Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные направления развития демократических начал в конституционно-правовом устройстве субъектов Российской Федерации
Научные статьи
14.08.12 14:14

вернуться

 
Конституционное право                                                                                                               
Хлопушин С.Н.
Основные направления развития демократических начал в конституционно-правовом устройстве субъектов Российской Федерации
В статье рассматриваются основные формы участия граждан в управлении государственными и общественными делами на региональном и муниципальном уровнях публичной власти в Российской Федерации.

        
Техническая салфетка изготавливается из мерного лоскута х/б тканей и представляет собой ровные куски ткани размером 40х40см, техническая салфетка 40х40 все на сайте http://tkanitex.ru

Конституционно-правовое устройство субъектов РФ основывается на  принципах, определяющих основы конституционного строя Российской Федерации, к которым относится и принцип демократизма, находящий выражение в народовластии, политическом многообразии, местном самоуправлении и свободе личности. Демократические начала получают свое закрепление и развитие в конституциях (уставах) субъектов РФ ,  их  законодательстве, а также  в муниципальных правовых актах.

    Субъекты РФ, муниципальные образования используют для организации и осуществления публичной власти, привлечения граждан к участию в управлении государственными и местными делами разнообразные формы прямой и представительной демократии, которые дополняют  и развивают  формы демократии, предусмотренные федеральным законодательством .

    Высшей формой власти граждан, проживающих на территории субъекта РФ, являются референдумы и свободные выборы. Непосредственная демократия  выполняет следующие функции: а)императивную (окончательное решение определенных вопросов); б)консультативную (выявление, сопоставление воли населения и формируемого им органа власти); в)регулятивную (участие граждан  в системе  публичного  управления) . Все эти функции институтов и форм  прямой демократии могут быть эффективно осуществляться особенно на региональном и муниципальном уровнях власти, наиболее приближенных к населению.
Принцип демократизма определяет не только  принадлежность и формы осуществления публичной  власти в субъектах РФ. Он также гарантирует, ответственность  органов публичной власти  перед народом и одинаковую ее доступность для всех граждан .

     Самым важным из признаков демократии является  признание воли народа источником власти  в государстве. В условиях федеративного государства встает вопрос: можно ли признавать источником власти в субъекте  федерации  его народ?  Или таким качеством обладает только народ всей федерации? Данный вопрос связан с вопросом о том, обладают ли субъекты РФ учредительной властью? И в каком объеме?

     Многие авторы, а также Конституционный Суд РФ  признает учредительный характер основных законов субъектов РФ.  Вместе с тем, как представляется, требуется уточнить, что следует понимать  под учредительным характером основных законов субъектов РФ.

     Некоторые авторы  различают  учредительную власть первичную и производную  в зависимости от субъекта ее реализации (народ или конституционное собрание).

     Подразделение учредительной власти на первичную и производную можно распространить и на соотношение учредительной власти многонационального народа России (первичная) и учредительной власти субъектов РФ (вторичная, производная).

       Согласно ст.3 Конституции РФ именно многонациональный народ России является единственным источником власти в Российской Федерации, включая, следовательно,  и учредительную власть субъектов РФ. Поэтому учредительная власть субъектов РФ производна от учредительной власти многонационального народа России. В конституциях и уставах субъектов не должны содержаться положения о том, что единственным источником власти в субъекте РФ является его народ. Такое положение основывается на признание суверенности государства, однако, субъекты РФ таким качеством не обладают. Тем не менее, например, в Конституции Татарстана говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ» (ст.3). Источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) согласно  Конституции Республики  является народ, состоящий из граждан всех национальностей (ст.1.1.). Представляется, что более корректное  решение этого вопроса нашли в республике Бурятия. Первоначально статья 3 Конституции Бурятия содержала следующую  норму: носителем государственности и источником власти в Республике Бурятия является многонациональный народ. Новая редакция сформулирована следующим образом: носителем государственности в Республике Бурятия является многонациональный народ. Более точно  этот вопрос решен в конституции Республики Мордовии, статья 2 которой устанавливает:   источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ Российской Федерации.

    Некоторые субъекты РФ (Дагестан и др.) закрепляли  право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления своего народа. Сегодня, как правило, они    содержит иную редакцию этого положения, которое полностью соответствует Конституции РФ. Так, ст.58 Конституция Республики Дагестан гласит, что  статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Дагестан в соответствии с федеральным конституционным законом
 
    К основным направлениям развития демократических  начал в субъектах РФ можно отнести следующие.

     Во-первых,  проведение  в установленных  законом случаях обязательных  и консультативных референдумов. Так, в соответствии с Уставом  Забайкальского края  статус края может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и края в соответствии с федеральным конституционным законом на основе волеизъявления жителей края, выраженного на краевом референдуме (ст.1). Граница края с другими субъектами Российской Федерации может быть изменена только с их взаимного согласия. Изменение границы края может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории края, путем краевого референдума (ст.2).

    С принятием  в 2001 г. Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, отмечает В.В.Комарова,  появился новый вид  обязательного референдума .  Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. В этих целях необходимо  провести референдумы в заинтересованных субъектах РФ.

      Субъекты РФ предусматривают также возможность проведения консультативных референдумов Согласно уставу Московской области по решению законодательного органа государственной власти Московской области вопрос, отнесенный к ведению Московской области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер. Порядок назначения и проведения консультативного референдума, а также применения рекомендательного решения, принятого на консультативном референдуме, устанавливается законом Московской области (ст.7). Устав Алтайского края содержит положение о проведении народного опроса, который именуется плебисцитом. Однако статья 5 Устава  «Изменение правового статуса, границ и наименования Алтайского края» содержит в тоже время положение, которое не соответствует федеральному законодательству.

    Статья 5 гласит: переименование Алтайского края осуществляется федеральным законом по представлению Алтайского краевого Законодательного Собрания на основе мнения населения Алтайского края, выявленного посредством краевого народного опроса (плебисцита). Однако необходимо отметить, что  изменение наименования субъекта РФ производится не федеральным законом. Как известно,  статьи 71 и 72 Конституции РФ не относят вопрос об изменении наименования субъекта РФ ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Следовательно, в силу ст.73 Конституции решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ, такое решение является  правовым основанием для внесения нового наименования в текст ст.65 Конституции РФ. Поскольку Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции, из этого вытекает его обязанность обеспечить включение в конституционный текст изменений  наименования субъекта РФ: новое наименование субъекта РФ включается  в ст.65 конституции указом Президента РФ . Таким образом, для изменения наименования не требуется принятия федерального закона.

       Во-вторых, в ряде субъектов используется народная правотворческая (законодательная) инициатива. Например, правотворческую инициативу предусматривает устав Амурской области (ст.22), Устав г. Москвы закрепляет право жителей города на гражданскую законодательную инициативу, которая осуществляется  путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы (ст.60. ст.65). Петиция вносится от имени не менее 50 тысяч жителей города Москвы в порядке, установленном  Законом  г. Москвы от 11 декабря 2002 г. №  64 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  закрепляет право населения муниципальных образований на правотворческую инициативу (ст.26). Данные формы  участия граждан могут эффективно использоваться только с помощью институтов гражданского общества, которые должны к ним обращаться  в целях обеспечения представительства  и защиты  интересов граждан в актах органов публичной власти.

     В-третьих, субъекты РФ используют народные обсуждения проектов законов. Глава  1.3. Устава Московской области «Областное народное обсуждение и гражданская инициатива» предусматривает:
а)органы государственной власти Московской области вправе выносить важнейшие вопросы социально-экономического развития и проекты нормативных правовых актов  области на областное народное обсуждение. Итоги обсуждения доводятся до сведения населения области через средства массовой информации. Порядок назначения и проведения областного народного обсуждения определяется законом Московской области;
б)население области имеет право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области по вопросам, отнесенным к их компетенции. Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Московской области.

    Гражданская инициатива может иметь своей целью:
- проведение областного или местного референдума;
-внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области;
-отставку должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.

     К сожалению, соответствующих законодательных актов, которые  должны конкретизировать  указанные положения Устава области, пока не приняты.

     Статья 31  Устава  Омской области устанавливает, что инициатива  проведения народного обсуждения, опроса населения в Омской области принадлежит населению, Законодательному Собранию Омской области, Губернатору Омской области. Однако также как и в Московской области отсутствуют  областные законы,  которые бы конкретизировали данные положения, установили бы дополнительные гарантии участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

     Устав Вологодской области  предусматривает общественные обсуждения: проекты нормативных правовых актов области, затрагивающие основные направления государственной политики области в сфере социально-экономического развития области, по решению Законодательного Собрания области или Губернатора области могут быть вынесены на общественное обсуждение в порядке, установленном соответственно Законодательным Собранием области, Губернатором области (ст.20). В области,  однако, не принят закон об общественных обсуждениях. Было бы целесообразно предоставить право выступать с такой инициативой  общественной палате субъекта РФ.

     В-четвертых, важную роль во взаимодействии институтов гражданского общества и власти, в общественном контроле за  деятельностью органов публичной власти призваны играть общественные палаты, которые создаются на региональном и муниципальном уровнях власти.

     В соответствии с Законом  Вологодской области от 2 июля 2008 г. №  1811-ОЗ «Об Общественной палате Вологодской области» Общественная палата Вологодской области  призвана обеспечить согласование интересов населения области, общественных объединений и органов государственной власти, органов местного самоуправления при решении наиболее важных вопросов общественного, экономического, социально-культурного развития области, обеспечения общественной безопасности на территории области, защиты прав и свобод человека и гражданина путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики на территории Вологодской области;
2) открытого обсуждения общественно важных проблем, доведения мнения населения области до органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) проведения общественной экспертизы проектов законов области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти, проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления;
4) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию прав и законных интересов населения области и общественных объединений;
5) подготовки рекомендаций и предложений по совершенствованию социальной политики на территории области;
6) осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
7) выработки рекомендаций органам государственной власти области при определении приоритетов в сфере государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие институтов гражданского общества в области.

    Законодательное Собрание области, Правительство области и представительные органы местного самоуправления обеспечивают присутствие на своих заседаниях членов Общественной палаты, уполномоченных Советом. Порядок участия в заседаниях членов Общественной палаты определяется регламентами указанных органов.

      Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны представлять по запросам Общественной палаты необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.  Таким образом, общественные палаты – важный канал влияния общества, его институтов на практику деятельности органов публичной власти. Поэтому принципиальное значение  имеет  формирование состава общественных палат: необходимо, чтобы в него входили люди, способные обеспечить эффективное осуществление  задач и полномочий общественных палат.  Возможно проведение  общественных обсуждений (включая интернет-обсуждения)  кандидатов в общественные палаты.

      Заслушивает поддержки практика создания общественных палат в муниципальных образованиях. Так, решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 27 декабря 2011 г. N 256/34 было утверждено Положение об Общественной палате городского округа Котельники.

    Представляется, что практика работы общественных палат всех уровнях должна обобщаться. В этих целях следовало бы Общественной палате РФ проводить периодически съезды (совещания) общественных палат, действующих в Российской федерации.

     Наряду с общественными палатами получают развитие  молодежные палаты, которые  создаются для широкого вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь района и учета их мнений и предложений при подготовке проектов нормативных правовых актов по молодежной политике (например, решением Собрания депутатов Алатырского района Чувашской Республики от 27 апреля 2007 г. № 11/10 утверждено положение о Молодежной палате при собрание депутатов района).

      Некоторые субъекты РФ формируют молодежные парламенты и  принимают законы о них. Так, в соответствии с  Законом Брянской области от 8 июня 2009 г. №  44-З (ред. от 10.05.2012) «О Молодежном парламенте Брянской области»  молодежный парламент обеспечивает взаимодействие граждан из числа молодежи, молодежных общественных объединений с органами государственной власти Брянской области и местного самоуправления с целью изучения проблем молодежи в Брянской области, своевременного информирования о них органов государственной власти. Молодежный парламент Брянской области является коллегиальным, совещательным и консультативным органом при Брянской областной Думе и администрации Брянской области по вопросам молодежной политики Брянской области.

     В-пятых, субъекты РФ в своих конституциях и уставах устанавливают, как правило, достаточно широкий круг лиц, имеющих право законодательной инициативы. Так, Устав Вологодской области  устанавливает, что  право законодательной инициативы в Законодательном Собрании  области принадлежит: Губернатору области; депутатам Законодательного Собрания области; представительным органам муниципальных образований области; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания области и Правительства области; прокурору области.

     Анализ основных законов субъектов РФ позволяет сделать вывод,  что в перечень субъектов право законодательной инициативы необходимо включать (кроме традиционного круга субъектов этого права) общественные палаты, уполномоченных по правам человека, советы муниципальных образований, контрольно-счетные палаты. Необходимы также признавать это права и за гражданами (в порядке народной законодательной инициативы).

   В-шестых,  субъекты РФ принимают свои законодательные акты, которые устанавливают дополнительные гарантии реализации  права граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами.  Например, Закон Республики Карелия от 10 мая 2011 г. №  1486-ЗРК «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Представляется, что такой путь регулирования вопросов проведения публичных мероприятий правильный. Он позволяет избежать избыточного правового регулирования вопросов, которые достаточно подробно урегулированы федеральным законом.

     Субъекты РФ осуществляют сегодня правовое регулирование вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка. Как известно, охрану общественного порядка согласно конституции РФ (ст.132) должны осуществлять органы местного самоуправления. Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.15, ст.16) предусматривает создание муниципальной милиции для осуществления этой функции местного самоуправления. Однако Закон о муниципальной милиции не принят, органы муниципальной милиции не сформированы. В тоже время принят  Федеральный закон «О полиции», который возложил на полицию функцию охраны  общественного порядка. Вместе с тем наряду с государственной охраной общественного порядка действует и система общественной охраны общественного порядка, формируемая на основе законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.  Так,  в Вологодской области принят Закон Вологодской области от 1 марта 2007 г. № 1570-ОЗ «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Вологодской области». Он устанавливает следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
1. Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
2. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в соответствии с федеральным законодательством.
3. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме участия в добровольных формированиях населения по охране общественного порядка, а также в форме участия в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка.
4. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка действуют на основании устава, принятого в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом области.
5. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

    В Москве приняты два закона:  Закон г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77  «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и  Закон г. Москвы от 28 марта 2001  г. № 9 «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка».

      Муниципальные образования также принимают участие в правовом регулировании  вопросов участия граждан в охране общественного порядка. Так, Земское  Собрание Устюженского муниципального района от 26 апреля 2007 г. №  613  приняло решение  «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Устюженского муниципального района».

   В-седьмых, субъекты РФ принимают также законы, направленные на поддержку отдельных видов общественных объединений, способствуя становлению институтов гражданского общества – необходимой основы для реализации  принципов демократического участия граждан в управлении государством и обществом.  Так в  Республике  Бурятия приняты: Закон Республики Бурятия от 0 июля 2007 г. 3  2307-III «О мерах государственной поддержки республиканских общественных объединений инвалидов» и  Закон Республики Бурятия от 28 декабря 2004 г. №  983-III «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Бурятия». В Вологодской области действует Закон   Вологодской области от 29 декабря 2010 г. №  2447-ОЗ «О государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области».

     В-восьмых, принцип демократизма в конституционно-правовом устройстве должен находить свое выражение в ответственности органов власти,  их должностных лиц  перед населением. 

     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена   ответственность выборных лиц местного самоуправления: перед населением:  население вправе их отозвать. Что же касается  депутатов  законодательных органов субъектов РФ, то переход к пропорциональной системы выборов (как минимум  половины депутатского корпуса) привел к тому, что институт отзыва в отношении депутатов не применяется. Сегодня на федеральном уровне  подробно регулируются вопросы отзыва выборных  глав субъектов РФ .  Более правильным представлялось бы решение, согласно которому сами субъекты решали все основные вопросы, связанные с установлением процедуры отзыва выборных глав субъектов РФ. Вместе с тем, чтобы этот институт заработал,  необходим широкий общественный контроль за работой высших должностных лиц субъектов РФ, необходимо, чтобы они регулярно отчитывались перед населением, регулярно вели прием населения, использовали для связи с избирателями  интернет-технологии.

     В-девятых, исключительно важную роль в развитии демократических начал  в субъектах РФ играет местное самоуправление.  Оно является одним  важнейших показателей демократичности государства.

    В системе местного самоуправления используются многочисленные формы непосредственной демократии: местные референдумы,  муниципальные выборы, сход, собрания (конференция)  отзыв, голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований, их преобразования, правотворческая инициатива, публичные слушания, опросы, территориальное общественное самоуправления и др. Проблема состоит в том, что нередко эти институты используются формально, что не оказывают существенного влияния на эффективность местной власти. Это объясняется во многом слабостью институтов гражданского общества на местном уровне. Именно объединения граждан, другие институты самоорганизации жителей муниципальных образований должно уметь эффективно использовать возможности муниципальной демократии. Необходимо также отметить, что  сегодня, по сути,  все основные формы муниципальной демократии регулируются на федеральном и муниципальном уровнях власти. Что едва ли согласуется с принципами федерализма, их развитием в нашей стране. субъекты РФ.   Представляется, что развитие принципов федерализма должно привести к расширению круга полномочий  субъектов РФ в области местного самоуправления.

     Анализ конституционно-правого устройства  субъектов РФ показал, что существенное влияние на практику реализации демократических начал и принципов  осуществления публичной власти в субъектах РФ оказывают принципы федерализма и местного самоуправления, расширяя возможности граждан на участие в управлении государством и обществом на всех уровнях публичной власти.

     Развитие демократии в России  должно основываться на учете принципов федерализма, также как и развитие принципов федерализма должно учитывать  принцип демократизма. Сбалансированность этих двух начал конституционного строя России   является необходимым условием успешного развития нашей страны.

  Бытовые услуги всегда пользовались огромной популярностью среди всех слоев современного населения. Именно по этой причине наши услуги так востребованы. Бытовые услуги в Москве, вся подробная информация на сайте http://mug-na-chas-moscow.ru       


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика