Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовая культура студенческой молодежи как разновидность правовой культуры
Научные статьи
14.06.12 11:17

вернуться



 
ЕврАзЮж № 4 (47) 2012
Теория и история государства и права
Абакачева М.Б.
Правовая культура студенческой молодежи как разновидность правовой культуры
В статье рассматриваются критерии оценки уровня развития правовой культуры и правовой зрелости студенческой молодежи и поиска возможностей оказания оптимизирующего влияния на его формирование.

     Правовая сфера общественной жизни предполагает интериоризацию студенческой молодежью системы знаний о социальной действительности и о собственной личности, позволяющих адекватно адаптироваться и устанавливать необходимые контакты с другими людьми, поскольку процесс совершенствования социальной компетентности связан с развитием правовой культуры личности. В этой связи актуализируется задача изучения закономерностей развития правового сознания студенческой молодежи и поиска возможностей оказывать оптимизирующее влияние на его формирование. Не ставя цели критического анализа существующих точек зрения и не претендуя на полноту освещения проблемы, можно предложить, тем не менее, один из возможных подходов к изучению социально-правовых аспектов правовой культуры студенческой молодежи, его структуры, уровней развития, закономерностей становления. Правовую культуру мы определили как систему представлений, основанных на понимании закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Развитость правового сознания есть проявление правовой культуры и  социальной адаптивности, а значит, является стабилизирующим фактором, способствующим совершенствованию общества.

     Современные общества значительно различаются не только типами экономических и политических систем, но и социально-культурными особенностями, которые отражаются в их социальных институтах и сказываются на понимании членами данных обществ феномена права. Так, функция системы воспитания в любом обществе состоит в подготовке молодого поколения к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. В этом смысле проблема правовой культуры студенческой молодежи имеет два уровня, которые, правда, можно отделить один от другого с большой долей условности. На первом — сложившаяся в обществе система социальных институтов и социальных неравенств рассматривается с точки зрения ее воздействия на формирования жизненных ценностей и потребностей индивидов, на становление и развитие их индивидуальностей. На втором мы имеем дело с уже сформировавшимися индивидуальностями, с оформившейся системой потребностей, жизненных ценностей, черт характера, привычек, которые молодые люди не могут изменить мгновенно или не могут (не хотят) менять совсем. И пусть в прежние времена их индивидуальность подавлялась или ограничивалась, но сегодня они такие, какие есть. И оценивать динамику своего правосознания социальные субъекты  будут, исходя именно из этой системы жизненных целей и ценностей, равно как и из изменений в возможностях и способах их реализации в новых условиях по сравнению со старыми.

      В названном контексте, во-первых, правовую культуру студенческой молодежи нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуального права, несмотря на все свое многообразие, в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе социальных институтов, уровень развития экономической системы общества и др. Ибо сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, местом, занимаемым студенческой молодежью на шкале социальных неравенств в прошлом и настоящем, и др., т.е. общественная система не только ограничивает, но одновременно и формирует личность молодого человека, подавляя одни и развивая другие социальные качества.

     Во-вторых, говорить о праве субъекта в каком-то конкретном отношении будем тогда, когда это конкретное явление (объективное или субъективное) действительно значимо для социального субъекта – либо само по себе, либо как средство достижения других жизненно важных целей и ценностей. В самом деле, если тот или иной элемент социальной реальности (закон, норма, процесс и др.) для субъекта  не значим, если он привык обходиться без него и не испытывает в нем никакой нужды, бессмысленно говорить о правах и взглядах индивида в данном конкретном отношении. В этом смысле правосознание зависит от устремлений каждого индивида, от того, что он считает нормальным, законным и необходимым именно для себя.

     В-третьих, поскольку у разных индивидов и социальных групп (студенческая молодежь) в каждый данный момент имеются различные цели и ценности, а также неодинаковые возможности их реализации, то неизбежно будут различными как конкретные смысловые образы желаемого индивидуального права, так и его динамика, ограничители и благоприятствующие факторы.

      Так, одни придерживаются мнения о том, что право – это возможность делать то, что они хотят и могут делать, но только в том случае, если это не запрещено общими для всех законами, нравятся они им или нет. Другие же право и свою возможность делать то, что они хотят и могут, не считают нужным ограничивать законами, поскольку они пишутся в чьих-то интересах, до которых им нет дела. У одних право ассоциируется с возможностью жить в согласии с собой, поступать по своим убеждениям, жизненным принципам; другие внутренним аспектам права не придают особого значения, выставляя на первый план возможность делать то, что улучшит их будущее (даже если сегодня для этого приходится поступать вразрез со своими убеждениями и принципами, а возможно и через нарушение закона). И хотя для абсолютного большинства респондентов право – это не только социальное состояние человека, но и право его выбора и действий, но по составу называемых при этом элементов и условий  и  право выбора, и право действия различаются весьма существенно.

     Конкретные смысловые образы молодежи о праве отличаются не только характером и числом определений, но и ценностной иерархией их составляющих. Поскольку жизненные цели и ценности социальных субъектов в каждый момент времени определенным образом иерархизированы, а способности и возможности действовать в наиболее актуальных направлениях различаются, то разные виды и условия соблюдения законности и действенности права значимы для них неодинаково.
В-четвертых, важным свойством права как социального феномена является его относительность в пространстве и во времени, динамичность. Поскольку право по природе своей относительно, то социальный субъект (студенческая молодежь) оценивает его уровень либо путем сравнения тех возможностей достижения своих целей и ценностей, которые он имел в определенный момент времени, с теми возможностями, которые он имеет в другое время, а оценка содержит не только элементы прошлого и настоящего, но и оценку будущего (своего или значимых других), либо путем сравнения своих возможностей в каждый момент времени с возможностями (других групп, либо на основе динамического и социального сравнения одновременно).

     Таким образом, интеграция внутренней и внешней проекций права позволяет рассматривать его одновременно на двух уровнях: социальном и индивидуальном. Они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, которая может быть как положительной, так и отрицательной. В определенных пределах возможна и автономная трансформация тех или иных уровней права. Как взаимосвязь, так и автономия со временем могут усиливаться или ослабляться. Но, так или иначе, у феномена права тем больше шансов институционализироваться, чем сильнее его положительная взаимосвязь с правом индивидуальным.

    Современная студенческая молодежь является конкретным носителем правовой культуры. В настоящее время само понятие «правовая культура молодежи» употребляется в довольно абстрактных, а кое-где противоречивых и непонятных для массового сознания значениях. Учитывая, что  проблемы правовой культуры молодежи  приобретают сегодня одно из центральных мест в теоретических и политических дискуссиях, необходимо обратиться к   рассмотрению ее структуры, потому что именно это дает возможность перейти к конкретному анализу. Молодежь может ответственно выполнять свои социально-правовые функции или не очень, от этого зависит оценка уровня развития правовой культуры и правовой зрелости в целом. Уровень развития правовой культуры студенческой молодежи определяется:
   — уровнем общего образования (высокий его уровень помимо того, что оказывает непосредственное влияние на формирование более адекватных социально-правовых представлений и убеждений, является своеобразной базой, которая делает возможным быстро поднять уровень правовой компетентности, поскольку последняя есть также специфическое проявление общей культуры в правовой сфере);
       — уровнем знаний о законе и правовой системе общества и потребностью в получении широкого спектра общественно значимой информации;
       — участием в непосредственной социально-правовой деятельности;
      — идеалами (ценностями) и целями социальной деятельности, их формальным и содержательным выражением.

     Существуют два обстоятельства, которые позволяют принять наличие у индивида (группы) в данный момент времени и в данных условиях определенных смысловых образов права как данность. Первое обстоятельство исходит от самого человека, второе – от системы. Каждый человек проживает одну жизнь, он так или иначе взвешивает свои приобретения и потери, оценивает динамику личных прав, в том смысле как он сам их понимает. Пусть даже часть жизни человека прошла в системе, где его индивидуальность подавлялась, где им манипулировали. В социальную систему он все равно войдет таким, какой есть, со своим пониманием права, независимо от того, прогрессивно ли оно с чьей-то иной точки зрения или нет. Эти представления не изменить мгновенно, хотя как многолетняя эта задача и может ставиться. До тех же пор, пока она не будет решена, люди будут оценивать уровень и динамику своих прав, исходя не только из истинных, но и из ложных потребностей и жизненных целей, не только из прогрессивных, но и из устаревших ценностей, а также из возможностей реализации как тех, так и других в новых условиях по сравнению со старыми.

       Кроме того, именно сложившиеся у разных субъектов права (групп) образы индивидуального права в значительной степени определяют их отношение к новым правам и перспективы институционализации этих прав. Чтобы стать полновесным элементом новой институциональной системы, провозглашенные права должны устойчиво востребоваться и реализовываться в социальных действиях людей. И здесь тоже возможны варианты. По тем или иным причинам большие группы людей могут оставаться равнодушными к новым правам и даже избегать их, что может существенно замедлить процесс институционализации этих прав. Далее, обращаясь к новым правам, они могут вырабатывать такие правила и нормы поведения, которые весьма отличаются от присущих природе этих прав. Наконец социальные группы (студенческая молодежь) могут следовать новым правилам и нормам поведения (которые присущи новым правам и соответствующим им общественным отношениям) не добровольно, а вынужденно, что также затрудняет их институционализацию, ибо полная институционализация невозможна без интернализации. Так что в процессе реальных социальных взаимодействий может формироваться отличная от официально допускаемой социально-правовая система (примером может служить криминальная субкультура).

      Таким образом, при погружении в конкретные зависимости реальной жизни —   институциональные, социоструктурные и пр. — правомерность и продуктивность перспективы изучения феномена правовой культуры студенческой молодежи становится очевидной. В этом случае предпочтительнее вести речь не о правовой культуре как целостном явлении, а о ее специфической разновидности – правовой культуре студенческой молодежи. Правовая культура студенческой молодежи – разновидность правовой культуры, которая объединяет сознание и поведение субъектов социального процесса, связанного со становлением и реализацией жизненных стратегий через механизм социально-правовой адаптации. Проблема, по сути, сводится к понятию «правовое поведение», проявляемому как «правовая культура». 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика