Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о правовой безопасности личности
Научные статьи
14.08.12 12:03

вернуться

  
Теория и история государства и права
Каландаришвили З.Н., Воронцова М.А.
К вопросу о правовой безопасности личности
Статья посвящена проблемам правовой безопасности личности. В ней рассмотрены историко-правовые аспекты и текущее состояние правового обеспечения безопасности личности в России, приведен анализ имеющихся концепций, соотношений субъективного и объективного, физического и психического компонентов. Подчеркивается исключительное значение этой правовой категории для стабилизации общества.

        
             Эволюционное развитие человечества происходило в постоянной борьбе за выживание. Вопрос обеспечения безопасности – неразрывный спутник социогенеза. Стремление к безопасности возникает уже на уровне закладки эмбриона человека и, представляя собой естественную потребность, сопутствует ему на протяжении всей его жизни. Развитие общества неукоснительно приводит к усложнению правовых отношений, возрастает риск нарушения прав человека. Разумеется, невозможно обеспечить абсолютно «тепличные» условия, так как всегда присутствует определенная доля риска. В силу объективных причин полностью элиминировать опасность не представляется возможным. Напротив, ее наличие способствует формированию устойчивости личности, способной противостоять жизненным трудностям, сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому обеспечение безопасности должно подразумевать сведение к минимуму количественных и качественных показателей угроз, позволяющему создать условия для полноценного существования и прогресса личности.

    Невозможно рассматривать безопасность в разрыве от правовой безопасности, юридических механизмов регулирования. На современном этапе развития российского общества мы наблюдаем высокий уровень нарушений законодательства, ощутимые проблемы работы механизма защиты прав и свобод граждан. Несмотря на богатую историю развития категории правовой безопасности личности, она продолжает оставаться одной из малоизученных областей правовых знаний и достаточно новым явлением в отечественной юриспруденции, что подчеркивает актуальность ее изучения.

     Что понимать под «безопасностью», «правовой безопасностью»? Как соотносятся две эти схожие категории? Довольно часто безопасность понимают как антиномию «опасность – безопасность». Всегда ли это правильно? Ранее на безопасность смотрели как на защиту лишь физической неприкосновенности личности, защиту от смерти и ранений. С эволюцией общества безопасность стала включать в себя различные аспекты, такие как психологический, экономический, экологический, социальный, правовой и т.д. Соотношение категорий «безопасность» и «правовая безопасность» представляется как связь целого и части, как общего и конкретного явления. С позиции философии права безопасность представляет собой абсолютную ценность естественно-правового характера. Сама по себе безопасность личности обладает особым аксиологическим значением – она является естественной потребностью личности, в то же время и приоритетной жизнеобеспечивающей задачей государства.

      На сегодняшний день понимание «безопасности» сводится к состоянию защищенности. Абсолютных состояния защищенности и состояния безопасности не существует, так как человеческое существование связанно с определенным риском, а условия жизни зависят от множества факторов. Стоит отметить, что отождествление безопасности с защищенностью не представляется единственно верным и главенствующим эталоном.

     В научной литературе существуют различные концепции данного феномена. Подход к рассмотрению безопасности с позиции отсутствия опасности проистекает из этимологического толкования термина «безопасность». Однако такое понимание представляется как несоответствующее реалиям жизни. В природе невозможно состояние как полного отсутствия опасности и угроз, так и состояния полной защищенности.

     Вторым подходом рассмотрения безопасности является безопасность как свойство системы.  Согласно данному подходу, само существование системы уже изначально предполагает ее защищенность от каких-либо угроз. Иначе такая система просто не сможет существовать. Например, борьба за свое существование биологических организмов, в частности, человека. При взаимодействии с внешними факторами такие системы применяют меры по устранению опасности. При наличии такого рода свойства любая система имеет способность к существованию и развитию в любых условиях. Такой подход ведет к отрицанию необходимости обеспечения безопасности, так как безопасность является по своей сути характеристикой системы.

      Третий подход – рассмотрение безопасности как специфической деятельности, которая проявляется в таких аспектах, как «выявление, предупреждение, ослабление, устранение и отражение опасностей и угроз; нейтрализация реальных и потенциальных угроз обществу и государству; обеспечение условий защищенности всего социума и биосферы от угроз уничтожения или непоправимого ущерба: предоставление гражданам необходимых условий для жизни, развития и саморазвития, гарантий их гражданских прав и социальной защищенности, обеспечение политической стабильности общества и государства и т.д.».

     В историко-правовом контексте развития человечества безопасность понималась по-разному. Изначально понятие безопасности носило лишь характер выживаемости – физический аспект существования  индивида, затем появляется понимание национальной (государственной) безопасности, но с течением времени понятию безопасности придаются черты личной или персональной безопасности. Данные процессы связаны с эволюцией взглядов на проблему прав  и свобод человека и гражданина. Впервые термин «безопасность» был употреблен в 1190 г., когда английский философ Роббер использовал его в смысле «спокойного состояния духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности».  Безопасность личности теснейшим образом переплетается с естественно-правовой концепцией права. Впервые право на безопасность получило свое законодательное закрепление в 1776 г. в тексте Декларации прав Вирджинии (США) как «право стремления к счастью и безопасности».  На волне философско-правового осмысления безопасности и борьбы за права человека и гражданина в период буржуазно-демократических революций XVII–XVIII вв. были впервые приняты такие нормативно-правовые акты, как Английский Билль о правах, Американская Декларация независимости, Французская Декларация прав человека и гражданина. С этих основополагающих документов безопасность стала рассматриваться как необходимое благо, основа мира и благосостояния государства.

     Стоит обратиться к истории изучения безопасности как явления в отечественной литературе. Изначально в научной литературе безопасность рассматривалась с позиции сохранения и обеспечения стабильности государственной (политической) власти. Затем добавилось понимание безопасности как защиты суверенитета СССР от внутренних и преимущественно от внешних угроз. Под внутренними угрозами понималась борьба с инакомыслием и преступностью, что в целом было направлено на сохранение безопасности государства. Безопасность граждан обеспечивалась органами внутренних дел, но их деятельность была направлена на поддержание примата интересов государства. В сложившейся ситуации не могла в полном объеме обеспечиваться безопасность личности. В период перестройки происходит переосмысление понимания «безопасности», наряду с государственной (политической) безопасностью выделяются другие ее виды, такие как экономическая, экологическая и др. С распадом СССР во главу угла были выдвинуты демократические и правовые ценности, произошел поворот в сторону интересов человека и гражданина. В литературе начали появляться публикации о безопасности личности, проводиться конференции и круглые столы по связанным с ней вопросам. Было выработано понимание того, что в основу законодательной политики государства должно быть положено обеспечение интересов и безопасности человека. Конституция РФ 1993 г. на законодательном уровне закрепила приоритет защиты человека и гражданина, тем самым избрав за основу либеральную концепцию безопасности. Таким образом, произошла смена господствующей парадигмы социальной безопасности в СССР на концепцию безопасности личности. Увы, но данные изменения носят более декларативный характер, нежели реальный. Несмотря на то, что безопасность личности, безусловно, получила законодательное закрепление, реальных изменений в сторону действенной правовой защиты, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, не отмечается.

     Применительно к правовым реалиям стоит отметить, что «длительное время отечественные и зарубежные юристы рассматривали понятие личной безопасности статично как конституционный контроль за соблюдением прав и свобод человека, социально одобряемых интересов. В настоящее время такой подход считается ограниченным, поскольку концепция прав человека является динамической, то есть все время совершенствуется».  Действительно, нельзя сводить безопасность личности только к состоянию или только к механизму поддержания. Нормы права, в основном, направлены на охрану жизнедеятельности человека и гражданина, однако существует проблема – всегда ли механизм правового регулирования, да и нормы права в целом, содержащиеся в нормативно-правовых источниках, отвечают требованиям изменяющейся действительности, объективно направлены на защиту личности.

    Право на безопасность прямо не закреплено в Конституции РФ, но оно косвенно вытекает из статей о правах и свободах человека и гражданина. Основной закон РФ гарантирует человеку и гражданину права, в соответствии с которыми должны обеспечиваться минимальные условия безопасности. «Конституция России отражает различные характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. Это, прежде всего, состояние правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20–23), информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35), финансовую безопасность (ст. 75), экологическую безопасность (ст. 58) и т.п.». 

    В Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ не содержится четкого определения безопасности. Данное определение содержалось в утратившем силу Законе РФ «О безопасности» от 1992 года, который определял безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». 

      Ныне действующий закон определяет лишь общие положения понятия «безопасность». Вместе с тем вопросы безопасности хоть и приковывают внимание ученых и практиков, но она продолжает оставаться малоизученной правовой категорией, в особенности такой ее вид, как правовая безопасность личности. Сегодня в правовой литературе существует многообразие взглядов на понятие безопасности. На наш взгляд, следует привести некоторые трактовки  понимания «безопасности».

    Тер-Акопов А.А. считает, что «определение безопасности должно охватывать как защиту нормального состояния объекта от воздействия факторов, угрожающих жизненно важным интересам, так и восстановление такого состояния».  В таком понимании безопасность можно рассматривать как комплекс, сочетающий в себе меры защиты и восстановления.

     Галузин А.Ф. определяет фактическую правовую безопасность как «режим максимальной свободы элементов правовой системы от правовых и юридических опасностей в обеспечении видов правовой безопасности личности, общества, государства: состояния правомерного осуществления, охраны, защиты человеком, обществом, государством прав, свобод, интересов  и противодействия угрожающим им опасностям в различных сферах жизнедеятельности».

     Фомин А.А. полагает, что «юридическая безопасность в качестве особой разновидности  социальной безопасности может рассматриваться как состояние правовой защищенности (обеспеченности, гарантированности) жизненно важных интересов субъектов права в связи с вступлением их в сферу правовых отношений, способность юридическими средствами противостоять внешним и внутренним угрозам объективного либо субъективного характера».

    Вместе с тем нельзя сводить правовую безопасность личности к понятию состояния безопасности. Правовая безопасность личности является сложным социально-правовым явлением и включает в себя целую систему по ее обеспечению. В данное понятие необходимо включать не только состояние защищенности личности и законодательный массив, направленный на урегулирование безопасности личности, но и механизм поддержания и обеспечения должного уровня безопасности. Под механизмом поддержания необходимо подразумевать меры и средства, направленные на сохранение безопасного состояния личности, при котором человек получает реальную возможность раскрыть заложенный в нем потенциал, а именно реализоваться как личность, а также меры и средства, направленные на устранение угроз.

      На наш взгляд, правовая безопасность личности состоит из двух взаимосвязанных составляющих: 1) состояние защищенности прав, свобод и законных интересов личности; 2) социально-правовая система обеспечения безопасности, облаченная в нормативно-правовой материал, а также механизм обеспечения и поддержания условий безопасности личности от внешних и внутренних угроз в сфере правовых отношений в социуме.

     Правовая безопасность является основой и необходимым требованием всех других видов безопасности. Трудно представить осуществление и соблюдение любого другого вида  безопасности без опоры на правовое регулирование и нормативно-правовой массив, регламентирующий данные правовые отношения. Таким образом, правовая безопасность затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, что подчеркивает ее особую значимость для  каждого члена общества и государства в целом.

     Безопасность – понятие многогранное и сложное, а сама категория «правовая безопасность личности» носит межотраслевой характер. Невозможно говорить о правовой безопасности личности только в рамках какой-то одной отрасли права, так как данное понятие охватывает все без исключения нормы права, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

       При рассмотрении вопросов правовой безопасности личности важно определить базовые принципы. ФЗ «О безопасности» 2010 г. построен на следующих принципах обеспечения безопасности: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Это общие принципы механизма обеспечения правовой категории «безопасность». Вместе с тем необходимо использовать специфические принципы, такие как принцип гласности, справедливости, равенства, стабильности и гибкости обеспечения правовой безопасности личности, индивидуального подхода при выборе метода обеспечения безопасности. Принцип гласности призван обеспечить информированность населения об угрозах и методах защиты правовой безопасности личности, о политико-правовой ситуации в стране. Принципы справедливости и равенства призваны гарантировать справедливое обеспечение правовой безопасности личности в равной мере всем субъектам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип стабильности и гибкости обеспечения правовой безопасности личности заключается в том, что основополагающие правовые принципы, оставаясь неизменными, должны своевременно реагировать на изменение ситуации в обществе. Законодатель должен своевременно реагировать на развитие общественных отношений. Принцип индивидуального подхода при выборе метода обеспечения безопасности заключается в том, что правоприменитель должен оценивать ситуацию с позиции целесообразности применения того или иного метода в каждом конкретном случаи.

       В настоящее время диапазон угроз безопасности личности довольно широк. Такие факторы, как преступность, несовершенство правоохранительной системы, низкое правосознание и правовая культура граждан РФ, отсутствие действенного механизма защиты личности, рост коррупции, бюрократизация, высокий уровень преступности, преобладание насильственных видов преступлений, алкоголизм, наркомания, безнадзорность несовершеннолетних и т.д. снижают  безопасность человека и его защищенность. Научно-технический прогресс и развитие общественных отношений в целом неизбежно будут способствовать возникновению все новых угроз безопасности личности. Поэтому обеспечение безопасности является одной из важнейших задач как государства в целом, так и отдельно взятого человека. Единственный способ оградить человека от проявления факторов, способных причинить вред личности, является создание правовых механизмов, создающих условия для их устранения или снижения наносимого ущерба. Именно таким инструментом в обеспечении безопасного существования каждого индивида является правовая безопасность личности.

     Постижение проблемы безопасности личности во многом зависит от того, насколько современное общество способно соотносить обеспечение безопасности отдельного индивида с реализацией права на безопасность всех остальных лиц. Что собой представляет проблема безопасности на сегодняшний день? Прежде всего, проблема  безопасности напрямую связана с вопросами обеспечения сохранения человека как такового. В данном случае под сохранением человека стоит понимать не только обеспечение жизни того или иного индивида, но и обеспечение здоровья как физического, так и психологического. Более того, безопасность предполагает обеспечение гарантированного уровня экономически и социально стабильного существования человека. Данные гарантии должны быть юридически закреплены, иметь прямое действие и непосредственное применение. Безопасность личности должна быть признана не только государственными структурами, но и непосредственно каждым гражданином общества, крепко укорениться в правосознании населения. Только в этом случае можно говорить о достаточно высоком уровне обеспечения правовой безопасности личности и наличии правового государства.

      Следует отметить, что обеспечение правовой безопасности личности должно носить предупредительный, а не ретроспективный характер. Нынешние реалии подтверждают совсем иное положение дел. Для обеспечения своевременного предупреждения потенциальных угроз необходим мониторинг с постоянным анализом текущего состояния правовой безопасности. Только своевременное выявление потенциальной опасности, угроз и опасных состояний может обеспечить применение мер предупредительного характера.

     Особенностью обеспечения правовой безопасности личности является сам человек как субъект и объект охраны. Именно человек является высшей ценностью. Ему дано право, и на него возложена обязанность по обеспечению своей безопасности, безопасности общества и государства. От того, насколько данное положение будет воспринято каждым индивидом, зависит уровень правопорядка и законности в нашей стране.

    Всегда необходимо помнить, что человек состоит из двух составляющих – физической и психологической (духовной). Эти два компонента и формируют личность. Безопасность личности не следует понимать однобоко, как это довольно часто воспринимается с позиции только физической безопасности. Необходимо соблюдать определенный баланс компонентов материального и идеального в человеке, соответственно, стоит разделять физическую и психологическую безопасность личности. В российском законодательстве преобладают нормы, направленные на защиту физической неприкосновенности личности. Однако нельзя отдавать приоритет какой-то одной составляющей и защищать ее больше, чем другую. При отбрасывании одного из  элементов мы не можем говорить, что личность защищена в полной мере.

     В понимании безопасности личности следует выделять два компонента – субъективный и объективный. Под субъективным компонентом следует понимать индивидуальную оценку субъектом своего состояния как безопасного. Данный компонент можно назвать психологическим, он напрямую зависит от восприятия человеком того или иного состояния с позиции опасности и безопасности. Он носит субъективно-оценочный характер. Второй компонент носит объективный характер и складывается в результате оценки правовой действительности с позиции обеспечения безопасности человека, а именно: наличия отлаженного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, при котором нарушение права и уровень угроз безопасности личности сведено к минимуму. Только при комплексном учете этих двух компонентов можно дать реальную оценку состоянию правовой безопасности личности.

    Таким образом, правовая безопасность личности обладает предельно антропоцентрическим и персоноцентристским характером. Безопасным состояние можно назвать только тогда, когда человек психологически испытывает чувство уверенности в стабильности и защищенности своей персоны, дающее ему импульс созидательного действия и развития. Существует острая необходимость в разработке норм правовой безопасности личности. Россия сможет стать в полной мере правовым государством только в том случае, когда личность в государстве будет защищена, ее права, свободы и законные интересы будут действительно гарантироваться и соблюдаться, а не декларироваться.

    Постижение безопасности личности – это нахождение баланса между безопасностью государства, общества и личности. Невозможно говорить о безопасности общества, как и безопасности государства, если не будет в полной мере обеспечиваться безопасность личности.  Именно общность людей составляет общество и государство. Также не является разумным пренебрежение интересов большинства в угоду отдельных личностей. Баланс интересов может обеспечить только поступательное развитие правового мировоззрения граждан.

    Развитие правовой безопасности ведет к развитию и укреплению правопорядка в обществе. В условиях дестабилизации наше общество нуждается в выработке четкого и цельного механизма осуществления правовой безопасности. Правовая безопасность личности – явление комплексное, под ней понимается не только законодательный массив, процедуры правотворческой и правоприменительной деятельности, но и уровень правосознания и правовой культуры граждан государства, политическая стратегия безопасности. В нынешних реалиях нам необходимо сформулировать идеологию безопасности.

     Правовая безопасность личности является одним из видов безопасности с присущими ей специфическими принципами. Под правовой безопасностью личности необходимо понимать не только состояние защищенности, но и целый механизм, направленный на поддержание безопасного состояния. Уровень правовой безопасности личности является показателем демократического, правового и развитого во всех отношениях государства. Только через развитие правовой безопасности мы сможем приблизиться к желаемому идеалу государства для человека.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика