Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие и признаки принудительных мер воспитательного воздействия
Научные статьи
10.08.12 11:49

вернуться



 
ЕврАзЮж № 7  (50) 2012
Уголовное право и криминология
Чокаева И.В.
Понятие и признаки принудительных мер воспитательного воздействия
В статье анализируются признаки принудительных мер воспитательного воздействия. Автор дает свое определение рассматриваемым мерам.

        
          
  
Российское уголовное законодательство не содержит определения понятия принудительных мер воспитательного воздействия. В связи с этим разные авторы излагают его по-разному. Существует точка зрения о том, что принудительные меры воспитательного воздействия – это меры государственного принуждения, применяемые к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления, когда исправление и перевоспитание таких лиц возможны без применения уголовного наказания только воспитательными средствами;  это психолого-педагогические меры, особая форма индивидуализации ответственности несовершеннолетних, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести.  Также высказывается мнение, что принудительные меры воспитательного воздействия по своей юридической природе есть меры государственного принуждения, не являющиеся уголовным наказанием и представляющие собой ряд правоограничений, применяемых к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести.

          Указанные определения не раскрывают содержания принудительных мер воспитательного воздействия. На наш взгляд, для этого необходимо выделить характерные признаки рассматриваемых мер.

    1.    Принудительные меры воспитательного воздействия применяются только к несовершеннолетним, то есть к лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение. Лишь в некоторых случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 Уголовного кодекса Российской Федерации к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

    2.    Принудительные меры воспитательного воздействия применяются в связи с совершением несовершеннолетним преступления. Критерием освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания и применения к нему воспитательных мер воспитательного воздействия является совершение преступления небольшой или средней тяжести. Критерием назначения несовершеннолетнему помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является совершение им преступления средней тяжести или тяжкого преступления. В соответствии с частью 5 статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации,  за преступления насильственного характера, связанные с причинением вреда здоровью, половой свободе, имуществу граждан или угрозой причинения такого вреда, преступления, совершаемые в составе организованных групп или преступных сообществ, к несовершеннолетним принудительные меры воспитательного воздействия применяться не могут.

     3.    Основанием освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания является убеждение органа, прекращающего уголовное дело (суда, прокурора, следователя с согласия руководителя следственного органа), в том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Возможность достижения исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия определяется совокупностью объективных и субъективных свойств, характеризующих его личность как не представляющую большой общественной опасности. Принимаются во внимание все данные, характеризующие и деяние, и самого правонарушителя, в том числе и данные о предкриминальном и посткриминальном поведении. Совокупность подобных данных позволяет правоохранительным органам и суду с большей или меньшей степенью вероятности установить возможность исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 

   4.    Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»  установлены сроки, в течение которых несовершеннолетний может быть передан под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, и сроки ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего. Эти сроки зависят от категории тяжести  совершенного преступления: от одного месяца до двух лет – при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

    5.    Функция контроля и надзора за несовершеннолетними, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, возложена на специализированный государственный орган. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», определено, что специализированным государственным органом, которому, в соответствии со статьей 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и их прав. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации.

    6.    Принудительные меры воспитательного воздействия по характеру носят принудительный характер. Их исполнение носит обязательный характер, то есть применяются они независимо от воли и желания несовершеннолетнего или лиц, представляющих его законные интересы. Они сопряжены с определенными ограничениями и лишениями в отношении подвергнутых им подростков. Реализация принудительных мер воспитательного воздействия обеспечивается силой государственной власти.

    7.    По своему содержанию принудительные меры воспитательного воздействия носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Как полагает В.И. Радченко, акцент делается на применении педагогических приемов, методов, позволяющих сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

    8.    Принудительные меры воспитательного воздействия носят правовой характер, что, по мнению П.В. Иванова, определяется следующими признаками: данные меры предусмотрены нормами уголовного законодательства; они применяются только за преступления, совершенные несовершеннолетними; при их применении несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности или уголовного наказания; порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия регламентируется нормами уголовно-процессуального права; применение указанных мер осуществляется специально уполномоченным на то органом – судом.

          Таким образом, изложенное позволяет дать следующее определение понятия принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия – это меры государственного принуждения, назначаемые судом достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления. Они заключаются в психолого-педагогическом воздействии на подростка с целью его исправления, а также общей и частной превенции.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика