Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Договорная теория государства Иоганна Альтузия
Научные статьи
11.07.12 16:29

вернуться



 
ЕврАзЮж № 6 (49) 2012
Теория и история государства и права
Айзенберг А.П.
Договорная теория государства Иоганна Альтузия
В данной статье рассматриваются основанные на теории общественного договора идеи немецкого юриста и политического мыслителя Иоганна Альтузия (1557–1638) на сущность, происхождение и устройство государства.

        
    Иоганн Альтузий (1557—1638), выдающийся немецкий юрист и политический мыслитель эпохи раннего Нового времени, ныне достаточно широко известен в зарубежной политической и правовой науке благодаря своему трактату «Политика», впервые опубликованному в 1603 году. В рассматриваемом сочинении Альтузий  предложил теорию общественного договора, которая основывалась не на теологических доктринах, а на существовании общественных объединений, органических по своей природе. Контрактуализм Альтузия во многом предвосхитил поздние договорные теории происхождения государства, которые мы встречаем у Гоббса, Локка и Руссо. Кроме того, идеи, высказанные Альтузием, сыграли достаточно важную роль в становлении теорий федерализма и конституционализма.

    Альтузий считал, что действенной причиной образования политического объединения людей (государства) является согласие и договоренность между гражданами. Формальной целью при этом служит «установление, усовершенствование и сохранение общественной жизни»,  «объединение, осуществляющееся распределением благ и связью между людьми, в котором гражданские лица образовывают, совершенствуют, поддерживают и сохраняют товарищество в общественной жизни посредством решений относительно вещей, полезных и необходимых для этой общественной жизни». 

    Альтузий описывает государство как иерархически выстроенную совокупность корпоративных объединений, причем последние он разделяет на частные и публичные. К частным объединениям относятся домашние (семейные) хозяйства, основанные на бытовых связях и кровном родстве и являющиеся почвой для всех симбиотических объединений,  и коллегии – добровольные объединения участников по профессиональному признаку (торговые гильдии, ремесленные цеха и т.д.). 

    К публичным объединениям Альтузий относит город, провинцию и республику (государство). «Тело» каждого из них формируется из объединений первичного порядка, причем город составляется из домашних хозяйств и коллегий, провинции из городов и крупных домашних хозяйств (феодальных владений), а государство состоит из городов и провинций (но не частных хозяйств и коллегий).  Каждое публичное объединение имеет главу (орган управления) и ассамблею, представляющую его членов. В городе это сенат,   в провинции – провинциальный конвент,  а в республике – генеральный консилиум. 

     Альтузий, являясь сторонником смешанной формы правления, главенствующую роль все же отводил связке демократических и аристократических элементов.  Он не был противником монархии; вместе с тем, его симпатии находились, скорее, на стороне республиканского строя Голландии и, в некоторой степени, конституционных установлений «Священной Римской империи».

    Суверенитет для Альтузия, как и для Бодена,  был «неделимым» и состоял, главным образом, в законодательной власти. Но, в отличие от Бодена, Альтузий считает, что «не может никоим образом приписать верховную власть монарху или аристократам». Эти властные полномочия являются лишь следствием делегирования управленческих функций, осуществленного публичным объединением, которое и является источником любой власти как таковой. Она неотчуждаема и принадлежит всему народу, монарх или правительственный орган не могут распоряжаться ею исключительно по собственному усмотрению, передавать ее другим лицам и т.д. Только представительный орган может решить, кто может осуществлять властные полномочия от имени народа. 

    Последний выдающийся представитель немецкой исторической школы права, Отто фон Гирке (1841—1921), справедливо указывал на определенную эклектичность политико-правовых взглядов Альтузия, синтез договорной теории происхождения государства и органической, индивидуализма и коллективизма, естественно-правовых и позитивистских  тенденций, античной политической философии и доктрины кальвинизма.

      В этом одна из главных особенностей политико-правовой теории Альтузия, построенной на синтезе идей естественного права и «общественного договора», – его федерализм. Он представлял себе государство (моделью для него служила «Священная Римская империя») как совокупность публичных объединений (городов и провинций), связанных между собой конституирующими соглашениями и состоящих, в свою очередь,  из более мелких общественных объединений частного характера. В каждом из таких объединений могли существовать свои законы, отличные от общеимперских, и тем не менее их связывали общие принципы, характерные для немецкого права. В конце концов, задачей Альтузия было найти нечто объединяющее, общее в этих разрозненных и противоречащих друг другу законодательных актах множества германских княжеств и городов-государств. Поэтому, вероятно, термин «общее право» казался ему более подходящим, чем «право естественное». Имея перед глазами опыт империи, Альтузий перенес его на свою абстрактную политическую и правовую теорию.

    В целом Альтузий использовал понятие договора для объяснения взаимоотношений между различными социальными группами, а также между правителями и подданными (но не между изолированными индивидами, как это понималось в более поздних вариантах концепции «общественного договора»). Различные объединения – семья, гильдия, местная община, провинция, нация – имеют собственные задачи и формируются благодаря определенным соглашениям. Верховная власть (majestas) всегда принадлежит народу, но не отдельным индивидам, а иерархически упорядоченным общественным органическим объединениям начиная с семьи и заканчивая государством. Государь и высшие магистраты получают власть от народа только при условии, что они будут выполнять свою часть договора. Если этого не происходит, народ вправе оказывать сопротивление тирану и узурпатору.

    Принадлежность суверенитета (у Альтузия majestas) народу как целому объединяла учение о государстве Альтузия с теорией Ж.-Ж. Руссо. Однако Альтузий понимал «общественный договор» иначе, чем Руссо. Это было соглашение не между отдельными индивидами, наделенными свободной волей, а между органическими сообществами разного порядка. Ему также незнакома идея «общей воли» народа, которую мы встречаем у Руссо.

    В то же время представляется вполне обоснованным, что взгляды Иоганна Альтузия на государство как на совокупность публичных объединений (городов и провинций), связанных между собой конституирующими соглашениями и состоящих, в свою очередь,  из более мелких общественных объединений частного характера, явили собой важную веху в развитии теории федерализма (ряд авторов, возможно с некоторой долей преувеличения, даже называет Альтузия первым федералистом.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика