Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое положение ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций
Научные статьи
09.07.12 16:49

вернуться



 
ЕврАзЮж № 6 (49) 2012
Гражданское право
Худзинская И.А.
Правовое положение ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций
Статья посвящена проблемам правового статуса объединений саморегулируемых организаций в Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на объединениях саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. В статье формулируются возможные пути формирования таких объединений, определяется перечень их полномочий и механизм передачи им полномочий саморегулируемыми организациями, а также даются рекомендации по внесению изменений в федеральное законодательство с целью легализации подобных объединений.

        
    Развитие института саморегулирования в России сегодня уже находится на относительно стабильной стадии, при которой общие принципы саморегулирования окончательно сформированы и за-креплены законодательно, и законодатель идет по пути формирования новых подинститутов саморегулирования только в отдельных сферах предпринимательской деятельности.

      Между тем, часть основополагающих правовых норм, сформулированных в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»  (далее – Федеральный за-кон № 315-ФЗ), до сих пор не получили своего развития в правоприменительной практики, а, следовательно, и не были должным образом скорректированы за 5 лет действия данного законодательного акта. К таковым нормам относятся, в том числе, и положения статьи 24 Федерального закона № 315-ФЗ, закрепляющие основы правового положения объединений саморегулируемых организаций.

      В настоящее время юридической наукой не выработано единого поднимания природы саморегулирования, однако большинство исследователей пришли к выводу о его промежуточном положении между государственной властью и предпринимательской деятельностью. Так Ю.Г. Лескова в своем исследовании приходит к выводу о том, что «саморегулирование следует рассматривать как принцип организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ, а саморегулируемые организации – как промежуточное звено между государством и обществом. При этом саморегулируемые организации по своему правовому положению функционируют в сфере частного права, наделение их государственно-властными полномочиями и превращение в государственные органы может привести к потере самого смысла законодательного термина «саморегулирование»».
      
       Исходя из такого понимания саморегулирования и назначения саморегулируемых организаций в    системе управления, следует рассматривать и возможность объединения саморегулируемых организаций как процесс, происходящий «снизу», исходящий от самих саморегулируемых организаций, а не насаждаемый «сверху» путем законодательного установления соответствующей обязанности саморегулируемых организаций. Именно в этом заключается основная особенность саморегулируемых организаций как некоммерческих организаций: они в большинстве случаев создаются в силу прямого указания закона, однако впоследствии действуют в интересах своих членов – субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, создание саморегулируе-мой организации происходит и в интересах государства, и в интересах хозяйствующих субъектов. Дальнейшая их деятельность, следовательно, также должна осуществляться на пересечении этих интересов, что однозначно выделяет саморегулируемые организации (и образуемые ими объеди-нения различного вида и уровней) из общего массива объединений коммерческих организаций, функционирующих в правовом пространстве.

     Следует отметить, что даже в той небольшой части исследований проблем саморегулирования, которая ведется сегодня, вовсе не рассматривается возможность объединения саморегулируемых организаций различных видов. Так Е.А. Павлодский выделяет два уровня саморегулируемых организаций: к  саморегулируемым организациям первого уровня отнесены региональные и межрегиональные саморегулируемые организации, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности; саморегулируемые организации федерального уровня – союзы саморегулируемых организаций, которые состоят из саморегулируемых организаций первого уровня.  Возможности существования объединений саморегулируемых организаций различного профиля данная классификация не предусматривает, а союзы саморегулируемых организаций одного вида рассматривает также в качестве саморегулируемых организаций. Данная точка зрения представляется весьма интересной, о чем пойдет речь ниже.

     Законодательно возможность создания объединений саморегулируемых организаций закреплена в Федеральном законе № 315-ФЗ, часть 1 статьи 24 которого определяет, что саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы), и в отношении порядка и условий создания таких объединений отсылает к нормам законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

    Федеральный закон «О некоммерческих организациях»,  регулируя правовой статус объединений некоммерческих организаций, дублирует аналогичные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации,  определяя, что некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Созданная ассоциация (союз) некоммерческих организаций является также некоммерческой организацией. В соответствии со статьей 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

      Частью 2 статьи 24 Федерального закона № 315-ФЗ определено, что ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам. Данной нормой саморегулируемым организациям фактически предоставляется право объединяться по любому признаку. В то же время, в дальнейшем нормы статьи 24 подразумевают скорее объединение по территориальному признаку саморегулируемых организаций одного вида, о чем свидетельствует отсутствие сколько-нибудь урегулированного механизма объединения саморегулируемых организаций, действующих в различных сферах профессиональной деятельности. Между тем, представляется, что различие сфер деятельности саморегулируемых организаций (а значит и различное их законодательное регулирование, основанное на профильном законодательстве об отдельных видах деятельности) требует отдельного внимания со стороны федерального законодателя как в части механизма создания таких объединений, так и в части наделения их полномочиями и порядка осуществления таких полномочий.

     Действительно, на сегодняшний день сложилась правоприменительная практика, свидетельствующая о наличии значительного пласта аффилированных саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в различных сферах предпринимательской деятельности. Преж-де всего, к таковым относятся саморегулируемые организации инвестиционностроительного комплекса, предпосылки к объединению которых заложены с момента их создания Градостроительным Кодексом Российской Федерации, предусматривающим создание саморегулируемых организаций трех видов: строительных, проектных и изыскательских.  Между тем, деятельность большинства крупных строительных компаний включает в себя все три указанных вида профессиональной деятельности, ввиду чего первые (и крупнейшие) саморегулируемые организации в строительстве создавались для данных видов деятельности одновременно и силами одних и тех же участников строительного рынка.

     В литературе неоднократно высказывалось мнение о возможности объединения в рамках одного вида саморегулируемых организаций всех участников строительного рынка.  Так, в 2008 г. в резолюции совместного заседания Совета строителей Хабаровского края, Ассоциации развития строи-тельного комплекса Хабаровского края и некоммерческого партнерства «Дальневосточное объединение строителей» сформулирована позиция, согласно которой  ст. 55.3 ГрК РФ следует дополнить пунктом 4 следующего содержания: «Комплексные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, подготовку проектной документации и выполняющих инженерные изыскания». 

    Однако сегодня, в условиях уже сформировавшейся системы саморегулируемых организаций в строительстве, наличия достаточного количества независимых саморегулируемых организаций каждого из видов строительной деятельности, а также наличия уже сформированных компенсационных фондов таких организаций, говорить об их обязательном слиянии в организации одного вида бессмысленно. Кроме того, создание единых саморегулируемых организаций в строительстве может быть достигнуто только путем внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, создания нового вида саморегулируемых организаций, что не может решить более общую проблему создания ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций различного профиля, возникшую в связи с увеличением количества переходящих на саморегулирование сфер предпринимательской деятельности.

       Действительно, в силу единообразного и обязательного применения модели саморегулирования к строительной отрасли, ставшая привычной форма управления качеством предпринимательской деятельности начала применяться на добровольной основе к смежным отраслям экономики: производство строительных материалов (4 саморегулируемые организации на территории Российской Федерации), управление многоквартирными домами (76 саморегулируемых организаций на территории Российской Федерации), обеспечение пожарной безопасности объектов капитального строительства (33 саморегулируемые организации на территории Российской Федерации). На сегодняшний день только в Санкт-Петербурге существуют около двадцати потенциальных объединений разнопрофильных саморегулируемых организаций в строительстве и смежных отраслях предпринимательской деятельности.

        Препятствием на пути к объединению таких саморегулируемых организаций, функционирующих в смежных отраслях экономики, является отсутствие законодательно закрепленной работоспособ-ной модели передачи части функций саморегулируемых организаций их ассоциации (союзу). В отношении иных объединений юридических лиц именно эта функция, наравне с представительской, является основополагающей и определяющей в деятельности объединения. Федеральный закон № 315-ФЗ закрепляет норму, согласно которой членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях – членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций. Однако передаче большей части указанных полномочий препятствует специальное отраслевое законодательство, которым, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 315-ФЗ, могут устанавливаться особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.

      Между тем, представляется уместным в данном случае использовать аналогию с объединениями коммерческих организаций, в отношении которых законодатель определяет, что их целями являются:
1) координация их предпринимательской деятельности;
2) представление и защита общих имущественных интересов.
В отношении объединений саморегулируемых организаций в качестве целей деятельности уместно рассматривать:
1) координацию деятельности саморегулируемых организаций;
2) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями в интересах и от имени саморегулируемых организаций – членов ассоциации (союза).

      Кроме того, с учетом особого статуса объединений саморегулируемых организаций, представляется целесообразным наделять их рядом функций и правомочий самих саморегулируемых организаций. К таковым, основываясь на положениях Федерального закона № 315-ФЗ о функциях саморегулируемых организаций, представляется возможным отнести:
1) образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемых организаций, а также между их членами и потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), иными лицами;
2) организацию профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемых организаций;
3) организацию сертификации произведенных членами саморегулируемых организаций товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами.

      Именно эти функции саморегулируемой организации, в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона № 315-ФЗ, осуществляются саморегулируемой организацией не на обязательной, а на добровольной основе по решению ее учредителей.

    Следует учитывать, что ассоциация (союз) саморегулируемых организаций не может подменять саморегулируемую организацию в осуществлении ею собственно функций саморегулирования. Объединение саморегулируемых организаций различного профиля по своей природе саморегулируемой организацией являться не может уже в силу определения, данного в части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ: саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

      В связи с этим недопустимо передавать ассоциациям (союзам) саморегулируемых организаций такие функции саморегулируемых организаций как:
1) разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
3) осуществление анализа деятельности членов саморегулируемой организации на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов;
4) обеспечение информационной открытости деятельности членов саморегулируемой организации, опубликование информации об этой деятельности;
5) осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
6) рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

       Вместе с тем, было бы неверно говорить о том, что возможность объединения саморегулируемых организаций вовсе не применяется на практике. В этой связи следует отметить, прежде всего, деятельность региональных объединений саморегулируемых организаций в строительстве, а также национальных объединений саморегулируемых организаций различных видов.

     Наиболее цельная система объединения саморегулируемых организаций сформирована на основании норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации в отношении саморегулируемых организаций в строительстве. В этой отрасли хозяйственной деятельности создание механизма взаимодействия между саморегулируемыми организациями всегда представляло интерес и для саморегулируемых организаций, и для Национального объединения, и  для органов государственной власти. В связи с этим национальная система саморегулирования в строительстве сегодня продолжает активно развиваться, а в науке и законотворчестве является одним из частых предметов для дискуссии. В частности, неоднократно выносились на рассмотрение органов государственной власти проекты изменений в федеральное законодательство, усиливающих правовое положение национальных объединений саморегулируемых организаций в строительстве, наделяющих их контрольными и надзорными полномочиями в отношении своих членов.

     Однако в отношении объединений разнопрофильных саморегулируемых организаций модель национального саморегулирования применима лишь частично. Прежде всего, ассоциация (союз), объединяющая саморегулируемые организации различного профиля, отличается от национального объединения по целевому признаку. Национальное объединение в том виде, в котором оно представлено действующим законодательством, реализует функции стандартизации деятельности членов саморегулируемых организаций, а также контроля за выполнением требований законодательства со стороны самих саморегулируемых организаций. Объединение разнопрофильных саморегулируемых организаций, создаваемое на добровольной основе и не имеющее контрольно-властных полномочий по отношению к образующим ее саморегулируемым организациям, выполняет, прежде всего, вспомогательные, организационные и координационные функции.

      Кроме того, как уже было отмечено выше, в литературе высказывается мнение о том, что национальное объединение саморегулируемых организаций является также своего рода саморегулируемой организацией. Действительно, с одной стороны, частью 9 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что национальные объединения саморегулируемых организаций не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. С другой стороны, национальное объединение в усеченной форме, но все же реализует прямые функции саморегулируемых организаций, в частности, осуществляет стандартизацию деятельности хозяйствующих субъектов. По отношению к своим членам – саморегулируемым организациям, национальное объединение выполняет функции, очень схожие с функциями саморегулируемых организаций с од-ним различием: национальное объединение осуществляет саморегулирование в отношении не-коммерческих организаций, а саморегулируемые организации первого уровня – в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Так национальное объединение саморегулируемых организаций в строительстве реализует следующие функции:
1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитально-го ремонта объектов капитального строительства;
2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов;
6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с Градостроительным кодексом.

       Кроме того, в случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций допущенных саморегулируемой организацией нарушений в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске установленным законом требованиям, несоблюдения саморегулируемой организацией установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также направляет соответствующее уведомление в орган надзора за саморегулируемыми организациями.

      Однако даже в этом случае национальное объединение не уполномочено прекратить или приостановить деятельность саморегулируемой организации, что в настоящее время является предметом многочисленных дискуссий. Дополнение статуса национальных объединений пресекательными функциями по отношению к их членам – саморегулируемым организациям – было бы значительным шагом к наделению национальных объединений статусом полноценной саморегулируемой организации, основанной на членстве некоммерческих организаций.

      В связи с изложенным, рецепция положительного опыта деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций и ее правового регулирования при разработке механизма право-вой регламентации деятельности ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций, как видится, возможна лишь частично, причем, скорее, в качестве примера для сравнительного исследования специфики объединений разнопрофильных саморегулируемых организаций.

    Решение вышеизложенных проблем правового положения объединений саморегулируемых орга-низаций различного вида представляется возможным посредством внесения соответствующих из-менений в Федеральный закон № 315-ФЗ. Таким образом будет преодолена коллизия между от-раслевыми законами и действующей редакцией Федерального закона № 315-ФЗ, ввиду отсутствия в котором норм о передаче отдельных правомочий и функций саморегулируемых организаций их объединениям применяются, как обладающие большей юридической силой, нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды профессиональной деятельности.

       Исходя из видового многообразия ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций, определенного частью 1 статьи 24 Федерального закона № 315-ФЗ, можно предположить, что объединения разнопрофильных саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности смежных отраслей производства товаров (работ, услуг) или рынков произведенных товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности смежных видов, является объединением, созданным по межотраслевому признаку. Следовательно, введение нового понятия для закрепления правового положения таких объединений не потребуется.
При формулировании указанных правовых норм законодателю следует учитывать также, что передача основных функций саморегулируемых организаций, связанных с воздействием на их членов – субъектов предпринимательской деятельности, объединению саморегулируемых организаций недопустима.

     В связи с этим представляется необходимым дополнение статьи 24 Федерального закона № 315-ФЗ нормами, определяющими специальные функции ассоциаций (союзов) саморегулируемых организаций, объединяющихся по межотраслевому признаку. В качестве функций таких ассоциаций целесообразно предусмотреть:
1) образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемых организаций – членов ассоциации (союза), а также между их членами и потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), иными лицами;
2) организацию профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемых организаций – членов ассоциации (союза);
3) организацию сертификации товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций – членов ассоциации (союза), если иное не установлено федеральными законами;
4) координацию деятельности саморегулируемых организаций;
5) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями в интересах и от имени саморегулируемых организаций – членов ассоциации (союза).

     Кроме того, во избежание значительного перевеса в сфере саморегулирования в сторону таких многопрофильных ассоциаций (союзов) представляется целесообразным закрепить также следующую норму:
«Членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, созданной по межотраслевому признаку, могут быть не более одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности определенной отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющей субъектов профессиональной деятельности определенного вида».


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика