Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные вопросы использования судебно-экономической информации при выявлении и расследовании преступлений
Научные статьи
14.06.12 12:02

вернуться


Климович Л.П.

Матюшевский А.В.
 
ЕврАзЮж № 5 (48) 2012
Уголовный процесс и криминалистика
Климович Л.П., Матюшевский А.В.
Актуальные вопросы использования судебно-экономической информации при выявлении и расследовании преступлений
В статье авторы анализируют отдельные нормы законодательства о бухгалтерском учете, которые вступят в силу с 1 января 2013 года, с позиции использования его положений в практике выявления и расследования преступлений.

Куплю квартиру в новостройке Батайска - это имеет и весьма значимые положительные стороны. Покупатель может не беспокоиться насчет изношенности и ветхости жилого дома, нет необходимости заниматься перепланировкой и расширением комнат, заменой труб. Куплю квартиру в новостройке Батайска из первых рук вся подробная информация на сайте www.phoenixinvest.ru


В последние годы отмечается тенденция к снижению количества выявленных правоохранительными органами преступлений экономической направленности (их количество в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократилось на 35,5 %; за 10 месяцев 2011 по сравнению с АППГ – на 26,6 %). Несмотря на небольшой удельный вес таких преступлений, в общем числе зарегистрированных в Российской Федерации (в 2010 г. —  10,5 %, в январе-октябре 2011 г. — 9,5 %), следует отметить, что данные преступления характеризуются крупными суммами материального ущерба. Так, в 2010 году удельный вес материального ущерба (176,42 млрд. руб.), причиненного такими преступлениями, в общей сумме ущерба от преступлений по оконченным и приостановленным уголовным делам (262,26 млрд. руб.) составил — 67,3 %, в январе-октябре 2011 года – 63 %.

      Материальный вред, причиняемый преступлениями экономической направленности, представляет реальную опасность для поступательного развития экономики страны. Это, в свою очередь, неизбежно актуализирует проблему перехода к качественно иному уровню деятельности правоохранительных органов, направленной не только на выявление и расследование таких преступлений, но и на предупреждение и своевременное пресечение противоправных действий в сфере экономики.

     Эффективность деятельности правоохранительных органов в данном направлении во многом зависит от уровня компетентности лиц, выявляющих такие преступления и расследующих уголовные дела, в том числе от знания нормативной правовой основы, регулирующей сферу хозяйственно-экономической деятельности, и общих правил ведения учетной работы хозяйствующими субъектами. Более того, повышение качества расследования уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории невозможно без использования различных форм специальных экономических знаний. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что без их применения невозможно всестороннее и объективное расследование ряда уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. гл. 21, 22, 23, 30 УК РФ, посягающих на экономические отношения и совершаемых в сфере профессиональной деятельности хозяйствующих субъектов. Так, например, судебные экономические экспертизы назначаются при расследовании уголовных дел о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и др. Как правило, они назначаются при расследовании преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

     В условиях динамичного изменения законодательства, регулирующего вопросы хозяйственно-экономической деятельности, представители преступного мира заранее моделируют возможные схемы и способы совершения и сокрытия своих противоправных действий, позволяющие, не нарушая закон, уйти от ответственности. В определенной мере условия для таких внешне законных действий изначально создают несовершенные нормы и правила, принятые законодателем.

     Учитывая, что преступники используют все более изощренные способы совершения и сокрытия таких преступлений, усложнились задачи, решаемые правоохранительными органами при проведении экономических исследований документов, существенно усложняются экспертные задачи, ставящиеся на разрешение судебных экономических экспертиз. В зависимости от содержания заданий, экономические исследования проводятся по следующим направлениям: бухгалтерские, налоговые, финансово-аналитические, финансово-кредитные исследования.

     Сложившаяся следственная практика свидетельствует о необходимости проведения судебной экономической экспертизы при расследовании преступлений экономической направленности. Она назначается для установления (обоснования), посредством анализа содержания учетных и отчетных документов и записей о совершенных хозяйственных и финансовых операциях и результатах деятельности следующих обстоятельств: способа совершения преступления, размера причиненного материального вреда, суммы неисполненных обязательств, масштаба незаконной деятельности, стоимостных показателей противоправно совершенных сделок; вида хозяйственных действий, в том числе противоречащих нормам и правилам делового оборота, повлекших ухудшение финансово-экономических показателей деятельности организации, причинно-следственной связи между совершенными незаконными действиями и наступившими экономическими последствиями; наличия финансовых ресурсов на счетах хозяйствующего субъекта, которые могли быть направлены на погашение обязательств перед персоналом организации; налоговых обязательств организации.

     В соответствии с Приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. № 511, в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся следующие судебные экономические экспертизы: бухгалтерская экспертиза – исследует содержание записей бухгалтерского учета; налоговая экспертиза – исследует исполнение обязательств по исчислению налогов и сборов; финансово-аналитическая экспертиза – исследует финансовое состояние; финансово-кредитная экспертиза – исследует соблюдение принципов кредитования. В таблицах 1, 2  представлены статистические данные ГИАЦ МВД России о количестве проведенных исследований и экономических экспертиз в 2010-2011 гг.


    Как свидетельствует статистика, результаты каждого пятого проведенного экономического исследования документов не способствовали выявлению или раскрытию преступления, результаты каждой шестой судебной экономической экспертизы не способствовали установлению причастности лиц к совершению преступления.

     Обобщение результатов эмпирических исследований позволило выявить следующие причины низкой результативности работы специалистов (экспертов): во-первых, несвоевременное предоставление или непредставление на исследование (экспертизу) документов бухгалтерского учета и иной учетной информации, без анализа которой в принципе невозможно решить поставленную перед специалистом (судебным экспертом) задачу. Эта проблема решается своевременным проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение документов, содержащих сведения о противоправных операциях. На первоначальном этапе предварительного расследования уголовного дела в числе неотложных следственных действий должны быть проведены осмотр, выемка и, при необходимости, обыск, направленные на получение таких документов. В целях установления исчерпывающего перечня документов, подлежащих изъятию, целесообразно организовать участие специалиста-бухгалтера при проведении таких следственных действий как осмотр, обыск. Во-вторых, некорректная формулировка задания – специалисту, вопросов – судебному эксперту. Например:  правовые вопросы, требующие правовой оценки действий конкретных лиц; справочные вопросы, которые, как правило, не требуют проведения экспертного исследования; неконкретные вопросы, не позволяющие специалисту (эксперту) понять исследуемый период, объект исследования, пределы задания; вопросы и задания, требующие самостоятельного поиска документальных источников информации, что не входит в компетенцию специалиста, проводящего исследование, судебного эксперта, выполняющего экономическую экспертизу.

        Решению проблемы некорректной постановки вопросов на разрешение экспертизы (задания — на исследование) способствует своевременная (до назначения таких мероприятий) консультация у специалиста. В соответствии со ст. 58 УПК РФ, специалист, наряду с другими указанными в законе функциями, призван оказывать содействие в постановке вопросов эксперту, а также в разъяснении сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

     Также, наряду с вышеуказанными причинами, в числе причин, которые могли препятствовать установлению в ходе исследования документов (при проведении судебной экспертизы) информации, имеющей доказательственное значение, может быть недостаточный уровень компетентности специалиста (судебного эксперта).

       К числу причин, по которым эксперту (специалисту) не представилось возможным установить факты хозяйственной деятельности, свидетельствующие о противоправности деяния, можно отнести выяснение таких обстоятельств хозяйственной деятельности, которые в силу тех или иных норм хозяйственной практики и обычаев делового оборота не позволяют дать однозначный вывод о противоправности деяния. В определенной мере этому может способствовать несовершенство отдельных норм хозяйственного, предпринимательского (иных отраслей) права и пробелы в законодательстве о бухгалтерском учете. В этой связи рассмотрим отдельные положения бухгалтерского законодательства и те возможные проблемы в деятельности правоохранительных органов, направленной на раскрытие преступлений, возникновение которых неизбежно при практической реализации таких норм на практике.

     6 декабря 2011 г. принят новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (далее – Закон 402-ФЗ). Он вступит в силу 1 января 2013 г. (ст. 32 Закона 402-ФЗ) и заменит действующий Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 129-ФЗ). Новый закон содержит ряд положений, на наш взгляд, принципиально важных не только для хозяйствующих субъектов. Знание данных норм имеет существенное значение и для практики предупреждения, выявления и расследования преступлений экономической направленности.

     Прежде всего, остановимся на норме, устанавливающей обязанность ведения бухгалтерского учета и порядок его организации.

     В соответствии с новым законом, бухгалтерский учет обязаны вести следующие экономические субъекты (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 2 Закона 402-ФЗ): организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, находящиеся в России; международные организации, их филиалы и представительства, также находящиеся в России.

     Бухгалтерский учет, в соответствии с новым Федеральным законом, могут не вести: индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.  Аналогичное правило установлено и для находящихся в России филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций.

     Как и в действующем законе (ст. 6 Закона 129-ФЗ), в новом законе ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона 402-ФЗ). При этом он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона 402-ФЗ). По новым правилам, возложить данные обязанности на себя вправе будут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время это право зависит от объема учетной работы (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона 129-ФЗ).

     Следует отметить, что новый закон предъявляет ряд требований к главным бухгалтерам определенных категорий экономических субъектов и лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 7 Закона 402-ФЗ): наличие высшего профессионального образования; стаж работы, связанный с ведением бухучета, составлением бухгалтерской отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет в течение последних пяти календарных лет. При отсутствии высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» стаж должен составлять не менее пяти лет из последних семи календарных лет; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

      В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 402-ФЗ данные требования не будут предъявляться к лицам, на которых обязанность ведения бухучета будет возложена по состоянию на 1 января 2013 г.

      Новый Федеральный закон четко определяет действия главного бухгалтера в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 8 ст. 7 Закона 402-ФЗ):
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

     Как уже ранее отмечалось, своевременное истребование различных документов хозяйствующего субъекта является необходимым условием для последующего получения доказательств совершения экономического преступления. В этой связи обратимся к нормам нового законодательства  о бухгалтерском учете, касающегося ведения документов (ст. 9, 10 Закона 402-ФЗ).

     В соответствии с п. 1, 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    Необходимо отметить, что в Законе 402-ФЗ нет упоминания об обязательности применения действующих в настоящее время унифицированных форм первичной учетной документации. Аналогичные требования новый закон не предъявляет и к ведению учетных регистров. То есть законодатель упрощает для бизнеса эту сферу учета. Закон 402-ФЗ (п. 4 ст. 9, п. 5 ст. 10) предусматривает, что формы первичных учетных документов и учетных регистров утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. 

     По мнению И.Р. Сухарева,  «типовые шаблоны документов могут являться предметом утверждения, только если они циркулируют внутри самой организации. Типовые шаблоны «внешних», двусторонних и многосторонних документов, например, акта приема-передачи заранее утвердить вряд ли возможно. Обычно стороны договариваются, чей шаблон возьмут за основу. И тогда одна сторона предлагает свой шаблон, другая вносит в него свои поправки. В итоге получается документ, который устроит обе стороны. Но его форма индивидуальна в каждой конкретной ситуации. Такие документы подписывает руководитель организации, выражая этим свое согласие как с содержанием, так и с формой документа. Поэтому подпись руководителя, на мой взгляд, можно считать одновременно и фактом утверждения формы такого документа».

     Полагаем, что отказ от унифицированных форм ведения первичной учетной документации и полная свобода в разработке самим предприятием таких форм создаст ряд проблем не только внутри самой организации, в части организации внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе вверенного конкретным лицам, за сохранностью средств в расчетах организации.

     Разрозненность форм документов в различных коммерческих организациях и отсутствие единого порядка документооборота затруднит поиск и получение правоохранительными органами документальных источников информации о тех или иных фактах противоправной деятельности. Так, широко распространенное в практике различных контролирующих структур и правоохранительных органов применение метода встречной проверки по ряду хозяйственных операций будет весьма затруднительным. В условиях, когда каждый экономический субъект будет сам определять круг оформляемых документов по той или иной операции, их названия и содержательную сторону заполняемых реквизитов каждого документа, перед правоохранительными органами неизбежно возникнет проблема установления всего круга оформляемых по конкретной операции документов и их идентификации с конкретным хозяйственным действием. В этой связи в деятельности контролирующих органов, выявляющих факты нарушения законодательства при осуществлении хозяйственных операций, можно прогнозировать возрастание роли и значения применения методов фактической проверки конкретных хозяйственных действий. 

     Наряду с отменой обязательности применения унифицированных форм документов, новый закон предусматривает составление первичного учетного документа на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

    Рассмотрим, каков порядок предоставления электронных бухгалтерских документов в государственные органы или по требованию других лиц. В этом случае (п. 6 ст. 9 Закона 402-ФЗ) экономический  субъект обязан за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, будут включаться в документы бухгалтерского учета (п. 8 ст. 9 Закона 402-ФЗ).

      Учитывая, что большинство бухгалтерских документов организации  будет формироваться и храниться в электронном виде (обязательное дублирование таких документов на бумажных носителях законодателем не предусмотрено), у правоохранительных органов неизбежно возникнет проблема обоснования достоверности информации, содержащейся в таких электронных документах. К тому же неизбежна проблема оценки этих документов как доказательств, учитывая, что действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуру закрепления доказательств, представленных в виде электронных документов.

     Следует отметить, что в новом Законе (ст. 29 Закона 402-ФЗ), в отличие от прежнего, есть прямое указание на обеспечение организацией безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета и их защиты от изменений. Сроки хранения первичных документов, регистров и финансовой отчетности будут устанавливаться правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

     Вместе с тем законом не устанавливается какая-либо ответственность за несоблюдение законодательства о бухгалтерском учете при осуществлении хозяйственной деятельности и непосредственно ведении учета, в том числе за нарушение сроков, условий хранения документов.

      Несмотря на такое достаточно серьезное упущение законодателя, следует отметить, что новый закон (ст. 19 Закона 402-ФЗ) обязывает экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, что в принципе может быть сделано на уровне документооборота. Для субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, предусмотрена обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
В этой связи справедливо отмечает Д.В. Дурново: «бухгалтерский учет сам по себе служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Поэтому организации, ведущие бухучет правильно, уже тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность. Другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. Это могут подтвердить хозяйствующие субъекты (например, страховые, кредитные, инвестиционные организации), для которых система внутреннего контроля давно является обязательной». 
Эта норма, как и ряд других положений закона, закладывающих основы «рыночного бухучета»,  на наш взгляд, может эффективно работать только при одном условии — если законом будет предусмотрена ответственность за совершаемые конкретным хозяйствующим субъектом (лицом) нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением норм и правил, установленных законодательством о бухгалтерском учете.
В завершение следует отметить, что в целом предполагаемые с 2013 года изменения законодательства о бухгалтерском учете, в некотором смысле даже упрощение правил учета для хозяйствующего субъекта, экономически оправданы существующими сегодня рыночными условиями хозяйствования. Вместе с тем очевидна необходимость законодательной проработки вопросов об ответственности за нарушение норм и правил ведения бухгалтерского учета. Более того, на законодательном уровне требуется принятие норм, устанавливающих процедуру уголовно-процессуального закрепления доказательств, представленных в виде электронного документа.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика