Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Пути уменьшения нагрузки на мировых судей
Научные статьи
19.09.12 10:15

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Судоустройство
Видашев И.И.
Пути уменьшения нагрузки на мировых судей
В статье на основе анализа статистических данных и правоприменительной практики предлагаются некоторые пути уменьшения нагрузки на мировых судей.

  Свадебный фотограф – это профессия, требующая исключительно творческого подхода и максимального внимания к мелочам. Фотограф на свадьбу цены, вся подробная информация на сайте http://www.fotolove.ru
      В Российской Федерации существует проблема чрезмерной нагрузки на мировых судей, которая негативно отражается на эффективности правосудия. Количество мировых судей в Российской Федерации в 2,5 раза меньше, чем судей федеральных судов (7,5 тыс. и около 18 тыс. соответственно), но на них приходится рассмотрение и разрешение 70 % гражданских и 40 % уголовных дел. Мировые судьи ежемесячно рассматривают по 44 гражданских дела, и это число увеличилось на 3 % по сравнению с 2010 годом.  Что касается предыдущих лет, то тут различия в увеличении нагрузки более существенные.

      Так в  Республике Татарстан количество дел, рассмотренных мировыми судьями в период с 2007 по 2011 годы, отражено в ниже приведенной таблице: 


     При этом количество мировых судей в Республике Татарстан увеличилось с 168 до 182. Тем самым среднемесячная нагрузка на 1 мирового судью увеличилась с 96,9 дел в месяц в 2007 году до 175,3 в 2011 году по гражданским делам. Также наблюдается увеличение по сравнению с 2010 годом количества административных дел. Нагрузка по уголовным делам снизилась незначительно: с 10 дел в месяц в 2007 году до 8,3 дел в 2011 году.

         В целом общая нагрузка на 1 мирового судью в Республике Татарстан составила 258 дел. 

      В Республике Коми количество дел, рассмотренных мировыми судьями в период с 2006 по 2011 годы, представлено следующим образом:



    Тем самым средняя нагрузка на мирового судью в Республике Коми увеличилась с 183,6 дел в месяц в 2006 году до 300 дел в месяц в 2011году, то есть нагрузка увеличилась более чем на 60 %.

      Мировыми судьями Республики Мордовия за 12 месяцев 2011 года рас¬смотрено 69 200 дел (уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях), что на 8,9 % меньше, чем за 12 месяцев 2010 года (75 947 дел).  По статистическим данным, на судебные участки мировых судей Республики Мордовия за 12 месяцев 2011 года поступило на рассмотрение 2230 уголовных дел, что на 13 % меньше, чем в 2010 году (2589 дел), 42490 гражданских дел или на 12,2 % меньше, чем за аналогичный период 2010 года (48375 дел), рассмотрено 24452 дела об административных правонарушениях (по числу лиц), что на 2,3 % меньше, чем в 2010 году (25025 дел).  В 2001 году на 1 одного мирового судью в Республике Мордовия приходилось 47 дел, а в 2007 году в среднем одним мировым судьей было рассмотрено 143 дела.  В 2008 эта цифра достигла 150 дел, в 2009 году – 168,5 дел, в 2010 – 176,4.  В 2011 – 140, 5 дел в месяц на 1 мирового судью.

       При этом необходимо учитывать, что существует Постановление министерства труда РФ от 27 июня 1996 г. № 41Б/06-74-125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов», где предусмотрены временные ограничения на рассмотрение отдельных категорий дел. Тогда мировые суды еще не были созданы, поэтому в данном Постановлении предусмотрены нормы нагрузки и для категорий дел, подведомственных в данный момент мировым судьям. Так на разбирательство в зале судебного заседания 1 дела по расторжению брака между супругами при отсутствии спора о детях выделяется 1,5 часа, о взыскании алиментов на содержание детей – 2,5 часа. Однако при существующей нагрузке судьи не могут себе позволить тратить столько времени на разбирательство 1 одного дела, что влияет на качество рассмотрения дел. Необходимо разработать нормы нагрузки для судей, в том числе и мировых,  предусматривающие систему дополнительных выплат в случае превышения норм нагрузок.

    С учетом национального и мирового опыта следует предложить пути снижения нагрузки на мировых судей, поскольку чрезмерная нагрузка снижает уровень гарантий судебной защиты. 

              Весьма важной в процессе внедрения упрощенных производств представляется информированность населения о самой процедуре, что позволяет одновременно и ускорить, и упростить сам процесс. Во многом этот эффект достигается благодаря наличию соответствующей информации в судах и вводу интернет-ресурсов и их постоянного обновления. Для этого можно позаимствовать опыт Великобритании. В частности, Практическое руководство к Правилам гражданского судопроизводства содержит приложение A, в котором перечислены документы с их образцами по 4 категориям дел, наиболее характерных при рассмотрении в порядке мелкого иска, которые чаще всего требуются суду. К этим категориям отнесены иски, вытекающие из: дорожно-транспортных происшествий; строительных, ремонтных, касающихся проданных товаров и иных схожих исков, проистекающих из договоров; споров между собственником помещения и нанимателем; исков о нарушении обязательств. 

        Кроме того, на официальном сайте правительства Великобритании размещены наглядные примеры, на которых описывается весь механизм подачи иска «на небольшую сумму» (small claims) и его прохождения через все этапы. Так в Великобритании пытаются обойтись без нецелесообразного удорожания процесса, по крайней мере, по определенным категориям споров, с помощью исключения необходимости привлечения в процесс адвоката,  мировых судей. Является привлечение к осуществлению судебной деятельности мирового судьи, находящегося в отставке, что предусмотрено статьей 7 ФКЗ от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации».

     Проект федерального закона № 2721-6 от 27 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации в Государственную Думу, принятый Государственной Думой в первом чтении и направленный в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству с целью его доработки с учетом поступивших поправок и внесения его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении,  предусматривает множество путей снижения нагрузки на мировых судей.  Данным законопроектом предусмотрена возможность председателя районного суда на основании мотивированного решения в трехдневный срок передать мате¬риалы, поступившие к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка в пределах того же судебного района, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мировых судей по судебному району. Этим же законом предусмотрена возможность привлечения к работе мирового судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи в том субъекте Российской Федерации, в котором он осуществлял правосудие. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

         Возможно, следует предусмотреть возможность привлечения к работе судьи в отставке в период нахождения действующего мирового судьи в отпуске и в течение первого года работы нового мирового судьи на территории мирового участка с целью передачи опыта от одного судьи к другому.       

        Статьей 2 законопроекта № 2721-6 предусматривается внесение изменений в статью 48 Налогового кодекса, согласно которым налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, то есть повышает минимальный размер суммы, необходимой для подачи заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в два раза.

        Согласно статье 4 законопроекта, мотивированное решение суда составляется в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей ходатайства о составлении мотивированного решения суда, которое может быть заявлено в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда либо подачи ими апелляционной жалобы, представления. 

       Еще одним способом снижения нагрузки на мировых судей могла бы быть передача уголовных дел из компетенции мировых судей в компетенцию районных судов. Тем самым  можно улучшить качество разбирательства уголовных дел, сейчас находящихся в компетенции мировых судей, так как судьи районных судов, как правило, имеют больший опыт по рассмотрению уголовных дел, и уменьшаем нагрузку на мировых судей, так как разбирательство 1 уголовного дела  занимает гораздо больше времени, чем разбирательство под¬судных ему гражданских дел. К тому же большая часть уголовных дел и сейчас находится в компетенции районных судов. 

       Возможно, необходимо пойти еще дальше путем автоматизированной системы распределения дел в соответствии с характером дел между мировыми судьями внутри судебного района с целью улучшения качества рассмотрения дела. При этом необходимо соблюдать равномерность нагрузки. Это в дальнейшем может привести к созданию мировых судов, состоящих из мировых судей, чьи участки находятся в пределах компетенции районного суда. При этом если в пределах судебного района действует 1 мировой судья, необходимо укрупнять данные районные суды. То есть необходимо создавать мировые суды, включающие в себя как минимум 2 мировых судей, вводить специализацию мировых судей. Это дает следующие плюсы: оптимизацию нагрузки на судей, более быстрое и качественное рассмотрение дел за счет специализации судей на определенных категориях дел, возможность экономии денежных средств, накопление судебной практики.

           С целью частичного решения вопроса обеспечения аппаратов мировых судей надлежаще подготовленными специалистами возможны заключения до¬говоров о прохождении учебной и производственной практик студентами юридических университетов и факультетов с возможностью преимущественного права на поступление на работу в суды данного уровня в случае работы в качестве общественных помощников мировых судей сроком не менее 1 года. Для этого необходимо разработать положение об общественных помощниках мировых судей.

           Необходимо проанализировать идею создания административных судов, так как нагрузка по делам об административных правонарушениях является весьма существенной для мировых судей. Думается, на первом этапе необходимо образовать окружные суды из расчета 1 окружной суд на 3–4 субъекта в зависимости от численности населения данных субъектов. На втором этапе необходимо образовать межрайонные административные суды, полностью изъяв административные дела из компетенции действующих судов всех уровней.

     Для примера можно взять Францию и ФРГ. Во Франции административные суды (трибуналы) самостоятельны и не подчиняются никаким органам в системе общих судов. Они выступают также в роли советников администрации. В административные суды ежегодно поступают десятки тысяч жалоб. Эти суды рассматривают как мало¬значительные (о пенсиях, возмещении ущерба и т. д.), так и крупные политические дела. Они проверяют законность административных актов – от рядовых муниципальных до ордонансов президента. Судебные акции касаются всех сфер жизни общества: политической – выборы; экономической – военная экономика, хозяйственное руководство и планирование, строительство; социальной –  общественная безопасность, профессиональные корпорации, благоустройство городов, защита окружающей среды; культурной – реформа образования, государственное обучение; нравственной – цензура прессы и кино.

    Организация административных судов в ФРГ трехступенчатая. Компетенция административных судов распространяется на все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски граждан к государственным органам, но и некоторые споры между административными единицами, например, между общинами или городами, а также все споры о правах государственных служащих. Высшим органом административной юстиции ФРГ является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Первичной инстанцией по рассмотрению административных споров является административный суд, судом второй инстанции – Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. 

      К подсудности мировых судей относят, в частности, дела по имущественным спорам на сумму, не превышающую 50 000 рублей.  Указанный стоимостный критерий не распространяется на подсудные мировому судье дела о выдаче судебного приказа. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничить выдачу мировым судьей судебного приказа данной суммой.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика