Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации (2004–2012 гг.): «за» и «против»
Научные статьи
11.07.12 16:31

вернуться



 
ЕврАзЮж № 6 (49) 2012
Право и политика
Гайдук В.В., Сулейманов А.Р.
Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации (2004–2012 гг.): «за» и «против»
Отмена прямых выборов глав субъектов России в 2004 г. изначально трактовалась очень неоднозначно, подвергаясь как критике, так и одобрению. Дискуссии по данному вопросу представляют собой конкуренцию политических идеологем и сопряжены с процессами легитимации (делигитимации) прямых выборов глав субъектов Федерации.
Декларированное возвращение прямых выборов глав субъектов Федерации в конце 2011 г., несмотря на весь интерес к данной теме, явилось столь же неожиданным для наблюдателей, как и декларирование отмены этих выборов в сентябре 2004 г. в связи с «угрозой терроризма». С этой точки зрения представляется интересным проанализировать позиции участников политических дискуссий и оценить степень их влияния на политический процесс.

        
   В период с 1999 по 2004 гг. позиция Владимира Путина заключалась в представлении о том, что прямые выборы глав субъектов Федерации – институт, необходимый в России в силу ее специфики как федеративного и многонационального государства. Сами прямые выборы глав субъектов Федерации рассматривались как эффективный механизм формирования региональной власти.

    13 сентября 2004 года на расширенном заседании Правительства Российской Федерации, посвященном последствиям трагических событий в Беслане, В.В. Путин занял иную политическую позицию, которая впоследствии почти не корректировалась. Для борьбы с терроризмом было предложено заменить выборность губернаторского корпуса назначением Президентом России. 

    В 2004-2011 гг. политическая позиция федерального Центра сводилась к утверждению о том, что прямые выборы глав субъектов Федерации как институт неприемлемы в России в силу ее специфики и не отвечают потребностям времени. В рамках данных позиций выборы, напротив, трактовались как неэффективный механизм формирования региональной власти, который не позволяет создать жесткую вертикаль власти, необходимость существования которой декларировалась в 2004 году.

     Политическая позиция Дмитрия Медведева, ставшего Президентом России в 2008 году, первоначально была даже более жесткой, чем позиция его предшественника. Он прямо заявил о том, что возврат к выборности глав субъектов РФ невозможен в обозримом будущем: «я не вижу условий, при которых мы могли бы от этого решения отказаться ни сейчас, ни через сто лет … возврата к выборам глав регионов не будет, а нынешняя система на-значения губернаторов абсолютно правильная».  Аргументация данного под-хода изначально заключалась в том, что выборы рассматривались институтом, слабо укорененным в российской истории и политической практике, и малоэффективным для управления Россией как обширным, сложносоставным, многонациональным государством.

    Тем не менее, уже вскоре официальная позиция Д.А. Медведева по этому вопросу начала постепенно смягчаться. В 2011 году Дмитрий Медведев фактически дезавуировал свое заявление, сделанное в начальный период президентства, пояснив, что его точка зрения по этому вопросу «тоже находится в движении». На наш взгляд, данное заявление в первую очередь стало отражением изменений позиций «правящего тандема» на политическую систему в целом, в силу тех политических событий, окутавших Россию с конца 2011 года: ростом в регионах и в Центре оппозиционных настроений, постоянным обновлением губернаторского корпуса, отсутствием обещанной стабильности и даже, в каком-то смысле, ростом гражданского самосознания.   

      По мнению политолога Д. Орешкина, кардинальная трансформация политических позиций Д.А. Медведева по поводу выборности губернаторского корпуса связана с укреплением оппозиционных сил в стране. «Медведева выдвинула группа Путина. А группа Путина была заинтересована в том, что-бы продлить свое пребывание у власти. А общество не протестовало и проглатывало эти интересы группы Путина, примиряясь с ними, – отмечает Д. Орешкин. – Но вот когда общество попробовало встать на дыбы, сразу появилась возможность и необходимость учитывать это влияние, власть испугалась и стала сдавать назад. Это вполне нормально, это и есть реальная политика: если дитя не плачет — мать не разумеет. Общество не сопротивляется — власть распространяется. Владимир Владимирович Путин как-то сказал относительно прессы, что «…власть, как мужчина, должна стремиться, а пресса, как женщина, должна сопротивляться». Очень интересный взгляд. Примерно так же он относится и к гражданскому обществу – «власть должна стремиться его подчинить. А общество должно сопротивляться…».

     Интересным с научной точки зрения видится позиция представителей губернаторского корпуса, в разное время предлагавших свою оценку механизмам наделения полномочиями глав субъектов Федерации.

    Первоначально в момент отмены выборности в конце 2004 года главы субъектов Федерации не выступили открыто против реформы.

      Против отдельных аспектов реформы в 2004 году высказался лишь Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. По мнению М. Шаймиева, смена выборности назначением для большинства регионов вообще нереальна и не соответствует демократическим нормам. «Отходя от принципов демократии, мы просто дискредитируем эти принципы в глазах общественности. В дискуссиях по поводу предлагаемого в Госдуме законопроекта многие говорят о том, что в случае, если выборы в субъектах примут затяжной характер, то Президент должен назначать руководителя региона. В итоге определять судьбу губернатора будут два-три человека из окружения главы государства, поскольку сам Президент не может знать каждого человека, он примет в конечном итоге решение на основе предложения узкого круга лиц», — в одном из выступлений отметил М. Шаймиев.

     В 2005 году выразить несогласие позволил себе глава Чувашии Николай Федоров, заявляя о «нецелесообразности назначения губернаторов».  В целом хотелось бы отметить, что недовольство со стороны региональных лидеров все же носило, скорее, неофициальный характер, прямых противодействий федеральному Центру не оказывалось. Более того, почти все региональные лидеры, даже с изменением механизма наделения полномочиями глав субъектов РФ, сохранили свои посты.

     Открыто же сторонники выборности заявили о своей позиции только в 2008 году, когда друг за другом с соответствующими заявлениями выступили тот же Минтимер Шаймиев, а также Президент Башкортостана Муртаза Рахимов и мэр Москвы Юрий Лужков. Все они вскоре расстались со своими постами в силу тех или иных причин.

   В то же время значительная часть представителей губернаторского корпуса оставалась последовательными противниками проведения прямых выборов глав субъектов Федерации. Этой позиции придерживалось и большинство губернаторов и президентов республик, занявших должности уже после отмены прямых выборов. При этом текучесть кадров внутри губернаторского корпуса постоянно возрастала, и ни один из глав субъектов федерации, изначально пришедших к власти через процедуру фактического назначения, по своему авторитету и влиянию не смог приблизиться к прежним «губернаторам-тяжеловесам». И это очевидно.

     Однако имеются и ярые противники прямых выборов глав субъектов Федерации в среде губернаторского корпуса, которые считают, что выборы в условиях отсутствия сильного гражданского общества и аполитичного электората приводят к власти представителей криминальных структур и поэтому не являются оптимальным механизмом формирования региональной власти. Однако сопоставление результатов деятельности выбранных и «назначенных» глав делает это утверждение все менее убедительным. Сторонники прямых выборов среди глав субъектов Федерации исходили из представления о том, выборы – механизм, позволяющий наделять властью кандидата, знающего особенности региона и, следовательно, способного решать стоящие перед субъектом Федерации задачи. Кроме того, они подчеркивали, что  выборы – это важный атрибут демократического общества. 

     Сторонников и противников прямых выборов субъектов Российской Федерации можно условно подразделить на основе партийного принципа. Представители «Единой России», ЛДПР, «Родины» выступали «за», тогда как коммунисты – неизменно «против». В дальнейшем фракция партии «Справедливая Россия», ставшая формальной правопреемницей «Родины», заняла более сдержанную и даже критическую позицию по отношению к утвердившемуся принципу фактического назначения глав субъектов Федерации. Скорректировала свою позицию в конечном итоге и фракция ЛДПР, представители которой выступили с резкой критикой практики губернаторских назначений в 2011 году и поставили вопрос о совершенствовании данного механизма. Часть депутатов от «Единой России» продолжала декларировать полное удовлетворение результатами проведенной в 2004 году ре-формы. Другая, значительная, часть предпочитала не заявлять своей позиции.

        Образ прямых выборов глав субъектов РФ, распространенный среди участников парламентских блоков, выступавших против данного института, заключался в представлении о том, что выборы не являются институтом, традиционным для России. Они оказались лишь эпизодом в политической жизни страны и неприемлемы, поскольку могут повлечь за собой негативные по-следствия: от избрания очередного «феодала» до создания угрозы целостности страны. Выборы, по мнению настроенных подобным образом парламентариев, не могут гарантировать формирования ответственной власти на уровне субъекта федерации. Причины – электорат, легко поддающийся на манипуляции политических технологов, а также широкие возможности олигархических группировок добиться избрания необходимого им кандидата.

     Участники дискуссии, выступавшие за прямые выборы глав субъектов Федерации, придерживались точки зрения о том, что выборы – истинно демократический механизм наделения властью, гарантирующий ответственность избранного лица перед избирателями. Это неотъемлемый атрибут любого демократического государства, а тем более федеративного. Прямые вы-боры глав субъектов РФ, с их точки зрения, – это уже укоренившийся в российской политической практике институт, который закреплен конституционно.

     Представители же внепарламентской оппозиции в период 2004-2012 гг. были единодушны и последовательны в своей критике отмены прямых выборов глав субъектов РФ в России. Прежде всего, по мнению оппозиционеров, данный институт важен в России, как значимый элемент демократического государства, который также является необходимым условием политической свободы в стране и позволяет соблюсти принцип федерализма. При этом подчеркивалось, что прямые выборы – конституционно закрепленный механизм наделения полномочиями глав субъектов Федерации.

    Отношение к институту прямых выборов глав субъектов Федерации у прокремлевских политологов (О. Крыштановской, В. Никонова, С. Маркова и т.д.) менялось с течением времени. Первоначально, в 2004 году, они трактовали эти выборы как легитимный и демократически значимый институт формирования власти. Однако уже в 2005 году в основном тот образ прямых выборов глав субъектов Федерации, который они транслировали, стал со-держать исключительно негативные характеристики института, формирующего корпус малоэффективных управленцев, склонных к коррупции.

     Если суммировать отношение к институту прямых выборов глав субъектов РФ различных страт российской политической элиты, то можно сделать вывод о том, что, начиная с 2004 года, образ прямых выборов глав субъектов РФ определялся именно отношением к их отмене и оценкой функционирования нового механизма фактических назначений. Это проявилось в том, что противники выборности глав субъектов РФ аргументировали свои позиции, ссылаясь лишь на негативную практику проведения выборов в прошлом, сторонники же выборов указывали на недостатки работы системы назначений. При этом аргументация сторонников выборов оказалась более развернутой, яркой и содержательной. Постепенно (но не сразу) число сторонников и их активность возрастали, а у противников эти показатели стали падать.

      Начиная с 2008 года окончательно наметилась отчетливая тенденция по увеличению числа сторонников прямых выборов глав субъектов РФ. Эта тенденция может быть обусловлена влиянием экономического кризиса 2008-2009 гг. и негативной оценкой социально-экономического положения дел в стране, которые сформировали желание принимать участие в управлении регионами посредством выборов. Другой фактор – негативная оценка реальных итогов деятельности губернаторов-назначенцев. Его значение постепенно усиливалось. В частности, росло отторжение по отношению к большинству губернаторов-«варягов».

     С 2010 года ситуация еще более усложнилась. В результате массовых акций протеста к вопросу о возвращении к выборности глав субъектов РФ было привлечено повышенное внимание общественности. В ходе этих выступлений данная тема возникала в связи с отношением к конкретным руководителям и представлением о том, что выборы предпочтительнее назначения, так как назначенный Кремлем глава субъекта РФ при принятии решений будет ориентироваться и уже ориентируется на волю Кремля, а не на интересы жителей региона. Ширилось восприятие социально-экономической и управленческой ситуации в регионах как неудовлетворительной.

    В итоге в апреле 2012 года депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ приняли в окончательном чтении закон о прямых вы-борах глав субъектов Федерации.

     В соответствии с законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации будет избираться гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

     Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина, выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения будет предусматриваться законом субъекта Российской Федерации, при этом Президент Российской Федерации может по своей инициативе провести консультации как с политическими партиями, так и с выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

     В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований.

     Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

     Федеральный закон вступил в силу 1 июня 2012 года. Первые выборы на основе указанных положений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года и будут проведены в тех субъектах Российской Федерации, где пoлнoмoчия высших должностных лиц истекают со дня вступления в силу Федерального закона и по 31 декабря 2012 года включительно.

      По данным Центризбиркома, новый порядок избрания коснется пока только тех глав регионов, чьи полномочия заканчиваются до 1 января 2013:  губернаторы Амурской, Белгородской, Брянской и Новгородской областей.

     Начиная с 2013 года выборы будут проводиться в единый день голосования года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, наделенного такими полномочиями на день вступления в силу федерального закона.

    Можно выделить особенности нового механизма избрания глав субъектов Федерации:
1. Выдвигать кандидатов в губернаторы, по новому закону, смогут все официально зарегистрированные партии, независимо от того, представлены ли они в Думе или в местном законодательном собрании. Таким образом, любая вновь создаваемая партия может принять участие в выборах, если она будет зарегистрирована.

2. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом РФ, порядок которых определяется президентом РФ. При этом для партий эти консультации носят «добровольный» характер. Даже после консультаций с Президентом РФ партии могут выдвинуть свою кандидатуру.

3. Выбирать губернаторов будут граждане, зарегистрированные как избиратели в данном регионе. Субъектам Федерации дается два месяца на раз-работку соответствующих местных законов: они будут основываться на за-коне об основных гарантиях избирательных прав.

4. Потенциально стать губернатором сможет любой гражданин России старше 30 лет, не имеющий гражданства или вида на жительство в другом государстве. Закон не ограничивает пребывание в должности главы субъекта ни по числу сроков, ни по количеству попыток избираться снова (таким об-разом, например, экс-мэр Москвы Юрий Лужков формально не имеет никаких препятствий к тому, чтобы вновь принять участие в выборах). Само-выдвиженцу, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, потребуется собрать подписи в свою поддержку. Количество необходимых для этого подписей будет определяться региональными властями.

5. Для того чтобы запустить процедуру отзыва губернатора, граждане должны будут подать заявление в судебный орган о том, что, по их мнению, глава региона либо нарушил закон, либо неоднократно без уважительных причин не исполнял свои обязанности. Помимо судебного вердикта, для отзыва губернатора потребуется собрать определенное число подписей граждан, после чего этот вопрос будет вынесен на всеобщее голосование. Для отстранения губернатора потребуется, чтобы в пользу этого высказались более половины от числа участников голосования. Задействовать процедуру отзыва можно будет не раньше, чем через год после избрания главы региона. Губернатор может оспорить это решение в вышестоящем суде. Покинувший пост губернатор имеет право вновь выдвигаться кандидатом на выборах главы региона.

6. Законопроектом предусмотрена процедура отрешения от должности губернатора Президентом России с формулировкой «в связи с утратой доверия». Основанием для этого может стать выявление фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Глава региона может обжаловать президентский указ о своем отрешении в Верховном суде РФ. Для отрешения главы субъекта Федерации от должности Президентом годового «мандата доверия» нет.

7. Действующим главам регионов законопроект разрешает доработать до конца своих сроков при сохранении возможности отзыва Президентом.

В заключении хотелось представить сводный перечень глав субъектов РФ на 2012 год. Данная таблица позволит проследить дальнейшую транс-формацию губернаторского корпуса и построить политический прогноз о судьбе того или иного российского региона.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика