Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Право человека на образование и его реализация в России в начале XXI века
Научные статьи
15.06.12 12:38

вернуться



 
ЕврАзЮж № 5 (48) 2012
Образовательное право
Уваров Н.Н
Право человека на образование и его реализация в России в начале XXI века
В статье рассматриваются правовые аспекты получения образования каждым человеком и анализируются отдельные показатели системы образования в России. Целью статьи является создание объективной правовой базы по наращиванию образовательного потенциала личности и обеспечение отраслей народного хозяйства страны квалифицированными кадрами.

     Во Всеобщей Декларации прав человека право на образование формулируется следующим образом: «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого».  Эта Декларация принята ООН еще 10 декабря 1948 года и была подписана СССР. В Конституции Российской Федерации провозглашается: «каждый имеет право на образование».  Оно обеспечивается государством путем создания социально-экономических условий для получения образования.

    В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (общеобразовательных цензов)».

     «Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который утверждается соответствующим документом».

   Реализация указанных процессов осуществляется в образовательных учреждениях, которые могут отличаться определенным эксполитическим характером.

    Отсюда вытекает создание государственных и негосударственных образовательных учреждений. Но образование формируется и функционирует как отрасль, независимо от правовой формы собственности. В широком смысле  образование как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

      В зависимости от уровня (ступени) образования формируются не только знания (дошкольное, школьное образование), но и навыки к труду. Профессиональное образование готовит к определенному мастерству. Поэтому очень важно определить нишу будущего работника в расширенном воспроизводстве. Для этого необходимо определять общую дополнительную потребность в работниках предприятий и учреждений (вне зависимости от организационно-правовых форм), которая выражается в спросе на рабочую силу. При расчете спроса определяется потребность предприятий в новых работниках и потребность в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причины). Таким образом, можно установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены. В то же время предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации и прогноза о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня активности лиц старших возрастов и подростков.

     Однако в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых возникли существенные сбои. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего, машиностроения. Остро стоит проблема в покрытии потребностей в специалистах среднего и высшего профессионального образования в новых бионанотехнологиях.

     Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Молодые люди составляют около 35 % трудоспособного населения страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические и социально-экономические процессы в российском обществе. Вместе с тем они являются одной из самых уязвимых групп населения во всем мире.

      На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей, защита Родины. Они представляют будущее страны.

     Как же происходит процесс образования и получения профессии? Если получение образования обусловлено образованием в общеобразовательных учреждениях, то получение профессии имеет место не только в профессиональном учебном заведении, но и на предприятии, непосредственно на рабочем месте.

   В структуру образовательных учреждений входят:
— дошкольные образовательные учреждения;
— общеобразовательные школы;
— учреждения начального профессионального образования;
— учреждения среднего профессионального образования;
          — учреждения высшего профессионального образования;
          — учреждения дополнительного профессионального образования.

     Для каждой ступени образования имеют место свои отличительные черты, обусловленные возрастными особенностями обучающихся и воспитанников, их контингентом, численностью преподавателей и их качественным составом, материально-технической базой.

     Демографический спад привел к суженому (усеченному) воспроизводству населения, что явилось причиной сокращения ряда ступеней образования. Население России с 2004 года по 2009 год сократилось с 144,1 млн. человек до 141,9 млн. человек или на 2,2 млн. человек.

     Возрастной состав детей и подростков на начало 2009 года вызывает определенную тревогу и озабоченность. Так, численность ребят в возрасте от 0 до 6 лет составила 9152 тыс. человек, из числа которых охвачено дошкольными учреждениями только 55,8 %, немногим более половины нуждающихся. Вызывает опасение и распределение подростков, численность которых в возрасте от 6 до 18 лет составила 18977 тыс. человек.

  Какая картина складывается в системе образования?

   Дошкольные образовательные учреждения

      Количество дошкольных образовательных учреждений сократилось с 1994 по 2008 гг. с 72,8 тыс. единиц до 45,6 тыс. единиц, т.е. на 27,2 тыс. единиц.  В то же время количество воспитанников уменьшилось с 1994 по 2003 гг. с 6118 тыс. человек до 4226,2 тыс. человек или на 1871,8 тыс. человек.  За последние 5 лет численность детей в дошкольных учреждениях увеличилась на 859,2 тыс. человек,  что положительно сказалось на кадровом составе данной ступени образования.

     Численность педагогических работников выросла с 2004 по 2008 гг. на 43696 человек, с 619385 человек до 663081 человека.  Устойчивая тенденция прироста количества работников наблюдалась по всем должностным категориям: заведующим, воспитателям и старшим воспитателям, инструкторам по физкультуре и другим педагогам и персоналу. Доля работников по должностям в зависимости от общей численности персонала достаточно устойчива. Женщины составили в 2006 году 93 % занятого персонала, что отражает специфику дошкольного образования.

 Общеобразовательные школы

      С 1994 по 2008 гг. наблюдается тенденция сокращения количества школ с 68007 единиц до 53522 единиц или на 14485 школ. Она прослеживалась в начальной и основной школе. Однако численность школ полного образования стабилизировалась в 2001-2003 годах на уровне 37017-37006 единиц, что превысило уровень 2000 года.  Процесс происходил, главным образом, за счет укрупнения школ в сельской местности.

     За период с 1999 по 2008 гг. произошли существенные изменения численности учащихся  в школе как в целом, так и по ступеням образования. Общая численность школьников сократилась с 20640,8 тыс. человек до 13383 тыс. человек или на 7257,8 тыс. человек — на 35,1 %.  Аналогичная картина наблюдается во всех типах школ, что вызвано демографическим спадом и негативными социально-экономическими последствиями перехода к рыночным отношениям.

     В структуре педагогических работников школ наблюдались изменения за последние 9 лет. Их контингент с 2000 по 2008 гг. сократился с 1680755 человек до 1355931 человек или на 324824 человек, что составило 19,3 %.  Среднегодовой темп сокращения численности педагогических работников составил 2,7 % и за последние 3 анализируемых года колебался от 3 до 4 процентов (подсчитано мной).

     Если число женщин среди педагогов уменьшилось с 2001 по 2005 гг. на 99596 человек — с 1302843 до 1203247 человек, то численность педагогов пенсионного возраста увеличилась на 38604 человека — с 159207 до 197811. Из анализируемых данных следует, что общая численность педагогов, в том числе и женщин, снижается, а работающих пенсионеров увеличивается.

  Начальное профессиональное образование

     Количество учреждений начального профессионального образования сократилось с 1994 по 2008 гг. с 4203 до 3225 или на 978 учреждений,  а контингент учащихся, соответственно, с 1690 тыс. человек до 1175,2 тыс. человек или на 514,8 тыс. учащихся. 

      Численность руководящих и инженерно-технических работников удерживалась на уровне 150 тыс. человек с 2002 по 2006 гг. Однако их количество увеличилось в 2008 году по сравнению с предыдущими годами примерно на 30 тыс. работающих, что свидетельствует о значительном увеличении работников с начальным профессиональным и среднем (полным) образованием. Значительно сократилась доля специалистов с высшим образованием — с 58,2 % в 2002-2006 гг. до 40 % в 2008 году. Работники со средним профессиональным образованием держат устойчивую 30-ти процентную величину. Устойчивую позицию в пределах двух третей персонала занимают женщины. Эта размерность подтверждается стажем работников в учреждениях начального профессионального образования — 5 лет и более.

     За анализируемые периоды прослеживается тенденция по сокращению образовательных учреждений, численности персонала и контингента, обучающихся в дошкольных, школьных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. Существенный демографический спад, скороспелая приватизация отдельных типов образовательных учреждений, в частности, детских садов, сокращение школ сельской местности и другие факторы привели к негативным последствиям.

      Принятые Правительством России правовые и экономические акты по демографии и системе образования приносят положительные результаты.

  Среднее профессиональное образование

      Из анализа данных следует, что по числу учреждений как в целом по стране, так и в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, наблюдается рост со своими особенностями. С 1995 по 2002 гг. число государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (ГОУ СПО) увеличилось с 2612 до 2914 единиц или на 302 ГОУ СПО.  . В течение 2003-2008 годов их величина колебалась в пределах 2800 единиц. Соответственно, в ближайшие годы (отношение 2008 г. к 2007 г.) составило положительный прирост — 101,3 %. Динамика числа государственных ГОУ СПО менялась в пределах 2500-2600 единиц, что отражает оптимизацию их структуры: укрупнение по территориям, присоединение к ВУЗам и т.д. В 2008 году каждый восьмой ГОУ СПО является негосударственным, а их рост за последний период составил 129,4 %. Численность студентов устойчиво росла до 2003 года и составила 2612 тыс. человек с этого периода и до 2006 года. Численность студентов менялась в пределах от 2600 тыс. до 2500 тыс. человек. Снижение числа студентов характеризует соотношение их числа 2008 года к 2007 году в размере 93,1 % или на 164,1 тыс. человек (подсчитано мной).

     Численность преподавательского состава ГОУ СПО выросла с 1998 по 2008 гг. со 123,1 тыс. человек до 135,4 тыс. работников или на 12,3 тыс. преподавателей. Численность специалистов с высшим образованием увеличивалась неравномерно и достигла наибольшего уровня в 2005 году — 131,4 тыс. человек.  В дальнейшем она снизилась в 2008 году до уровня 2004 года.

      Однако общий рост составил за анализируемый период 13,7 тыс. работников. Количество докторов наук колебалось за анализируемый срок от 50 до 120 человек, а кандидатов наук — от 1,5 тысяч до 2,8 тыс. человек. Аналогичная картина проявилась среди преподавателей, имеющих ученое звание профессора, — колебания от 70 до 200 человек, среди доцентов — от 350 до 700 человек.

  Высшее профессиональное образование

     Если в 1995 году число государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) насчитывало 759 единиц, из числа которых 193 являлись негосударственными, то в 2008 году общее число вузов составило 1134, из числа которых 660 — государственные, а 474 — негосударственные. Рост числа вузов проходил устойчивыми темпами. Так, приращение их числа только в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило по всем вузам 102,3 % или 2 вуза, а по негосударственным — 105,3 % или 24 вуза.

    В течение анализируемого периода увеличивался контингент студентов, особенно на вечернем и заочном отделениях. Если до 2003 года студенты дневного отделения составили более половины контингента обучаемых, то в 2003-2005 годах соотношение выровнялось, а в 2007 году снизилось до 47,9 %, соответственно, в 2008 году — до 46 %. 

     Основной (штатный) персонал вузов увеличился с 1997 по 2008 гг. на 93,6 тыс. человек — с 247,5 тыс. до 341,1 тыс. человек. Стабильно росла численность докторов наук — с 22,8 тыс. до 42,1 тыс. человек или на 3,1 % от общей численности преподавателей.  Численность преподавателей с ученой степенью кандидата наук возрастала динамично с 119,1 тыс. до 173,5 тыс. человек, и их доля от общей численности преподавателей колебалась неравномерно — от 46,4 % до 50,8 %. Практически каждый второй преподаватель является носителем ученой степени.

     Численность профессоров за анализируемый период динамично возрастала — с 23,5 тыс. человек до 35,6 тыс. человек. В то же время их доля в общей численности преподавателей колебалась в пределах 10 %. Численность доцентов выросла с 87,4 тыс. до 111,3 тыс. человек или на 23,9 тыс. преподавателей. Однако относительная величина доцентов сократилась с 35,3 % до 32,6 %, что свидетельствовало о незначительном годовом приросте их числа. Численность штатных совместителей увеличилась более чем в 2 раза — 2,3 раза с 41 тыс. до 94,5 тыс. человек (подсчитано мной).

      Из проведенного выше анализа среднего и высшего профессионального образования следует, что наблюдается приращение учреждений, контингента студентов и преподавателей в вузах и ГОУ СПО. Объективной причиной этого роста выступает социальная потребность личности занять достойную нишу в условиях рыночной экономики. Востребованность работодателями дипломированных специалистов вызвала рост ступеней среднего и высшего профессионального образования в стране.

     Однако резкое сокращение этих подразделений не способствует конкурентоспособности нации и развитию научно-технического потенциала общества, а приведет в стан догоняющих держав.

     Разработанная Минобрнауки России концепция совершенствования системы образования, изложенная в Проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3), наряду с назревшей необходимостью содержит ряд существенных недостатков:
1.    Текст проекта закона изложен излишне громоздко (126 стр. – август 2011 г.), что затрудняет его восприятие и толкование;
2.    Значительную часть позиций, изложенных в тексте, следует перенести и сформулировать в положениях;
3.    Разработчики проекта недостаточно учитывают предложения и критику общественности.

    В последующей переработке проекта авторам следует учесть мнение общественного движения «Образование — для всех», а также таких организаций как «Народный фронт», общероссийской общественной организации «Содействия укреплению здоровья в системе образования» и мнение других оппонентов.

      Таким образом нашей стране удастся сохранить лучший отечественный опыт и не копировать несовершенную зарубежную систему образования.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика