Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социал-демократические концепции будущего государства в современной России
Научные статьи
15.06.12 11:42

вернуться



 
ЕврАзЮж № 5 (48) 2012
Конституционное право
Касимов Т.С.
Социал-демократические концепции будущего государства в современной России
Статья посвящена социал-демократическим концепциям будущего государства, изложенным в программах политических партий, общественных организаций и трудах некоторых авторов.

     Социалистические идеи разделяет значительное число россиян. Сопоставление результатов выборов в Государственную Думу у социалистических парламентских партий в 2007 и 2011 гг. (КПРФ – 11,57 и 19,19 %; «Справедливая Россия» – 7,74 и 13,22 %) показывает рост поддержки идей социализма российским народом. Об этом же говорят данные социологических опросов. Например, согласно ВЦИОМ, в 2011 году при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, какая идеология более других подходит для российского народа?» социализм набрал больше голосов поддержки, чем коммунизм, капитализм, либерализм, национальная самобытность.  Настроения народа являются главным показателем необходимости изучения социалистической концепции государства.

    Социал-демократическая идеология в отечественной науке теории государства и права, к сожалению, не исследуется в достаточной степени. О социалистическом государстве говорят в основном с точки зрения советской теории государства в разделах, посвященных формационной типологии государства. Незначительно и число диссертаций, монографий и научных статей, написанных о социал-демократии в России с позиций теории государства и права или политологии. В их числе диссертация А.Б. Сапельникова «Социал-демократическая концепция государства: история и современность», серия статей Е.В. Свиридкиной в журнале «Философия права» и статьи в научных изданиях таких авторов как А.А. Вилков, Б.Л. Гуселетов, Г.Ю. Канарш, Б.В. Межуев,  Б.С. Орлов.

      Социалистическая концепция государства является характеристикой свойств государства не только в его современном состоянии, но и государства в будущем. При этом в рамках социалистической идеологии выделяются обычно два основных направления общественно-политической мысли и практики: социал-демократическое и марксистское (коммунистическое). Например, на самом популярном в настоящее время справочном ресурсе – сайте wikipedia.org – названы такие внутренние течения социализма: марксизм-ленинизм, демократический социализм, социал-демократия, социализм XXI века, либертарный социализм, религиозный социализм, ведический социализм, христианский социализм, исламский социализм, буддийский социализм, африканский социализм, арабский социализм, аграрный социализм, экосоциализм.

     Различие между ними, по крайней мере, в современной России, прежде всего в  том, что, согласно первому, переход к социализму должен осуществляться путем реформ, при сохранении частной собственности и политического плюрализма, а второй призывает к захвату власти революционным путем, постепенной ликвидации частной собственности и установлению диктатуры трудящихся. Как пишет С.М. Миронов, социал-демократическая концепция будущего государства современных российских демократов, согласно ее главному лидеру, основывается на следующих принципах: «сделать основой проектирования бюджета страны социальные нормативы, ввести прогрессивную ставку налогообложения, зависящую от доходов, налог на предметы роскоши, перераспределить сверхдоходы, получаемые частными компаниями от распоряжения недрами страны, в пользу всех граждан России, разработать социальный стандарт потребления, установить минимальную почасовую ставку оплаты труда и многое другое».  А.Б. Сапельников полагает, что главной экономической целью социалистических партий является полная занятость трудящихся, более высокая производительность труда, повышение жизненного уровня, социальное обеспечение и справедливое распределение доходов и собственности. Социальная демократия выражается в основных ценностях, составляющих квинтэссенцию идеологии социал-демократии. Это справедливость, социальное равенство и солидарность.

      Конечно, данная классификация и данная характеристика разделяется не всеми авторами. А.Г. Дугин выделяет четыре вида левых идеологий в XXI веке: европейских марксистов-ортодоксов, европейских социал-демократов, национал-коммунистов и новых левых. Однако при характеристике социал-демократов он придерживается классических позиций, говоря, что социал-демократы выступают за прогрессивный подоходный налог, национализацию крупных монополий, расширение ответственности государства в общественном секторе; бесплатную медицину, образование, пенсионное обеспечение. Эти требования социал-демократы стараются реализовать через парламентские электоральные механизмы, в критических случаях – через мобилизацию профсоюзов и общественных организаций, вплоть до стачек и забастовок. Проектом классических социал-демократов, обращенным в будущее, является продолжение такой политики конкретных шагов по социально-политической эволюции в споре с правыми – как с либералами (в экономике), так и с национал-консерваторами (в политике)».  Дугин также отмечает, что серьезных теоретических разработок относительно новых условий постиндустриального общества в этом лагере не ведется, а критика классического марксизма и тематизация капитализма на новом историческом этапе (в отличие от постмодернистов и «новых левых») почти полностью отсутствуют.

       Основная международная организация социал-демократов, которая объединяет 162 политических партии и организации – Социалистический интернационал. В его главном программном документе – Декларации принципов социалистического интернационала (Стокгольмской декларации) 1989 года – первый раздел носит название: «Глобальные изменения и будущее перспективы». Три принципа социал-демократии, согласно Декларации – это свобода, справедливость и солидарность. Входящая в число членов Социалистического интернационала политическая партия «Справедливая Россия» в своей программе в качестве принципов, на основе которых должно строиться российское государство, провозглашает схожие идеи: «Социальный прогресс, справедливость и устойчивое развитие – вот наше будущее!». Кроме того, в программе сказано, что «социализм – это не абстрактный проект, по которому необходимо перестраивать действительность. Его актуальная повестка дня: гуманизация социально-экономической жизни общества, обеспечение общественного контроля над использованием природноресурсного потенциала планеты, соблюдение прав и свобод граждан, улучшение жизни для нынешних и будущих поколений».

      Партия «Справедливая Россия» описывает желаемый образ будущей Российской Федерации. «Сильное российское государство – это гарантия нашего общего будущего, сохранения нашей национальной идентичности. Мы видим свою задачу в том, чтобы не дать в процессе государственного строительства затеряться человеку с его проблемами и нуждами, и будем на деле закреплять законом социальную ответственность государственной власти по отношению к человеку». Помимо деклараций в главе «Качество власти» программы предлагаются и конкретные меры по созданию социально ответственной власти, отвечающей требованиям открытого и справедливого обществ, власти, которая не может быть выше закона и должна работать на интересы граждан. В числе этих мер – ликвидация необоснованных привилегий; внедрение программы «Электронный парламент», содержащей комплекс мер по расширению коммуникаций между гражданами и представительными органами власти всех уровней; обеспечение для граждан доступности информации о расходовании средств региональных и местных бюджетов, а также информационной открытости работы всех ветвей власти в целом; введение ограничений при поступлении на муниципальную службу для близких родственников.  Как бы в добавление к программе партии ее лидер С.М. Миронов говорит: «Если уж говорить о будущем, то очень хочется, чтобы постепенно преодолевалось привычное восприятие государства, как сугубо бюрократической машины. Чтобы последовательно утверждался имидж «государства-партнера», готового поддерживать самые различные и индивидуальные и общественные проекты». 

    Если приверженность партии «Справедливая Россия» идеям социал-демократии мало у кого вызвает сомнений, то тезис о социал-демократических позициях Коммунистической партии РФ может вызвать возражения. Верность основным положениям марксизма, в том числе тезису о смене капиталистического общества социалистическим заявлена в опубликованной на официальном сайте партии Программе КПРФ, в самом начале которой сказано: «Стратегическая цель партии – построение в России обновленного социализма, социализма XXI века. При определении своих программных целей и задач, стратегии и тактики наша партия исходит из анализа общественно-политической практики, руководствуется марксистско-ленинским учением».  Коммунисты считают, что защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня с борьбой за социализм и советские формы народовластия. 

     В разделе 3 Программы КПРФ, который называется «Три этапа развития страны» содержится концепция будущего российского государства. Первый этап. На этом этапе решается задача установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ. Овладение рычагами власти позволит устранить катастрофические последствия «реформ», восстановить основные политические и социально-экономические права граждан, вернуть народу и взять под контроль государства собственность на противоправно присвоенные основные средства производства. Национализация создаст прочную экономическую основу дальнейших преобразований. КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие: местные Советы народных депутатов, советы трудовых коллективов, комитеты самоуправления, самоорганизации и самозащиты, поддерживать введение контроля трудящихся за исполнительной и представительной властью. На референдум будет вынесен вопрос о восстановлении в полном объеме советской системы государственной власти. Второй этап. В экономике отчетливо проявится ведущая роль социалистических форм хозяйствования, которые наиболее эффективны в деле обеспечения благосостояния народа. На этом этапе еще сохранится обусловленная уровнем производительных сил экономическая многоукладность. Взяв в свои руки природные богатства и стратегические отрасли производства, государство наладит планирование основных показателей развития народного хозяйства, сформирует полноценный бюджет и станет важнейшим заказчиком продукции для отечественных производителей. Народная власть с помощью плановых и рыночных механизмов будет активно регулировать развитие экономики и социальной сферы. Сельскохозяйственное производство получит государственную поддержку. Третий этап. Его содержанием будет энергичная работа по окончательному формированию социалистических общественных отношений, обеспечению устойчивого развития социалистического строя на собственной основе. Станут доминировать общественные формы собственности на основные средства производства. Власть обеспечит ускоренное развитие образования и культуры. По мере развития социализма закладываются и вызревают необходимые предпосылки для становления коммунизма – исторического будущего человечества. 

     Из приведенных тезисов программы Коммунистической партии РФ видно, что она ставит цели по формированию в России государства, которое во многом соответствует советскому типу государства, существовавшему в СССР. Однако современные коммунисты из КПРФ не стремятся к полной отмене частной собственности. Более того, раздел 4 «Программа-минимум» вышеназванного документа компартии предусматривает первоочередные меры по реализации ее стратегических целей: «национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан» (а не всю экономику, как это сделали большевики-марксисты) и в то же время «создать условия для развития малого и среднего предпринимательства».  Таким образом, классический марксизм, с его отрицанием частной собственности, по сути, отвергнут в программе Компартии РФ.

    Подобным образом представлены перспективы России при социализме и в трудах Г.Н. Зюганова «В числе первоочередных КПРФ неизменно выдвигает задачу национализации природных богатств и стратегических отраслей экономики. У крупных собственников, сколотивших состояния неправедным путем, слово «национализация» вызывает нескрываемый страх. Но никто не собирается отнимать и делить то, что нажито честным трудом. Вопрос стоит только так: украденное у народа должно быть народу и возвращено. Национализация создаст прочную экономическую основу дальнейших преобразований… Восстановление централизованных органов управления народным хозяйством и координации научно-технического прогресса упорядочит финансовые потоки, поможет в 2,5-3 раза увеличить инвестиции в передовые отрасли промышленности... Это будут реальные средства для поддержания реальной экономики. Они помогут решить и другую приоритетную задачу КПРФ – обеспечить действенную поддержку среднего и мелкого бизнеса».

     В отношении идеологии современной Коммунистической партии Российской Федерации точная характеристика дана А.В. Самоваровым. «С КПРФ давно все понятно – это не только соглашательская партия по духу, но еще и никакая не коммунистическая по сути. Объясните, ну как может коммунистическая партия признавать право частной собственности на средства производства, отвергать революционный путь взятия власти и вещать о том, что православие-де – это необходимый компонент духовного возрождения России?! При этом, справедливо уйдя от ортодоксального марксизма, который как идеологическое учение стал неадекватен политическим реалиям еще в конце XX века, КПРФ не пришла вообще ни к чему. То, что она пытается выдать за идеологию, – это смесь социал-демократических и патриотических идей, многие из которых регулярно озвучивают «говорящие головы» для «внутреннего пользования» и создания иллюзии возрождения России». 

     Обращает на себя внимание, что в России в последние годы развиваются концепции, которые сочетают в себе либеральные подходы к политике и синтез идей либерализма (в отношении политических свобод) и социал-демократии (в отношении экономической политики государства). Это касается программ политических партий «Единая Россия», «Яблоко» и «Правое дело», а также общественных организаций и движений, таких как «Российский народно-демократический союз» М. Касьянова, «Другая Россия» Э. Лимонова. В частности, в ходе предвыборной кампании 2011 и 2012 годов социалистическая идея справедливости широко использовалась в агитационных материалах, соответственно, «Единой России» и В.В. Путина.

      Организации политической направленности, провозглашающие свою приверженность ценностям социал-демократии, конечно, не ограничиваются «Справедливой Россией» и КПРФ.

    Одной из основных целей общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов» (во главе с М.С. Горбачевым), заявленных в Уставе, является «содействие созданию в Российской Федерации социального демократического государства, основанного на принципах свободы, справедливости, солидарности, проводящего политику обеспечения условий для достойной жизни и свободного, всестороннего развития каждого человека».

      Российский социал-демократический Союз молодежи главной своей целью деятельности называет создание в России социального демократического государства, основанного на принципах Свободы, Справедливости и Солидарности.  Основной лозунг РСДСМ – «Свобода! Справедливость! Солидарность!», а это – принципы Социнтерна, содержащиеся в «Стокгольмской декларации принципов» 1989 года.

    Сочетание социал-демократической и коммунистической идеологий характерно для общественных организаций, идейно и организационно близких в КПРФ: Содружеству коммунистической молодежи и Федерации Социалистической Молодежи. Последняя объединяет молодых социалистов, сторонников КПРФ. Целью создания и деятельности ФСМ, опирающейся на демократические и социалистические ценности мирового рабочего и левого движения, является переустройство общественной системы на принципах социальной справедливости, свободы и солидарности, широкой экономической и политической демократии.

        Помимо политических партий и общественных организаций социалистические концепции будущего государства излагаются в многочисленных книгах. В числе авторов-приверженцев социалистических взглядов на перспективы России – Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), который считает, что «государство как структура, обеспечивающая демократическую координацию, остается необходимостью в любом социалистическом проекте, как бы серьезно мы ни относились к угрозе его бюрократического перерождения. Безусловно, на повестку дня встает демилитаризация, дебюрократизация и децентрализация государства».  Впрочем, он предлагает отказываться и от классической социал-демократии западноевропейского образца, и от советского варианта социализма. «Однако нельзя ни вернуть старую социал-демократию, ни восстановить в первоначальном виде исчезнувший Советский Союз. Нам нужен новый проект, основанный на участии общества в конструировании собственного социального государства под меняющиеся потребности».

    М. Делягин предлагает восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога, полностью освободить от него людей с доходом ниже двух прожиточных минимумов и выделяет следующие «неотъемлемые функции государства»: 1) установление норм и правил и обеспечение их соблюдения (поэтому возможна частная тюрьма, но не частный суд); 2) обеспечение безопасности общества (включая обороноспособность, поддержание устойчивости природной и технологической среды); 3) стратегическое планирование (государство — мозг и руки общества); и 4) организация социальной помощи.  Отношение государства к бизнесу в целом, по Делягину, должно опираться на социалистические принципы. Он пишет, что государство, в случае сопротивления его политике со стороны бизнеса, может прибегнуть к мерам, в числе которых: введение монополии внешней торговли (желательно временной) на экспорт сырья и продукции первого передела или (желательно) на ее часть; распространение государственной собственности на все добываемое в России сырье при переходе частных сырьевых компаний на положение работающих с давальческим сырьем; национализация предприятий (не подвергшихся приватизации, изначально созданных как частные), в том числе безвозмездная, в том числе на основе рассмотрения с юридической точки зрения итогов приватизации. 

     В.Ю. Милитарев называет свою концепцию «экономической демократией». Это экономический порядок, предполагающий вовлечение трудящихся в управление производством, в участие в собственности и в прибылях. В этом смысле экономическая демократия присутствует и в частных корпорациях, где наличествуют производственные советы, в которых менеджмент, акционеры и работники урегулируют спорные вопросы, и в корпорациях, где работники являются по совместительству акционерами. Предельным идеалом экономической демократии было бы ограничение крупного капитала по двум основным направлениям – передача банков и иных финансовых институтов в собственность вкладчиков и ограничение величины акционерного капитала в корпорации пакетом акций, значительно меньшим, чем блокирующий пакет.

      Концепция государства В.Е. Чабанова, изложенная им в монографии «Экономика XXI века, или Третий путь развития», опирается в основном на социалистический подход к государству. В области экономики Чабанов предлагает государству осуществить такие меры: 1. Принять специальный закон, повышающий долю оплаты наемного труда в структуре цены предприятий. 2. Норматив обязательной продажи валютной выручки ЦБ РФ увеличить до 100 %. 3. Принять жесткие законы против эмиграции капитала. 4. Передать всю природную ренту в бюджет государства. 

     Помимо создания собственно социал-демократических концепций будущего государства, рядом авторов делается сравнение разных идеологий, распространенных в современной России. Такова названная выше книга А.Г. Дугина «Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века», а также работа А.В. Мартынова «Россия перед выбором (альтернативы системной трансформации)». В ней автор проводит сравнительный анализ четырех возможных сценариев развития России в будущем: национально-капиталистического, социал-реформистского (так данный автор назвал социал-демократический сценарий), социалистического, конвергентного. В итоге он приходит к следующим выводам. По широко распространенному мнению, в настоящий момент в России необходимость перемен в проводимой экономической и социальной политике обусловливает весомое усиление позиций социал-демократии. Так, официально прокламируемые (хотя бы в правительственных документах) цели развития, как обуздание бедности и сокращения имущественного расслоения, как нельзя более соответствуют традиционной ориентации деятельности социал-демократии. Повелению проводимой государственной политики также могут способствовать происходящие сдвиги в статусной структуре. За последние годы существенно увеличилась численность фактически занятых инженерно-технических специалистов и высококвалифицированных рабочих. Их мировоззрение в целом разительно отличается от мировоззрения владельцев крупного капитала, и тем более оно не сочетается с известной буржуазной либеральной идеологией. Этой социальной стране оказываются, как показывает накопленный в России электоральный опыт, близки идеи социал-реформизма и социал-демократической идеологии. О возможности поворота к социал-реформистскому курсу в нашей стране также свидетельствует мировой политический опыт настоящего времени. В первую очередь, речь идет об устойчивом сохранении социал-демократией первенствующих политических позиций на мировой арене.

    Самобытные концепции социализма, которые представлены в трудах Ю. Александрова, В. М. Межуева, Б.Ф. Славина, анализирует Е.В. Свиридкина.

      В связи с устойчивым, даже растущим спросом на социал-демократические идеи не только у избирателей, но и у авторов политических процессов, включая само государство, в России следует ожидать развития социал-демократических концепций будущего государства. Требуется осмысление и отражение данных концепций как явления, изучаемого теорией государства и права. Социал-демократия – один из подходов к сущности государства (особенно в плане воздействия государства на экономику), функциям государства, а также один из видов демократического политического режима. Важно правильно проводить разграничение социал-демократических концепций государства с конкурирующими идеологиями и практиками государственного строительства, прежде всего, либеральной и коммунистической.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика