Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Евразийская общность: Иран и Россия (международно-правовые аспекты сотрудничества)
Научные статьи
07.08.12 16:55
 
ЕврАзЮж № 7 (50) 2012
Евразийская геополитика и международное право
Фархутдинов И.З.
Евразийская общность: Иран и Россия (международно-правовые аспекты сотрудничества)
В настоящей статье речь идет о предпосылках и перспективах развития стратегического сотрудничества Ирана и России в соответствии с международно-правовыми принципами и нормами. Объективный анализ показывает, что Россия и Иран, желая содействовать миру и стабильности в евразийском пространстве в соответствии с международным правом, за последние два десятилетия принимают ключевое участие в решении важнейших международных проблем. Среди них – проблемы обеспечения ядерной безопасности, вопросы мира и стабильности на Кавказе и в Центральной Азии, Афганистане, Ираке, на Ближнем Востоке, проблематика Каспия, участие в процессах региональной интеграции и международных энергетических и транспортных проектах. Ирану и России объективно суждено стать фундаментом евразийской геополитической общности.

 Дорогой читатель, перед вами  первая  аналитическая  статья нашего главного редактора под новой рубрикой «Евразийская геополитика и международное право», посвященная российско-иранским отношениям, значение которых трудно переоценить.

   Евразийский юридический журнал, продвигая евразийскую международно-правовую  научную  и  научно-практическую идею в рамках СНГ, решил расширить географию своего действующего пятый год проекта, поддержанного многочисленными авторами и читателями из разных государств Содружества.

    Евразия является  ареалом  прямых стратегических интересов ближних и дальних, относительно Российской Федерации, государств, от взаимоотношений которых во многом зависит общая геополитическая ситуация  в евразийском регионе.

    Во главу угла евразийской  геополитики мы ставим  международно-правовой императив, закрепленный Уставом ООН: никто не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (п. 7 ст. 2).

     Наш журнал  готов принимать полноценные  статьи и другие аналитические материалы в выше обозначенном концептуальном формате, посвященные различным международно-правовым аспектам евразийской геополитики России и других прилегающих к ней стран.

Редакция ЕврАзЮж
**************************************************

    Евразия – это ареал прямых стратегических интересов России и Ирана, двух соседних государств, от взаимоотношений которых, в соответствии с международным правом, во многом зависит общая геополитическая обстановка в евразийском регионе. Эти два евразийских государства геополитически совместимы. Причем российская идея многополярности мира соответствует иранской концепции «диалога цивилизаций».  Они выступают за то, что приоритет интересов международного сообщества  не  означает  ущемления  интересов отдельных государств. Задача состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания интересов государств и мирового сообщества в целом.  А не пытаться насильственно устанавливать так называемую западную цивилизацию как бы от имени  мирового сообщества.

       Россия защищает не Иран, а международный порядок в том виде, в котором он сформировался в 1945 году под эгидой  ООН.

    Международной договорно-правовой основой современных российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 года).

    В последние годы сложилась невыгодная для России внешнеполитическая ситуация вокруг стран, не стремящихся слепо к «западным ценностям». Сегодня  подрывается суверенитет Сирии с широким использованием зарубежной военной помощи  повстанцам в нарушение норм международного права. Свергнут насильственно при прямой военной поддержке войск НАТО Муамар Каддафи, лидер «Великой Социалистической  Народной  Ливийской Арабской  Джамахирии». В силу срыва действующих российско-ливийских контрактов громадные финансовые потери России оказались невосполнимыми.

     В последние 10–15 лет США фактически пытаются создать «новые  нормы международного права», устанавливаемые военной силой НАТО. Бомбардировки Югославии, вторжение войск НАТО на территорию Ирака без положительной резолюции Совета Безопасности ООН показали, что cначала создается прецедент. Как показывает опыт, США объявляют в одностороннем порядке об «ограничении суверенитета» неугодных им стран, потом фактически применяют военную силу, игнорируя Устав ООН.

     А после этот прецедент, грубо нарушающий основные принципы международного права, становится обыденным, как бы нормой обычного права. Получается, чтобы превратить свою узкокорыстную политику  в обход  СБ ООН в обыденное явление в отношении неугодных западному диктату  стран, например, сегодня Сирии?

     При этом российские национальные интересы по существу приносятся  в жертву политическим расчетам и выгодам США, Израиля и их ближайших союзников, особо подчеркнем, благодаря умелым действиям в России отдельных ангажированных  извне политических и ментальных групп.

     Некоторые российские политические круги (зачастую, ради справедливости скажем, из-за своих наивных добрых побуждений) слишком буквально воспринимают заведомо на веру то, что  озвучивают  их западные коллеги в отношении непослушных их диктату стран. Например, относительно Ирана, который стал врагом США номер один в силу самостоятельного  внешнеполитического и внутреннего курса  развития.

     Но Иран находит поддержку со стороны России как влиятельного политического партнера. Поскольку Иран чрезвычайно заинтересован в том, чтобы ограничить чрезмерное геополитическое влияние США в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В настоящее время политическое руководство Ирана, в первую очередь шиитское духовенство, твердо стоит на антиамериканских позициях, категорически отрицает их гегемонию и жестко выступает против неприемлемых сторон глобализации. В результате последней Запад вольно или невольно ограничивает осуществление экономического суверенитета государств и делит мир на «бедный Юг» и «богатый Север».

     Однако Иран, который не так давно можно было относить к категории  стран «бедного Юга», все сильнее заявляет о себе. Несмотря на развернувшийся кризис и ужесточившийся санкционный режим, Иран остался платежеспособным партнером. По данным Всемирного Банка от 1 июля 2011 г., Иран занял по объему ВВП в 2010 г. (по обменному курсу) 29 место, по объему ВВП по паритетам покупательной способности (ППС) – 18 место. Оказавшись в критической ситуации, Иран сумел избежать экономического коллапса и избежал регрессии. Достаточно высокой – на уровне 26–27 % остается норма валовых инвестиций, что обеспечивает гарантии роста экономики, особенно учитывая оптимальную технологическую структуру капиталовложений. Достаточно высокими остаются золотовалютные резервы Ирана. По оценкам на начало 2012 г. они составили почти 110 млрд. долл. (22 место в мире).

    Иран занимает второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК. С1979 года население страны удвоилось и  в 2006 году достигло 70 млн. чел.

     Объективности ради отметим – инфляция является одной из крупнейших экономических проблем страны. Санкции, наложенные на Иран с 1979 года, в последнее время ужесточаются под давлением США. Последние ограничивают внешнеэкономические контакты Ирана, в том числе с Россией. Именно со второй половины 2010 года на российско-иранское торгово-экономическое сотрудничество начали оказывать влияние новые факторы, такие как санкции СБ ООН, а также односторонние санкции США и ЕС. Эти санкции несут в себе как угрозы, так и новые возможности для  более  сплоченного  сотрудничества между Россией и Ираном.

      Действительно в современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.

     В соответствии со статьей 13 Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном от 2001 года наши страны развивают сотрудничество на региональном уровне с использованием имеющихся у них возможностей и потенциала в различных областях. Стратегические интересы Ирана и России совпадают по всем основным вопросам, представляющим для обеих стран жизненный интерес.

     При этом «Российская Федерация и Исламская Республика Иран как дружественные государства строят отношения между собой на основе суверенного равенства, сотрудничества, взаимного доверия, уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга», как предусматривает Статья 1 выше названного двустороннего международного договора.

    Как видно, его участники ставят выше всего основные принципы международного права, особенно государственный суверенитет. В доктринальной литературе превалирует следующее понимание данного понятия: «Суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях».

     Афганистан, объявленный в начале июля текущего года стратегическим партнером США, как раз и является основой евразийского «санитарного кордона», направленного против суверенитета России и Ирана.

      В геополитическом отношении общие интересы Российской Федерации и Ирана предопределены прежде всего похожестью внутриполитических ситуаций, в которых оказались на данном историческом этапе обе страны. Наши страны не имеют на своих границах надежных союзников. Россия и Иран являются объектами повышенного внимания ведущих государств мира, стремящихся сузить сферу влияния Москвы и Тегерана на юге Евразии, объявленном зоной жизненных интересов США и Запада в целом. Россию и Иран, надо полагать, в одинаковой степени беспокоит развитие некоторых геополитических процессов в «буферной» зоне (Закавказье и Центральная Азия), ведущих к усилению в ней позиций и влияния западных стран. Российской Федерации и Ирану практически в равной мере угрожают планы расширения военно-политического блока НАТО на восток и расширение связей и сотрудничества блока со странами Закавказья и Центральной Азии в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».

     Между тем в России до последнего времени преобладали прозападные настроения, а сторонников развития взаимоотношений с Ираном было очень мало, и то их «затирали». Такие оценки и взгляды по существу обрекали иранцев на пассивное ожидание перемен в российско-иранских отношениях, сковывали их инициативу на российском направлении, разрушали остатки их веры в возможность вывода российско-иранских взаимоотношений на уровень, достойный интересам двух наших великих евразийских стран.

    Давайте поставим вопрос так: то, что всегда выгодно США и Израилю, всегда ли выгодно России!? Какой вдумчивый читатель может утвердительно ответить на этот вопрос… Скорее, только те, кто хочет вытравить из народной памяти то, что именно Иран, начиная с 1990-х годов, был традиционным политическим союзником и партнером России.

     Если же рассматривать Российскую Федерацию и Исламскую Республику Иран как всего лишь два национальных государства с эгоистическими и меркантильными целями, целесообразность их альянса становится менее очевидной. При таком взгляде создается поле для всяческого обыгрывания различий между Ираном и Россией в целях политических манипуляций, что весьма успешно проводится в некоторых российских СМИ. Последними для российского общественного мнения заготовлен инструментальный миф об «агрессивном исламском фундаментализме» во главе со «злым и коварным Махмудом Ахмадинежадом с ядерной дубиной в руках».

    В свойственной израильской дипломатии манере на Россию то и дело происходит давление в вопросе дальнейшего развития российско-иранских отношений. Недавно посол Израиля в США Майкл Орена на встрече с делегацией региональных лидеров Российского Еврейского Конгресса призвал граждан РФ (понятное дело, большинство из них имеют и гражданство Израиля) оказать давление на правительство Российской Федерации в интересах Израиля, сказав буквально: «помочь Российскому Еврейскому Конгрессу убедить российские власти остановить ядерное вооружение Ирана».

    Последних не устраивает и то, что независимый Иран обладает самой протяженной береговой линией в Персидском и Оманском заливах, и через его территорию пролегает наиболее практичный маршрут к открытым морям и единственная сухопутная дорога к арабскому миру. Иран имеет легкий доступ в Китай и на Дальний Восток через Центральную Азию.

     Иран осознает, что только Россия способна по-настоящему предупредить жесткие формы американо-израильского давления на суверенную Исламскую Республику Иран, вплоть до вооруженного вторжения (это может произойти опять только без санкции СБ ООН). Это, похоже, может наступить после свержения Башара Асада.

     Россия и Иран занимают твердую позицию насчет необходимости построения мира на основе строгого соблюдения положений Устава ООН, других основных принципов,а также норм международного права. Статья 15 Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества гласит: «Стороны будут добиваться дальнейшего повышения роли и эффективности Организации Объединенных Наций как универсального инструмента поддержания мира и международной безопасности и нахождения действенных решений актуальных международных проблем. Они будут углублять свое взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций и форумов».

    Успешное осуществление данного взаимовыгодного договора поможет России и Ирану превратиться в мощнейший геополитический союз, способный многократно усилить контроль над огромной территорией Евразии, чтобы защитить суверенитет прилегающих государств. Ведь обе страны твердо выступают за многополярный мир.

    У каждой из двух держав есть то, чего не хватает другой, и взаимное сближение только усилит партнера (причем с минимальными издержками для обеих сторон). Ось «Москва-Тегеран» должна представлять собой основанное на рациональном стратегическом расчете и геополитическом прагматизме партнерство во имя реализации многополярной модели в соответствии с Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном от 12 мая 2001 года.

     Необходимость тесного сотрудничества с Ираном диктуется не только геополитической ситуацией и вопросами безопасности, но и потребностями российской экономики. А это, в свою очередь, требует от нашего руководства неуклонно проводить самостоятельную внешнюю политику, ставя во главу российские национальные интересы. Именно интересы России, а не интересы «израилеориентированной» части российского бизнеса и правящего класса, а также обслуживающего представителей так называемого «экспертного сообщества». Их главный слоган: «Иран является государством международного террора». Но нас история должна учить: сначала таковым был объявлен Ирак, затем Ливия, сегодня Сирия…

    Действительно, сегодняшний Иран никак не вписывается в американскую парадигму – ни идеологически, ни геополитически, ни экономически. Если США решат перейти от слов к делу в этом регионе (понятно, что Ираком, Ливией, а, возможно, и Сирией дело не ограничится), это резко увеличит военную угрозу Ирану. Иран усматривает угрозу своей безопасности в возможности вовлечения Вашингтоном государств региона в кампанию по ограничению возможностей Ирана повышать свою обороноспособность.

     Статья 14 Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном предусматривает: «В случае возникновения ситуации, нарушающей мир и безопасность или несущей в себе угрозу их нарушения, либо способной послужить причиной международной напряженности, Стороны незамедлительно приступят к консультациям друг с другом для обсуждения мер, которые могут быть приняты для урегулирования такой ситуации».

     Иран и Россия подтверждают готовность к реализации Соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии от 24 августа 1992 г., в частности, к осуществлению совместных исследований в области ядерной науки и технологий, относящихся к медицине, здравоохранению, сельскому хозяйству, промышленности и безопасной эксплуатации Бушерской АЭС.

      Не следует забывать, что еще в 1980-е годы Тегеран выстраивал отношения с Советским Союзом, прежде всего как с потенциальным стратегическим союзником, который мог бы составить противовес растущему американскому влиянию в регионе. Пророссийская позиция Ирана выражалось и в противостоянии режиму талибов в Афганистане. Тегеран играл ведущую роль в «уменьшении негативного отношения мусульманского мира к Москве за ее военные кампании в Чечне», открыто поддержал политику невмешательства в отношении чеченской проблемы, считая ее внутрироссийским делом. Фактически Иран помешал возникновению в Таджикистане исламского государства, выступал против изоляции Армении под давлением Азербайджана…

     Для России ее сосед Иран является важным партнером в деле поддержания стабильности на Северном Кавказе и в Средней Азии. И для России, и для Ирана, и для среднеазиатских государств важны совместные действия в борьбе с трансграничным этническим и религиозным экстремизмом и незаконной транспортировкой наркотиков в соответствии с действующими международными конвенциями.

     Иран не ведет клерикальную пропаганду в России и в исламских странах СНГ. Иранский шиизм никак не влияет на мусульман России, состоящих почти целиком из суннитов. А с Азербайджаном у Ирана есть ряд тонких проблем, связанных с Южным Азербайджаном. Поэтому, считаю, иранский фактор нейтрален, и никакой опасности подпитки исламского радикализма с этой стороны не исходит. Кстати, иудеи и христиане признаны официально и защищаются  Конституцией Ирана.

    Стратегическое значение для России экономических связей с Ираном определяется тем, что это государство является нашим крупным торговым партнером на Среднем Востоке, обширным рынком сбыта российских машин, оборудования, транспортных средств, металлопродукции и пиломатериалов, соседним государством, через которое идут важные транзитные маршруты.

     Договорно-правовая база российско-иранского сотрудничества продолжает расширяться. В связи со складывающейся вокруг Ирана международной ситуацией в настоящее время иранская сторона придает особое значение в двусторонних российско-иранских отношениях развитию на межправительственном уровне диалога по экономическим вопросам. 14 июля 2010 г. в Москве была подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики, рассчитанная на 30 лет.

     В соответствии со Статьей 6 Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества от 12 мая 2001 года, наши страны обязались содействовать развитию долгосрочных и взаимовыгодных связей в целях реализации совместных проектов в области транспорта, энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, промышленности, науки и техники, сельского хозяйства и здравоохранения.

      Торгово-экономическое взаимодействие России и Ирана базируется на межправительственном соглашении о торговле и экономическом сотрудничестве от 14 апреля 1997 года. Действует постоянная российско-иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В стадии проработки находится Программа развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и Ираном, а также перечень основных направлений и объектов сотрудничества к ней, согласно которому стороны намерены в перспективе реализовать проекты на общую сумму свыше 8 млрд. долларов.

     Торгово-экономическое сотрудничество с Ираном осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области экспортного контроля, с соблюдением международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и других видов оружия.

     О перспективности иранского направления для расширения торгово-экономических, научно-технических и прочих связей Российской Федерации с Ираном свидетельствуют уже реализованные проекты по поставке в Иран российских вооружений, участие Российской Федерации в строительстве иранской атомной электростанции в Бушере, недавний опыт широкомасштабного советско-иранского сотрудничества в областях металлургии, угледобычи, транспортировки иранского природного газа и другие примеры.

      Вместе с тем, роль Ирана во внешнеторговом обороте России не соответствует потенциалу развития российско-иранской торговли, что свидетельствует о необходимости активных шагов по развитию взаимовыгодных двусторонних торгово-экономических отношений. По итогам 2010 г. товарооборот российско-иранской торговли составил 3,65 млрд. долл., Иран занял 29-е место среди внешнеторговых партнеров России, в т.ч. 26-е по экспорту и 61-е по импорту. В 2010 году произошло увеличение товарооборота в российско-иранской торговле. Большая часть товарооборота с Ираном приходится на российский экспорт (92,5 %). В январе 2011 г. по сравнению с январем предыдущего года рост товарооборота составил 32 % (до 326,4 млн. долл. США), экспорта – также 32 % (до 298,3 млн. долл. США), импорта – 38 % (до 28,1 млн. долл. США).

     Деятельность израильского лобби относительно расширения российско-иранских экономических связей, в том числе и в российском ВПК, кстати, в направлении которого работал Вадим Линдерман, конечной целью ставит именно то, чтобы Россия подчинила свои экономические, а значит и национальные интересы выгодам третьих стран. Израиль действует более чем логично – устраняет не только конкурента на мировом рынке, например, вооружений, но и уничтожает промышленный потенциал поставщика вооружений странам-противникам Тель-Авива.

     Недавно военный атташе Израиля в Москве Вадим Линдерман позорно был выдворен из России за попытки получить доступ к секретной информации о продаже российских вооружений арабским странам. «Дело Линдермана», которое еще ждет своего логического завершения, показало наличие уже непосредственно в российском ВПК и, возможно, в некоторых других наших  ведомствах израильского лобби.

    Уверен, пришла пора развеять миф о каких-то особо тесных экономических отношениях между Израилем и Россией. Вот цифры, которые говорят сами за себя: доля России во внешней торговле Израиля, например, на 2009 год составляла 1,4 % (для сравнения: доля Малайзии во внешней торговле Израиля – 1,18 %). На территории Израиля не получило развития иинвестиционное сотрудничество. Доля накопленных инвестиций Израиля в российскую экономику составляет около 0,1 % от общего объема иностранных инвестиций в нашу страну.

     Как видно, говорить о каком-то важном торгово-экономическом сотрудничестве и имеющихся перспективах между Россией и Израилем не приходится, несмотря на всяческое благоприятствование (поддерживаемое мощным произраильским лобби в так называемом экспертном сообществе и некоторых  отечественных СМИ).

     Что греха таить, говоря об  Иране, экономические связи с этим нашим важным евразийским геополитическим партнером искусственно сдерживаются под давлением именно вышеотмеченных сил. Следует отметить – последних не устраивают и далеко идущие планы России и ее ближайших соседей из числа государств СНГ по созданию мощного Еразийского экономического союза…

     Сравните: если товарооборот России с Израилем составляет $ 6 млрд. СЩА, то только из-за срыва контракта на поставку комплекса С–300 в Иран  финансовые потери России составили около $ 13 млрд. Можно добавить в этот список упущенной выгоды и сорванный контракт в $ 1 млрд. на поставку в Иран пяти пассажирских Ту–204.
В следующем номере ЕврАзЮж вас ждут ответы на главный вопрос, ради которого и была затеяна данная статья.

      Каковы же реальные перспективы инвестиционного и торгово-экономического партнерства России и Ирана в наступающей ситуации?

    И при этом насколько совпадают интересы России и Израиля-США?

                                                             (Продолжение следует).

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник  Института государства и права РАН, г. Москва









Сотрудники детективного агентства предоставят профессиональную помощь при решении любой кризисной ситуации, даже если она касается органов местного самоуправления. Детективное агентство «Частный детектив Луцк»" в городах Луцк, Берестечко, Белосток, Борки, Боблы, Боратин. Вся подробная информация на сайте http://detective-lutsk.com
 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика