Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Осмысление ценности правовой культуры в условиях развития средневековых государств
Научные статьи
19.09.12 10:44

вернуться


 
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Теория и история государства и права
Князев В.А.
Осмысление ценности правовой культуры в условиях развития средневековых государств
Настоящая статья обосновывает положение о том, что правовая культура является непреходящей ценностью для всего общества и отдельной личности. В ней доказывается положение о том, что существует жизненная необходимость поддержания должного уровня правовой культуры для установления правопорядка и законности в социуме. Это, в свою очередь, нашло свое отражение в воззрениях, позициях и научных взглядах общественных деятелей, философов и мыслителей, обращение к которым позволило более глубоко раскрыть сущностную характеристику рассматриваемого явления в период средневековья.

      Достаточно интересным с научной точки зрения представляется средневековый период, в котором весьма обстоятельно закрепились идеи о ценности правовой культуры. Отличительной особенностью рассматриваемой исторической эпохи является то, что, с одной стороны, сохранились передовые идеи античного периода, а с другой – культура, мировоззрение, нравственные устои и обычаи граждан претерпевают существенное изменение под действием схоластики, стержнем которой были церковные догматы. Вместе с тем, как верно отмечают в научной литературе в период формирования феодализма, в структуре правовой культуры был весьма велик варварский элемент.  Таким образом, произошло смешение трех компонентов, которые обусловили сущность правовой культуры в городах-государствах средневековья, а именно:
•    варварства как импульса развития культуры;
•    античности как базиса для ее дальнейшего совершенствования;
•     христианской догматики как направленности для ее планомерного развития.

    В этой связи, полагаем, уместно рассмотреть представления философа Ближнего Востока Абу Наср аль-Фараби (870–950 гг.) о важности поддержания законности и правопорядка в общественной жизни, развитие которых влечет за собой качественное повышение уровня правовой культуры личности. В своем «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» он указывает, что социальная гармония в обществе может быть установлена посредством укрепления указанных составляющих. Рассматривая вопросы правильных установлений в обществе, он обосновывает идею о том, что глава государства должен создавать для горожан подлинное счастье, и это является пределом искусства правления.  Предел или высшая точка добродетели может быть достигнута посредством просветительской работы в сфере права, другими словами, в создании условий для правовой образованности граждан и должностных лиц с целью установления справедливых законов, гарантирующих равные условия для развития и сохранения внутреннего потенциала каждой личности.      

                              Обоснованность указанных идей подтверждается и позицией киевского митрополита Иллариона, которая нашла свое отражение в произведении «Слово о Законе и Благодати». Стабильность развития общества, всего государственного аппарата во многом зависит от легитимности власти, от авторитета государственного правителя, поддержания его позитивного имиджа, который весьма успешно формирует должный уровень правовой культуры. Поэтому верховный князь должен был не только обладать достаточным уровнем правовой образованности, но и разумно править, опираясь на закон и милосердие. При выполнении указанных условий государь обеспечивал стабильность и легитимность своего правления, опорой которого служили закон и одобрение значительной частью населения проводимой государственной политики.

       Конкретизация идеи развития правосознания и правовой культуры граждан находит свое отражение в работах великого мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В одном из  фундаментальных научных трудов «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» обосновывается целесообразность упрочнения и защиты правовой и духовно-нравственной структуры общества, планомерный ход которой может быть нарушен, в том случае если частные интересы отдельных лиц будут превалировать над интересами общественными. В этой связи достаточно точно иллюстрируют указанную мысль его слова о том, что «где ни частные, ни общественные люди не внушали никому никакого почтения, так что всякий жил по-своему, и все наносили друг другу тысячи обид».  В то же время Никколо Макиавелли указывает на те факторы, которые способны укрепить государственное и общественное устроение: «нельзя допускать, чтобы начинал приходить в упадок какой-нибудь закон, составляющий нерв и жизнь свободного гражданского быта». Таким образом, свободу и справедливость он соотносит с уровнем развития правовой культуры, которая позволяет привить гражданам и правителю идею добропорядочного и законопослушного поведения для достижения внутренней гармонии. В противном случае «чрезвычайно дурно, когда в республике устанавливается закон и не соблюдается, а тем более когда его нарушает тот, кто установил».                

                        Вместе с тем следует учитывать то, что на научные воззрения Макиавелли сильное влияние оказывали труды античных мыслителей, осмысление которых позволяло ему понять истинную природу человека, подлинные основы общественного устройства, правильные формы правления. В подтверждение этого следует привести его слова: «Немалое время и с великим усердием обдумывал я длительный опыт современных событий, проверяя его при помощи постоянного чтения античных авторов».  Еще одним важным обстоятельством для обращения мыслителя к культуре, традициям и воззрениям античной эпохи послужило то, что они выступали исторически формируемым способом жизнедеятельности различных человеческих сообществ. Это, в свою очередь, давало им возможность, с одной стороны, устойчиво воспроизводить свое существование на основе традиций, с другой – адаптировать разные поколения и личность к быстро меняющемуся миру путем порождения инноваций или заимствований извне.

      В то же время весьма интересным видится совет Макиавелли правителям – опираться на право. Он достаточно обоснованно утверждает о том, что легче подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти.  Более того, они лишаются абсолютного права в том случае, если «привыкают нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, которыми люди руководствовались на протяжении долгого времени».  Таким образом, низкий уровень правовой культуры управленцев (государственных служащих) является прямой угрозой для стабильного существования социальной и правовой системы, а также значительно подрывает авторитет всей государственной власти. Важнейшим средством для сохранения власти, по мнению Макиавелли, является введение мудрых законов и порядок, достижение которых становится невозможным без развитого позитивного правосознания законодателей.

       В этой связи он верно утверждает о том, что хорошо продуманные и надежные законы, не нуждающиеся в исправлении – счастье для народа и государства.  Продолжая указанную мысль, он предполагает о том, что оно наступает тогда, когда законодатель думает «не о себе, а об общественном благе, не о наследственной власти, но об отечестве»;  когда он соединяет достоинства разных форм правления  и предусматривает «законные способы  утихомирить бурлящие страсти»;  когда он «исходит из присущих людям дурных наклонностей, проявляемых при любых благоприятных обстоятельствах»,  и соединяет в своих законах старое и новое.        Не менее важным для установления научной истины в исследуемом вопросе представляются воззрения английского политического деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.), который выявил основную задачу государственной власти: «сохранить державу, сделать ее счастливой и процветающей…».  Достижение общественной пользы и справедливости, а также построение сильного правового государства возможно при наличии законов. Как известно, разработка и принятие законов, не говоря уже об их исполнении, напрямую связаны с наличием должного уровня правовой культуры в той среде, которую они регулируют.

     Так, по мнению великого мыслителя, «главная и единственная цель, которую должны преследовать законы и на достижение которой они должны направлять все свои постановления и санкции, – это счастье граждан. Эта цель будет достигнута, если благочестие и религия поставят их на правильный путь, если будут процветать достойные нравы… если законы будут охранять граждан от несправедливости отдельных лиц и от мятежей, если граждане будут повиноваться приказаниям властей, если они будут жить и процветать в достатке и изобилии».  Таким образом, в рассмотренных позициях мыслителей, философов, общественных деятелей весьма отчетливо прослеживается мысль о том, что правовая культура является ценностью, которая способствует установлению подлинно справедливых законов, направленных на удовлетворение материальных и духовных запросов граждан, а также благотворно влияет на степень развития правопорядка и законности в городах-государствах средневекового периода.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика