правовом смысле означает безусловное освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности. Тем самым погашается уголовно-правовое значение факта совершения лицом преступления. Если лицо, освобожденное от уголовной ответственности по амнистии, совершит новое преступление, то последнее не может квалифицироваться как повторное.

      Тем не менее, следует отметить, что ряд авторов выступает против существования института амнистии. Так, одна группа авторов обосновывает это тем, что применение в правоприменительной практике амнистии неизбежно приводит к снижению эффективности как общей, так и специальной превенции уголовного закона, противоречит реализации таких основополагающих принципов уголовной политики, как неотвратимость, дифференциация ответственности и т.д. 

     Другие указывают на то обстоятельство, что ее эффективность чаще всего равна нулю, а негативные последствия проявляются в неизбежном росте рецидивной преступности и осложнении в целом криминогенной ситуации в обществе. 

     Х.Д. Аликперов полагает, что жертвы преступления вправе рассчитывать на применение со стороны государства адекватных уголовно-правовых санкций против тех, кто посягнул на их конституционные права, свободы и законные интересы. 

     Он же в качестве другого аргумента выдвигает тот факт, что амнистия — внесудебный акт. Парламент весьма далек от вопросов применения уголовного права. И получается, что не в восторге бывают от амнистий работники органов внутренних дел, особенно следователи и сотрудники уголовного розыска, которые порой ценой непомерного труда, риска для собственной жизни и здоровья выявили и задержали многих из тех, кого выпускают из мест лишения свободы на основании акта амнистии, которые разоблачали их в совершенных преступлениях, по крупицам добывали доказательства и реально обеспечивали торжество неотвратимости ответственности за совершенные ими преступления. 

     Однако следует отметить, что необходимость принятия органами власти акта об амнистии обусловлена рядом причин. Прежде всего, этими причинами являются объективные социально-экономические потребности государства. Кроме того, эта обусловленность вызвана политическими мотивами. Акт амнистии в большинстве своем преследует цель освободить лицо от уголовного наказания, нежели от уголовной ответственности. Рассматривая амнистию с целью освобождения от уголовной ответственности, следует отметить, что законодатель пытается освободить правоприменителя от ведения тех уголовных дел, которые не представляют большой общественной опасности или по тем лицам, которые также не представляют большой общественной опасности. Думается, что если лицо ранее имело заслуги перед государством, то почему бы государству не простить его и не освободить такое лицо от уголовной ответственности? Посему мы полагаем, что наличие института амнистии необходимо в нашем обществе с целью оказания доверия оступившимся лицам и предоставления им шанса заново начать свою жизнь, не нарушая закона.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика