Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политические партии России в контексте мирового экономического кризиса
Научные статьи
14.08.12 11:56

вернуться


 
ЕврАзЮж № 7  (50) 2012
Право и политика
Акопян М.С.
Политические партии России в контексте мирового экономического кризиса
В статье рассматривается кризис, который сегодня распространился по всей планете, для многих государств он трансформируется в системный политический, а не только финансово-экономический кризис.

        
          
  
Научный интерес к обозначенной проблематике объясняется необходимостью установить изменения партийных стратегий в России перед лицом рисков мирового экономического кризиса, так как перед российскими партиями остро стоит вопрос выбора политических стратегий, механизмов посредничества между формирующимся гражданским обществом и властью.

     Таким посредником являются политические партии, которые в совокупности образуют партийную систему, потенциально способную обеспечить согласование интересов в обществе и предложить эффективные, востребованные общественным мнением стратегии. Принципиально новые факторы партийной активности связаны с необходимостью обновления политических стратегий в условиях глобального кризиса. Мировой экономический кризис качественно изменил политические процессы в странах Европейского Союза и США, в арабском мире.

    Стратегия политической партии определяется как общая цель движения и общие принципы, способы ее достижения. Стратегия представляет собой систему крупномасштабных политических решений и направлений деятельности, реализация которых обеспечивает достижение целей партии. Она реализуется в идеологических концепциях, манифестах, долгосрочных программах партий. Стратегии имеют ресурсное обеспечение, предполагают осознанное и целенаправленное целеполагание в соответствии с социально-групповыми интересами.

    В системе теорий анализа партийных стратегий приоритетное значение имеют субъект-объектный и деятельностный подходы, которые позволяют выявить мотивы деятельности факторов политики, их ориентации на выбор целей, средств и методов стратегии. Композиция факторов политики, их ресурсы влияния и тип взаимоотношений, тип институтов политической власти становятся детерминирующими факторами партийной деятельности, определяют ролевую систему партий как одного из инициаторов преодоления кризиса и модернизации общества.

    Любая деятельность представляет собой целеустремленную активность, реализующую потребности и интересы субъекта. Деятельность представляет собой форму преобразующего отношения к внешнему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Ее неотъемлемая характеристика – осознанность. Деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Целостное понимание деятельности заключается в ее предметности. А.Н. Леонтьев  рассматривает предметную деятельность как систему, включенную в структуру отношений общества, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Предмет деятельности через свою побудительную и направляющую функцию становится мотивом деятельности. 

     Политическая деятельность постоянно изменяется, трансформируется, как и любая деятельность. Основной (конституирующей) характеристикой деятельности является ее предметность, она подчиняется или уподобляется свойствам, явлениям и отношениям объективного мира. Предметность выступает как универсальная возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Предметность политической деятельности заключается в тех преобразованиях, которые посредством нее осуществляются в государстве и обществе. На предметность политической деятельности влияют те конкретно-исторические условия, в которых она осуществляется. Предметность отражается во взглядах на политическую деятельность, в трудах ученых, в практической политической деятельности, выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы субъект-объектных отношений.

    Политическая деятельность как исторически сложившийся вид общественной деятельности не является застывшим образованием. Она подвержена противоречивым изменениям. Предметом политической деятельности являются проблемы жизнедеятельности людей, владения государственной (политической) властью и участия в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного развития, управление политическими, социальными, экономическими и социокультурными процессами общества.

     Общая теория партии учитывает по возможности весь имеющийся коллективный, интегрированный опыт многих партий, действующий в различных условиях. Акцентируется внимание на фундаментальные проблемы: методологию анализа, типологию, соотношение теории и практики партийной деятельности, изучение особенностей и законономерностей, которые проявляются либо в определенных типах партий, либо в партийной системе той или иной страны. Актуализируется сущностное определение признаков, свойственных партиям.

     Ввиду сложности объекта исследования, значительного отличия друг от друга политических партий в различных странах и в различные периоды, постоянного развития партий не представляется возможным создать всеобъемлющее определение данного политического института. Вместе с тем, мы считаем необходимым сравнить подходы ведущих исследователей к проблеме, выявив наиболее важные признаки стратегии политической партии и выработать формулировку, отвечающую ракурсу нашего исследования.

     В соответствии со структурным подходом политическая партия рассматривается как система, охватывающая избирателей, членов партии и депутатов. Таковы позиции М.Я. Острогорского и Р. Михельса. М.Я. Острогорский выделяет основное противоречие «между партией как группировкой свободных граждан, преследующих удовлетворение своих политических целей, и партией как отрядом, идущим на приступ власти, для того чтобы разделить добычу».  Р. Михельс рассматривает партию в качестве относительно точного слепка социума, в котором имеются лидеры, элиты и рядовые члены.  В модернизирующемся обществе политические деятели чаще всего становятся известными и получают карьерное продвижение благодаря партиям, в которых они состоят. Политические партии, привлекая в свои ряды как профессиональных политиков, так и избирателей в качестве активистов, предоставляют им возможность непосредственного участия в политическом процессе и обеспечивают карьерное продвижение наиболее перспективным из них.

    В политической науке постепенно сложилась систематизированная совокупность знаний о закономерностях формирования партийных стратегий. Программная функция политических партий включает в себя такие базовые структурные компоненты, как самоидентификацию партий, ее позиционирование в реальной динамичной совокупности политических акторов, оценка сущности общественно-политического строя и текущей политической ситуации, выражение своих целей и задач в основных сферах политики, а также декларируемая совокупность методов и технологий достижения целей. Процесс их развития в деятельности политических партий включает стадии сбора информации, а также «производства идей».

     Для кризисных обществ характерен существенный рост значения идеологических мотивов и аргументаций партийных программ в сравнении с рационально-прагматическими мотивами в устойчивых обществах. Программная функция партий особенно актуальна в начальный период формирования партийной системы, при институциональной и идеологической неопределенности.

    В России 2000-х гг. по мере сокращения конкурентности и плюральности партийной системы многие сегменты идейно-символического пространства стали невостребованными. Внутрисистемные партии во многом переориентировали свои программы на интересы административных правящих элит, а возможности распространения своих программ у оппозиционных партий качественно сократились. Рост протестных настроений электората в условиях мирового кризиса 2008–2012 гг. в большей мере находит непартийные формы институционализации, что объясняется тенденциями медиакратии и новыми методами производства политических идей. Это свидетельствует о сохранении демократических трендов в публичной политике и возможностях аккумуляции политического капитала для поиска выхода из кризиса.

     Основные факторы формирования стратегий российских партий делятся на институциональные и социокультурные. Институциональные факторы, как переход от смешанной избирательной системы формирования Государственной Думы к пропорциональной (с 2007 г.); рост политического влияния фракции правящей партии (с 2001 г.); снижение конфликтности взаимодействий партийных фракций в Государственной Думе; повышение роли органов исполнительной власти в выдвижении законодательных инициатив и формулировании политической повестки дня. Политический статус законодательной власти в РФ меняется от автономного в 1990-х гг. к ограниченно автономному в 2000-х гг. Установлено преобладание картельных и кадровых партий, прагматичных ориентаций позиционирования в партийной системе. Успех партии «Единая Россия» (2003–2010 гг.) объясняется тем, что модель сильной президентской власти делает эффективной стратегию концентрации ресурсов в одной правящей партии, ассоциируемой массовым сознанием с харизматическим лидером. «Партия власти» позволяет уменьшить риски голосования в парламенте, усилить контроль правящих элит над законодательным процессом, регулировать конфликты внутри депутатского корпуса.

    В 2003–2011 гг. проявляется кризис оппозиционных партий идеологического и кадрового характера: Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России, левоцентристских сил («Родины», «Справедливой России»), либеральных партий (Союза правых сил, «Яблока», «Правого дела»). В данных институциональных условиях они не могут накапливать достаточный ресурсный потенциал для статуса влиятельных субъектов производства политических идей. Оппозиционные партии вынуждены перейти к роли функционального представительства интересов в системе с доминирующим актором, к конструктивной критике стратегии правящей партии. Это объясняется слабой структурированностью политического пространства России, неспособностью оппозиции предложить эффективные политические программы.

    К социокультурным факторам формирования стратегий российских партий мы относим иерархию базовых ценностей и ориентаций политической культуры, стереотипы персонификации и сакрализации власти, инверсионность политического мышления, правовой нигилизм весомой части электората и активистов партий. В данной социокультурной системе партийные программы обретают смысл селективных, а не коллективных стимулов партийной поддержки. Они не столько формируют партийную идентичность и конкурентные технологии действия, сколько используются для обеспечения лояльности общества по отношению к правящим элитам, легитимации политического порядка.

    Понимая под кризисом угрозы устойчивости функционирования основных структур, угрозы базовым ценностям и нормам системы, которая вынуждает принять кардинальное решение в условиях ограниченного времени и значительной неопределенности, необходимо добавить, что термин «кризис» отражает и собирательное понятие для всех неблагоприятных и опасных явлений, нарушающих устойчивость функционирования политических систем.

    На наш взгляд, следует выделить сущностные характеристики кризисной ситуации, включающие следующие индикаторы: восприятие угрозы лидерами и группами, принимающими решения; возрастание степени неопределенности; чрезвычайности обстоятельств и временных ограничений решения; ощущение того, что результаты кризисного развития будут иметь определяющее значение для будущего. Для современных кризисов характерна возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансово-экономических и политических взаимосвязей – они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска кризисов и масштабы их последствий. Более того, «кризисы все более превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей и неэффективного управления ими». 

     Параметры кризиса как контекста производства партийных стратегий в стране состоят в негативном влиянии мировых рынков на экономику РФ, что влечет за собой распространение кризисных тенденций на все сферы российского общества. Госкорпорации и «доверенный» крупный бизнес в России неэффективны в обеспечении социальных функций, усугубились политические угрозы коррупции и незащищенности малого предпринимательства, что соответствует модели периферийного капитализма и компрадорских элит. Кризис ведет к опасному ослаблению государственного суверенитета, рискам и угрозам национальной безопасности. В политическом пространстве активизируется антисистемная оппозиция, в т.ч. – радикальные националистические и религиозные движения. В аспекте политического целеполагания мировой кризис привел к разочарованию в неолиберализме. Политические партии России в этих условиях заинтересованы проявлять инициативу в выдвижении антикризисных стратегий и активизировать своих сторонников по поддержанию соответствующих проектов. Продуктивные антикризисные стратегии, при идеологической поляризации партий России, содержат определенные константы: усиление институтов гражданского общества, обеспечение транспарентности и реальной ответственности государственной власти перед обществом, антикоррупционную и антибюрократическую политику, гарантии социальных обязательств государства и крупного бизнеса, последовательное противостояние сепаратизму и терроризму.

     Технологии реализации стратегий парламентских партий в контексте антикризисного управления в российском обществе включают в себя: разработку и принятие политических решений (в т.ч. планирование и программирование), рекламу и связи с общественностью с целью обеспечения массовой поддержки электоратом партийных целей, определение повестки дня политических дискуссий, создание положительного имиджа партии и негативного – ее конкурентов, отвлечение общественного мнения от обсуждения невыгодных партии тем. Данные технологии носят либо пропагандистский, либо маркетинговый характер. Технологии позволяют структурировать политическое пространство в соответствии с доктринальными основаниями и интересами политических партий, консолидировать их сегментарную социальную базу. Компоненты технологий партийной деятельности могут быть определены в качестве единства лидерской, деятельностной, программной и атрибутивной составляющих стратегии.

     В конце XX – начале ХХI века наблюдался нарастающий плюрализм в связи с широким распространением информационных технологий и возможности использования социальных сетей в выборе заинтересованных групп со схожими политическими взглядами. Информационные факторы оказали существенное влияние на деятельность и организационное строение политических партий.

     Развитие российской партийной системы в 2000–2010 гг. характеризовалось повышением роли партий в избирательном процессе и ужесточением законодательства. Меры по повышению роли политических партий в избирательном процессе закрепили статус политических партий в качестве единственного вида общественных объединений, имеющих право выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах. Обязанность с июля 2003 г. избирать не менее половины депутатов законодательного органа субъекта федерации по пропорциональной системе, рост минимальной необходимой численности состава партии с 10 до 50 тыс. чел., ужесточение требований к численности региональных отделений партий повышало их роль в избирательном процессе. Переход к выборам депутатов Государственной Думы РФ по пропорциональной системе привел к повышению управляемости политического процесса, усилению косвенного воздействия со стороны госструктур.
В риторике правящих элит России с 2004 г. начинают превалировать оценки постсоциалистической трансформации страны, отличные от зарубежных, хотя в оппозиционных либеральных партиях не снижается интерес к западным стратегиям политического развития. Установлена недооценка партиями России роли программной компоненты в своей легитимации и обеспечении политической поддержки, преобладание лидерской и атрибутивной компонент.

     Процедуры применения информационно-политических ресурсов партий в процессе преодоления кризиса в современной России обусловлены широким распространением новых информационных технологий и, прежде всего, Интернета, созданием социальных сетей в информационном пространстве, использованием прямых коммуникационных связей для организации политических акций: от лояльных правящему режиму до радикально оппозиционных. Специфика применения информационно-политических ресурсов партий в ходе решения задач инновационного развития России определяется технологиями приоритетных проектов высокостатусных субъектов политики, корпоративного бизнеса и медиаструктур.

     Большое значение приобретает качественное управление партийной деятельностью. Известно, что между качеством управления и эффективностью политических стратегий есть прямая зависимость. Опыт политтехнологов развитых стран показал, что компьютерные информационно-аналитические системы обеспечивают комплексный подход в организации деятельности политических структур, увеличивают эффективность управления и оптимизируют использование финансовых, временных, человеческих ресурсов. Кроме того, системы помогают руководству партий и штабов не только оперировать более точной своевременной информацией, но и намного эффективней распоряжаться своими интеллектуальными ресурсами в решении задач. Информационные системы позволяют координировать процесс приема новых сотрудников, организовывать учет членов и сторонников партии, позволяют оптимально задействовать имеющиеся кадры, организовать и облегчить поиск новых сотрудников, волонтеров. Таким образом, обеспечивается экономия времени, которое в ходе избирательной кампании чрезвычайно ценно.

     Путем создания системы отчетности и анализа результатов деятельности, обеспечения мониторинга развития ситуации, обстановки в регионе и деятельности всех своих отделений в режиме реального времени, партии наращивают свои ресурсы влияния с помощью информационных технологий. Политизация экономических, информационных, этнических факторов в условиях кризиса актуализирует повышение роли политических партий в качестве организаций, способных аккумулировать информационно-интеллектуальный капитал и ориентировать заинтересованные группы с учетом не только партийных, но и социальных интересов, регулировать конфликтогенные процессы в многосоставном обществе.

    Решающее значение для становления партий как институтов демократии имеет не только их наличие, число или масштабы, но и условия той политической среды, в которой они действуют. Именно от характера этой среды, от социального, электорального, политического контекста, в котором формируются и функционируют партии, зависит выполнение ими функций демократических институтов политической системы. Постсоветское двадцатилетие характеризуется кризисным состоянием жизни общества. В этом аспекте трансформации партийной системы в 2000-х гг. доказывают, что формирование партийных стратегий идет в сложных условиях конкуренции акторов политики, ориентированных на качественно гетерогенное понимание стратегии развития российского общества.

    Политическая ситуация в РФ резко изменилась в ходе выборной кампании, начавшейся на съезде партии «Единая Россия» 24 сентября 2011 г. с так называемой «рокировки». Усиление политической конфликтности проявилось в том, что Запад начал активно включаться во внутреннюю политику России в качестве актора; появилась опасность «цветной революции», внесистемная оппозиция объявила парламентские выборы в Государственную Думу РФ нелегитимными задолго до их проведения. В итоге активизации протестных настроений, особенно после парламентских выборов 4 декабря 2011 г., резко изменилась политическая ситуация в стране и создались предпосылки серьезных реформ партийной системы. Это свидетельствует о продолжающемся кризисном состоянии политики, о слабом выполнении основными партиями функций представительства социальных интересов, их артикуляции и агрегации, стратегического проектирования развития страны.

     В кризисных условиях бессмысленно придерживаться идеи «догоняющей» вестернизации, которая себя не оправдала в предыдущие годы. Нужна новая парадигма развития российского общества на основе ценностей интеллектуального суверенитета как способности управлять своим будущим и выстраивать конкурентоспособную стратегию развития, обеспечивая самостоятельные позиции России в глобальном мире. В этом стратегическом повороте важную роль могут сыграть эффективно работающие партии, способные консолидировать инновационную часть электората вокруг решения задач политической модернизации, распространения политической культуры гражданственности.

     Таким образом, политические стратегии партий являются важным документом целеполагания и проектирования антикризисной политики, модернизации и устойчивого инновационного развития России. В этой связи необходим мониторинг программных и предвыборных документов партий современной России, объективная научная экспертиза антикризисных политико-партийных технологий.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика