Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Глобализационно-правовая зависимость в контексте развития современной России
Научные статьи
14.06.12 12:42

вернуться


 
ЕврАзЮж № 5 (48) 2012
Право и политика
Макогон Б.В.
Глобализационно-правовая зависимость в контексте развития современной России
Современный мир переживает масштабные и интенсивные трансформации. Глобализационные процессы порождают глобальную взаимозависимость. В этих условиях перед Россией стоит важнейшая, сложная задача – занять достойное место в мировом сообществе. В статье автор рассматривает и анализирует особенности государственно-правового развития Российской Федерации в указанных условиях.

      Догоняющий характер интеграции России в уже сформировавшееся мировое сообщество обусловил также формирование достаточно высокой степени зависимости от наиболее значимых его членов. Глобализация в контексте межгосударственного взаимодействия предполагает интенсификацию последнего, расширение и укрепление международного сотрудничества. Государства стремятся к обмену политико-правовым опытом, к объединению своих возможностей, ресурсов, единообразному правовому регулированию. В предполагаемом идеале все это направлено на достижение взаимной выгоды. На практике же совместные усилия государств далеко не всегда организуют равноправное партнерство. Менее развитым в политико-правовом (в первую очередь, по отношению к направляющим западным доктринам) и экономическом плане странам ничего не остается, кроме как идти на значительные уступки другим государствам в контексте международного сотрудничества. Часто условия политико-правового и экономического международного взаимодействия диктуются сугубо материальными интересами и стремлением к политическому господству.

     Все это нашло свое отражение и в международном правовом сотрудничестве государств, где Россия, формально выступая как политически самостоятельный, суверенный субъект, по многим вопросам заняла второстепенное положение, создающее реальные возможности для всестороннего давления, руководящего воздействия на нее со стороны «ведущих субъектов глобализации». «Когда говорят о глобализации в праве, по сути, речь ведется о формировании с учетом юридического опыта и государственно-правовой практики всех участников международного сообщества общей нормативной системы, охватывающей правовым регулированием либо оказывающей деятельное влияние не только на отношения государств между собой, но и на отношения государств со своими гражданами». 

     В современных рамках правовой глобализации Российская Федерация пока, естественно, не может претендовать на роль реального оппонента законодателям мировых правовых тенденций. Однако, учитывая ее огромный потенциал, исторический опыт, быстрые темпы движения в направлении экономического роста  и формирования полноценного обновленного  государства, представляется, что на данном этапе подобную ситуацию следует расценивать как вынужденную необходимость в процессе приспособления России к новым политико-правовым реалиям и формирования крепкой базы, плацдарма для того, чтобы в дальнейшем постепенно занять одно из главенствующих мест на мировой арене. Направляющим вектором правового развития современной России является обеспечение ее интеграции в новый глобальный мир со всеми его особенностям (что невозможно на основе только лишь собственного опыта) и в мировое сообщество при сохранении национально-государственной самостоятельности и внутренней стабильности.

     Вообще проблема негативного влияния правовой глобализации на независимость стран, институт государственного суверенитета России является в настоящее время одной из наиболее актуальных.  Однако, по нашему мнению, в данном контексте наиболее справедливо было бы говорить о двойственности ситуации. Действительно, в современных глобальных условиях процессы правовой глобализации в достаточной степени умаляют незыблемость государственного суверенитета Российской Федерации по таким критериям как собственная правовая система, независимость государственной власти. Свобода деятельности государства как во внутренних, так и в международных отношениях существенно ограничивается со стороны международных организаций, международного права, навязывающего жесткие требования к национальному законодательству. Причем необходимость членства в последних и подписания международных правовых актов зачастую бывают вызваны условиями глобального мира, сформированными ограниченным числом членов мирового сообщества в своих целях. В результате внедрения в свою правовую систему «западных» норм, фактического признания интернационализации своего права при недостаточно устойчивом и весомом своем положении на мировой арене Россия автоматически поставила себя в зависимость от ведущих западных держав.

     Экономическая глобализация, подстегивая правовую, диктует необходимость вступления в различные уже сформировавшиеся экономические союзы, одним из условий для которых существует внесение определенных изменений в российское законодательство, и которые часто бывают преждевременными в особых условиях Российской Федерации (отсюда, в том числе, и сложности, сопровождающие процесс полноправного вступления России в ВТО).

     Отдельное внимание в контексте рассматриваемой проблематики следует обратить на институт прав человека и их охраны, являющийся неотъемлемым содержательным спутником современного этапа правовой глобализации. «Права человека и их защита» — эти слова в глобальном мире являются своеобразным лозунгом, не только обеспечивающим возрастание позитивных взаимосвязей и взаимозависимости государств, но и дающим определенную власть странам, доминирующим на мировой арене, возможность оказывать активное воздействие на внутреннюю политику и конкретные действия государств, прикрываясь этим громким лозунгом. Внедрив в свое законодательство соответствующие общепризнанные нормы и принципы по западному образцу, подписав ряд международных документов в этой области, в современных переходных условиях Россия также в данном контексте поставила себя на роль «ведомых» (аналогично можно сказать и о нормах, касающихся всеобщей мировой безопасности, борьбы с терроризмом и т.п.). Различные формы международной критики по поводу операции в Чеченской Республике – лишнее тому подтверждение.
Однако думается, что в целом внедрение в российскую правовую систему института прав человека (в западном варианте) является прогрессивным положительным следствием правовой глобализации с учетом осуществления эффективной политики, в том числе правовой, направленной на ликвидацию указанных недостатков применительно к российскому государству (исходя из анализа литературы, представляется, что решение данного вопроса является невероятно сложной проблемой огромного ряда государств ).

     Что же касается положительного аспекта влияния правовой глобализации на институт государственного суверенитета России, то он связан с изменениями в его понимании в угоду глобализации. «В современный период ученые и политики исходят из того, что государство может считаться суверенным лишь тогда, когда оно через свои органы реализует волю народа, когда его система управления демократична. С середины ХХ века понятие суверенитета связывается с официальным признанием приоритета прав человека и гражданина…».  Соответственно, правовая глобализация, привнеся в законодательство России демократизацию, нормы о правах человека и обеспечению их всецелой защиты, обеспечила официальное признание государства суверенным в рамках реалий и тенденций настоящего времени со всеми вытекающими из этого формальными последствиями.

    Таким образом, применительно к государственному суверенитету России, правовая глобализация имеет лишь те негативные следствия, которые связаны с ослабленными ее позициями на мировой арене и с «догоняющей» ролью в глобализационных процессах.

     Учитывая вышеизложенное, в условиях правовой глобализации особенно актуальным для России становится вопрос о соотношении национального права и государственных интересов. Дело в том, что, воспринимая мировые глобализационные правовые тенденции, российское государство зачастую не может в силу ряда различных причин обеспечить их надлежащую практическую реализацию.

    Практика исполнения международных договоров и их имплементация наталкивается на многочисленные препятствия юридического, организационного и иного плана. Причина указанных негативных явлений заключается не столько в формальном несоответствии российских нормативных правовых актов требованиям международного права и международных договоров, сколько в неспособности выполнения взятых на себя Россией обязательств из-за недостаточной экономической, социально-политической базы, недостатков, свойственных сфере государственного управления, что порождает систему социально-экономических проблем (например, до принятия Закона в области монетизации льгот недостаток федеральных бюджетных средств на льготное обеспечения составлял более 5 миллиардов рублей в год, то есть государство не могло обеспечить должную поддержку льготным категориям лиц в соответствии с международными принципами). К тому же ряд направляющих правовых положений зачастую опосредованно навязывается России другими государствами, что также негативно влияет на реализацию государственных интересов, в том числе внешних. Тем не менее, Россия включилась в глобализационно-правовые процессы и продолжает поступательно двигаться по этому магистральному пути.

    Вхождение России в мировую систему политических и хозяйственных отношений в условиях глобализации сопряжено для нее с решением целого ряда экономических, политических, правовых, социальных проблем. Конечно, говорить об абсолютном приоритете какой-либо из этих групп над другими было бы несправедливо, но, на наш взгляд, неоспоримым является тот факт, что сложнейшая экономическая ситуация, установившаяся в стране с началом реформ, в значительной степени обусловливает государственно-правовые и социальные проблемы. Материальное обеспечение реформ остается на крайне низком уровне, что существенно снижает их динамику и эффективность,  ряд международно-правовых обязательств Россия надлежащим образом выполнить не в состоянии из-за недостатка финансовых средств (например, экологических). В этом контексте значимым и, к сожалению, проблемным представляется то обстоятельство, что процесс формирования благоприятного инвестиционного, предпринимательского климата в Российской Федерации идет недостаточно быстрыми темпами (согласно оценкам Всемирного банка, по условиям для бизнеса Россия занимает 120-е место в мире ).

      Несмотря на все трудности и проблемные, спорные вопросы, оправданно можно утверждать, что Россия в настоящее время благодаря глобализационным правовым и политическим процессам вступила во взаимные отношения с  мировым сообществом и продолжает двигаться в направлении, чтобы стать, как минимум, равноправным его членом. Даже негативные реальные и потенциальные аспекты этой глобальной интеграции ни в коем случае не нивелируют положительный прогрессивный и очень перспективный для России ее характер, так как все они преодолимы в дальнейшем при осуществлении грамотной и научно обоснованной внешней и внутренней политики. Ведь в российском обществе и государстве все еще слышны отголоски революционных трансформаций конца восьмидесятых — начала девяностых годов, деформаций правосознания начала — середины 90-х. И потому совершенно естественно, что страна сталкивается на своем пути с рядом трудностей. К тому же проблемные вопросы, связанные с международными, в том числе правовыми отношениями России в условиях глобализации, с укреплением ее позиций на мировой арене в настоящее время активно начали разрабатываться виднейшими отечественными учеными и политиками, активизирована работа законодательной и исполнительной власти в этом направлении, что говорит об их осознании и поступательном движении в направлении решения.

     Также не стоит резко негативно относиться к тому обстоятельству, что все (или подавляющее большинство) трансформаций в рамках правовой глобализации происходят на основе западных государственно-правовых принципов. Вспомним, ведь ни одна правовая система мира не сформировалась без каких-либо внешних воздействий и заимствований, ни одно государство мира никогда не создавало свое право абсолютно изолированно, без учета опыта и знаний других стран.  Развитие внутригосударственного права всегда в той или иной мере носит интернациональный характер, а заимствование опыта вследствие различных форм межгосударственного взаимодействия является постоянным, объективным и совершенно естественным процессом. И чем более усложняется весь мир, система общественных отношений и правового регулирования, тем выше значение и актуальность указанных процессов.

     России на переходном этапе становления ее государственно-правовой системы просто необходимо восприятие западных правовых норм, принципов и институтов, воплотивших в себя огромный опыт и являющихся признанным направляющим ориентиром развития мирового сообщества в современных условиях глобализации. Представляется особо актуальным уделить особое внимание ряду завуалированных внешних политико-экономических «подводных камней» такого восприятия в современных условиях, на которых останавливалось внимание в данном разделе исследования, а также качеству процесса имплементации указанных норм и принципов в правовую систему и в законодательство России, гармонизации их с существующим правом (или наоборот) и внутригосударственными реалиями (но ни в коем случае не наоборот), а также обеспечению основы и механизма их воплощения в жизнь.

      Процессы правовой глобализации, привнеся в Россию масштабные трансформации, открывают перед ней как огромные радужные перспективы построения четкого сбалансированного государственно-правового механизма, основанного на принципах рыночных отношений, демократии, уважения и защиты прав и свобод человека, приобретения одной из ведущих ролей на мировой арене, в том числе в качестве оппонента США и развитым странам Западной Европы, так и, напротив (хотя, это крайний вариант), вероятность надолго остаться «второсортным», догоняющим государством в чуждом мире, находящемся под однополярным направляющим контролем, с иллюзией свободы и суверенитета, окончательно превратиться в сырьевой придаток.

     И в этих условиях особо необходимо интегрированное взаимодействие ученых-теоретиков, политиков, практиков, общества в целом для выработки оптимальных концепций и конкретных средств, норм, механизмов, общих и частных программ в контексте развития России в условиях глобализации, что поможет максимально снизить ее негативные последствия и обеспечить теоретическую практикообоснованную базу для реализации ее потенциалов.

     Будущее России в современных реалиях зависит от нее самой, от того, сможет ли она в столь непростых условиях эффективно реализовать свой огромный исторический опыт, природное, ресурсное, культурно-интеллектуальное богатство. 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика