Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Трансформация региональной политики в условиях российского федеративного государства
Научные статьи
14.08.12 14:09

вернуться

  
ЕврАзЮж № 7  (50) 2012
Право и политика
Садыков В.Н.
Трансформация региональной политики в условиях российского федеративного государства
В статье речь идет об особенностях реализуемой в Российской Федерации региональной политики. Рассматриваются вопросы повышения эффективности государственной политики в целом и государственной региональной политики в частности.

        
          Региональная политика является важнейшей частью государственной политики любой страны вне зависимости от формы государственного устройства. Вопросы, связанные с региональной политикой государства в контексте современных проблем управления регионами России, в последние годы занимают особое место в российском общественно-политическом дискурсе.

     17 июля 2012 года под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета «О задачах органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению устойчивого экономического роста и повышению уровня жизни граждан». В соответствии с Указом Президента от 11 июля 2012 года членами Госсовета наряду с главами всех 83 субъектов являются председатели Совета Федерации и Государственной Думы, а также руководители партийных фракций в Госдуме. На заседании обсуждались задачи региональных властей по обеспечению устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни граждан. В частности, речь шла о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата, условий для развития малого и среднего бизнеса, привлечения долгосрочных инвестиций.

    Государственный Совет был образован 1 сентября 2000 года. Это совещательный орган при главе государства, который содействует реализации полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти. Для подготовки вопросов к заседаниям Госсовета и решения текущих вопросов был учрежден Президиум Госсовета. На Госсовете обсуждаются вопросы особого государственного значения, которые касаются государственного строительства, хода экономических и социальных реформ, общественных проблем. Председателем Госсовета является глава государства.

    «Знаю, что с наполнением бюджета и у субъектов федерации, и у муниципалитетов немало проблем. И федеральная власть должна помочь регионам. Прежде всего – завершить в ближайшие годы работу по разграничению полномочий, чтобы была ясность в вопросах закрепления за каждым уровнем власти стабильных источников доходов, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне», – сказал Владимир Путин.

     «Я считаю, что контроль со стороны глав регионов за работой территориальных органов федеральной исполнительной власти должен быть. В какой форме – это будет определено указом Президента Российской Федерации. Такая работа велась и ранее, но сейчас появится реальная возможность давать оценку и наводить порядок в функционировании этих структур. Что касается наполнения региональных бюджетов – тема актуальная, важная. Разграничение полномочий в этой части позволит нам, с одной стороны, смягчить и уменьшить существующие административные барьеры для инвесторов различного уровня и, с другой, получать дополнительные доходы – это важная составляющая нашей деятельности», – отметил Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов.

     В современных условиях эффективность государственной политики в значительной степени зависит от ее региональной конкретизации. Государственная региональная политика реализуется на конкретных территориях, в объективно существующих территориальных структурных единицах, в каждой из которых природные, экономические и социальные компоненты образуют определенную целостную систему, в свою очередь являющуюся частью общей территориальной структуры страны.

      Что касается сути и содержания понятия «региональная политика», то, на наш взгляд, она заключается в том, что любая политика – это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Таким образом, региональной политикой можно считать совокупность намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов.

    Каждая политика не только выражает единые интересы, но и консолидирует интересы различные. Поэтому всякая политика настолько эффективна, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика также эффективна лишь в той мере, в какой достигнут компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

     На сегодняшний день ведущим жизненно важным интересом России является недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона – блокирование необратимого распада среды, сбалансированность социальных, природоресурсных и иных отношений, обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов пространственно локализованной среды, соответствующего потребностям человека, общества и природы.

     В странах с большим разнообразием условий социально-экономического развития регионов главное предназначение региональной политики состоит в уменьшении различий в уровнях жизнеобеспечения людей, проживающих на разных территориях, преодолении региональной асимметрии в целом, создании предпосылок активизации межрегиональных экономических связей. Через региональную политику государство реализует свою функцию «гаранта социальной справедливости» в аспекте преодоления региональных неравенств.

     Единство национальной и региональной политики – главное условие территориальной целостности страны. Главная задача государственной стратегии и региональной политики – в сохранении страны как единого федеративного государства. Таким образом, региональная политика – это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

     Исходя из этого, основной целью региональной политики является разработка стратегических, долговременных целей и задач регионального развития. Ключевую роль в успешной реализации региональной политики играет объективная оценка ресурсного потенциала региональной системы на каждом этапе ее развития, конкретизируемого наличием природных, материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития региона.

     Региональная политика реализует свои цели путем осуществления определенных функций. К основным функциям региональной политики можно отнести следующие – разработка стратегии развития региона; создание организационных структур, обеспечивающих эффективную управленческую деятельность; формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих эффективность политики; осуществление всестороннего анализа результатов реализации политики; осуществление планирования деятельности управляющей подсистемы региона; разработка системы стимулирования хозяйствующих субъектов региона по выполнению принятых решений в области регионального развития; осуществление эффективного контроля за реализацией конкретных направлений региональной политики.

    Во всех странах мира важнейшими задачами региональной политики являются сокращение чрезмерных территориальных диспропорций, стимулирование «региональных точек роста», формирование в регионах благоприятного инвестиционного климата, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей. Для современной России самое важное решение первой задачи – сокращение колоссальной территориальной асимметрии, невиданной в мировой практике и существенно усилившейся в годы реформ. Во всех странах с федеративным устройством выравнивание социально-экономического развития субъектов Федерации признается важнейшей задачей государства. 

     К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствует полноценная правовая база федеральной региональной политики. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.

      За весь период существования Российской Федерации так и не было создано четких представлений о целях, принципах, основных направлениях региональной политики. В связи с активизацией деятельности в отношении определения перспектив развития отдельных макрорегионов страны была активизирована работа по подготовке Стратегии регионального развития. Был подготовлен ряд проектов системообразующих документов. Однако при отсутствии четкого видения основных подходов к стратегии развития регионов эти документы остаются предметом обсуждения заинтересованных органов исполнительной власти, а также научного сообщества.

     По мнению М.В. Столярова, региональная политика – это важное направление внутренней политики государства, представляющее собой систему мер, направленных на социально-демографическое и экономическое развитие территорий путем распределения инвестиционной поддержки, регулирования межбюджетных отношений, разграничения полномочий и других механизмов государственного регулирования.

     Основные проблемы, сдерживающие темпы социально-экономического развития регионов, являются общими для многих субъектов Российской Федерации и должны рассматриваться и решаться комплексно, взаимосвязано, в межрегиональном масштабе. К проблемам регионального развития можно отнести и отсутствие единой терминологии в области региональной политики, и неразвитость согласованной системы показателей планирования разных сфер экономической и социальной жизни. Средством решения данной проблемы должна стать Стратегия регионального развития, определяющая комплекс мероприятий по вопросам территориального развития субъектов Российской Федерации. Стратегия должна включать главные принципы и механизмы регионального развития, необходимые нормативные правовые акты, перечень задач, а также требования к разработке программно-целевых методов.

     Стратегия призвана закрепить основные понятия и термины, приоритеты регионального развития, совокупность показателей, наглядно показывающих достоверную картину перемен, происходящих в субъектах при реализации мер региональной политики, а также схему взаимодействия федерального центра и регионов. 

    Сущностно-целевое и функциональное содержание феномена государственной стратегии регионального развития позволяет формулировать его следующим образом: государственная стратегия регионального развития страны – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, направленная на согласование интересов федерального центра, субъектов Федерации, субъектов местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

      Интересы федеративного государства и перечисленных выше субъектов, естественно, противоречивы. Поэтому деятельность по их согласованию сложна и неоднозначна. При этом цели государственной стратегии регионального развития должны быть фундаментальны, долгосрочны, синхронизированы по срокам, ресурсам, механизмам реализации. Основными ориентирами этой стратегии должны быть обеспечение социальной справедливости и, соответственно, постоянно повышающееся качество жизни в регионах (с учетом выравнивания социально-экономической асимметрии их развития), территориальной целостности государства, национальной безопасности, включая сохранение среды обитания человека. Средством их достижения должно быть, прежде всего, эффективное экономическое развитие, обеспечивающее поступление совокупных ресурсов, необходимых для реализации поставленных промежуточных и конечных целей.

      В этой связи необходимо пояснить, что государственная Стратегия регионального развитая страны – это основной блок (составляющая) Концепции социально-экономического развития.

    Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.  Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации предполагает выработку ряда нормативных правовых актов, в том числе закона, посвященного вопросам пространственного развития, государственного регулирования регионального развития, программно-целевым методам. Эти законодательные акты могут быть выработаны только при условии окончательного утверждения стратегии Правительством Российской Федерации.

      К сожалению, сегодня участие регионов в принятии решений по вопросам региональной политики на федеральном уровне недостаточно полно. Количество инициатив законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поддержанных и принятых Государственной Думой, Правительством Российской Федерации в качестве нормативно-правовых актов, весьма незначительно. Не всегда и не в полной мере учитываются предложения и замечания субъектов Федерации по законопроектам и управленческим решениям в части совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Механизмов согласования интересов регионов и федерального центра крайне недостаточно. Отсутствуют институты учета и согласования мнений регионов с федеральными органами исполнительной власти. Показательным является недостаточное финансирование полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации по причине отсутствия четких и прозрачных процедур согласования фактической потребности регионов. 

     Основой региональной политики в нашей стране является федерализм. Своеобразие российского федерализма состоит в том, что он сочетает в себе как территориальные, так и национальные начала. Как показывает опыт, «смешанный» характер федерализма придает ему культурно-политическое многообразие. Наиболее серьезным препятствием развитию в России федерализма является отсутствие должного динамизма в реальной передаче полномочий субъектам Российской Федерации. В региональной политике наиболее актуальной является проблема создания экономического механизма федеративных отношений.

      Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна, был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Стремление регионов к самостоятельному социальному творчеству отвечало и отвечает логике российской демократической федеративной государственности. В ситуации транзита именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей демократическое обустройство социума, стабильность и согласие между всеми составляющими федеративного сообщества. Речь идет о формировании, в конечном итоге, такого типа федерации, который предполагает организацию отношений между центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Центр и регионы должны обладать правами, обязанностями и ресурсами, которые были бы адекватны их базовым целям и функциям.

     Анализ российского и зарубежного опыта государственного строительства показывает, что федеративные отношения должны основываться на демократических принципах и на принятых при участии самих субъектов Федерации законах. Только такой подход может привести к формированию правового государства, в котором каждый субъект Федерации станет действовать как полноправный участник интеграционного процесса, будучи социально, политически и экономически заинтересованным в результатах всесторонней интеграции.

     Необходимым условием реализации региональной политики должно быть разделение прав и полномочий федеральной власти и субъектов Федерации. Правовой основой разграничения полномочий является Конституция России.

      Федеративная природа российского государства предполагает реализацию политического управления как в масштабах государства в целом, так и на различных уровнях власти. Современный российский федерализм определяет высокую ответственность субъектов Федерации за решение вопросов своего социального и экономического развития при одновременном усилении их интеграции. Согласно Конституции, субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся такие вопросы как владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, большой круг политических и социальных вопросов и в первую очередь защита прав и свобод человека и гражданина, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство.

     Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

     Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

    Поддержка развития регионов – одна из главных функций региональной политики. От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни. Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапом существования нынешней территориальной системы страны, и что на смену стратегии расширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний мир в новом качестве.

     В условиях трансформации российской государственности происходят процессы образования новых типов российских регионов, связанные, прежде всего, с решением политических и экономических проблем как отдельных регионов, так и всего государства.

      По мнению В.К. Медведевой, анализ российских законодательных актов, прежде всего федеральных законов, дает основание сделать вывод, что  региональная политика в Российской Федерации осуществляется в рамках четырех основных типов российских регионов: субъектов Федерации; исторически сложившихся регионов, включающих несколько субъектов Российской Федерации, имеющих не только географическую, экономическую, культурную или этническую общность, но и общие специфические проблемы, отличные от всех других регионов России (Крайний Север, Дальний Восток, Северный Кавказ), для решения которых требуется проведение особой региональной политики; экономических регионов (речь идет о территориях восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации); федеральных округов – региональных образований России, созданных по Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и являющихся одним из звеньев в осуществлении федеративной реформы.  Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», сложилось деление страны в рамках восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия («Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Уральская», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье»), способствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом. Основной целью деятельности ассоциаций является обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

      Дифференциация государственной региональной политики в отношении субъектов Федерации связана с радикальными различиями политики, проводимой федеральным центром в отношении республик, краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения.

    Деление субъектов Российской Федерации на типы – не формальный момент, оно вытекает из сложившегося на практике их различного статуса. Это закреплено в Конституции Российской Федерации, где статус конкретных типов субъектов Федерации определяется строго очерченными видами нормативных правовых актов. Так в случае республик – это Конституция Российской Федерации и конституции республик. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Разностатусность субъектов Федерации – факт, но одновременно Конституцией закрепляется и равноправие субъектов Федерации.

      Разностатусность и равноправие – две противоречивые нормы. Разностатусность не вступает в противоречие с ч. 4 ст. 5 Конституции, закрепляющей равноправие всех субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Но одно дело быть равноправными во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другое – иметь равные права, равный объем полномочий. Следовательно, таким же фактом, как разностатусность субъектов Федерации, является и их неравенство.

     Вместе с тем, для обеспечения эффективного осуществления региональной политики большое внимание должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо. Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях –  федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России – благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости.

     Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. Как справедливо отмечает Н.П. Медведев, субъекты Федерации различаются размерами территорий, уровнем экономического развития, природно-климатическими условиями и природными ресурсами, национальными и культурными особенностями. Именно в этом и состоит социально-экономическое и этнокультурное неравноправие субъектов Российской Федерации. А федеративные государства для того и создаются, чтобы мобилизовать государственные ресурсы для преодоления существенных различий и ликвидации социально-экономического неравенства субъектов Федерации. Но такое неравноправие не относится к политической сфере жизни регионов, когда речь идет о региональной системе организации власти, об избирательной системе, о партийно-политической системе и о принципах отношений федеральных и региональных органов власти, так как все эти проблемы затрагивают конституционно-правовые основы Федерации, неравноправие здесь просто недопустимо. Неслучайно все эти вопросы регламентируются федеральной Конституцией и федеральными законами. 

      По мнению некоторых экспертов, кредитно-денежная и бюджетная политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. При этом региональная инвестиционная политика становится все в большей степени политикой самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов.

     В современной России очень обострились межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики – снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в  деятельности общества должны быть: последовательная реализация конституционных норм о равноправии субъектов Федерации и создание реальных условий для действительно свободного диалога культур. Одним из принципов гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации должна стать незыблемость исторически сложившихся границ всех субъектов Федерации.

     Успешное решение поставленных на среднесрочную перспективу задач требует выполнения ряда условий, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новых инструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.

     Региональная политическая власть является тем политическим актором, который опосредует отношения центра и регионов, оказывает влияние на протекание политических процессов общенационального и регионального уровней. Рассмотрение ее институтов, а также ресурсов и технологий позволяет глубже понять тот контекст, в котором протекают политические процессы и формируются властные отношения на региональном уровне.

    Специфика собственно региональной политической власти определяется тремя основными факторами: во-первых, тем, что она является составной частью общегосударственной политической власти, во-вторых, она выступает как элемент регионального политического пространства и как выразитель интересов региона как особого типа политической общности, и в-третьих – тем, что она проявляет себя в качестве участника политического процесса.

    Субъекты Федерации имеют собственные органы исполнительной власти и парламенты, издают свои законы, иногда принимают собственные конституции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственности, однако государственная власть субъектов Федерации имеет ограниченный и в определенной мере подчиненный характер. Это находит свое выражение в закреплении на конституционном уровне сферы исключительной компетенции Федерации, в принципе верховенства федерального права, в применении установленного конституциями права федерального принуждения, в вертикальном подчинении органов исполнительной власти.

     Как актор региональной политической системы региональная политическая власть также представляет собой неоднозначный и многоаспектный феномен. Многоаспектность последней предопределяется ее полифункциональностью, выполнением широкого круга функций в отношении местного сообщества. Региональная власть может рассматриваться в рамках процесса управления той или иной сферой жизнедеятельности, выполняя конкретные функции по отношению к региональному социуму. К числу ее собственно политических функций могут быть отнесены участие в процессах мобилизации, обеспечение стабилизации и адаптации в рамках местных коллективов. Поэтому местный авторитет находит свое выражение не только в выполнении прописанных в законе административных функций, но и во взаимодействии с организованными, обладающими влиянием и финансовыми ресурсами региональными заинтересованными группами. 

    В период становления России как федеративного государства региональные институты власти неоднократно подвергались радикальным и значительным изменениям, которые оказывали и оказывают непосредственное влияние на функционирование политической системы в целом.

     Трансформация региональных институтов политической власти включает в себя несколько этапов:
– 1991–1993 гг. – распад советской системы и формирование принципиально новых властных институтов не только на региональном, но и на общефедеральном уровнях. В этот период действует система назначения глав администраций, подотчетных непосредственно Президенту Российской Федерации, и система советов, которая находится в жесткой оппозиции по отношению к исполнительной власти всех уровней. Ликвидация системы советов в октябре 1993 г. не привела к сиюминутной стабилизации ситуации в региональной системе власти.

    – 1993–1996 гг. – в этот период формируются легитимные институты законодательной власти, и продолжает существовать, за редким исключением, система назначения глав администраций.

    – 1996–1999 гг. – вводится система избрания глав регионов на основе всеобщего избирательного права, что значительно усиливает позиции региональных лидеров и способствует жесткой децентрализации в отношениях между центром и регионами.

     – 1999–2004 гг. – происходит смена лидера на федеральном уровне, что оказывает непосредственное влияние на региональный институциональный дизайн. Новый Президент проводит целый ряд реформ, усиливающий федеральный центр и, соответственно, тенденции централизации.

      С 2004 г. начинается новый этап трансформации региональных институтов власти, связанный с радикальными преобразованиями, инициированными Президентом в сентябре 2004 г.

    Кроме того, анализируя преобразования во властной региональной системе, необходимо учитывать не только временные этапы и их характеристики, но и качественные составляющие системных и структурных изменений, повлиявших на характер региональных институтов политической власти. На характер региональных властных институтов повлияли многие особенности в российской политической системе. Это введение федеральных округов, изменение формирования верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации Совета Федерации, изменения российской избирательной системы, а именно: введение смешанной системы на выборах региональных законодательных собраний. Большое влияние на перемены в регионах оказали последние радикальные преобразования, инициированные федеральным центром, а именно: отмена всенародных выборов губернаторов и введение новых принципов формирования региональной исполнительной власти. Как представляется, исключение граждан Российской Федерации из процесса принятия решения о кандидатуре главы региона и введение практически директивного правления центра в регионах негативно сказалось на развитии России как демократического государства, усложнило процесс формирования в России гражданского общества и его институтов. 

     Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить о России как о единой и процветающей стране.

      Федеральный центр, на наш взгляд, должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но, скорее, как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого социально-экономического и политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена.

     В современных условиях перехода к инновационному развитию страны и проведения реформ по демократизации государственно-политической системы возрастают требования общественности к повышению эффективности деятельности Совета Федерации, аккумулирующему и выражающему региональные интересы. Представительство в Совете Федерации двух ветвей власти, законодательной и исполнительной, дает верхней палате широкие возможности для взаимодействия с регионами по всем направлениям их деятельности. В целях повышения эффективности и статуса Совета Федерации необходимо совершенствовать формы и методы сотрудничества верхней палаты с региональными и местными органами власти. Это вовлечение регионов в законодательный процесс, поддержка их законодательных инициатив, формирование и деятельность координирующих органов с участием субъектов, привлечение их к обсуждению как законодательной политики в целом, так и конкретных законов и законопроектов, оказание помощи в подготовке правовых актов. Целесообразно при обсуждении законопроектов в Совете Федерации учитывать и позицию субъектов, приглашать их представителей на заседания палаты, выступать с совместной законодательной инициативой, усиливать мониторинг исполнения законов. А планирование законодательной деятельности необходимо осуществлять на основе развернутого анализа региональных проблем. И это позволит Совету Федерации определить необходимые изменения в правовой системе в интересах решения назревших проблем развития субъектов Российской Федерации.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика