Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.



Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Баннер


Актуальное интервью
Правовые последствия присоединения России к ВТО.
Интервью с доктором юридических наук, профессором Дипломатической
академии МИД России, заслуженным деятелем науки РФ А.А. Ковалевым

 
                   


                               Беседовал
И.З. Фархутдинов,
главный редактор ЕврАзЮж,
доктор юридических наук

   

  Правовые последствия присоединения России к ВТО

    Наш собеседник — А.А. Ковалев, доктор юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД России, Заслуженный деятель  науки РФ.

    — Многоуважаемый Александр Антонович, судя по всему, время длительных дискуссий насчет того, вступать или не вступать России во Всемирную Торговую Организацию уже прошло…

     —  После 18 лет непростых переговоров Россия присоединилась ко  Всемирной Торговой Организации (ВТО), являющейся наиболее  авторитетной международной  организацией, объединяющей 149 государств  и  регулирующей до 95 % мирового внешнеторгового оборота. Еще  около 30 государств ведут переговоры о присоединении к ВТО. Становится все более используемым термин «право ВТО». Для исследования вопроса о том, какие правовые последствия наступают для  России и ее правовой системы, каково воздействие права ВТО на внутренний правопорядок России, целесообразно, на наш взгляд, изучить основные нормы и принципы «права  ВТО».

   — То есть Вы, уважаемый профессор, выделяете право ВТО как институт  в системе международного экономического права?

     — В  самом  общем  виде  под  правом  ВТО  понимается система норм и  принципов ВТО, устанавливающих правила торговли товарами и услугами.  Посредством права ВТО, через систему принципов, норм, соглашений часть  внутригосударственных полномочий в сфере внешней торговли ставится  под  международно-правовое регулирование. Наиболее детальное определение  «права ВТО», сформулированное проф. В.М Шумиловым, сводится к следующему. По его мнению, термин «право ВТО» используется в  нескольких значениях, в частности, как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования  органов  ВТО; как нормы решений / резолюций органов ВТО, принимаемых  для  обеспечения  целей  Организации  в  соответствии  с ее правосубъектностью; как систему из более чем 50 соглашений,  составляющих «пакет  ВТО»; как нормы всех вышеперечисленных актов в совокупности. Перечень этих соглашений приводится в приложении к Соглашению об учреждении ВТО.

     — Александр Антонович, может, прежде чем перейти к анализу  правовых последствий для России в связи с ее вступлением в ВТО,  сделаете замечания общего порядка?

     — Согласен. Во-первых, процессы экономической глобализации, происходящие в мире, объективно повышают возможности развития  каждого  государства,  но  при  этом  возрастает  значимость  международно-правового регулирования  в  сфере  глобальной  экономики,  нацеленного  на  создание условий для гармоничного социально-экономического развития  всех, а  не  только экономически  развитых  стран.

     Во-вторых, международно-правовой особенностью права  ВТО  является  обязательность для государств-членов ВТО обеспечения соответствия своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, предусмотренным в Соглашении об учреждении  Всемирной  торговой  организации.

     В-третьих, динамика развития права  ВТО, начиная с создания в 1947 г. Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47),   характеризуется практическим сужением правоспособности государств-членов ВТО в сфере экономики, обусловленным  необходимостью  выбирать   общие направления в ущерб национальным. При этом для государств,  вступающих в ВТО после ее учреждения, условия присоединения к  Соглашению об учреждении ВТО становятся более жесткими, чем для  государств, ставших  членами  ВТО  в  момент  ее учреждения.

      В-четвертых, нерегулируемые на международно-правовом уровне  трансграничные финансовые потоки в условиях глобальной либерализации  обладают фактически полной свободой перемещения. Именно в области  финансов ощутимее всего внешнее воздействие факторов, влияющих на  внутригосударственные процессы.

    В-пятых,  Соглашение  по  торговым  аспектам  прав  интеллектуальной  собственности  (ТРИПС) отражает, в основном,  интересы  индустриально  развитых  государств.  С  момента  учреждения  ВТО  порядок  охраны  прав  интеллектуальной собственности, действовавший лишь между   ограниченной  группой   государств,  со  временем  стал  составной  частью  права ВТО,  усилив  правовую  защиту  созданным  в  разное  время  нормам, касающимся различных объектов интеллектуальной собственности. С  момента  присоединения  к  Соглашению  об  учреждении  ВТО  данное  обстоятельство   будет  иметь  существенные  последствия для экономики России.

      В-шестых,  по нашему мнению,  право ВТО в его современном  состоянии  не вполне отвечает интересам безопасной интеграции российской  экономики  в систему глобальных торгово-финансовых отношений. Однако участие   России в длительном переговорном процессе об условиях  присоединения к Соглашению об  учреждении  ВТО  с  учетом  ее  интересов  и  последующее вступление в эту организацию обеспечит России возможность   равноправного сотрудничества на международных рынках и позволит  принимать  активное  участие  в  развитии  права   ВТО  в  будущем.

     В-седьмых,  для  эффективного  участия  России  в  работе  ВТО,  на  наш  взгляд,  необходимо,  понимая  интересы  всех  участников глобальных  экономических отношений, учитывая особенности современного этапа  экономической глобализации, уровень развития международно-правового  регулирования глобальных экономических процессов и специфику  территориального экономического устройства России, выработать  комплексный план мероприятий с определением направлений и  последовательности предпринимаемых шагов в рамках ВТО.  Предоставленный России семилетний переходный период позволит ей   перейти  к  более  долгосрочным  ориентирам  в  своей торговой  политике.

   — А теперь, пожалуйста, расскажите, какие трудности ожидают нашу страну в плане взаимодействия национального законодательства и норм ВТО?


    — Говоря о правовых последствиях присоединения России, следует  отметить,  что  основное  последствие  заключается  в  том,  что  Россия,  будучи  членом  ВТО, должна будет соблюдать основные принципы и  нормы  рассмотренного выше права ВТО, для  чего  ей будет  необходимо  привести  свое национальное законодательство и практику его применения в  соответствие  с   нормами  и  правилами  ВТО, что  означает,  по  сути  дела,    трансформацию  права  ВТО  в  российскую  правовую  систему.

     Этой работой по пересмотру существующих и  принятию  новых  законов  и  ведомственных актов в сфере  торговли  товарами,  услугами  и  объектами  интеллектуальной  собственности  Россия  занимается  с  1994 г.,  с  момента  принятия политического решения о вступлении в ВТО. По оценкам  специалистов, для  того,  чтобы Россия могла выполнить  свои  обязательства   по  приведению  своего законодательства  в соответствие  с  правом  ВТО,   ей  предстояло  пересмотреть  около  100  законодательных  актов  и 1000  ведомственных  инструкций.  К  моменту принятия  России  в  ВТО  большая  часть соответствующих российских законодательных актов была уже   пересмотрена.

    — И какие  приоритетные направления Вы хотели бы выделить?

    — Первым  принципом  права  ВТО,  которому   должна  следовать  Россия  как  член  ВТО, — это  принцип  наиболее  благоприятствуемой  нации, то есть речь идет  о режиме  наибольшего  благоприятствования.  Это  означает,  что по общему правилу Россия  не  может  предъявлять  к   товарам,  услугам  и  поставщикам  этих  товаров  и  услуг  из  одной  страны  требования  более  строгие,  чем  те,  которые  мы  предъявляем поставщикам товаров  и услуг  из  любой  другой  страны.

     Данный принцип Россия применяет на  основе  двусторонних  соглашений  по  торговле  товарами  и  в  отдельных  случаях  в  отношении  инвестиций. Применение режима наибольшего благоприятствования в отношении инвестиционной деятельности  имеет особое  значение  для  сферы услуг, поскольку услуги обычно предоставляются путем коммерческого присутствия, то есть через учреждение  компаний на территории конкретного государства,  в  данном  случае,  России.  С  момента  принятия России в ВТО режим наибольшего благоприятствования будет распространяться  на  все  виды  внешнеэкономической  деятельности.

     Второй  принцип  ВТО,  которому  будет  следовать Россия — это  национальный   режим.  Национальный  режим  подразумевает,  что  после  того,  как  товар  прошел  таможенную  очистку, к  нему не могут  предъявляться   иные требования,  чем   те,  которые  предъявляются  к  аналогичным  товарам  отечественного  происхождения. Например,  если  мы  ввозим  автомобиль, мы  заплатили   пошлину,  и  к  его  техническим   параметрам,  к  условиям  сертификации,  к  условиям  транспортировки,  к  условиям  продажи не  могут  предъявляться более жесткие или иные  требования,  чем те,  которые  предъявляться к  отечественным  автомобилям.

     Здесь  у  России  нет  больших  проблем,   за  исключением  одной.  Она связана  с  тем,  что  в России применяются дифференцированные   транспортные тарифы на железнодорожные перевозки импортных и отечественных  товаров.  Понятно,  что эту  практику  придется   отменить.

      Третьим  принципом  права  ВТО,  которому  придется  следовать  России  в связи  с  ее  присоединением к этой организации, является отмена  нетарифных  ограничений  в  торговле товарами, принятое   на  Уругвайском  раунде   ГАТТ  в  1994 г.  В  настоящее  время  в  Европе  таких   нетарифных ограничений  в  торговле  достаточно  много.  К  ним, в  частности,  относятся  барьеры  по  шумности  самолетов,  по  упаковке, по  выхлопам  автомашин  и т.п. Против  России  на  мировом  рынке  действует  100  ограничительных   мер,  в  том  числе  антидемпинговые  процедуры,  из-за  которых  страна  теряет   $2  млрд.  в  год.

     Следующим  принципом  права  ВТО,  который  должен  учитываться  Россией, является принцип транспарентности торговой политики,  заключающийся в  том,  что  все  законодательные  акты,  регулирующие  торговлю  товарами  и  услугами,  должны  публиковаться  до  момента  их  вступления  в  силу. В  этой  связи,  на  наш  взгляд, необходимо  пересмотреть  новый  российский закон  о   государственном  регулировании  внешнеторговой деятельности, который содержит невыполнимые  требования   для  выполнения  условия  транспарентности  торгового  режима  и  законодательства.

     В  связи  с  принятием  России  в  ВТО   ей  придется    также  следовать  принципу  разрешения  возникающих  торговых  споров  путем  проведения  соответствующих  переговоров   и  консультаций.  Это  значит,  что  перед   передачей  спора  в  квазисудебный  орган  ВТО, коим  является  Орган  по  разрешению  споров  (ОРС) 5),   а  тем  более  перед  принятием  жестких  ответных  мер  и  развязыванием   торговых  войн    спорящим  сторонам    необходимо  сначала  договориться.            
                                                                               
       Рассматривая  правовые  последствия вступления  России  в ВТО,  следует  отдельно  остановиться  на  либерализации  рынков  финансовых  услуг  для  иностранных   поставщиков  на  всех  уровнях  международно-правового  регулирования. В  настоящее   время  Российская  Федерация  не  достигла  того  уровня  регулирования   и   стандартов,  которые   приняты  в  Европейском  Союзе. В  частности, принцип европейской  Единой   лицензии  и  свободы  трансграничного  оказания   услуг  не  соответствует   таким  положениям  российского  законодательства  как  требование  о  том, чтобы   компании,  оказывающие  финансовые  услуги,  были  созданы  в  соответствии  с  правом   России, квотирование   иностранного  капитала  в  российских  компаниях  и т.п.

    — Как Вы, известный специалист в сфере международного  экономического права,  обосновали бы основную  концепцию   правовых  последствий   присоединения   России  к  ВТО в сфере предоставления финансовых услуг?

    — Мое видение правовых  последствий   присоединения   России  к  ВТО основано  на   анализе  режима  финансовых  услуг  в   праве   ВТО  и сводится  к  следующему.

    Предоставление  режима  наибольшего  благоприятствования  в соответствии  с  правом  ВТО   позволит  создать  здоровую    конкуренцию  иностранных  операторов  на   российском  рынке  финансовых  услуг. Параллельное  предоставление   предусмотренного  правом  ВТО  национального  режима  позволит  поставить  российские   компании,  оказывающие  финансовые  услуги,  в  равные  условия  с  иностранными. Российская   Федерация  имеет  возможность  не  брать  на   себя  обязательств   по  альтернативной  Договоренности   по  обязательствам,  касающимся  финансовых  услуг,  а  избрать  базовый  подход  Генерального   соглашения  по  торговле  услугами (ГАТС).

      Россия  также  получает   права  и  преимущества  государства-члена  ВТО,   в  том  числе  может  пользоваться  режимом   наиболее  благоприятствуемой  нации.  Это означает,  что  российские  финансовые  операторы  получают  в  формально-юридическом  плане   больше  прав  и  преимуществ  по  отношению  к  рынкам    финансовых  услуг  развитых  государств,  чем   операторы  из  развитых  государств  по  отношению  к   российским.  В  силу   таких  юридических  последствий  присоединения  России  к  ВТО  поставщики  финансовых   услуг  получат  в   долгосрочной  перспективе  значительные  экономические   преимущества,  поскольку   они могут  свободно  выходить  на  мировые  рынки  финансовых  услуг  и  конкурировать  на  равных  условиях   с  лидирующими  ныне транснациональными  компаниями  финансового  сектора.

     Эта концепция   с  учетом  того,   что  правовое  регулирование  финансовых  услуг  в  России   пока  не  полностью  соответствует  регулированию   указанной  сферы  в  ЕС,  свидетельствует  о  том,  что на данном  этапе  наиболее  приемлемым  путем  для  внешнеэкономической   политики  России  в    данной  области  было  бы  следование  именно  универсальному  подходу  ВТО,  учитывающему  интересы  как  развитых,  так  и  развивающихся   государств,  не   умаляя   при  этом  значимости  дальнейшей постепенной гармонизации российского  внутригсударственного  права  с  правом  ВТО    в  области  финансовых   услуг.

     В  практическом   плане  условия  в  области  финансовых  услуг,  на  которых  Россия  вступила  в  ВТО,  сводятся,  в  частности,     к  тому,  что    иностранные  банки  продолжают  работать  в  России  через  дочерние  структуры.  Желающий  выйти  на  российский   рынок  банк  филиал  открыть  не сможет.  Общая  квота  на  участие  иностранного  капитала  в  банковском  секторе  не  может  превышать  50 %. Принципиальная  позиция   России  в  этом  плане  заключается  в  том,  что  иностранные  банки  не  должны  иметь  права  открывать   филиалы,  поскольку    российский  рынок  банковских  услуг  к  такой  конкуренции  не готов. Страховые  же  компании  смогут  работать  на   российском  рынке  страхования через  филиалы,  но  лишь  через  9  лет  после   вступления   России   в  ВТО, т.е.  начиная с 2021 года, что даст возможность страховщикам  соответствующим образом  подготовиться  к  конкуренции  на  этом  рынке.  В  настоящее  же  время   российский   рынок  страхования  имущества  и страхования  от   несчастных  случаев,  по  мнению аналитиков  Unicredit, находится  на  начальном  этапе  развития  с  точки  зрения капитала, и в России  недостаточно  развит рынок  страхования  жизни.

      — Как ожидается, вступление  России   в   ВТО,  что, как   было  показано выше, предполагает трансформацию права ВТО в  российскую   правовую  систему, создаст для России  ряд  преимуществ. В чем конкретно они заключаются?

    — Эти преимущества   можно, думаю,  суммировать  следующим  образом.

     Во-первых,  будет обеспечено   получение  более  благоприятных  условий  доступа  на  мировые  рынки  товаров  и  услуг  на  основе  предсказуемости  и  стабильности  развития  торговых  отношений  с  государствами-членами   ВТО,  включая  транспарентность  их  внешнеэкономической  политики.

     Во-вторых, будет  устранена  дискриминация  в  торговле  путем  доступа  к  механизму  ВТО  по  разрешению  споров,  обеспечивающему  защиту  национальных  интересов  в   случае,   если они  ущемляются  партнерами  по  торгово-экономическим   вопросам.

    В-третьих, членство  в ВТО предоставит  России  возможность  реализации  своих  текущих и  стратегических  торгово-экономических   интересов  путем  эффективного участия  в  работе  ВТО и  других  международных   организациях   при   выработке  новых   правил  международной  торговли.

   — Спасибо Вам, дорогой Александр Антонович, за конкретную содержательную беседу! Беседовал И.З. Фархутдинов, доктор юридических наук


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика