Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовая культура студенческой молодежи как разновидность правовой культуры
Научные статьи
14.06.12 11:17

вернуться



 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Теория и история государства и права
Абакачева М.Б.
Правовая культура студенческой молодежи как разновидность правовой культуры
В статье рассматриваются критерии оценки уровня развития правовой культуры и правовой зрелости студенческой молодежи и поиска возможностей оказания оптимизирующего влияния на его формирование.

     Правовая сфера общественной жизни предполагает интериоризацию студенческой молодежью системы знаний о социальной действительности и о собственной личности, позволяющих адекватно адаптироваться и устанавливать необходимые контакты с другими людьми, поскольку процесс совершенствования социальной компетентности связан с развитием правовой культуры личности. В этой связи актуализируется задача изучения закономерностей развития правового сознания студенческой молодежи и поиска возможностей оказывать оптимизирующее влияние на его формирование. Не ставя цели критического анализа существующих точек зрения и не претендуя на полноту освещения проблемы, можно предложить, тем не менее, один из возможных подходов к изучению социально-правовых аспектов правовой культуры студенческой молодежи, его структуры, уровней развития, закономерностей становления. Правовую культуру мы определили как систему представлений, основанных на понимании закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Развитость правового сознания есть проявление правовой культуры и  социальной адаптивности, а значит, является стабилизирующим фактором, способствующим совершенствованию общества.

     Современные общества значительно различаются не только типами экономических и политических систем, но и социально-культурными особенностями, которые отражаются в их социальных институтах и сказываются на понимании членами данных обществ феномена права. Так, функция системы воспитания в любом обществе состоит в подготовке молодого поколения к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. В этом смысле проблема правовой культуры студенческой молодежи имеет два уровня, которые, правда, можно отделить один от другого с большой долей условности. На первом — сложившаяся в обществе система социальных институтов и социальных неравенств рассматривается с точки зрения ее воздействия на формирования жизненных ценностей и потребностей индивидов, на становление и развитие их индивидуальностей. На втором мы имеем дело с уже сформировавшимися индивидуальностями, с оформившейся системой потребностей, жизненных ценностей, черт характера, привычек, которые молодые люди не могут изменить мгновенно или не могут (не хотят) менять совсем. И пусть в прежние времена их индивидуальность подавлялась или ограничивалась, но сегодня они такие, какие есть. И оценивать динамику своего правосознания социальные субъекты  будут, исходя именно из этой системы жизненных целей и ценностей, равно как и из изменений в возможностях и способах их реализации в новых условиях по сравнению со старыми.

      В названном контексте, во-первых, правовую культуру студенческой молодежи нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуального права, несмотря на все свое многообразие, в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе социальных институтов, уровень развития экономической системы общества и др. Ибо сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, местом, занимаемым студенческой молодежью на шкале социальных неравенств в прошлом и настоящем, и др., т.е. общественная система не только ограничивает, но одновременно и формирует личность молодого человека, подавляя одни и развивая другие социальные качества.

     Во-вторых, говорить о праве субъекта в каком-то конкретном отношении будем тогда, когда это конкретное явление (объективное или субъективное) действительно значимо для социального субъекта – либо само по себе, либо как средство достижения других жизненно важных целей и ценностей. В самом деле, если тот или иной элемент социальной реальности (закон, норма, процесс и др.) для субъекта  не значим, если он привык обходиться без него и не испытывает в нем никакой нужды, бессмысленно говорить о правах и взглядах индивида в данном конкретном отношении. В этом смысле правосознание зависит от устремлений каждого индивида, от того, что он считает нормальным, законным и необходимым именно для себя.

     В-третьих, поскольку у разных индивидов и социальных групп (студенческая молодежь) в каждый данный момент имеются различные цели и ценности, а также неодинаковые возможности их реализации, то неизбежно будут различными как конкретные смысловые образы желаемого индивидуального права, так и его динамика, ограничители и благоприятствующие факторы.

      Так, одни придерживаются мнения о том, что право – это возможность делать то, что они хотят и могут делать, но только в том случае, если это не запрещено общими для всех законами, нравятся они им или нет. Другие же право и свою возможность делать то, что они хотят и могут, не считают нужным ограничивать законами, поскольку они пишутся в чьих-то интересах, до которых им нет дела. У одних право ассоциируется с возможностью жить в согласии с собой, поступать по своим убеждениям, жизненным принципам; другие внутренним аспектам права не придают особого значения, выставляя на первый план возможность делать то, что улучшит их будущее (даже если сегодня для этого приходится поступать вразрез со своими убеждениями и принципами, а возможно и через нарушение закона). И хотя для абсолютного большинства респондентов право – это не только социальное состояние человека, но и право его выбора и действий, но по составу называемых при этом элементов и условий  и  право выбора, и право действия различаются весьма существенно.

     Конкретные смысловые образы молодежи о праве отличаются не только характером и числом определений, но и ценностной иерархией их составляющих. Поскольку жизненные цели и ценности социальных субъектов в каждый момент времени определенным образом иерархизированы, а способности и возможности действовать в наиболее актуальных направлениях различаются, то разные виды и условия соблюдения законности и действенности права значимы для них неодинаково.
В-четвертых, важным свойством права как социального феномена является его относительность в пространстве и во времени, динамичность. Поскольку право по природе своей относительно, то социальный субъект (студенческая молодежь) оценивает его уровень либо путем сравнения тех возможностей достижения своих целей и ценностей, которые он имел в определенный момент времени, с теми возможностями, которые он имеет в другое время, а оценка содержит не только элементы прошлого и настоящего, но и оценку будущего (своего или значимых других), либо путем сравнения своих возможностей в каждый момент времени с возможностями (других групп, либо на основе динамического и социального сравнения одновременно).

     Таким образом, интеграция внутренней и внешней проекций права позволяет рассматривать его одновременно на двух уровнях: социальном и индивидуальном. Они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, которая может быть как положительной, так и отрицательной. В определенных пределах возможна и автономная трансформация тех или иных уровней права. Как взаимосвязь, так и автономия со временем могут усиливаться или ослабляться. Но, так или иначе, у феномена права тем больше шансов институционализироваться, чем сильнее его положительная взаимосвязь с правом индивидуальным.

    Современная студенческая молодежь является конкретным носителем правовой культуры. В настоящее время само понятие «правовая культура молодежи» употребляется в довольно абстрактных, а кое-где противоречивых и непонятных для массового сознания значениях. Учитывая, что  проблемы правовой культуры молодежи  приобретают сегодня одно из центральных мест в теоретических и политических дискуссиях, необходимо обратиться к   рассмотрению ее структуры, потому что именно это дает возможность перейти к конкретному анализу. Молодежь может ответственно выполнять свои социально-правовые функции или не очень, от этого зависит оценка уровня развития правовой культуры и правовой зрелости в целом. Уровень развития правовой культуры студенческой молодежи определяется:
   — уровнем общего образования (высокий его уровень помимо того, что оказывает непосредственное влияние на формирование более адекватных социально-правовых представлений и убеждений, является своеобразной базой, которая делает возможным быстро поднять уровень правовой компетентности, поскольку последняя есть также специфическое проявление общей культуры в правовой сфере);
       — уровнем знаний о законе и правовой системе общества и потребностью в получении широкого спектра общественно значимой информации;
       — участием в непосредственной социально-правовой деятельности;
      — идеалами (ценностями) и целями социальной деятельности, их формальным и содержательным выражением.

     Существуют два обстоятельства, которые позволяют принять наличие у индивида (группы) в данный момент времени и в данных условиях определенных смысловых образов права как данность. Первое обстоятельство исходит от самого человека, второе – от системы. Каждый человек проживает одну жизнь, он так или иначе взвешивает свои приобретения и потери, оценивает динамику личных прав, в том смысле как он сам их понимает. Пусть даже часть жизни человека прошла в системе, где его индивидуальность подавлялась, где им манипулировали. В социальную систему он все равно войдет таким, какой есть, со своим пониманием права, независимо от того, прогрессивно ли оно с чьей-то иной точки зрения или нет. Эти представления не изменить мгновенно, хотя как многолетняя эта задача и может ставиться. До тех же пор, пока она не будет решена, люди будут оценивать уровень и динамику своих прав, исходя не только из истинных, но и из ложных потребностей и жизненных целей, не только из прогрессивных, но и из устаревших ценностей, а также из возможностей реализации как тех, так и других в новых условиях по сравнению со старыми.

       Кроме того, именно сложившиеся у разных субъектов права (групп) образы индивидуального права в значительной степени определяют их отношение к новым правам и перспективы институционализации этих прав. Чтобы стать полновесным элементом новой институциональной системы, провозглашенные права должны устойчиво востребоваться и реализовываться в социальных действиях людей. И здесь тоже возможны варианты. По тем или иным причинам большие группы людей могут оставаться равнодушными к новым правам и даже избегать их, что может существенно замедлить процесс институционализации этих прав. Далее, обращаясь к новым правам, они могут вырабатывать такие правила и нормы поведения, которые весьма отличаются от присущих природе этих прав. Наконец социальные группы (студенческая молодежь) могут следовать новым правилам и нормам поведения (которые присущи новым правам и соответствующим им общественным отношениям) не добровольно, а вынужденно, что также затрудняет их институционализацию, ибо полная институционализация невозможна без интернализации. Так что в процессе реальных социальных взаимодействий может формироваться отличная от официально допускаемой социально-правовая система (примером может служить криминальная субкультура).

      Таким образом, при погружении в конкретные зависимости реальной жизни —   институциональные, социоструктурные и пр. — правомерность и продуктивность перспективы изучения феномена правовой культуры студенческой молодежи становится очевидной. В этом случае предпочтительнее вести речь не о правовой культуре как целостном явлении, а о ее специфической разновидности – правовой культуре студенческой молодежи. Правовая культура студенческой молодежи – разновидность правовой культуры, которая объединяет сознание и поведение субъектов социального процесса, связанного со становлением и реализацией жизненных стратегий через механизм социально-правовой адаптации. Проблема, по сути, сводится к понятию «правовое поведение», проявляемому как «правовая культура». 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика