Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сохранение узкого горизонта буржуазного права в эпоху НЭПа
Научные статьи
02.07.12 14:55

вернуться



 
ЕврАзЮж № 6 (49) 2012
Теория и история государства и права
Афанасьева В.И.
Сохранение узкого горизонта буржуазного права в эпоху НЭПа
В этой статье автор рассматривает развитие советского государства после окончания гражданской войны и военного коммунизма, а также вынужденный возврат на короткий период времени к товарно-денежным отношениям, частной инициативе, праву собственности.
Введение в стране НЭПа потребовало от власти иного правового климата и изменения идеологического подхода к вопросу о правовой защите изобретений в сложившемся товарно-промышленном обороте.

     К началу 1921 г. в России окончательно победила Советская власть во главе с партией РСДРП (б). Правда, победа эта далась большевикам нелегко, ослабление военного напряжения показало нежизнеспособность сложившейся экономической системы, основанной на принципах, опирающихся на чрезвычайные внеэкономические методы управления народным хозяйством при почти полной натурализации хозяйственных отношений. Административно-командной системой управления (далее —  КСУ) был создан арсенал внеправовых средств борьбы с частнособственническими отношениями. Законность в основном была направлена на защиту советской государственности, интересы же граждан учитывались, но чаще всего с позиции идеологической доктрины и потребностей государства. Восстановление разрушенного Первой мировой и гражданской войнами хозяйства обусловило необходимость перехода к новой экономической политики (далее — НЭП).

   Политика «военного коммунизма» зашла в тупик — создавать материальные ресурсы (продовольственные, топливные, финансовые и т.д.) для восстановления и подъема промышленности страны не было возможности. Но без индустриализации реализация идеологической доктрины (построение социализма) невозможна.  «…революционная перестройка экономики на социалистический лад к началу 1921 г. резко разошлась с потребностью выхода национального хозяйства из кризиса». «Для его преодоления потребовалось возвратиться к уже, казалось, отжившим, навек похороненным капиталистическим, рыночным отношениям».  Большевистская система власти находилась в состоянии глубокого кризиса, положение в экономике можно охарактеризовать как коллапс. 

    Общественно-политическая и экономическая ситуация в стране требовали перехода к новой экономической политике, к привычным и понятным экономическим отношениям, построенным на товарообмене, деньгах, материальных стимулах, и НЭП являлся закономерной экономической политикой, позволяющей  большевистской России избежать экономической катастрофы. В марте 1921 г. на Х съезде РКП (б) большевики были вынуждены принять резолюцию «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом». В определенной мере НЭП возрождал товарно-денежные отношения, частную инициативу, право собственности. Большевики-теоретики: В.И. Ленин, Е.А. Преображенский, Л.Д. Троцкий и др. НЭП рассматривали как тактический ход, т.е. временное отступление (от социалистических целей), вызванное неблагоприятным соотношением сил. У их оппонентов были иные взгляды на НЭП, и связаны эти взгляды были с ответом на вопрос: к чему ведет данный переход? Одни считали: большевики, перейдя к НЭПу, открыли дорогу российской экономики к капитализму. Отсюда, по их мнению, следующим их шагом должно стать приведение политической надстройки в стране в соответствие с экономическим базисом, т.е. установлением демократической республики. Поддерживали и высказывались за эту позицию «сменовеховцы» —  представители идейного течения в интеллигенции. В отличие от своих оппонентов, считавших, что если Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм, то следует возвращаться к капитализму, В.И. Ленин полагал, что хотя технико-экономическая отсталость России и не позволяла непосредственно ввести социализм, его можно постепенно построить, опираясь на государство «диктатуры пролетариата».

     Разработанная большевистским руководством в начале 20-х гг. модель нэповской организации общества состояла из таких компонентов: в области политико-идеологической — жесткий однопартийный режим; в экономике —  административно-рыночная система хозяйства, включая минимальную связь с мировой экономикой. На основании принятой программы были денационализированы только мелкие и часть средних предприятий, некоторые из них сдавались в аренду. Делались попытки привлечения иностранного капитала (концессии), через хозрасчет пытались включить рыночные механизмы в госсекторе. Введение НЭПа потребовало перестройки экономической и государственной системы.  КСУ сферу прямого регулирования несколько сузила, а также видоизменила методы своей деятельности. Тем не менее государственная собственность, сохранившая «командные высоты»  в народном хозяйстве, оставалась питательной средой этой системы.

     Негосударственным формам хозяйственной деятельности было отведено сравнительно большое пространство, которое находилось под неусыпным контролем со стороны властей и имело тенденцию к сужению.  Переход к мирному экономическому строительству, изменения в социальной политике обусловили проведение ряда реформ во всех областях жизни. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма: многообразие форм хозяйствования и кооперации; рентабельность производства; использование рыночных методов и стимулов при планировании, управлении и регулировании производства; материальную заинтересованность в результатах труда. В экономической, но не в политической сфере крестьянству и «нэпманской» буржуазии была дана некая свобода,  т.е. речь шла только о реформировании экономической сферы, но не политической. 

     В 1921-24 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы.  22 февраля 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Проводится разгосударствление промышленности: к концу 1922 г. в руках государства осталась 1/3 ранее национализированных предприятий. В условиях многоукладной экономики введение в 1921 г. НЭПа потребовало иного правового климата, новой законности на основании законодательных актов, единых для всей страны, прочной правовой базы, которая гарантировала бы интересы государства и граждан как равных участников правоотношений. Без этого невозможно было обеспечить развитие хозяйственного оборота в стране.  Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка. Допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности, торговле. Рыночные отношения с их практикой заключения договоров (купли-продажи, подряда, мены, залога и т.д.) требовали детального правового регулирования со стороны государства, соблюдения достигнутых соглашений равноправных отношений и, следовательно, новой законности.  Летом 1921 г. началась перестройка государственной промышленности, в соответствии с наказом Совнаркома Российской Федерации от 9 августа 1921 г. Совета Труда и Обороны (СТО) от 12 августа 1921 г. «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства».  В своем управлении государство оставило наиболее важные для интересов страны предприятия. Промышленность была подвергнута концентрации и трестированию, целесообразно территориально расположенных фабрик, заводов, копей и т.д. в каждой отрасли хозяйства.

      Переход на  новую экономическую политику, поставившую во главу угла систему государственного капитализма с поощрением частной инициативы и с привлечением арендаторского капитала в фабрично-заводское предприятие мелкой и средней индустрии и иностранного капитала в государственные концессии, неизбежно должен был повлечь за собой изменение идеологического подхода к вопросу о правовой защите изобретений в сложившемся торгово-промышленном обороте.  Вновь принятые законы предоставляли гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам (государственным учреждениям, предприятиям и их объединениям, кооперативным и акционерным обществам) широкий спектр прав и среди них право собственности на фабрично-заводские, торговые и промышленные предприятия, на изобретения, товарные знаки и т.д.

       Замечательным изобретением в области форм хозяйствования в промышленности явился хозрасчет государственных предприятий. О. Шпенглер по этому поводу писал «…для нас организатор, изобретатель и предприниматель являются творящей силой, которая воздействует на другие, исполняющие силы, придавая им направление, намечая цели и средства для их действия».  Для выживания в условиях рынка, создаваемых деятельностью частных собственников, государственные хозяйственные организации должны были обрести известную самостоятельность в обменных отношениях, позволяющих им участвовать в играх, обмена по правилам, принятым товаропроизводителями-собственниками. Хозяйственный расчет и стал той формой, принимая которую государственные организации могли действовать как товаропроизводители.

     В 1921 г. возникают тресты, а введение хозрасчета на основе «самоокупаемости» сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Внутри самих трестовых объединений существовал «внутренний хозрасчет» предприятий.  В 1921 г. ВСНХ принял постановление, разрешающее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. А уже в августе эти принципы были подтверждены наказом СНК «О новой экономической политике», между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен новый договор уже на денежной основе.

     Когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел стали приобретать большое значение в организации всего народного хозяйства, возникла необходимость в общей кодификации частных имущественных прав и закрепления их в едином документе 1922-1923 гг. Декларация ВЦИК  «об основных имущественных правах» 1922 г. возвращала право изобретателя к праву собственности на изобретение на основе особых, еще имеющихся быть изданными, законов. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде. Разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов и др. Все они отражали социально-экономическую сущность и пределы НЭПа. Сравнительно полное гражданско-правовое регулирование получили товарно-денежные и имущественные отношения после издания ВЦИК 22 мая 1922 г. «Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». 

       В секретном письме к наркому юстиции Д.И. Курскому В.И. Ленин писал: нужно выработать новое гражданское право, новое отношение к «частным» договорам и т.п. Далее в этом письме следовали такие слова: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». «Отсюда, — продолжал  Ленин, —  необходимо расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения, расширить право отменять «частные договоры», применять не corpus juris romani к «гражданским правоотношениям», а наше революционное правосознание».  Таким образом, провозглашалось господствующее положение государственной социалистической собственности на орудия и средства производства. В ограниченных рамках допускалась частнохозяйственная деятельность при регулирующей роли государства. Предусматривалась защита имущественных прав гражданина. Законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее «господствующей роли социалистической собственности». Наряду с государственной и кооперативной собственностью законодатель выделял частную собственность, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

      НЭП потребовал своего закрепления и в виде новой патентной охраны изобретений. В истории развития советского изобретательства так называемый «патентный период» 1924-1930 гг. занимает особое место. В январе 1923 г. была создана междуведомственная Согласительная комиссия из представителей различных ведомств для доработки нового Патентного закона, проект которого и был подготовлен Патентной комиссией при ВСНХ в начале мая 1923 г. Появление такой комиссии связанно с результатами правоприменительной практики. Были выявлены несоответствия действующих правовых актов в области изобретательства как общепринятым мировым нормам в данной области, так и экономическим реалиям в стране в свете принятия курса на экономическую интеграцию с развитыми странами. Задачи восстановительного периода определили пересмотр законодательства по изобретательству, в соответствии с новыми историческими условиями. По мнению Л. Мартенса, во всех странах — и Россия не исключение — изобретательство является составной частью промышленного производства, точно отражающей законы развития промышленности в ее целом и частях. Изобретательство произрастает на почве промышленности, гибнет и возрождается вместе с нею. Подтверждением тому Л. Мартенс считает шесть лет работы Комподиза (1918-1924 гг.), когда изобретательство не могло развиваться в условиях упадка промышленности. «…И никакие искусственные меры, никакое покровительство и жертвы со стороны Государства не могут оживить изобретательство, если для последнего нет подходящих условий в той среде, без которой оно существовать не может. Этою средою для изобретательства, как воздух для живого организма, является промышленность и только промышленность».  Соответственно необходимость восстановления промышленного производства привела к отмене декрета 1919 г., на смену ему пришел общесоюзный закон, разработанный ЦИК и СНК СССР и принятый 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения»,  обусловленный социально-экономическими особенностями периода НЭПа.
Закон 1924 г., как и декрет 1919 г., признавал изобретения в качестве единственного объекта правовой охраны. Закон «О патентах на изобретения» включал три раздела с приложениями: I раздел – «Права и обязанности изобретателя»; II раздел – «О Комитете по делам изобретений при Высшем Совете народного хозяйства Союза ССР»; III раздел – «Порядок выдачи патентов»; Приложение 1 «Правила о порядке принудительного отчуждения патентов на изобретения»; Приложение 2 «Правила о взимании пошлин за патенты на изобретения».

       Одновременно с Законом о патентах 12 сентября 1924 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)».  Согласно ст. 1, к охраняемым промышленным образцам относились: 1) новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях, и 2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и т.д. Под моделью как видом промышленного образца понимался объект, весьма близкий к изобретению. Отсюда по своему усмотрению изобретателю нового технического решения предоставлялось право подавать заявку либо на изобретение, либо на модель. Получив отказ в выдаче патента на изобретение, заявитель, сохраняя за собой приоритет, мог просить о закреплении за ним права на промышленный образец (ст. 29-30).

        Права обладателя патента на промышленный образец как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны  правам владельца патента на изобретение. Подтверждались они выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью в дальнейшем двукратного продления срока на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, а также нарушения прав обладателя патента на изобретение влекли за собой возмещение убытков и уголовное наказание. Таким образом, это был первый правовой акт в области изобретательства, принятый после образования СССР. Закон этот был отменен  в 1936 г., но другого акта принято не было. Охрана промышленных рисунков с этого времени осуществлялась с использованием законодательства об авторском праве. Модели подпадали под понятие «техническое усовершенствование», которое еще в 1931 г. было введено актом в правовой оборот.  Вызвав к жизни Закон о Патентах на изобретения, промышленные образцы (рисунки и модели), правящая партия ставила перед собой задачу пробудить и возродить созидательную активность всех без исключения слоев населения страны, на основе материальной заинтересованности в результатах своей творческой деятельности. 

       Все изобретения, которые были представлены за этот период в Комподиз, невозможно привести в данной статье, но сведения о них можно получить из ежемесячного журнала «Вестник Комитета по делам изобретений» с момента его выхода в свет. Приведу только небольшое количество изобретений: водяной двигатель В.С. Федорова — патент № 325 от 15.09.1924 г.; способ осуществления пишущего радиоприема изобрел Куксенко и получил патент № 4154; или созданный Г.К. Блок-Блох новый тип пишущей машины — патент № 39 от 12.03.1926 г.; Н.Н. Поликарпов создал учебный самолет У-2 (По-2); громкоговорящий телефон, за данное изобретение А.А. Харкевич получил патент № 2622 от 31.03.1927 г.; свой патент № 3611 В.И. Данилов получил за изобретение артиллерийского снаряда от 30.09. 1927 г.; за создание боевой ракеты Г.И. Левашкевич получил патент № 19094 от 18.01.1928 г.; И.А. Кравцов получил патент № 8300 от 30.03.1929 г. за изобретение электрической индукционной печи; И.А. Ладыженский получил патент № 8269 от 30.03.1929 г. за изобретение Танк-Паровоз; С.Г. Зайцев за свое изобретение – шарообразный танк получил патент № 13013 от 30.04.1930 г. и т.д.

      Вскоре после принятия закона 1924 г. был издан циркуляр ВСНХ И ВЦСПС № 624;  вопрос о вознаграждении работников за сделанные ими предприятию непатентоспособные предложения по рационализации производства разрешался в рамках премиально-поощрительной системы оплаты труда, т.е. в плоскости трудового, а не изобретательского права. Циркуляр предлагал профсоюзам и хозяйственным органам предусматривать такую систему при заключении коллективных договоров. В итоге выплаты премиально-поощрительного вознаграждения превратились в акт административного усмотрения, а это не отвечало интересам рабочего-рационализатора. Оставался открытым вопрос о возможности регулирования отношений по созданию иных, непатентоспособных, изобретательских предложений, исходящих от лиц, не работающих на данном предприятии, либо вообще нигде не работающих. По этому поводу было высказано мнение, что существующая система поощрения лиц, проявивших инициативу в создании полезных для предприятия непатентоспособных усовершенствований, не исключает возможности применения принципа договорной свободы как метода регулирования имущественных отношений, возникающих на почве применения подобного рода усовершенствований.  Таким образом, ведущую роль в организации рационализаторской работы на предприятиях играли профсоюзы, осуществлявшие в данном направлении свою деятельность через производственные совещания, где главное место отводилось выявлению и устранению недостатков работы предприятий и проведению мероприятий по рационализации производства. На профсоюзы также возлагался «систематический учет и продвижение предложений рабочих по улучшению производства и технических усовершенствований».

      Государство было вынуждено отказаться от модели построения изобретательских отношений, завязанных на авторском свидетельстве, объявляющем изобретателя лишь автором, но не владельцем и распорядителем своего изобретения. Реально существующие общественные отношения, объективные условия разрушенной экономической системы государства и потребности роста производства в очередной раз вызвали к жизни патент. Именно он становился единственной формой охраны изобретательских прав: «…патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование».

      Патентное право появилось как компромисс между лежащим в основе капитализма требованием свободы конкуренции, — с одной стороны, и необходимостью стимулировать капиталовложения в разработку новых промышленных технологий путем предоставления на них монополии — с другой стороны: чтобы свести к минимуму изъятие из общего правила («Свобода конкуренции»), патентные монополии не выдаются более чем на 20 лет; чтобы такие монополии реально стимулировали капиталовложения в разработку новых промышленных технологий, в качестве объекта абсолютной охраны выступает не конкретная форма выражения (как это имеет место, например, в авторском праве), а смысловое содержание (принципы, идея),  именуемое «изобретением».  Патент был приспособлен к условиям производства с привлечением частного капитала в период НЭПа, к хозяйственному строительству в новых условиях и в границах, установленных Советской властью.  Поскольку является испытанным стимулом для проявления изобретательской инициативы, для усиления стремлений к усовершенствованию и улучшению задуманных технических идей. Именно в таком качестве он и был сохранен в советском законодательстве, предоставляющем держателю патента право во всех без исключения случаях на соответствующее и справедливое вознаграждение, каковое право ограждается как в гражданском, так и уголовном порядке (ст. 23 Постановления о патентах; ст. 198 Уголовного Кодекса РСФСР). Патентным законом 1924 г. предусматривалась только одна форма охраны изобретений в СССР — патент, и право на изобретение закреплялось за патентообладателем. Это первый правовой акт в области изобретательства, принятый после образования СССР.

       Началось активное привлечение в народное хозяйство частного капитала, что способствовало развитию товарно-денежных отношений и конкуренции между предприятиями. Правда, исключительное право на изобретение ограничивалось лишь рамками частного сектора, при этом государственные организации – владельцы патентов могли препятствовать другим организациям использовать запатентованное изобретение. Публикация патентов осуществлялась в официальном издании Комподиза  «Вестнике Комитета по делам изобретений».  Постановлением введена патентная форма охраны изобретений на территории СССР. Патент — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение, исключительное право патентообладателя на изобретение. Патент предоставляет своему обладателю исключительное право на использование этого новшества, ему в течение необходимого срока принадлежит монополия этого использования как самого новшества – машины, так и воспроизводства этой машины, равно как и введения в последнюю возможных дополнений, усовершенствований.  Срок действия патента — 15 лет. Условием его сохранения являлась своевременная уплата патентной пошлины. Патент мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьими лицами по усмотрению патентообладателя. Однако патент не мог быть истребован на изобретения, объектом которых являлось: 1) вещество, полученное химическим путем; 2) лечебное вещество; 3) способы профилактики, диагностики или лечения заболевания людей или животных. Но на способы изготовления химических и лечебных веществ патенты могли быть получены. Была запрещена выдача патентов на изобретения, признанные в установленном порядке секретными. Не допускалась выдача патентов на дополнительные изобретения. Патентами также не охранялись новые селекционные достижения. Однако государство оставляло за собой право, в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем, принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. В этом состояло своеобразное ноу-хау советского патентного закона по сравнению с дореволюционным регулированием, по сути, тех же патентных отношений. Публично-правовой интерес, таким образом, был реализован за счет специального правила о принудительном отчуждении или лицензировании изобретения в случае недостижения согласия. По сути, Закон предусмотрел некоторый эрзац патента – гибрид патента и авторского свидетельства. Патент мог передаваться по наследству, он не входил в наследственную массу, что само по себе являло важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тыс. руб. золотом.

    Была установлена и развивалась система отчуждения интеллектуального продукта от его создателя, закрепленная в правовых нормах, просуществовавшая почти семьдесят лет. Огосударствление всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на его продукты позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на обслуживание той общественной системы, с другой – на минимальном уровне возмещать затраты труда, т.е. по дешевке присваивать результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, продукт интеллектуальной деятельности переставал быть конкурентоспособным товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой интеллектуальный труд сверху нормируемую заработанную плату.

      16 сентября 1924 г. при НТО ВСНХ СССР Бюро по изобретательским и патентно-правовым делам было переименовано в Патентно-правовое бюро НТО ВСНХ. В задачи бюро входило: техническая экспертиза изобретений по запросам различных органов; рекомендация предприятиям; консультация и составление договоров как лицензионных, так и с изобретателями по приобретению изобретений; правовая и консультационная деятельность при спорах об авторстве.

     14 октября 1924 г. Президиум ВСНХ СССР утвердил Инструкцию о порядке выдачи патентов на изобретения, заявленные до 15 сентября 1924 г.

    11 ноября этого же года издан приказ Комподиза «Об упорядочении нумерации охранных документов», обязавший начать новую порядковую нумерацию выдаваемых заявочных свидетельств, начав с № 1. Патент за № 1 был выдан 20 ноября 1924 г. профессору Настюкову A.M. на изобретение «Печь с наклонным ходом для непрерывного получения сернистого натрия». 

    29 ноября 1924 г. Президиум ВСНХ утвердил Инструкцию о порядке выдачи заявлений о выдаче патента на изобретение и Инструкцию о взаимоотношениях Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР и Бюро по изобретательским и патентно-правовым делам для приема заявок на изобретения союзных и автономных республик.

       С 1924 г. в Ленинграде начинает издаваться официальный печатный орган Комподиза – «Вестник Комитета по делам изобретений», в нем публиковалась вся патентная информация. Комподиз в этот период производил прием заявок, осуществлял проведение экспертизы, выдачу охранных документов и публикацию информации о патентном делопроизводстве, т.е. выполнял только функции патентного ведомства. В организационном отношении Комподиз подчиняется непосредственно Президиуму ВСНХ. Однако задача тесной связи с производством по-прежнему была одной из основных. В конце декабря 1924 г. в Ленинграде возникла Ассоциация красных изобретателей, просуществовавшая до января 1926 г. (ЛАКИ). Целью данного общественного союза было оказание содействия изобретателям. Движение рабочих-новаторов за рационализацию производства носило подчас стихийный, неорганизованный характер, отсюда необходимо было обеспечить государственное руководство этим движением и придать этому движению четкие организационно-правовые формы. Эта мысль звучит и на многочисленных региональных и всесоюзных съездах и смотрах изобретателей (I Всеукраинский съезд изобретателей 1929 г., Всесоюзное совещание рабочих-изобретателей страны в Москве в 1929 г. и т.д.).

      Закон о патентах 1924 г., рассчитанный, в основном, на индивидуальное творчество отдельных изобретателей, не мог служить этим целям. Отсюда для организации и стимулирования рационализаторской деятельности, охватывающей широкие слои трудящихся, параллельно с патентным законом принимаются специальные постановления правительства, а также приказы и циркуляры ВСНХ СССР. Циркуляры и предписания являются документами всевозможных инстанций. 26 января 1925 года были утверждены: «Инструкция о порядке взимания пошлин за патенты на изобретения» и «Инструкция по взиманию пошлин за регистрацию промышленных образцов (рисунков и моделей)». 24 февраля 1925 г. приказом ВСНХ создается Комиссия содействия рабочему изобретательству при председателе ВСНХ.

    Циркуляр ВСНХ СССР от 11 апреля 1925 года, подписанный председателем Ф.Э. Дзержинским № 34 «О рабочем изобретательстве», определил пути развития советского законодательства о рационализации. Согласно данной инструкции, руководители предприятий обязаны «самым активным образом содействовать осуществлению всякого делового предложения, усовершенствования, изобретения…» рабочему-изобретателю в преодолении тех трудностей, которые появляются вследствие недостатка научно-технических знаний, а также «премировать каждое усовершенствование, предложенное и разработанное рабочим на заводе».  Также Ф.Э. Дзержинский предупреждал: «…избегайте всякой формалистики, когда вы имеете дело с нашими изобретателями. К изобретателю надо подходить бережно и любовно, иначе он вас не поймет и не поверит, а тогда вы ничего от него не добьетесь».  В СССР начало развиваться массовое рационализаторское движение. В результате чего ВСНХ СССР принимает ряд актов, предназначенных для регулирования рационализаторской деятельности.

       Рационализаторские предложения отличаются от изобретений тем, что их применение не требует изменений ни в конструкции, ни в применяемом в цехе процессе изготовления изделия, ни в существующих технологических процессах. Такое предложение представляет более разумное, «рациональное» и в результате более эффективное использование уже существующих средств производства. Т.е. не внося никаких кардинальных изменений, повышается производительность труда одного или нескольких рабочих. К примеру, правда, это более поздний период, но, тем не менее, яркий: Стаханов предложил более рационально использовать труд шахтера, результат — перевыполнение нормы в несколько раз. Итог — зародилось стахановское движение. И это движение с самого его начала подлежало полной охране со стороны изобретательского права как одна из форм массово-изобретательской работы. Или применение операционного конвейера; увеличение количества станков, обслуживаемых одним рабочим, и т.д.

      Переход к НЭПу, возрождение товарно-денежных отношений, частной инициативы, частной собственности потребовал своего закрепления и в виде новой патентной охраны изобретений. Необходимость восстановления промышленного производства привела к отмене декрета 1919 г.; на смену ему пришел общесоюзный закон, разработанный ЦИК и СНК СССР и принятый 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения»,  обусловленный социально-экономическими особенностями периода НЭПа. К сожалению, на очень короткий период.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика