Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О правовом статусе Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России
Научные статьи
19.09.12 10:08

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Образовательное право
Бибик И.Е.
О правовом статусе Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России
Статья посвящена проблеме определения административно-правового статуса Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России. Обосновывается необходимость изменения существующего положения указанного органа, связанная с проведением реформирования системы аттестации научных кадров в России, предложены различные пути модернизации деятельности ВАКа.

        Совершенствование национальной инновационной системы требует реформирования системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, ее адаптации к решению новых задач социально-экономического развития страны. Эта необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что крупные интегрированные бизнес-структуры, новые наднациональные формы хозяйствования, функционирующие в различных уголках мира, нуждаются в единообразных высокопрофессиональных кадрах, способных обеспечивать стремительно развивающийся научно-технический прогресс.

    Можно констатировать, что современная российская система аттестации столкнулась с рядом острых проблем, требующих реагирования со стороны государства. При этом развитие российского законодательства в сфере регулирования подготовки и аттестации научных кадров не может не учитывать тенденции глобализации. Вместе с тем степень участия Российской Федерации в интеграционных процессах и имплементация международно-правовых норм должны осуществляться с учетом принципов, позволяющих осуществлять нормотворческий и систематизационный процессы в рассматриваемой сфере деятельности с учетом системных подходов, полноты, объективности и преемственности. Интеграция системы подготовки и аттестации научных кадров должна осуществляться при сохранении достижений и развитии традиций российской высшей школы.

     История создания Высшей аттестационной комиссии (далее – ВАК) в России берет свое начало в 1932 г., когда учрежденная в СССР ВАК фактически начала работу. До этого времени ученые степени присуждались непосредственно в институтах и университетах. Создание единого аттестационного органа было вызвано, главным образом, идеологическим фактором – общим дефицитом достаточно квалифицированных и одновременно идеологически выдержанных ученых, способных адекватно оценивать диссертационные работы.
ВАК была создана в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. Однако современное состояние ВАК, ее правовой статус и полномочия нуждаются в серьезном реформировании с учетом современных реалий и инновационных процессов в сфере образования. Такая реформа уже началась.

    ВАК является прямым наследником тоталитарного режима. Об этом свидетельствуют не только безуспешные попытки ее ликвидации, бесплодные попытки ее реформирования, но и сам статус, определяемый действующим законодательством. Помимо статьи 6 Закона  «О науке и научно-технической политике,  которая несет в себе лишь закрепление самого факта существования ВАК «при федеральном органе государственной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности», статусу ВАК не посвящена ни одна статья профильных Законов «Об образовании»  и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

     За последние 20 лет таких органов было, по меньшей мере, четыре: Правительство СССР, Министерство образования России, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и, наконец, Министерство образования и науки Российской Федерации. В этом качестве ВАК обрел свой статус лишь недавно.

    Примечательно, что нахождение ВАК при Министерстве явно свидетельствует о нарушении принципов его формирования, заявленных в ст. 6 Закона «О науке и научно-технической политике», поскольку все нормативно-правовые документы, которыми он руководствуется в своей деятельности, да и само Положение о ВАК  утверждены не Министерством, а Правительством России.

    Относительно административно-правового статуса ВАК необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, под аттестацией в Положении о ВАК понимается присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. На  взгляд автора, присуждение ученый степеней логичнее отнести к подготовке научных и научно-педагогических работников, как завершающую стадию. В науке сложилось устойчивое понимание аттестации уже подготовленного научного и научно-педагогического работника, которая должна представлять собой конкурсно-контрактную систему трудовых отношений и систему присвоения ученых званий.  В этой связи объединение функций по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров в компетенции ВАК явилось бы целесообразным шагом, направленным на оптимизацию данной системы, повышение ее эффективности.

     Во-вторых, необходимо отметить, что ВАК занимает обособленное место в системе Минобрнауки России, поскольку ВАК создается Правительством РФ, а Минобрнауки России осуществляет ряд функций по обеспечению деятельности системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Вместе с тем существует исторический опыт, когда ВАК была самостоятельным органом государственной власти. В 1975 году было принято Положение о ВАК СССР,  в котором было определено, что ВАК является общесоюзным государственным органом по формированию научного потенциала страны и аттестации научных и научно-педагогических работников. В 1993 году был образован Высший аттестационный комитет Российской Федерации.  С 1998 года ВАК функционирует в составе Министерства общего и профессионального образования РФ.  Аттестация научных кадров как отрасль государственного управления с учетом ее существенного своеобразия и меж¬отраслевого (межведомственного)  характера нуждается в четкой организационно-правовой структуре. В этой связи образование органа исполнительной власти явилось бы еще одним шагом к стабильности функционирования аттестации научных кадров. Представляется целесообразным сохранить и исторически сложившееся название этой структуры.

     В-третьих, аттестация научных кадров органично встроена в систему высшего профессионального образования и научную среду. В этой связи она основывается, в том числе, и на принципах государственной политики в области образования и, прежде всего, на важнейшем принципе –  государственно-общественном характере управления образованием. Российской системой аттестации научных кадров накоплен большой опыт по реализации данного принципа. Ее центральным звеном являются ведущие ученые различных отраслей науки, обеспечивающие научное руководство и консультирование со¬искателей ученых степеней, работу диссертационных советов, экспертных советов ВАК и непосредственно ВАК. Представляется, что необходим такой паритет общества и государства в обеспечении подготовки и аттестации научных кадров, при котором государственный орган управления обеспечит ее инфраструктуру, осуществит организационно-технические функции. Таким образом, в полной мере принцип государственно-общественного характера управления заработает именно при образовании самостоятельного органа исполнительной власти, который будет свободен от какого-либо ведомственного влияния.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика