Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О применении конституционной гарантии несменяемости к мировым судьям в Российской Федерации
Научные статьи
10.08.12 11:25

вернуться



 
ЕврАзЮж № 7  (50) 2012
Судоустройство
Половцев И.Н.
О применении конституционной гарантии несменяемости к мировым судьям в Российской Федерации
В статье автор анализирует статус мирового судьи и процедуру его назначения. Автор приходит к выводу, что процедура второго и последующего назначения мирового судьи противоречит Конституции России и Европейской хартии о статусе судей.

        
  Всего в настоящее время на территории Российской Федерации образован 7451 судебный участок мировых судей,  являющихся, согласно федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»,  судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Возрождение в Российской Федерации института мировых судей явилось безусловным фактором развития демократии и позволило снизить нагрузку на районные федеральные суды.  В то же время следует отметить, что есть отдельные недостатки в статусе мирового судьи, которые могут мешать развитию данного института судебной власти.

   К таким недостаткам относится принцип периодичности в назначении мировых судей, противоречащий федеральному и международному законодательству.

     Статус судьи в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, един.  Согласно статье 119 Конституции, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Когда Конституция Российской Федерации говорит о судьях, она не делает различий между судьями федеральных судов и судьями судов субъектов федерации. Статья 121 Конституции для всех судей существующих в Российской Федерации судов устанавливает единые правила: во-первых, судьи несменяемы, а во-вторых, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

     Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» в статье 28 устанавливает, что полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Следует учесть, что понятия «срок полномочий» и «полномочия судьи» являются различными юридическими понятиями, имеющими разные значения. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит к полномочиям законодателя субъекта федерации только определение полномочий мирового судьи, но не срока их полномочий.

    Эта же норма (порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации) повторена в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации».

     Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» в статье 7 определяет предельный срок полномочий мирового судьи, передавая вопрос конкретного определения срока полномочий в ведение субъекта Российской Федерации: мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

    Между тем Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Феде-рации» не предоставляет возможности федеральному законодателю делегировать право определения срока полномочий мирового судьи законодателю региональному.

     Исходя из норм статьи 7 Федерального Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», назначение мирового судьи производится периодически. То есть одно и то же лицо должно периодически проходить процедуру назначения на должность судьи (даже при сохранении территориальности). То есть должность мирового судьи является периодически замещаемой, а сам мировой судья — периодически сменяемым должностным лицом судебной системы.

     Между тем периодическая сменяемость судьи (в данном случае мирового судьи) нарушает принцип несменяемости судей, закрепленный в пункте 1 статьи 121 Конституции Российской Федерации.

      Следует также учесть, что Европейская хартия о законе о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 года)  хотя и не ратифицирована Российской Федерацией, но де-факто введена в правовой оборот Конституционным Судом Российской Федерации   . В частности пункт 3.3. Хартии устанавливает, что если процедура отбора предусматривает испытательный срок, по необходимости короткий, после условного назначения на должность судьи, но до утверждения на постоянной основе, или же если назначение произведено на ограниченный срок с возможностью его продления, то решение о неназначении на постоянную должность или о непродлении срока может быть принято только независимым органом, указанным в пункте 1.3 Хартии, или по его предложению или рекомендации, или с его согласия, или на основании его заключения. Положения пункта 1.4 Хартии также применимы к лицу, подлежащему испытательному сроку.

     Пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» можно рассматривать как испытательный срок, о котором говорится в Хартии, но в этом случае после первого назначения повторно судья должен назначаться на неограниченный срок (до своей от-ставки). В этом пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» противоречит конституционному принципу несменяемости судей и Европейской хартии о законе о статусе судей.

    Лицо, вступившее в должность мирового судьи, имеет право на гарантии, установленные для всех судей пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации».  Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи. Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

     Однако процедура периодического назначения (без учета первоначального срока, который может рассматриваться как испытательный срок) препятствует мировому судье в получении гарантий, предоставленных ему федеральным законодательством. При периодическом назначении мировых судей нельзя не учитывать возможность политического или иного влияния на процедуру повторного назначения судьи. В этих условиях получение гарантий судьей зависит не от собственных желаний, опыта работы и качества исполнения служебных обязанностей, а от иных факторов, что нельзя признать допустимым.

     Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, к полномочиям Российской Федерации относится судоустройство и другие вопросы. Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции России, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

     К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится вопрос «кадры судебных и правоохранительных органов» (подпункт «л» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

    Определение срока полномочий судей должно по терминологии, использованной в Конституции Российской Федерации, относиться к понятию «судоустройство», а не «кадры судебных и правоохранительных органов», поскольку речь идет о правовом регулировании общефедерального статуса, а не персонального состава судейского корпуса.

    Исходя из этих положений вопрос об установлении срока полномочий всех судей (включая мировых судей) должен производиться федеральным законом (или федеральным конституционным законом), но не законом субъекта.

     Следует обратить внимание, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в отношении всех федеральных судов (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Верховного суда республики, районного суда, военного суда, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражных судов субъекта федерации, специализированных федеральных судов) указывает на три юридически значимых фактора, которые должны быть определены федеральным конституционным законом: во-первых – полномочия, во-вторых – порядок образования и, в-третьих – порядок деятельности.

    В отношении же мировых судей (пункт 2 статьи 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») порядок образования, а, следовательно, и срок полномочий, исключен из предмета регулирования регионального законодателя. В тексте закона по этому случаю сказано следующее: полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. То есть на федеральном законодателе лежит обязанность определить срок полномочий мировых судей, единый для всех субъектов Российской Федерации. Причем, поскольку отсутствует указание на регулирование этого вопроса федеральным законом, это должно быть сделано федеральным конституционным законом.

    Таким образом, пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» противоречит федеральному и международному законодательству, а статья 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» требует доработки в части конкретизации срока полномочий мирового судьи.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика