Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Закрепление нормами обычного права сословной структуры карачаевцев и балкарцев в хviii – первой половине xix веков
Научные статьи
19.09.12 10:32

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Теория и история государства и права
Доклаев Н.С.
Закрепление нормами обычного права сословной структуры карачаевцев и балкарцев в хviii – первой половине xix веков
К первой половине XIX века карачаевцы и балкарцы имели сложную разветвленную сословную структуру общества. Эта структура свидетельствует о неразвитости феодальных отношений у данных народов.

       Значительный интерес представляет исследование вопроса о генезисе у карачаевцев и балкарцев феодальных отношений, проявление которых наблюдается в закреплении нормами обычного права сословной структуры общества у данных народов в XVIII – первой половине XIX вв.

     Крупнейший исследователь обычного права народов Северного Кавказа А.М. Ладыженский отмечал, что к моменту завоевания Кавказа Российской империей первобытно-общинный строй у населявших его народов уже перерос в классовое общество, и адаты из норм чисто бытовых становились в значительной степени правовыми.  По его мнению, право появляется вместе с делением общества на классы. В основе норм, регулирующих поведение членов общества родового строя, не существовало дифференциации, в том числе юридической, этнической, религиозной и т.п. Вместе с тем, появление и развитие классовой дифференциации общества обусловливало и появление новых правил поведения, существенно отличающихся от тех норм, из которых они появились. Так шло создание сугубо юридических норм, которые охраняли интересы господствующих классов и сословий и которые, в свою очередь, обеспечивались принудительной силой зарождающегося государства, защищающего, прежде всего, интересы власть имущих. Автор указывал, что «обычай чисто родовой превращался таким образом в правовой, в точном смысле этого слова – в обычное право. Сохраняя часто свою родовую форму, он получал другое содержание».

     Как известно, наличие сословий, помимо деления общества на классы, характерно именно для феодального типа общества и государства. 

     Для народов Северного Кавказа основой их существования в период Средневековья являлись обычай, именуемый адатом, и клановая, тухумная, организация общества. Как отмечается в литературе, общие черты и местное своеобразие тухумной организации и адатного правосознания у горцев Дагестана, вайнахских и адыгских народов, осетин и тюркских народов Северного Кавказа в определенной степени характеризует динамику изменения соционормативной культуры горцев под влиянием сначала дореволюционных, а затем советских преобразований.

      Сословная структура карачаевцев и балкарцев тесно связана с клановой организацией данных народов. Статус человека определялся его принадлежностью к тому или иному тухуму. Согласно представлениям горцев, основой и выражением всякой власти являлись семья и клан.

     Наиболее полной и сложной являлась сословная структура карачаевцев, которая включала четыре основных слоя, которые, оперируя известными терминами, можно обозначить как княжеский, дворянский, крестьянский и низший слой, включающий рабов.

     Верхушку сословного слоя карачаевцев составляли бии, у балкарцев – таубии. Бийские кланы составляли фамилии Крымшамхаловых, Мударовых, Дудовых, Карабашевых, Урусбиевых и др. Наиболее распространенные фамилии балкарских таубиев – Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы, Мисаковы, Балкаруковы, Келеметовы, Шакмановы, Сюйюнчевы, Урусбиевы.

    Нормы обычного права закрепляли привилегии княжеского сословия, возлагая на подданных соответствующие обязанности. Так адаты балкарцев предписывали во время женитьбы княжеского сына давать самую жирную корову; во время приезда гостей к князю их лошади отправлялись холопу-карахалк и находились у него на обеспечении все время пребывания гостя; карауздени и холопы должны были раз в год доставлять на княжеский двор повозку дров и т.д.

      Некоторые привилегии карачаевских биев описаны Г.Ю. Клапоротом следующим образом: «Хотя карачаевцы ничем особенно не выделяют своих князей, однако уздени должны сопровождать верхом своих князей во время их экспедиций. Когда бий покупает что-нибудь, он обычно отдает часть свите, которая в ответ обязана как можно лучше кормить и прислуживать ему за столом, угощая его подходящими для его ранга едой и питьем».

    Подкняжеское сословие образовывали лица, происходящие в результате княжеско-крестьянского смешения. В Карачае такое сословие называлось эсекку-эльтут, или тумы.

      Вслед за биями и таубиями вниз по сословной лестнице шли уздени у карачаевцев и каракиши у балкарцев, которые представляли собой лично свободное, но экономически зависимое население. В отличие от других народов Северного Кавказа сословие дворян у карачаевцев и балкарцев четко не выделялось. Уздени и каракиши были достаточно разноплановой социальной структурой карачаевского и балкарского обществ. Разнородность данного сословия позволяет выделить несколько категорий группы свободных людей. Прежде всего, выделились сырма-уздени – первостепенные уздени, которые были трех разрядов: уллуздени, сарайма-уздени и керти-уздени. Лица, относящиеся к первостепенным узденям, имели достаточно большие права, но вместе с тем некоторые сарайма-уздени находились в зависимости от своих биев. Среднее звено среди лично свободных образовывали керти-уздени. Низшее звено среди узденей составляли кара-уздени (черные уздени), которые выполняли различные поручения князя и которые, по замечанию В.П. Невской, постепенно попадали в экономическую зависимость от правящей верхушки.

     Таким образом, свободное население Карачая и Балкарии – уздени и каракиши, находясь в вассальной зависимости от биев, претерпевало имущественное расслоение. Сырма-уздени по своему экономическому и политическому положению все более отличались от основной массы узденства и все более феодализировались. В то же время кара-уздени все более превращались в зависимое сословие.

     К зависимому сословию относились и азаты, т.е. вольноотпущенники, которые получили личную свободу от бия или сырма-узденя.  Личная свобода давалась за определенный выкуп, который мог вноситься имуществом или работой в течение ряда лет. При освобождении азаты не получали ни земель, ни другого имущества. Кроме того, личная свобода азата не освобождала его от некоторых натуральных повинностей перед своим бывшим владельцем. Так, убив скотину или оленя, азат должен был отдать лучший кусок мяса своему хозяину. 

     Зависимым крестьянским сословием в Карачае были «обрядные» холопы – юльгюлюкулы, которые по своему положению приравнивались к балкарским чагарам. Лица этого сословия обладали некоторыми правами как личными, так и имущественными, а также семейными. По обычному праву карачаевцев владелец мог продавать и дарить юльгюлюкулов, не разбивая при этом семью.

     Самую бесправную группу населения составляли «безобрядные» холопы, патриархальные рабы – башсызкулы, а женщины этого сословия назывались караваши. Адаты не закрепляли каких-либо прав данной категории зависимого населения. Как правило, башсызкулы появлялись в результате их захвата в ходе набега на чужие территории или путем их покупки. Они являлись полной собственностью их владельца; живя в доме хозяина, выполняли соответствующие работы в качестве прислуги, не имели права на семью, выступали в качестве товара при продаже, в качестве наследственного имущества и в качестве платежей. Собиратель горских адатов Ф.И. Леонтович отмечает: «Крепостной класс народа находится в полной и безграничной зависимости у своих владельцев, повинуясь им слепо, выполняя все работы по их указанию и перенося безропотно и терпеливо все наказания».

     Первые статистические сведения, полученные в 1867 г., следующим образом отражали сословную структуру карачаевского общества. Всего карачаевцев было 17788 человек, из них княжеского сословия (биев) – 53 человека, что составило 3,7 %; свободные крестьяне – уздени и азаты – 80,6 %; юльгюлюкулы составили 12,4 %, а башсызкулы – 3,3 %.  Таким образом, за год до отмены крепостного права на Кавказе основную массу карачаевского населения составляли свободные крестьяне, что свидетельствует о неразвитости феодальных отношений в карачаевском обществе.

     Сословная структура карачаевцев и балкарцев к первой половине XIX века представляла достаточно сложное разветвленное образование, включающее в себя различные группы, различающиеся по объему прав, обязанностей, повинностей перед вышестоящими сословиями.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика