Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Баннер



"С 09 февраля 2016 г. издание «Международный правовой курьер» включено в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук  (специальность – 12.00.00, «юридические науки»). Основание: Приказ МинОбрНауки России от 25.07.2014 г. №793. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25 августа 2014 г., регистрационный номер №N33-863".





Актуальное интервью
Правовые последствия присоединения России к ВТО.
Интервью с доктором юридических наук, профессором Дипломатической
академии МИД России, заслуженным деятелем науки РФ А.А. Ковалевым

 
                   


                               Беседовал
И.З. Фархутдинов,
главный редактор ЕврАзЮж,
доктор юридических наук

   

  Правовые последствия присоединения России к ВТО

    Наш собеседник — А.А. Ковалев, доктор юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД России, Заслуженный деятель  науки РФ.

    — Многоуважаемый Александр Антонович, судя по всему, время длительных дискуссий насчет того, вступать или не вступать России во Всемирную Торговую Организацию уже прошло…

     —  После 18 лет непростых переговоров Россия присоединилась ко  Всемирной Торговой Организации (ВТО), являющейся наиболее  авторитетной международной  организацией, объединяющей 149 государств  и  регулирующей до 95 % мирового внешнеторгового оборота. Еще  около 30 государств ведут переговоры о присоединении к ВТО. Становится все более используемым термин «право ВТО». Для исследования вопроса о том, какие правовые последствия наступают для  России и ее правовой системы, каково воздействие права ВТО на внутренний правопорядок России, целесообразно, на наш взгляд, изучить основные нормы и принципы «права  ВТО».

   — То есть Вы, уважаемый профессор, выделяете право ВТО как институт  в системе международного экономического права?

     — В  самом  общем  виде  под  правом  ВТО  понимается система норм и  принципов ВТО, устанавливающих правила торговли товарами и услугами.  Посредством права ВТО, через систему принципов, норм, соглашений часть  внутригосударственных полномочий в сфере внешней торговли ставится  под  международно-правовое регулирование. Наиболее детальное определение  «права ВТО», сформулированное проф. В.М Шумиловым, сводится к следующему. По его мнению, термин «право ВТО» используется в  нескольких значениях, в частности, как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования  органов  ВТО; как нормы решений / резолюций органов ВТО, принимаемых  для  обеспечения  целей  Организации  в  соответствии  с ее правосубъектностью; как систему из более чем 50 соглашений,  составляющих «пакет  ВТО»; как нормы всех вышеперечисленных актов в совокупности. Перечень этих соглашений приводится в приложении к Соглашению об учреждении ВТО.

     — Александр Антонович, может, прежде чем перейти к анализу  правовых последствий для России в связи с ее вступлением в ВТО,  сделаете замечания общего порядка?

     — Согласен. Во-первых, процессы экономической глобализации, происходящие в мире, объективно повышают возможности развития  каждого  государства,  но  при  этом  возрастает  значимость  международно-правового регулирования  в  сфере  глобальной  экономики,  нацеленного  на  создание условий для гармоничного социально-экономического развития  всех, а  не  только экономически  развитых  стран.

     Во-вторых, международно-правовой особенностью права  ВТО  является  обязательность для государств-членов ВТО обеспечения соответствия своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, предусмотренным в Соглашении об учреждении  Всемирной  торговой  организации.

     В-третьих, динамика развития права  ВТО, начиная с создания в 1947 г. Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47),   характеризуется практическим сужением правоспособности государств-членов ВТО в сфере экономики, обусловленным  необходимостью  выбирать   общие направления в ущерб национальным. При этом для государств,  вступающих в ВТО после ее учреждения, условия присоединения к  Соглашению об учреждении ВТО становятся более жесткими, чем для  государств, ставших  членами  ВТО  в  момент  ее учреждения.

      В-четвертых, нерегулируемые на международно-правовом уровне  трансграничные финансовые потоки в условиях глобальной либерализации  обладают фактически полной свободой перемещения. Именно в области  финансов ощутимее всего внешнее воздействие факторов, влияющих на  внутригосударственные процессы.

    В-пятых,  Соглашение  по  торговым  аспектам  прав  интеллектуальной  собственности  (ТРИПС) отражает, в основном,  интересы  индустриально  развитых  государств.  С  момента  учреждения  ВТО  порядок  охраны  прав  интеллектуальной собственности, действовавший лишь между   ограниченной  группой   государств,  со  временем  стал  составной  частью  права ВТО,  усилив  правовую  защиту  созданным  в  разное  время  нормам, касающимся различных объектов интеллектуальной собственности. С  момента  присоединения  к  Соглашению  об  учреждении  ВТО  данное  обстоятельство   будет  иметь  существенные  последствия для экономики России.

      В-шестых,  по нашему мнению,  право ВТО в его современном  состоянии  не вполне отвечает интересам безопасной интеграции российской  экономики  в систему глобальных торгово-финансовых отношений. Однако участие   России в длительном переговорном процессе об условиях  присоединения к Соглашению об  учреждении  ВТО  с  учетом  ее  интересов  и  последующее вступление в эту организацию обеспечит России возможность   равноправного сотрудничества на международных рынках и позволит  принимать  активное  участие  в  развитии  права   ВТО  в  будущем.

     В-седьмых,  для  эффективного  участия  России  в  работе  ВТО,  на  наш  взгляд,  необходимо,  понимая  интересы  всех  участников глобальных  экономических отношений, учитывая особенности современного этапа  экономической глобализации, уровень развития международно-правового  регулирования глобальных экономических процессов и специфику  территориального экономического устройства России, выработать  комплексный план мероприятий с определением направлений и  последовательности предпринимаемых шагов в рамках ВТО.  Предоставленный России семилетний переходный период позволит ей   перейти  к  более  долгосрочным  ориентирам  в  своей торговой  политике.

   — А теперь, пожалуйста, расскажите, какие трудности ожидают нашу страну в плане взаимодействия национального законодательства и норм ВТО?


    — Говоря о правовых последствиях присоединения России, следует  отметить,  что  основное  последствие  заключается  в  том,  что  Россия,  будучи  членом  ВТО, должна будет соблюдать основные принципы и  нормы  рассмотренного выше права ВТО, для  чего  ей будет  необходимо  привести  свое национальное законодательство и практику его применения в  соответствие  с   нормами  и  правилами  ВТО, что  означает,  по  сути  дела,    трансформацию  права  ВТО  в  российскую  правовую  систему.

     Этой работой по пересмотру существующих и  принятию  новых  законов  и  ведомственных актов в сфере  торговли  товарами,  услугами  и  объектами  интеллектуальной  собственности  Россия  занимается  с  1994 г.,  с  момента  принятия политического решения о вступлении в ВТО. По оценкам  специалистов, для  того,  чтобы Россия могла выполнить  свои  обязательства   по  приведению  своего законодательства  в соответствие  с  правом  ВТО,   ей  предстояло  пересмотреть  около  100  законодательных  актов  и 1000  ведомственных  инструкций.  К  моменту принятия  России  в  ВТО  большая  часть соответствующих российских законодательных актов была уже   пересмотрена.

    — И какие  приоритетные направления Вы хотели бы выделить?

    — Первым  принципом  права  ВТО,  которому   должна  следовать  Россия  как  член  ВТО, — это  принцип  наиболее  благоприятствуемой  нации, то есть речь идет  о режиме  наибольшего  благоприятствования.  Это  означает,  что по общему правилу Россия  не  может  предъявлять  к   товарам,  услугам  и  поставщикам  этих  товаров  и  услуг  из  одной  страны  требования  более  строгие,  чем  те,  которые  мы  предъявляем поставщикам товаров  и услуг  из  любой  другой  страны.

     Данный принцип Россия применяет на  основе  двусторонних  соглашений  по  торговле  товарами  и  в  отдельных  случаях  в  отношении  инвестиций. Применение режима наибольшего благоприятствования в отношении инвестиционной деятельности  имеет особое  значение  для  сферы услуг, поскольку услуги обычно предоставляются путем коммерческого присутствия, то есть через учреждение  компаний на территории конкретного государства,  в  данном  случае,  России.  С  момента  принятия России в ВТО режим наибольшего благоприятствования будет распространяться  на  все  виды  внешнеэкономической  деятельности.

     Второй  принцип  ВТО,  которому  будет  следовать Россия — это  национальный   режим.  Национальный  режим  подразумевает,  что  после  того,  как  товар  прошел  таможенную  очистку, к  нему не могут  предъявляться   иные требования,  чем   те,  которые  предъявляются  к  аналогичным  товарам  отечественного  происхождения. Например,  если  мы  ввозим  автомобиль, мы  заплатили   пошлину,  и  к  его  техническим   параметрам,  к  условиям  сертификации,  к  условиям  транспортировки,  к  условиям  продажи не  могут  предъявляться более жесткие или иные  требования,  чем те,  которые  предъявляться к  отечественным  автомобилям.

     Здесь  у  России  нет  больших  проблем,   за  исключением  одной.  Она связана  с  тем,  что  в России применяются дифференцированные   транспортные тарифы на железнодорожные перевозки импортных и отечественных  товаров.  Понятно,  что эту  практику  придется   отменить.

      Третьим  принципом  права  ВТО,  которому  придется  следовать  России  в связи  с  ее  присоединением к этой организации, является отмена  нетарифных  ограничений  в  торговле товарами, принятое   на  Уругвайском  раунде   ГАТТ  в  1994 г.  В  настоящее  время  в  Европе  таких   нетарифных ограничений  в  торговле  достаточно  много.  К  ним, в  частности,  относятся  барьеры  по  шумности  самолетов,  по  упаковке, по  выхлопам  автомашин  и т.п. Против  России  на  мировом  рынке  действует  100  ограничительных   мер,  в  том  числе  антидемпинговые  процедуры,  из-за  которых  страна  теряет   $2  млрд.  в  год.

     Следующим  принципом  права  ВТО,  который  должен  учитываться  Россией, является принцип транспарентности торговой политики,  заключающийся в  том,  что  все  законодательные  акты,  регулирующие  торговлю  товарами  и  услугами,  должны  публиковаться  до  момента  их  вступления  в  силу. В  этой  связи,  на  наш  взгляд, необходимо  пересмотреть  новый  российский закон  о   государственном  регулировании  внешнеторговой деятельности, который содержит невыполнимые  требования   для  выполнения  условия  транспарентности  торгового  режима  и  законодательства.

     В  связи  с  принятием  России  в  ВТО   ей  придется    также  следовать  принципу  разрешения  возникающих  торговых  споров  путем  проведения  соответствующих  переговоров   и  консультаций.  Это  значит,  что  перед   передачей  спора  в  квазисудебный  орган  ВТО, коим  является  Орган  по  разрешению  споров  (ОРС) 5),   а  тем  более  перед  принятием  жестких  ответных  мер  и  развязыванием   торговых  войн    спорящим  сторонам    необходимо  сначала  договориться.            
                                                                               
       Рассматривая  правовые  последствия вступления  России  в ВТО,  следует  отдельно  остановиться  на  либерализации  рынков  финансовых  услуг  для  иностранных   поставщиков  на  всех  уровнях  международно-правового  регулирования. В  настоящее   время  Российская  Федерация  не  достигла  того  уровня  регулирования   и   стандартов,  которые   приняты  в  Европейском  Союзе. В  частности, принцип европейской  Единой   лицензии  и  свободы  трансграничного  оказания   услуг  не  соответствует   таким  положениям  российского  законодательства  как  требование  о  том, чтобы   компании,  оказывающие  финансовые  услуги,  были  созданы  в  соответствии  с  правом   России, квотирование   иностранного  капитала  в  российских  компаниях  и т.п.

    — Как Вы, известный специалист в сфере международного  экономического права,  обосновали бы основную  концепцию   правовых  последствий   присоединения   России  к  ВТО в сфере предоставления финансовых услуг?

    — Мое видение правовых  последствий   присоединения   России  к  ВТО основано  на   анализе  режима  финансовых  услуг  в   праве   ВТО  и сводится  к  следующему.

    Предоставление  режима  наибольшего  благоприятствования  в соответствии  с  правом  ВТО   позволит  создать  здоровую    конкуренцию  иностранных  операторов  на   российском  рынке  финансовых  услуг. Параллельное  предоставление   предусмотренного  правом  ВТО  национального  режима  позволит  поставить  российские   компании,  оказывающие  финансовые  услуги,  в  равные  условия  с  иностранными. Российская   Федерация  имеет  возможность  не  брать  на   себя  обязательств   по  альтернативной  Договоренности   по  обязательствам,  касающимся  финансовых  услуг,  а  избрать  базовый  подход  Генерального   соглашения  по  торговле  услугами (ГАТС).

      Россия  также  получает   права  и  преимущества  государства-члена  ВТО,   в  том  числе  может  пользоваться  режимом   наиболее  благоприятствуемой  нации.  Это означает,  что  российские  финансовые  операторы  получают  в  формально-юридическом  плане   больше  прав  и  преимуществ  по  отношению  к  рынкам    финансовых  услуг  развитых  государств,  чем   операторы  из  развитых  государств  по  отношению  к   российским.  В  силу   таких  юридических  последствий  присоединения  России  к  ВТО  поставщики  финансовых   услуг  получат  в   долгосрочной  перспективе  значительные  экономические   преимущества,  поскольку   они могут  свободно  выходить  на  мировые  рынки  финансовых  услуг  и  конкурировать  на  равных  условиях   с  лидирующими  ныне транснациональными  компаниями  финансового  сектора.

     Эта концепция   с  учетом  того,   что  правовое  регулирование  финансовых  услуг  в  России   пока  не  полностью  соответствует  регулированию   указанной  сферы  в  ЕС,  свидетельствует  о  том,  что на данном  этапе  наиболее  приемлемым  путем  для  внешнеэкономической   политики  России  в    данной  области  было  бы  следование  именно  универсальному  подходу  ВТО,  учитывающему  интересы  как  развитых,  так  и  развивающихся   государств,  не   умаляя   при  этом  значимости  дальнейшей постепенной гармонизации российского  внутригсударственного  права  с  правом  ВТО    в  области  финансовых   услуг.

     В  практическом   плане  условия  в  области  финансовых  услуг,  на  которых  Россия  вступила  в  ВТО,  сводятся,  в  частности,     к  тому,  что    иностранные  банки  продолжают  работать  в  России  через  дочерние  структуры.  Желающий  выйти  на  российский   рынок  банк  филиал  открыть  не сможет.  Общая  квота  на  участие  иностранного  капитала  в  банковском  секторе  не  может  превышать  50 %. Принципиальная  позиция   России  в  этом  плане  заключается  в  том,  что  иностранные  банки  не  должны  иметь  права  открывать   филиалы,  поскольку    российский  рынок  банковских  услуг  к  такой  конкуренции  не готов. Страховые  же  компании  смогут  работать  на   российском  рынке  страхования через  филиалы,  но  лишь  через  9  лет  после   вступления   России   в  ВТО, т.е.  начиная с 2021 года, что даст возможность страховщикам  соответствующим образом  подготовиться  к  конкуренции  на  этом  рынке.  В  настоящее  же  время   российский   рынок  страхования  имущества  и страхования  от   несчастных  случаев,  по  мнению аналитиков  Unicredit, находится  на  начальном  этапе  развития  с  точки  зрения капитала, и в России  недостаточно  развит рынок  страхования  жизни.

      — Как ожидается, вступление  России   в   ВТО,  что, как   было  показано выше, предполагает трансформацию права ВТО в  российскую   правовую  систему, создаст для России  ряд  преимуществ. В чем конкретно они заключаются?

    — Эти преимущества   можно, думаю,  суммировать  следующим  образом.

     Во-первых,  будет обеспечено   получение  более  благоприятных  условий  доступа  на  мировые  рынки  товаров  и  услуг  на  основе  предсказуемости  и  стабильности  развития  торговых  отношений  с  государствами-членами   ВТО,  включая  транспарентность  их  внешнеэкономической  политики.

     Во-вторых, будет  устранена  дискриминация  в  торговле  путем  доступа  к  механизму  ВТО  по  разрешению  споров,  обеспечивающему  защиту  национальных  интересов  в   случае,   если они  ущемляются  партнерами  по  торгово-экономическим   вопросам.

    В-третьих, членство  в ВТО предоставит  России  возможность  реализации  своих  текущих и  стратегических  торгово-экономических   интересов  путем  эффективного участия  в  работе  ВТО и  других  международных   организациях   при   выработке  новых   правил  международной  торговли.

   — Спасибо Вам, дорогой Александр Антонович, за конкретную содержательную беседу! Беседовал И.З. Фархутдинов, доктор юридических наук


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

ЛУКА Элли - доктор юридических наук, президент Альфабэтикс Дивелопмент энд Инвестмент, Принстон (США). Афины (Греция).



№ 1 (92) 2016
Глубокая деформация Европы: легитимность Европейского Союза после еврокризиса (перевод Должикова А.В.)
Элли Лука – основатель Альфабетикс (www.alphabetics.info), консалтинговой компании, расположенной в Принстоне, Нью-Джерси, работала со странами и компаниями по проблемам международного права. Лука была стипендиатом программы им. Марии Кюри, степендиатом фонда Форда и старшим научным сотрудником в Центре международного права прав человека им. Орвилла Х. Шелла, младшего в Йельской школе права. Тематика публикаций:ядерное оружие, справедливость и право; водное право и политика: управление без границ и международное экологическое право: справедливость, эффективность и мировой порядок.

The Deep Deformation of Europe. The Legitimacy of the European Union after the Euro Crisis by Elli Louka

The Deep Deformation of Europe. Economic Conflict in the European Union by Elli Louka

ЕС Трансформация. Элли Лука. Перевод Должикова

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер

ЧЕРНИЧЕНКО С.В.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
«Нескончаемая дискуссия о международной правосубъектности индивидов»
Выходит в №1 (92) 2016 Евразийского юридического журнала

Можно отметить, что среди российских специалистов в области международного права чаще появляются сторонники точки зрения, что индивид становится субъектом международного права. Есть мнение, что индивид является субъектом международного права, имеющим «специфический» характер. Существует взгляд, что международное право может регулировать отношения между частными лицами, но это почему-то не превращает их в субъектов международного права. Сформулирована концепция о том, что индивид может быть субъектом только трансграничных отношений, но это не препятствует прямому действию норм международного договора на индивидов. Эти взгляды противоречат тому, что международное право объективно регулирует только межгосударственные отношения.
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика