Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


История развития кредитной системы и законодательства в России
Научные статьи
09.07.12 16:27

вернуться



 
ЕврАзЮж № 6 (49) 2012
Теория и история государства и права
Гарифуллина Р.Ф., Николаева Т.В.
История развития кредитной системы и законодательства в России
В работе описаны пути организации банковской деятельности в России, система правительственного контроля над денежным обращением и банками, особенности преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере, развитие законодательства, направленного на борьбу с преступлениями в данной сфере.

        
    Современный период развития банковской системы в России диктует настоятельную потребность изучения истории развития правового положения кредитных учреждений. Изучение опыта прошлого всегда было основой прогресса. Как ни велики были известные экономические и политические потрясения в России, как ни решительны были мероприятия, направленные на отречение от прошлого, элементы прошлого продолжают жить в настоящем.

    Попытки организации банковской деятельности в России имели место уже в первой половине прошлого столетия. В 1733 году императрица Анна Иоанновна, исходя из недостатка кредита и чрезвычайно высокого размера процента, доходившего до 12–20 %, «чего во свете не водится», повелела открыть ссуды из монетной конторы из 8 % под залог золота и серебра в размере ¾ стоимости по указанной цене», «а алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под залог и на выкуп не брать».

     Более совершенную организацию получают кредитные установления в царствование Елизаветы Петровны. Указом 13 мая 1754 г. были учреждены Дворянские Заемные Банки в С.-Петербурге и Москве при Сенате и Сенатской конторе и Купеческий Банк в С.-Петербурге при Коммерц-коллегии для торгующего порта Купечества.

     В России существовала действенная система правительственного контроля над денежным обращением и банками. К началу 1890-х годов в России краткосрочными кредитными операциями занимались 36 коммерческих банков и 107 обществ взаимного кредита. Все они действовали на основании утвержденных правительством уставов, определявших не только круг деятельности каждого из них, но и порядок ведения отчетности; были обязаны периодически публиковать в правительственных и других популярных газетах сведения о состоянии своих балансов, а также о результатах годовой деятельности.

     До начала 90-х годов ХIХ в. в России не было специального законодательства для банкирских заведений. Их владельцы, в соответствии со статьями 24 и 36 V тома Положения о пошлинах за право торговли и промыслов, получали, как купцы, гильдейские свидетельства и билеты.

     В середине 80-х в Министерство финансов поступило много жалоб на участие банкирских домов и контор в биржевых спекуляциях.

     Министр финансов И.А. Вышнеградский утверждал, что банкирские дома, конторы и меняльные лавки не только занимаются всеми операциями, разрешенными учреждениям краткосрочного кредита, но «действуя безо всякого контроля», совершают еще «положительно вредные» и даже «запрещенные законом сделки». Министр обвинял банкирские заведения в «жульничестве», в «обмане незнакомых с кредитными операциями людей».

     В связи с необходимостью строгой регламентации деятельности банкирских учреждений был подготовлен проект Положения о банкирских заведениях. Данным проектом предполагалось значительно урезать операции банкирских заведений, запретив им прием вкладов, открытие текущих счетов, выдачу ссуд под товары и продажу товаров за счет третьих лиц (26 июня 1894 г. Положение было утверждено царем и стало законом). Предусматривались меры с целью лишить банкирские заведения возможности вести биржевую игру, в частности, за счет вкладов клиентов. Также были внесены изменения в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: были приняты нормы, предусматривающие ответственность содержателей банкирских заведений за незаконные операции в сфере кредитных отношений.

    Известно, что при министре финансов Витте С.Ю. государственное вмешательство в экономическую и финансовую жизнь еще больше возросло. Проведенная Витте реформа Государственного банка превратила его в один из важнейших органов контроля над денежным обращением и всей кредитной системой страны.

      30 ноября 1894 г. Витте представил в Государственный совет проект изменений «Правил о надзоре за производством кредитными учреждениями и банкирскими заведениями операций на золотую валюту». В результате его обсуждения 29 мая 1895 г. был принят закон, разрешавший Министерству финансов проводить ревизию любого банкирского заведения без затребования предварительных объяснений от владельца. Закон 1895 г. был последним правовым актом, принятым до начала XX века и регулировавшим деятельность банкирских заведений. Следует еще учесть, что на них распространялся, кроме того, общий для всех кредитных учреждений закон, устанавливавший правила приема на хранение ценных бумаг. В окончательном виде он был выработан к 1898 г. По этому закону учреждения краткосрочного кредита и банкирские заведения не имели права распоряжаться внесенными в обеспечение кредита ценными бумагами без разрешения их владельцев, за исключением случаев несостоятельности последних.

   Несмотря на усиление контроля над банкирскими заведениями со стороны правительства, злоупотребления в сфере кредитных отношений продолжались. По сведениям Министерства финансов, вклады в банкирские заведения нередко превышали более чем в 15 раз их основные капиталы.

      Так, в результате ревизии в 1909 г. крупной петербургской банкирской конторы было обнаружено, что она тратила десятки тысяч рублей на рекламу в России и за границей, предлагая публике покупать выигрышные билеты в рассрочку и участвовать в биржевой игре на других ценностях. Обороты кон¬торы по продаже выигрышных облигаций достигали нескольких миллионов рублей. Контора владела незначительным капиталом, но широко «пользовалась кредитом в других учреждениях под залог проданных в рассрочку выигрышных билетов, причем перезалог этот совершался без согласия на то клиентов». Более того, «некоторые принятые на хранение от клиентов ценности оказались внесенными в другие кредитные учреждения в обеспечение кредита банкирской конторы по специальному текущему счету».  При ликвидации дел другого банкирского заведения обнаружилось, что владелец его не имел никакого состояния и приобрел контору «лишь за несколько дней» до краха.

       Законопроект 1914 г., предусматривал обязательное объявление основного капитала банкирских учреждений, а также одновременную регистрацию их в Министерстве финансов, у губернатора или градоначальника. Упорядочивалось внесение залога, что составляло от 10 до 30 тыс. руб. Этим же документом предусматривалось ограничение круга лиц, которым разрешалось занятие банкирским промыслом, и устанавливалась ответственность за советы, даваемые банкиром своим клиентам.

    Таким образом, можно отметить уже здесь введение суровых уголовных наказаний за отступление от закона.

     Критикуя проект, Совет съездов представителей промышленности и торговли обратил внимание правительства на то, что «нигде в Западной Европе нет такого обилия норм уголовного характера, направленных против банкиров».

     Банковские хищения — явление не исключительное и, по словам К. Маркса: «... банки и кредит становятся в одно и то же время и самым сильным из средств, выводящих капиталистическое производство за его собственные пределы, и одним из самых мощных очагов кризисов и спекуляций».

    Изучение материалов о судебных процессах по преступлениям в банковской сфере позволяет сделать вывод о том, что основное распространение получили злоупотребления со стороны служащих самих банков: «один в качестве кассира растратил несколько сот тысяч; другой на деньги банка купил себе имение; третий открыл себе и своим родственникам широкий кредит, подорвавший состоятельность банка, занимается незаконными операциями».

     История становления законодательства, касающегося  банкирских учреждений, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития банковского дела в России к концу XIX века. Торговля и промышленность в этот период остро нуждались в кредитных средствах, устойчивость процесса кредитования, в свою очередь, нуждалась в соответствующем законодательстве, юридически обеспечивающем кредитные сделки от преступных посягательств.

         Еще наиболее детально меры по защите кредитных отношений были  разработаны в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в  главе 12 «О нарушении постановлений о кредите».
Преступления, предусмотренные главой 12 Уложения, условно можно разделить на две группы.

1. Преступления, совершаемые чиновниками и должностными лицами кредитных установлений.
2. Преступления, совершаемые лицами, не состоящими на службе в кредитном установлении.   
   
    Уголовное уложение 1903 г. не содержало отдельной главы, предусматривающей ответственность за преступления в сфере кредитных отношений.  Данные нормы находились в разных главах Уголовного  уложения.

      История становления кредитно-банковской системы России и ее законодательства, а также ее уголовно-правовая защита многообразна и поучительна. Она вполне заслуживает того, чтобы ее основные вехи и события, выдающиеся деятели, опыт законотворчества и применения стали составной частью отечественного предпринимательства.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика