Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Учет нормативных правовых актов как вид систематизации законодательства u1056 Российской Федерации
Научные статьи
18.06.12 10:05

вернуться



 
ЕврАзЮж № 5 (48) 2012
Теория и история государства и права
Касабян С.В.
Учет нормативных правовых актов как вид систематизации законодательства u1056 Российской Федерации
В статье раскрывается понятие учета нормативных правовых актов, рассматривается значение учета в процессе систематизации законодательства.

     Систематизация законодательства, прежде всего, используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

  Основная задача систематизации законодательства заключается в его упорядочении, структурном обновлении, определении приоритетных направлений развития, совершенствовании процесса подготовки и принятия законов, механизма их исполнения. В имеющемся нормативно-правовом массиве необходимо выявить и отменить акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Они должны составлять строгий иерархический порядок в зависимости от их юридической силы.  Вновь создаваемые нормативные акты не должны нарушать эту субординацию.

  Первоначальным этапом систематизации законодательства является определение объема нормативного правового материала, подлежащего пересмотру. Провести такой анализ невозможно без квалифицированного учета нормативно-правовой базы.

  Вопросы систематизации законодательства являются сегодня весьма важными для правоприменительной практики, ибо систематизированное законодательство, комплексно регулируя тот или иной круг общественных отношений, упрощает соблюдение и применение правовых предписаний, позволяет обнаружить проблемы в правовом регулировании и обеспечивает наиболее полное и компактное воплощение идей законодателя в нормативных актах.

  Своеобразие видов систематизации нормативных правовых актов обуславливается особенностями предмета правового регулирования, их местом в системе юридических актов России, а также объемом нормативного правового материала, который подвергается упорядочению.

  В отечественной литературе формы систематизации, как правило, отождествляются с ее видами или способами. Так, А.С. Пиголкин указывает, что обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности, а именно: учет нормативных актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства. Причем эти «формы», по мнению А.С. Пиголкина,  имеют, в свою очередь, свои определенные формы. Так, учет нормативных актов проводится в форме журнального, картотечного и автоматизированного учета, а также в форме ведения контрольных текстов действующих нормативных актов.

  В.М. Баранов, В.М. Сырых и Т.Н. Рахманина считают, что в данном случае речь идет о «способах» систематизации нормативных актов. Причем В.М. Баранов полагает, что кодификация представляет собой «совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала».

  Учет правовых актов, инкорпорация, консолидация и кодификация представляют собой не формы, а определенные типы (виды) право-систематизирующей практики, каждому из которых присущи специфические черты и элементы.

  В отечественной науке существуют разнообразные мнения по поводу выделения различных видов юридической систематизации.  Так, одни авторы (Е.Н. Трубецкой, С.С. Алексеев и др.) различают инкорпорацию и кодификацию. Другие ученые-юристы (С.В. Поленина, В.В. Лазарев и др.) полагают, что основными видами систематизации являются инкорпорация, консолидация и кодификация. Значительная группа правоведов (В.М. Баранов, А.С. Пиголкин, Т.Н. Рахманина и др.) в качестве относительно самостоятельного вида систематизации рассматривают учет нормативных актов. По мнению некоторых авторов (Н.Н. Захаровой и др.), учет нормативных актов не является самостоятельной разновидностью систематизации, а служит ее необходимым условием и предпосылкой.

  Учет правовых актов бывает разный. Если речь идет о простой фиксации актов, то такой учет служит предпосылкой систематизации. В том же случае, когда учет связан с устранением множественности правовых актов, их упорядочением, ликвидацией устаревших и фактически утративших свою силу правовых актов, направлен на обеспечение доступности актов, ускорение их поиска, снабжения достоверной информацией соответствующих компетентных органов, то такой учет, без сомнения, относится к определенной разновидности систематизации.

  Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет  содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений.

  Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов.

  Учет нормативных актов – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.     

  Такой учет необходим:   
— для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов;
— для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу;
— для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов;
— для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.

Различают следующие виды учета законодательства:   
  Журнальный учет, который является наиболее простым видом учета законодательства, — это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. 

     Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия.  Очевидно, что акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов, такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.

  Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

  Картотечный учет, который является более совершенной формой учета законодательства – это создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных  органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

  Преимущества картотечного учета проявляются также в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.

  Стремительное обновление законодательной базы российского общества выдвигает на первый план решение важной задачи – формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, и в этой связи деятельность по организации  учета нормативных правовых актов приобретает особое значение.

  На сегодняшний день систематизация законодательства осуществляется в тесной взаимосвязи с правовой информатизацией. Основополагающее значение в этой сфере имеет норма статьи 29 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Необходимо обеспечить свободный доступ граждан к правовой и любой другой социально значимой информации. Систематизация законодательства делает нормативный материал более обозримым и доступным для самого широкого круга субъектов права, дает им возможность оперативно ориентироваться в огромном и постоянно изменяющемся массиве нормативных правовых актов. Задачами систематизации, относящимися к сфере правовой информатизации, являются: учет и рубрицирование правовых актов, поддержание их в контрольном состоянии, выдача справок по законодательству.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика