Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Двойное гражданство: законодательное регулирование, проблемы и перспективы развития
Научные статьи
10.08.12 11:52

вернуться



 
ЕврАзЮж № 7  (50) 2012
Конституционное право
Яхина Ю.Х.
Двойное гражданство: законодательное регулирование, проблемы и перспективы развития
Статья посвящена вопросам определения понятия двойного гражданства, анализу правового регулирования института двойного гражданства в РФ и зарубежных странах, исследованию проблем и перспектив его развития.

       Конституция Российской Федерации 1993 года гарантирует право на двойное гражданство наряду с другими правами и свободами человека и гражданина. Согласно статье 62 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». С принятием Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года институт двойного гражданства подвергся серьезным изменениям. По предыдущему закону 1991 года было определено: 1) за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признавалась принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривалось международным до-говором Российской Федерации; 2) гражданину РФ могло быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имелся соответствующий договор РФ; 3) получение двойного гражданства гражданином Российской Федерации при наличии предусмотренных Законом условий не меняло его правового статуса. По Закону он оставался гражданином Российской Федерации, не мог на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

     Федеральный закон от 31 мая 2002 года в ином понимании решает вопросы двойного гражданства. В части 1 статьи 6 Закона закреплено: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом». В части 2 этой же статьи предусмотрено, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации.

     Таким образом, другое понимание связано лишь с констатацией факта возможного возникновения у гражданина РФ гражданства другого государства. Также закон не предусматривает инициативу гражданина РФ, как это было ранее, на приобретение гражданства другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ, допускает решение вопроса о двойном гражданстве на основании международного договора Российской Федерации или федерального закона. Тем самым отношение государства к двойному гражданству, что очевидно, стало более сдержанным. Формулировка закона о двойном гражданстве близка к тексту действующей Конституции.

Как восстановить восстановить трудовую книжку. Многие люди сталкиваются с проблемой утери тех или иных документов.

    Однако необходимо учесть и тот момент, что у российского гражданина второе гражданство может возникнуть автоматически. Так гражданин может получить второе гражданство в результате расхождения законодательства государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Известно, что законодательство государств при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства в основу кладет два принципа: «право почвы» и «право крови». Со-гласно «праву крови», гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства, согласно «праву почвы», гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории. Ребенок, родившийся на территории государства, где доминирует «право почвы», у родителей-иностранцев, получает два гражданства: гражданство родителей и гражданство того государства, на территории которого он родился. Например, российская семья уезжает в США пожить некоторое время. А там у них родился ребенок – наш российский гражданин. Но по законам США он также становится американцем.

   Также законы некоторых стран (Италия, Доминиканская Республика) предусматривают автоматическое предоставление гражданства иностранцам при вступлении в брак с гражданами государства.

   Часто автоматически два гражданства могут получить дети, родители которых имеют разное гражданство.

     Российский гражданин, принявший иностранное гражданство, не оформив выхода из гражданства Российской Федерации, станет лицом, имеющим два гражданства. При этом российское законодательство не содержит никаких запретов в отношении российских граждан, принявших гражданство за границей, и не предусматривает ответственности за такую натурализацию. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признает.

     Российское государство не может контролировать вопросы приобретения своими гражданами еще одного гражданства. То есть оно не может уследить за всеми моментами частной жизни человека. Поэтому сегодня невозможно ответить на вопрос, сколько россиян имеют гражданство других государств. Но при этом они  остаются гражданами России. Не секрет, что ряд известных в России граждан имеет также израильское гражданство. С точки зрения этих личностей оно имеет свое значение, то есть для них существует два гражданства – России и Израиля. Но с точки зрения России израильское гражданство не имеет никакого значения, потому что соответствующий договор между этими странами отсутствует. В таком случае российское государство, предоставляя своему гражданину определенные права, будет также требовать в полном объеме выполнения им обязанностей: уплаты налогов, службы в армии, следования букве российского закона. Аналогично смотрит на эту ситуацию и другое государство. Так, согласно Закону о гражданстве Израиля от 1 апреля 1952 года: «Израильский гражданин, являющийся также иностранным гражданином, рассматривается в соответствии с законами Израиля как израильский гражданин».

    Здесь же следует отметить, что это, разумеется, далеко не двойное гражданство, а всего лишь «второе гражданство». Суть «второго гражданства» в том, что государство признает гражданство только своего государства и игнорирует тот факт, что его гражданин имеет еще и иностранное гражданство. А при двойном гражданстве два государства заключают договор, в котором регулируются вопросы двойного гражданства, и у человека возникают отношения с обоими государствами. На основе взаимных договоренностей государства распределяют между собой, кто какие права предоставляет человеку и кто исполнения каких обязанностей должен требовать.

   С учетом рассмотренного можно предложить следующее определение.

    Двойное гражданство – это предусмотренное законодательством Российской Федерации о гражданстве правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств при условии заключения взаимного соглашения этих государств.

     В настоящее время отношение к институту двойного гражданства различно. Часть юристов утверждает необходимость двойного гражданства  и приводят следующие доводы. Для лица, обладающего двойным гражданством, оно означает равенство прав и обязанностей с гражданами страны проживания и сохранение культурных и иных связей со страной происхождения. Что касается государств, то принимающее государство легче интегрирует резидента с двойным гражданством, чем иностранца, а государство происхождения сохраняет связи со своим гражданином. Наконец, наличие определенного числа лиц с двойным гражданством объективно способствует интенсификации связей между государствами.

     Другая часть юристов стоит на той точке зрения, что двойное гражданство должно быть устранено, так как оно приводит к нежелательным последствиям.  Так, по мнению немецкого юриста Й. Кунца, бипатризм характеризуется как нетерпимое явление, содержащее само по себе противоречащее, как источник серьезных международных конфликтов.

     Осуждая институт двойного гражданства, в литературе приводятся оригинальные аргументы. Первый сводится к тому, что никто не может служить двум господам и у одного человека не может быть двух гражданств, как двух матерей. В противовес этому приводятся утверждения, с которыми нельзя не согласиться: «...хотя ни у кого нет двух матерей, однако у каждого есть двое родителей – мать и отец. Даже сторонники принципиальной нежелательности этого явления признавали, что точно так же, как различные влияния со стороны отца и матери более многосторонне формируют индивида, чем если бы он имел лишь одного родителя, так и множественное гражданство при определенных обстоятельствах тоже может послужить расширению кругозора и большей духовной гибкости индивида. Во вся-ком случае, если заинтересованные государства-родины пришли к согласию относительно совместного исполнения вытекающих из гражданства компетенций, двойное гражданство не должно вызывать нареканий».

     Возникает вопрос – существуют ли действительные основания, чтобы считать, что люди, обладающие двойным гражданством, не могут быть по-настоящему лояльны государству, в котором они живут? Конечно, лица, имеющие двойное гражданство, сохраняют связи со страной происхождения. Они поддерживают контакты с оставшимися на родине родственниками и друзьями, с интересом следят за происходящими там событиями. Государство же в свою очередь также стремится сохранить узы с личностью гражданина, по отношению к которому оно может выполнять верховную власть. Эта привязанность действительно представляет собой своего рода лояльность стране происхождения. Но разве такая лояльность исключает лояльность стране проживания? Не идет ли здесь речь скорее о теплом чувстве, которое прекрасно сочетается с гражданской лояльностью новому государству? Также государство, в котором гражданин проживает, заинтересовано в том, чтобы посредством натурализации более прочно интегрировать личность и побудить ее к лояльности. При этом интересы государства происхождения, указанные выше, и интересы государства проживания не противоречат друг другу. Здесь можно сослаться на мнение британского судьи Брандейса: «Я не боюсь двойной лояльности. Мужчина, который не любит свою мать, не может любить и свою жену».

    При рассмотрении института двойного гражданства необходимо учитывать, что он не может быть беспредельным. Двойное гражданство, на наш взгляд, имеет определенные границы. Так, наличие у лица двойного гражданства несовместимо с занятием государственных должностей. В соответствии с п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Аналогичные ограничения для кандидатов закреплены в п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 4.1 ст. 5 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данное требование к кандидатам, баллотирующимся на выборах в органы государственной власти, было введено законодателем с учетом интересов национальной безопасности в целях ограничения иностранного влияния на политические процессы, проходящие в Российской Федерации, а также укрепления политико-правовой связи избираемых народных представителей с Российским государством.

    Для получения более полного представления о двойном гражданстве необходимо рассмотреть, как данный вопрос решается в зарубежных государствах.

     Во многих странах отношение к двойному гражданству неоднозначно. И, тем не менее, оно признано мировым сообществом и существует. В межгосударственной практике можно выделить три различных подхода к двойному гражданству:
1. Признание двойного гражданства – государство свободно разрешает двойное гражданство (Албания, Лихтенштейн, Йемен, Ирландия, Канада).

    Так Закон о приобретении и утрате гражданства Лихтенштейна от 4 января 1934 г. (в изложении Закона от 02.11.60) устанавливает, что лица, которые помимо лихтенштейнского гражданства имеют гражданство другого какого-нибудь государства, не должны предъявлять претензии по поводу прав и защиты лихтенштейнского гражданина.

     Статья 3 Указа № 1874 об албанском гражданстве (принят на основании статьи 58 раздела 6 Конституции Албании) закрепляет, что иностранец, независимо от своего гражданства и происхождения, может получить по своему желанию албанское гражданство на основании Указа Президента Народного Собрания Народной Республики Албания.

    Если йеменец принял иностранное гражданство, то в юридическом смысле он по-прежнему считается йемен-ским гражданином.

     2. Допущение двойного гражданства – некоторые страны допускают двойное гражданство или не требуют отказа от прежнего гражданства при приобретении нового (Франция, Англия, Италия, США). Во Франции натурализация иностранца не зависит от того, отказался он от своего прежнего гражданства или нет. Если молодой француз имеет еще и второе гражданство (например, если это родившийся во Франции ребенок эмигранта), то при достижении зрелости от него не требуют выбирать одно из двух гражданств. Француз не теряет своего гражданства, даже если он и в зрелом возрасте решает принять гражданство другой страны.

     Так при натурализации в Италии также не требуется отказа от прежнего гражданства. Однако если кто-либо имеет от рождения два гражданства, то при достижении зрелого возраста он должен выбрать одно из них. Если при этом выбрано итальянское гражданство, то представлять доказательства отказа от второго гражданства не надо. Но выбор в пользу другого гражданства означает автоматическую утрату итальянского.

     США представляет собой особый случай, показывающий, как трудно не только подсчитать число людей с двойным гражданством, но и определить, кто именно к ним относится. При натурализации в США желающий стать гражданином США должен клятвенно отказаться и отречься от верности и преданности любому другому иностранному правителю, монарху, государству или суверенной власти, гражданином или подданным которого ранее был заявитель  (впрочем, формальный отказ от прежнего гражданства при этом не требуется).

    Однако многие «другие страны» не считают такую клятву достаточным основанием для утраты их гражданства и продолжают считать «отступника» своим гражданином. Поэтому в США обитает, вероятно, больше чем где-либо фактически являющихся бипатридами.

     Интересным представляется разрешение двойного гражданства лишь некоторых стран в Испании. Так в статье 11 Конституции Испании закреплено, что «государство имеет право заключать соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, с которыми Испания имела или имеет особые отношения. В этих же странах, даже в случаях, когда по существующему законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая своего гражданства по происхождению».

    3. Запрещение двойного гражданства – применение общего принципа одного гражданства, двойное гражданство не разрешается (Германия, Швеция, Япония, ЮАР, Филиппины).

    Германия и Швеция выделяются самыми жесткими ограничениями двойного гражданства, где условием натурализации является отказ от прежнего гражданства.

     В законе о подданстве Японии от 4 мая 1950 г. предусмотрены следующие меры по предотвращению двойного гражданства при натурализации: «требование, чтобы лицо, обращающееся с просьбой о натурализации, не имело гражданства, либо в результате натурализации утрачивало прежнее гражданство» (ст. 4 п. 5).

    В Законе «О приобретении и утрате швейцарского гражданства» от 24 октября 1979 года в статье 17 указано, что тот, кто хочет вступить в гражданство, должен отказаться от всего, что сохраняет прежнее подданство. Насколько позволяют обстоятельства, требуется отказ от прежнего гражданства.

     В связи с распадом Союза ССР и образованием СНГ возникла крайняя необходимость для обеспечения защиты прав и свобод граждан  в рамках содружества, введения на началах взаимности института двойного гражданства. В данном случае институт двойного гражданства мог способствовать сохранению культурной, духовной связи с исторической родиной, дать лучшие возможности для того, чтобы навещать близких в России, обучать там детей, заниматься бизнесом и т.д. Однако с момента конституционного признания института двойного гражданства Россия заключила международные договоры только с двумя государствами: с Туркменистаном и Таджикистаном. Но в 2003 году Туркменистан в одностороннем порядке расторгнул этот договор, закрепив в конституции специальную поправку – о не-признании двойного гражданства. В 2004 году Россия попыталась проявить инициативу по поводу заключения международного договора о двойном гражданстве с Украиной. Однако вопрос остался открытым. Все это свидетельствует о том, что двойное гражданство представляет собой сложный процесс, который требует, как минимум: регулирования вопросов имущественных, гражданских прав, обязанностей и ответственности; договоренности о службе в армии государства постоянного проживания; определения порядка правовой защиты вне территорий государств двойного гражданства; создания благоприятных условий для деятельности национальных общин и землячеств. Двойное гражданство возможно, если государства допускают его установление только на основе взаимности и согласия и если договариваются о конкретном содержании прав бипатридов.

    Итак, возникновение института двойного гражданства – объективный процесс. Независимо от желания или нежелания политиков и государства в целом, люди хотят свободно перемещаться из одной страны в другую, более широко пользоваться экономическими правами.

   Институт двойного гражданства – признак доверия между двумя государствами, свидетельство того, что они желают жить друг с другом в мире и добрососедстве. Действительно, целенаправленно создаваемое двойное гражданство на основе договоров – это признак союза между государствами, исторически тесно связанными или объединенными общими интересами.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика