Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые проблемы в законодательном обеспечении права на охрану здоровья в субъектах Российской Федерации
Научные статьи
10.08.12 15:32

вернуться

 
Конституционное право
Уразаева Л.Ф.
Некоторые проблемы в законодательном обеспечении права на охрану здоровья в субъектах Российской Федерации
Ряд фактов свидетельствует о необходимости проведения мер по улучшению ситуации в сфере охраны здоровья населения, совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли. В соответствии с этим требуется более точное, конкретное разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, а также уточнение полномочий Федерации. Важными для конкретизации компетенции регионов в сфере здравоохранения являются законы, принимаемые в субъектах Федерации по вопросам охраны здоровья населения.

     Охрана здоровья населения, являясь по своей значимости важнейшей национальной задачей, предполагает четкое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации на правовом уровне. Главной основой такого разграничения в сфере охраны здоровья населения являются положения Конституции РФ, Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в которых представлены основные положения и направления государственной политики в вопросах прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья народа, реструктуризации и развития отрасли здравоохранения. Тема разграничения предметов ведения, полномочий в современной России традиционно привлекает внимание ученых.  Что вполне объяснимо, поскольку в своем противоречивом, сложном, непредсказуемом развитии она представляет заслуживающий внимания предмет исследования.

     Разграничение полномочий между субъектами публичного права определяется Конституцией РФ, но лишь в общих чертах и федеральными договорами и соглашениями. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» разграничил полномочия федерации и ее субъектов, тем не менее надо отметить, что перечень предметов ведения в сфере здравоохранения, отнесенный к ведению Федерации, зачастую одновременно относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Сложные проблемы совместного ведения требуют их конкретизации на уровне законодательных актов. В каждом законе следует добиваться максимально исчерпывающего перечня полномочий федеральных государственных органов в сфере совместного ведения. Это избавит федерального законодателя от необходимости приводить перечень полномочий субъектов Федерации, поскольку он может быть весьма и весьма обширным. 

     Важная роль в конкретизации полномочий субъектов Федерации в сфере здравоохранения принадлежит договорам и соглашениям между Федерацией и отдельными субъектами. Анализ показывает, что в двусторонних договорах вопросы охраны здоровья населения практически не находят своего отражения.  В этой связи представляется целесообразным принятие Российской Федерацией по вопросам совместного ведения Основ законодательства, закрепляющих общие принципы и цели правового регулирования, нормы прямого действия или рекомендательные нормы для субъектов Федерации. Как показывает практика законотворческой деятельности субъектов Федерации, абсолютное большинство регионов законодательно не урегулировали местную сферу охраны здоровья. В большинстве регионов принято всего по 1–2 специализированных закона, направленных на охрану здоровья населения и регулирование отношений в этой сфере. 

      Современные тенденции развития отечественной правовой системы таковы, что реальный объем полномочий субъектов Российской Федерации неуклонно сужается. Сфера совместного ведения фактически трансформировалась в сферу ведения федерального центра. Объясняется это тем, что разграничение полномочий осуществляется федеральным законом, который относит практически все значимые функции к ведению федеральных органов государственной власти. Все эти факты свидетельствуют о необходимости проведения мер по улучшению ситуации в сфере охраны здоровья населения, совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли. В соответствии с этим требуется более точное разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, а также уточнение полномочий Федерации. В условиях отсутствия отлаженных механизмов и традиций разграничения полномочий, относящихся к совместному ведению Федерации и субъектов, наличие сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленной в статье 72 Конституции, порождает множество проблем. В Конституции России отсутствует изложение компетенции субъектов Федерации, их реальная юрисдикция остается не вполне ясной. И, как следствие, возникают проблемы осуществления правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Федерации, которая является их основной функцией. Для возможного разрегулирования сложившейся ситуации представляется целесообразным ограничение федерального уровня принятием рамочных правовых актов, не допускающих чрезмерного детального законодательного регулирования тех или иных сфер общественной жизни, но конкретизирующих правомочия субъектов Федерации и определяющих способы, методы и формы их защиты. В соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции России в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой названной статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Однако в Республике Башкортостан не было ни одного случая воплощения в реальность данной статьи Основного закона России. 

     Российское законодательство – как федеральное, так и субъектов Федерации – постоянно меняется. В субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения. Принимаются новые, более качественные законы, оттачивается механизм исполнения, меньше становится неработающих норм. Федеральные законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения, активную законотворческую деятельность осуществляют и субъекты Федерации. Ученые отмечают, что «в субъектах имеется немало интересных законотворческих решений, не имеющих аналогов в федеральном законодательстве».  Однако по многим предметам совместного ведения законы субъектов повторяют содержание федеральных законов, что в принципе допускается, что отмечается и в научной литературе. На практике нередко преодолевается девальвация федеральных законов – вместо прямой реализации или конкретизации они порой механически воспроизводятся в актах субъектов Российской Федерации, произвольно истолковываются или вообще не реализуются (в 33 субъектах Российской Федерации законы в сфере здравоохранения не приняты).  Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя признать достаточным для решения современных задач. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины вообще не регулируются правом. Недостатками правового регулирования вопросов здравоохранения на федеральном уровне является наличие устаревших законодательных норм, а также отсутствие основополагающих законов, направленных на закрепление  концептуальных подходов к современному развитию здравоохранения. Для законодательства о здравоохранении характерна незавершенность формирования его структуры, выражающаяся в нескольких аспектах: акты, комплексно регулирующие ту или иную группу отношений, выделены не по единому принципу, а по разным основаниям; некоторые институты закреплены нормами подзаконного уровня, причем весьма пробельно и противоречиво. 

    Анализ показал, что, к сожалению, в настоящее время мы пришли к ситуации, когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям сегодняшнего дня. По мнению отдельных ученых, проводивших оценку результатов эффективности действия соответствующих законов, региональному законодателю рекомендуется обратить внимание на следующие проблемы: на территории субъекта Российской Федерации не принимаются специализированные законы медико-социального профиля; дублируется федеральная схема законодательного регулирования охраны здоровья населения; законы принимаются по отдельным вопросам, исходя из практической необходимости; принимаются сложные и объемные законодательные акты – кодексы.  На сегодняшний день проблема создания, совершенствования и дальнейшего развития законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской Федерации остается одной из самых злободневных:

1. Состояние нормативно-правовой базы разграничения компетенций Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны здоровья населения не соответствует насущным проблемам отрасли и нуждается в серьезном незамедлительном улучшении. При этом главным принципом соотношения федеральных законов  и законов субъектов Федерации на современном этапе должно быть согласованное и взаимосвязанное развитие. Федеральные законы и законы субъектов Федерации нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.  В связи с этим совершенствование разграничения полномочий должно осуществляться, по мнению автора, по следующим направлениям: уточнение отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; совершенствование механизма и расширение практики передачи федеральными законами  осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения гарантий в сфере сохранения и укрепления здоровья.

2. В Конституции Российской Федерации отсутствует изложение компетенции субъектов Федерации, их реальная юрисдикция остается не вполне ясной. Практика показывает, что происходит неуклонное расширение федеральной составляющей в сфере совместного ведения центра и субъектов. Как следствие, возникают проблемы осуществления правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Федерации, которая является их основной функцией. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать ограничение федерального уровня принятием рамочных правовых актов. По предметам совместного ведения федеральные органы устанавливают основы законодательства, а субъекты Федерации дополняют и конкретизируют их в собственных законах с учетом своих особенностей. Такая конкретизация должна происходить в установленных федеральным законом рамках.

3.  В целях укрепления целостности и единства правового обеспечения здравоохранения нарастает необходимость четкого упорядочения (систематизации) законов, устранения устаревших, дублирующих законов. Условиями упорядочения может служить открытость всех уровней власти в сфере здравоохранения, выявление противоречий между нормативными правовыми актами федерального и регионального законодательства, разработка предложений по приведению их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и между собой, обобщение интересного опыта регионального законодательства с целью использования его в ходе федерального законотворчества, распространения на другие субъекты Российской Федерации.

Нержавейка – это универсальный отделочный материал листового проката, не нуждающийся в дополнительной обработке. Нержавейка, вся подробная информация на сайте http://www.chermet.com


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика