Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Евразийская общность: Иран и Россия (международно-правовые аспекты сотрудничества) - продолжение.
Научные статьи
14.09.12 10:58

вернуться

 
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Евразийская геополитика и международное право
Фархутдинов И.З.
Евразийская общность: Иран и Россия (международно-правовые аспекты сотрудничества)
Иран является одним из важнейших евразийских торгово-экономических партнеров России. Но увеличивающееся давление на Иран в виде санкций экономического характера ООН, ЕС по инициативе США сильно сдерживает дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества. Мирная ядерная программа ИРИ используется как причина для внешней изоляции Ирана.
Однако общепризнанные доказательства военной направленности ядерной программы отсутствуют. А твердая позиция России и Китая не позволяют обескровить иранскую экономику. В последнее время США, Израиль доходят до прямых военных угроз против суверенного Ирана.


  Дорогой читатель, перед вами завершение первой аналитической  статьи (начало в №7, 2012, стр.13-16), посвященной  российско-иранским отношениям, под новой рубрикой «Евразийская геополитика  и  международное  право».

         Во главу угла евразийской геополитики мы ставим международно-правовой императив: международные проблемы должны решаться только в соответствии с закрепленными в Уставе ООН основными принципами международного права – суверенное равенство государств, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, неприменение силы и невмешательство во внутренние дела государств.

           Наш журнал принимает полноценные статьи, другие аналитические материалы научного и научно-практического характера, посвященные различным международно-правовым аспектам евразийской геополитики России и других прилегающих к ней стран.
       Добро пожаловать в новую рубрику!

 Редакция  ЕврАзЮж

  И.З.Фархутдинов

Евразийская общность: Иран и Россия
(международно-правовые аспекты сотрудничества) – окончание

       Иран является одним из важнейших евразийских торгово-экономических партнеров России. Но увеличивающееся давление на Иран в виде санкций экономического характера  ООН,ЕС по инициативе США сильно сдерживает дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества. Мирная ядерная программа ИРИ используется как причина для внешней изоляции Ирана. Однако общепризнанные доказательства военной направленности ядерной программы отсутствуют. А твердая позиция России и Китая не позволяют  обескровить иранскую экономику.В  последнее  время США, Израиля  доходят до прямых военных угроз против суверенного Ирана.
Ключевые слова: Международное право, геополитические интересы США, российско-иранские отношения, ирано-израильские отношения, Иранская ядерная программа, Совет Безопасности ООН, санкции против Ирана, Шанхайская Организация Сотрудничества (ЩОС), международно-правовой режим Каспийского моря.

Iran and  Russia: Eurasian  generality (international  legal  aspects)

      Iran is one of  the most important  trade-economic Eurasian partner of Russia. The increasing  pressing economic sanctions of UNO,EC by initiative of USA, Israel and West countries  miss further development of bilateral cooperation. The  its piece nuclear programme is used as reason to isolating of soverien Iran. The absence … about nuclear programme of war character. The principle position of Russia and China does not  Iranian economy. Latest time  the USA and Israel 

      Key words: International law, UN’s geopolitical  interests, Russian-Iranian relations, Iranian Nuclear Programme, UN’s Security Council, antiiranian sanctions, International legal regime of Caspian Sea.
    
  Итак, как писалось в  первой части данной статьи, в настоящее время Иран рассматривается Россией в качестве потенциального партнера и союзника по многим важнейшим направлениям политико-экономического сотрудничества. Это, во-первых, ситуация в Центральной Азии и Закавказье, где сдержанно взвешенная политика Ирана не вступает в противоречие с национальными интересами России; во-вторых, единая позиция по Каспию; в-третьих, возможность благодаря военно-ядерному сотрудничеству усилить роль России в решении региональных или даже глобальных проблем. Иран, со своей стороны, проявляет интерес к налаживанию всесторонних отношений с Россией не меньший, чем Россия к Ирану. Возможно, и даже больший интерес, так как с помощью России он рассчитывает повысить свой статус региональной державы, а также укрепить свой экономический и военный потенциал, что абсолютно невозможно  без тесных экономических отношений  с Россией.

    Президент России В.В. Путин 12 июля 2012 года на встрече глав государств – участников Шанхайской Организации Сотрудничества (ЩОС) в Пекине, оценивая экономическое сотрудничество России и Ирана большим по объему и высоким по уровню, особо отметил, что Иран и Россия должны поддерживать более широкое экономическое сотрудничество. В этой связи важно отметить то, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в свое время форсировал переговоры о вступлении Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, и в 2005 по инициативе России ему был предоставлен статус наблюдателя в данной международной региональной организации. Сближение Ирана с ШОС стал большим дипломатическим успехом страны наблюдателя. Сближение Ирана с ШОС стал большим дипломатическим успехом страны и мирового сообщества и способствует дальнейшему повышению его авторитета на международной арене, особенно в последние месяцы, когда, по авторитетным источникам, Иран может быть подвергнут участи Ирака, Ливии… Конечно же, не справившись с Сирией, западный альянс не посмеет подвергнуть бомбардировке мирные ядерные объекты Ирана, перед тем как начать точечные  военные наземные операции на его территории.

        Исторически сложилось, что Иран (ранее Персия) был для России традиционным политическим и торгово-экономическим партнером на Востоке и занимал значительное место в российской евразийской внешней политике. Как в прошлом, так и сейчас, Иран является важным региональным соседом России. В 60–70 гг. в Иране с помощью Советского Союза было построено свыше 200 промышленных объектов, в том числе Исфаханский металлургический комбинат. После исламской революции 1979 года экономическое сотрудничество между нашими странами резко сократилось и стало возрождаться только в 90-е годы, правда, в основном, в областях атомной энергетики  и  экспорта  российского оружия.

     Примечательно, что совсем недавно, 17–19 июля 2012 г., в Москве  прошел  первый форум по экономическому сотрудничеству между Ираном и Россией. В нем приняли участие официальные лица двух стран, торговые атташе ряда государств региона, 150 ведущих производителей, экспортеров, крупных бизнесменов и промышленников из Ирана, главы и сотрудники отраслевых союзов и объединений и торгово-промышленных палат России и Ирана, а также представители иностранных компаний.

   В рамках форума также была организована выставка экономических достижений Исламской Республики Иран (ИРИ), на которой были представлены возможности различных иранских предприятий в таких областях, как производство строительных материалов, товаров для дома, продуктов питания, добыча нефти и газа, нефтехимия, электроника, связь, сельское хозяйство, технические и инженерные услуги, ручное ковроткачество и т.п.

     Считаю историческими слова В.В. Путина, высказанные два месяца назад на заседании в ШОС в столице КНР, о том, что Россия закончила большие работы по созданию атомной электростанции в Бушере. Она запущена, работает, набирает обороты и в ближайшее время должна выйти на свою проектную мощность, – отметил далее Владимир Владимирович, тем самым как бы выразив, что Россия постоянно находится на связи с Ираном по важным ядерным вопросам ИРИ.

    Как писалось  в первой части данной статьи, стратегическое значение для России экономических связей с Ираном определяется тем, что это государство является нашим крупным торговым партнером (особенно в перспективе) на Среднем Востоке, обширным рынком (что уже не за горами) сбыта российских машин, оборудования, транспортных средств, металлопродукции и пиломатериалов,  соседним государством, через которое идут важные транзитные маршруты.

     Россия и Иран имеют общие интересы в Каспийском регионе, прежде всего в сфере добычи и транспортировки углеводородных запасов, развития международных транспортных коридоров для перевозок и транзита отечественных и иностранных грузов в направлении “Север–Юг”, сохранения и рационального использования биоресурсов. Взаимодействие с Ираном в нефтегазовой области, в том числе в формировании евразийских коридоров для транспортировки углеводородного сырья, экономически выгодно России, укрепляет наши внешнеполитические позиции в Центральной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в целом способствует укреплению энергетической безопасности  независимых стран в этих регионах.

      Заметим, ИРИ нефтяная промышленность относится к госсектору, которая представлена Иранской нефтяной национальной компанией (ИННК). В связи с планами довести добычу нефти к 2015 г. до 7 млн. б/д Иран заинтересован в инвесторах, в технологиях, оборудовании, особенно связанном с морским бурением. Тут бы, как говорится, России и карты в руки…

     Но, к сожалению, дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества тормозится увеличивающимся давлением на Иран в виде санкций экономического характера с  использованием инструментов ООН и ЕС со стороны США, Израиля и их союзников, чтобы побудить его прекратить работы по мирной ядерной  программе, которая остро необходима для перевооружения национальной промышленности и сельского хозяйства.   
   
       Что касается переговоров по целесообразности иранской ядерной программы под эгидой МАГАТЭ, нынешний четырехформатный состав участников переговоров (Иран, Великобритания, Германия и Франция), по-видимому, себя исчерпал, так как стороны не готовы идти на компромиссы. Вопрос о предоставлении Тегерану негативных гарантий безопасности (обязательства не нападать) или членства в ВТО не может быть решен без участия Вашингтона.

       Иранская ядерная программа является основной, но единственно надуманной претензией Штатов к Ирану. Так в феврале 2011 года США объявили о новых санкциях против Ирана. Госсекретарь Хиллари Клинтон так прокомментировала данную ситуацию: «На этой неделе Соединенные Штаты налагают новые санкции на иранских официальных лиц за нарушения прав человека». В общем, и здесь применяется известный набор неджентльменских методов подавления государств, отказывающихся слепо следовать демократии в американском понимании.

    США при этом выкручивают руки странам Европейского Союза, которые зависят от поставок иранских энергоресурсов. Причем, сам ЕС осознает невозможность экономической блокады Ирана, а также бессмысленность этой идеи не только ввиду больших финансовых внутренних ресурсов, включая фактор непоколебимого иранского народа, но и вследствие нежелания таких стран как Россия и  Китай в этом участвовать. Видимо, нежелание некоторых стран ЕС участвовать в очередных глобальных интригах США и Израиля подтолкнет последних к развязыванию войны против Ирана.

       К угрозам в отношении национальной экономики ИРА можно отнести блокирование банковских переводов иранских банков в долларах США, евро и даже в дирхемах ОАЭ, что затрудняет расчеты иранских фирм по контрактам, в которых используются эти виды валют.

Другой угрозой является применение санкций к компаниям, инвестирующим в нефтегазовый сектор Ирана. В частности, эти санкции уже заставили российскую компанию «Лукойл», которая имеет значительные деловые интересы в США, уйти с иранского рынка, что нанесло громадный вред народному хозяйству ИРИ. Однако для тех российских компаний, у которых интересы в США и Европе менее значительны, на иранском рынке открываются дополнительные возможности, так как под угрозой санкций Иран покинули крупнейшие западные компании, в частности, поставщики бензина. Кстати, формально нефть не является высокотехнологической продукцией и продукцией двойного назначения, тем более оборонно-промышленной продукцией. Так что, в принципе, экономическим санкциям это не противоречит.

    Кроме того, экономические санкции ООН, ЕС, принятые под давлением США, практически закрыли экспорт из стран ЕС оборудования для нефтегазовой сферы. Таким образом, этот сегмент представляет возможности для российских поставщиков, но им могут составить определенную конкуренцию компании из стран СНГ, Китая и  некоторых арабских стран.

   Но они опять же вынуждены оглядываться  на Запад.Судя по  событиям последних месяцев, для ведущих западных стран и Израиля одних международных экономических санкций недостаточно. США и Израиль выступают за полную изоляцию Ирана, видя в этом путь к  свержению президента М. Ахмадинешаха  в стране и созданию прозападного правительства. Они настаивают на передаче «иранского дела» в Совет Безопасности ООН как представляющего угрозу для международного мира, что позволило бы расширить санкции и придать международно-правовое оправдание возможным военным действиям со стороны НАТО и Израиля в отношении непокорного им Тегерана.

     В общем, перед такой угрозой при всей разности культур и ценностей геополитические интересы России и Ирана сходятся на недопущении расширения американского военного присутствия в Центральной Азии, являющейся ядром Евразии. Евразийские страны, мировое сообщество в целом, озабоченные в торжестве основных принципов и норм международного права в мире, думают не столько о том, как и когда закончатся военно-политические бури в Сирии и Афганистане, сколько о том, будет ли «следующий», и если будет, то кто? Многие полагают, что следующим может стать Иран.

    Перед Ираном и Россией стоят общие вызовы, у нас есть общие угрозы в районе Средней Азии, в Ираке, Афганистане, в Каспийской зоне, на Кавказе. Такие беды, как наркотики, терроризм, экстремизм нанесли очень большой урон нашим добрососедским странам. И поэтому самым естественным образом Иран и Российская Федерация могут и должны сотрудничать по всем направлениям политической, экономической, культурной жизни, а также в области безопасности.

      Тут в самый раз вспомнить Грузию, которую можно  считать восточными воротами НАТО, а стратегические союзники ИРИ Россия и Армения препятствуют расширению НАТО в северном и южном направлении. Тесное сотрудничество Грузии с Западом напрямую связано с безопасностью Ирана.

      Какой интерес представляет Иран с точки зрения его импортного и экспортного потенциала? Безусловно, главный экспортный потенциал – это нефть, давно привязанная к мировому рынку. При наличии крупных (третье место в мире) запасов газа Иран располагает развитой нефтяной промышленностью, нефтепроводами и терминалами с выходами на Персидский залив. Можно предположить, что возможная переориентация каспийской нефти на иранские маршруты может ослабить давление на европейский нефтяной рынок, сделав это стратегическое сырье предпочтительнее для азиатского рынка. В этом отношении более конкурентным для российской нефти являются турецкие маршруты.

     Экономическое соперничество из-за желания ведущих западных ТНК освоить Каспийский регион разворачивается в основном из-за контроля над его нефтеносными районами и транспортными коридорами. Принципиальная, с точки зрения международного права, позиция Ирана в Каспийском шельфе не устраивает Турцию и Запад, особенно США.

     Напомним, что международной договорно-правовой основой современных российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 года). Кроме вышеназванного основного двустороннего договора торгово-экономическое сотрудничество России с Ираном осуществляется в соответствии с Соглашением между правительством РФ и правительством Исламской Республики Иран о торговле и экономическом сотрудничестве  от 1997 г. В последние годы активизировался процесс формирования договорно-правовой базы сотрудничества.

       К актам договорно-правовой базы российско-иранского экономического сотрудничества можно также отнести Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о воздушном сообщении от 19 августа 1999 г.

      Двустороннему экономическому сотрудничеству не способствует также то, что не до конца завершенной является национальная законодательная база, особенно в отношении деятельности иностранных компаний. Нет, например, различий в подходе к деятельности мелких и крупных компаний –  иностранных или с участием иностранного капитала. Отсутствие унифицированных законодательных актов, наличие многочисленных ограничений, вводимых государственными органами самого разного уровня, часто противоречащие друг другу, несовершенство налогового законодательства и расцветающий на этой основе бюрократизм признаются самими официальными иранскими лицами в качестве одного из значительных тормозов деятельности как зарубежных, так и  отечественных компаний.

      Как можно охарактеризовать пройденный за десять с лишним лет этап российско-иранских торгово-экономических отношений?

     Россия входит в первую десятку внешнеторговых партнеров Ирана. Но  Китай опережает его. КНР является одним из ведущих торговых партнеров Ирана, ежегодный торговый оборот уже достиг 5 млрд. долл. Иран обеспечивает 18 % китайских потребностей в импорте нефти и является на сегодня основным поставщиком нефти в эту страну, опередив Саудовскую Аравию и Оман. Как и Россия, Китай заинтересован в сохранении партнерских отношений с Ираном, поэтому он также против введения экономических санкций в отношении Ирана и ищет пути мирного решения существующей проблемы.

     Сотрудничество между Москвой и Тегераном развивается не только в областях высокотехнологической продукции (атомной энергетики, оружейного комплекса), но и добычи (транспортировки) нефти и газа, строительства железных дорог в рамках проекта «Север – Юг», предусматривающего создание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе, а также в сфере поставок продовольствия и товаров легкой промышленности.

    Промышленность Ирана постепенно идет в гору. Например, в Иране построен нефтяной танкер колоссальных размеров (250 м – в длину, 44 м – в ширину, 21 м – в высоту и 14,8 м – осадки), способный перевозить 113 тыс. тонн сырой нефти. Это первый танкер в Иране и на Ближнем Востоке, обладающий столь значительными размерами. В 2005 году российская ракета-носитель "Космос-3М" вывела на орбиту первый иранский спутник связи и космической фотосъемки.
 
    Вот некоторые цифры об итогах международных экономических отношений наших  добрососедских стран.

    С 2000 до 2010 гг. в двусторонней российско-иранской торговле отмечается тенденция роста товарооборота. В 2010 году произошло увеличение товарооборота в российско-иранской торговле по сравнению с прошлым годом на 19,5 %, объем экспорта увеличился на 19 %, а импорт – на 27 %. Большая часть товарооборота с Ираном приходится на российский экспорт (92,5 %). Доля Ирана в объеме внешней торговли России по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,1 % и составила 0,6 %.

      Товарная структура товарооборота между Россией и Ираном остается традиционной. Она практически не изменилась с 2000 года. В товарной структуре российского экспорта в Иран в 2010 г., как и в предыдущие годы, преобладали металлы и изделия из них – 64 %, драгоценные камни и металлы и изделия из них (17,5 %), древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 6,6 %, злаки – 5,16 % (5,01 %), минеральные продукты и топливно-энергетические товары – 2,95 %.

      Основными товарами российского импорта из Ирана в 2010 году по-прежнему оставались продовольственные и сельскохозяйственные товары – 84,7 %, а также машины и оборудование – 6,6 %.

    Как показывает статистика, роль Ирана во внешнеторговом обороте России не соответствует потенциалу развития российско-иранской торговли, что свидетельствует о необходимости активных шагов по развитию двусторонних торгово-экономических отношений.

       Основой российско-иранского сотрудничества должны стать долгосрочные стратегические инвестиционные проекты, направленные на создание квалифицированных рабочих мест для населения региона. Эти проекты могут быть объединены в три группы: индустриальные, инфраструктурные и образовательно-технологические. Разработчиком и оператором проектов может выступить предложенное к созданию ОАО «Российская Корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии».  

     Эту идею  выдвинул директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов в ходе своего визита в Иран.

       По его мнению,российской антинаркотической службы, Корпорация должна оказать существенное содействие подъему экономик стран центральноазиатского региона и снижению наркотизации за счет вытеснения деятельности по производству и транзиту наркотиков на обочину экономической жизни, повышения качества жизни и обеспечения возможности для самых широких слоев населения принимать участие в легальной экономике своих стран. Создание новых рабочих мест, инфраструктур, производств, включение широких слоев населения в образовательные программы и другие меры должны принципиально уменьшить количество людей, вовлеченных в наркобизнес, вынужденных заниматься им, как правило, из-за невозможности обеспечить себе доход иными способами. Планируется, что помимо среднеазиатских республик в зону ответственности Корпорации будут входить Иран, Афганистан и Пакистан. Ключевым плацдармом совместного развития России и Ирана следует сделать Астраханскую область Российской Федерации, с которой у Ирана налажены тесные связи.

     Коснемся вопросов двустороннего инвестиционного сотрудничества. Объем накопленных  взаимных инвестиций по состоянию на 2010 г. оценивается в сумме 30,5 млн. долл. США, в том числе иранские инвестиции в России составляют 27,4 млн. долл. США, а российские  в Иран –  3,1 млн. долл. США. Как видите, диспропорция налицо.

     Российские организации и компании осуществляют в Иране преимущественно прямые инвестиции, которые за этот же период оценивались в сумме 27,3 млн. долларов США. Как для иранских, так и для российских инвесторов наиболее привлекательными сферами являются оптовая и розничная торговля, сервис автотранспорта и бытовой техники, куда направляются свыше 90 % инвестиций.

    Более эффективным и перспективным может явиться российско-иранское сотрудничество в сфере финансов и инвестиций для выхода на рынки третьих стран. Это, прежде всего, Центральная Азия и Кавказ, куда активно проникает турецкий капитал. Но не меньший экономический (и политический) эффект может быть достигнут благодаря совместным компаниям в отношении стран Персидского залива, а также на юго-восточном направлении Евразии.

   Конечно же, инвестиционное сотрудничество между Ираном и Россией практически находится в зачаточном состоянии, особенно если учесть громадные потенциальные возможности развития наших стран с использованием взаимных капиталовложений.

     Общеизвестны перспективные и широкомасштабные программы Ирана в области энергетики, с задачей выхода на рынки соседних стран, и сохраняющаяся заинтересованность Ирана в строительстве электростанций. Однако перспективным может оказаться участие не только в крупных энергетических программах, в которых традиционно участвовал СССР, но и в малой энергетике. Так из 50 тыс. населенных пунктов электрифицированы только 31 тыс., можно заинтересовать иранскую сторону в лице как местных энергетических компаний, получивших коммерческую самостоятельность, так и отделений «Джихадесазендеги» в строительстве малых электростанций, что поможет выполнить программу сплошной электрификации страны.

     Российско-иранские отношения в области энергетики развиваются достаточно активно, а позиция Российской Федерации здесь заключается в том, чтобы поддерживать проекты, которые направлены на переориентирование энергетических потоков Ирана в направлении Индии, Китая, Пакистана.

     Несмотря на реформирование иранской экономики и проводящуюся приватизацию, наиболее надежными партнерами пока остаются государственные, получившие коммерческую самостоятельность. В особенности это касается производственных компаний. При сотрудничестве с этими компаниями высок уровень государственных гарантий. Значительные полномочия имеют руководители останов, приграничных зон, свободных зон. Большую коммерческую активность ведут некоторые из исламских фондов, например, крупнейший в стране Фонд обездоленных, а также Фонд павших.
       
     Теперь попробуем подойти к проблеме с другой стороны. Иран привлекателен для российских интересов. Но Иран привлекателен и для западных инвесторов. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов, хотя бы теоретически, то, что в принципе может измениться характер ирано-американских отношений. Как может поменяться расклад сил в мире, если напряжение вокруг Ирана будет снято подписанием особого международного договора между Ираном и США?

      США, руководствуясь прагматическими соображениями, в принципе могут пойти на коренное улучшение отношений с Ираном, скорее свергнув сначала  ненавистного им Ахмадинежада. Конечная цель – окончательно ослабить своего главного евразийского соперника, Россию, полностью взять под свой контроль обстановку в  Персидском заливе, Ираке, Каспии и Средней Азии. При таком раскладе вытеснение России с иранского рынка, потеря многих выгодных контрактов, а главное – уменьшение политической значимости России для Ирана, сокращение ее влияния на Каспии и в Средней Азии, считайте, гарантированы. Получится, что  и здесь мы  проиграли…

    Итак, ясно как день. Иран уже стал ареной глобального противоборства различных государств Востока и Запада, в первую очередь, здесь скрестились интересы стремящихся к его энергоресурсам Вашингтона и Пекина, а также экономические и геополитические интересы США, ЕС, России и Китая.   

      Существует гипотеза, что Тегеран умело использует противоречия ведущих государств, стараясь стать региональным лидером. Для этого, по мнению иранского руководства, необходимо обладать мирной атомной энергией и иметь научно-технологические предпосылки для создания в случае необходимости собственного ядерного оружия. Запад хочет воспрепятствовать строительству в этой стране ключевых звеньев полного ядерного топливного цикла, но существующая международно-правовая база (Договор о нераспространении ядерного оружия и гарантии МАГАТЭ) позволяет только замедлить этот процесс.

       Думаю, для многих будет открытием, что Иран сегодня является самой продвинутой страной ближневосточного региона по уровню развития нанотехнологий. К настоящему времени в Иране производятся 113 нанопродуктов.

     Сегодня в Иране действуют 63 компании, специализирующиеся на нанотехнологиях. Некоторые из них производят свою продукцию в высоких объемах. К примеру, в строительной индустрии действуют 25 компаний, производящих нанопродукцию для строительства. 10 подобных предприятий работают в области автомобилестроения. Кроме того, в стране существуют многочисленные фирмы, специализирующиеся на производстве препаратов для медицины и здравоохранения. Из числа выпускаемой ими продукции следует отметить новый нанопрепарат «Синадоксозум». Данное лекарство уже сегодня распространяется через розничную аптечную сеть Ирана, и его эффективность для предотвращения прогрессирования рака уже доказана.

   В прошлом году в отделениях магистратуры иранских университетов обучались 5043 студентов (и еще 1325 человек – в аспирантуре) по специальностям, связанным с нанотехнологиями. Уже сегодня в Иране трудятся около 4000 специалистов в этой сфере. Кроме этого, в настоящее время Иран производит более 3 % от всего мирового объема научных публикаций в нанообластях, и в 2011 г. страна заняла 11 место в мировом рейтинге нанотехнологий.

        Разве можно поставить на колени такую динамично и перспективно  развивающуюся страну,а также с великой древнеперсидской культурой и, подчеркну, с особым иранским трудолюбием и особой национальной стойкостью перед внешним врагом?!

       По данным информагентства «Мехр» со ссылкой на портал президента Ирана, на встрече с президентом Махмудом Ахмадинежадом в рамках 12-го саммита ШОС президент Российской Федерации Владимир Путин назвал Иран историческим партнером, другом и хорошим соседом России и добавил: «Иран и Россия поддерживают историческое сотрудничество, и Иран считается нашим близким партнером в зоне Каспийского моря».

      Таким образом, на сегодняшний день именно у России и Ирана есть возможность создать новый миропорядок, основанный на принципах и нормах международного права во имя процветания наших народов, а также других евразийских народов, во благо и за безопасность всего человечества.

    Чтобы  не допустить однополярного мира.

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник сектора международно-правовых исследований Института государства и права Российской Академии наук. (г. Москва)


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика