Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об оценке эффективности правовых средств обеспечения юридической безопасности
Научные статьи
20.09.12 09:34

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Теория и история государства и права
Лапаев И.С.
К вопросу об оценке эффективности правовых средств обеспечения юридической безопасности
В статье рассматривается содержание механизма обеспечения юридической безопасности, дается классификация рассматриваемого механизма на основе используемых правовых средств. Большое внимание уделено теоретической проблеме повышения эффективности действия правовых средств.

      Правовые средства выступают важнейшим элементом механизма обеспечения юридической безопасности.  Юридические (правовые) средства – это взятая в единстве совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей. Как отмечает А.В. Малько, понятие «правовые средства» позволяет обобщить те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечить достижение поставленных в законодательстве и практике целей. Главное в теории правовых средств – «какие социальные задачи эти правовые механизмы могут решать, где и в каком порядке их можно использовать в практической правовой деятельности для достижения социально значимых результатов».

    На наш взгляд, можно говорить о том, что механизм обеспечения юридической безопасности – это часть механизма правового регулирования. «Механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно полезных целей».  В рассматриваемом случае общественно полезной целью является достижение действительной юридической безопасности.

    Поскольку механизм обеспечения юридической безопасности – часть механизма правового регулирования, то в его структуре в качестве основных элементов (стадий) механизма обеспечения юридической безопасности по аналогии со структурой механизма правового регулирования  можно выделить: 1) юридические нормы, регулирующие общественные отношения в разрешении конфликта; 2) правоотношения, в рамках которых осуществляются меры безопасности; 3) акты реализации прав и обязанностей в разрешении конфликта; 4) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

    Цель механизма обеспечения юридической безопасности – обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальное гарантирование гражданско-правового состояния субъектов общественных отношений. Каждое звено механизма юридической безопасности должно быть сформировано таким образом, чтобы оно не только реализовывало свою внутреннюю цель, оправдывало свою сущность, но и создавало все условия (предпосылки) для наступления и осуществления следующего этапа. Механизм обеспечения юридической безопасности призван гарантировать реальную действенность права в отношениях обеспечения интересов субъектов правоотношений. Данный результат может быть достигнут, если между элементами механизма обеспечения юридической безопасности установится постоянная связь, способствующая усилению их совокупного взаимодействия.

    Общая схематичная структура механизма обеспечения юридической безопасности, представленная выше, включает достаточно большое количество правовых средств, которые сами по себе могут рассматриваться как правовые цели и включаться в рамки иных правовых механизмов. Таким образом, механизм юридической безопасности – это комплексная, индивидуально выстроенная система правовых средств и условий, направленная на достижение конечной цели по юридическому, а соответственно и фактическому обеспечению защищенности участников общественных отношений, беспрепятственному удовлетворению интересов субъектов права. В числе средств, методов, способов достижения приемлемого уровня правовой защищенности можно выделить: меры юридической защиты, выраженные как в материальном, так и в процессуальном праве (процессуальные меры принуждения); меры самозащиты; юридическую ответственность; правовую охрану; меры пресечения; способы восстановления нарушенных прав; правовую неприкосновенность; правовые ограничения; научно-правовые идеи и концепции (идеологическую базу обеспечения юридической безопасности); эффективность деятельности правотворческих органов, качество законодательства, его стабильность; высокий уровень правовой культуры и правосознания и др. Таким образом, категория механизма юридической безопасности позволяет исследовать сущность и природу этого явления в другом измерении – в плоскости его практической «работы», действия, реализации запланированных результатов.

    Классификация механизма обеспечения юридической безопасности и выделение в его рамках субмеханизмов основывается на используемых правовых средствах.

     Юридические средства, комбинируясь определенным образом в механизме юридической безопасности, участвуют в правовом регулировании. В связи с этим они, являясь регулятивными частицами права, выполняют все его основные функции. Исходя из закрепления в правовой литературе двух специально-юридических функций правовых средств (регулятивной и охранительной),  можно выделить:

   1) Регулятивный механизм обеспечения юридической безопасности. Данный механизм реализуется посредством регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций правовых средств.

   Регулятивно-статическая функция проявляется в закреплении юридически значимых отношений, статусов и институтов в целях обеспечения их стабильности и неизменности, связана с использованием таких юридических средств, как запреты и дозволения. Регулятивно-динамическая связана с регулированием юридическими средствами каких-либо социальных процессов, с оформлением динамики движения социальных связей. Данная функция реализуется преимущественно посредством позитивных обязываний и дозволений.

    2) Охранительный механизм обеспечения юридической безопасности, связанный с защитой наиболее важных социальных отношений, с восстановлением нарушенных прав, с предупреждением и пресечением нарушений закона, с возложением на нарушителя мер юридической ответственности. Он осуществляется преимущественно с помощью запретов и санкций.

   Кроме того, анализируя правовые средства гарантирования юридической безопасности, на наш взгляд, следует выделять по субъектному составу участников правоотношений, в рамках которых происходит обеспечение юридической безопасности:

   1)    Государственно-правовой механизм обеспечения юридической безопасности, который представляет собой совокупность осуществляемых в правовой системе и посредством права мер, средств и способов, с помощью которых государственные органы обеспечивают состояние правовой защищенности (гарантированности) жизненно важных интересов (статусов, режимов и т.п.) субъектов права в связи с вступлением в сферу правовых отношений.

    2)    Частноправовой механизм обеспечения юридической безопасности, в который входят правовые средства и установления, посредством которых частные лица либо иные негосударственные субъекты осуществляют действия, направленные на обеспечение юридической безопасности. В рамках частноправового механизма можно выделить самозащиту, страховой механизм обеспечения юридической безопасности, процедуры третейского судопроизводства, медиации. Применение данного механизма характерно в основном для частноправовых отношений, тем не менее, часть правовых средств наличествует и в публичных правовых отношениях (например, референдум).

      На основе области применения правовых средств механизма обеспечения юридической безопасности следует выделить два основных этапа его действия:

     1) в сфере правотворчества, стадии, на которой происходит нормативное закрепление того или иного вида правоотношения, определяются права и обязанности участвующих в них субъектов, предусматриваются факты, которые послужат отправными точками для начала правовых отношений. Кроме того, на данном этапе закрепляется механизм охраны юридической безопасности, устанавливаются гарантии обеспечения юридической безопасности и предусматриваются санкции за ее нарушение;
 
    2) в сфере правореализации на данном этапе происходит реализация норм права и фактическое обеспечение юридической безопасности. Именно на данной стадии определяется степень эффективности механизма юридической безопасности, заложенного законодателем, происходит защита и восстановление юридической безопасности субъектов.

    Последняя из вышеназванных классификаций представляется наиболее важной, так как она позволяет проследить динамику механизма обеспечения юридической безопасности, выявить источник его дефектов.

      Одной из центральных проблем правового регулирования во все времена является проблема повышения эффективности работы юридических механизмов, именно в этом заключается одна из гарантий успешного решения назревших социальных проблем, залог прогрессивного развития общества.

     В настоящее время в юридической науке наиболее распространенной является предложенная В.В. Глазыриным, В.Н. Кудрявцевым, В.И. Никитинским и И.С. Самощенко концепция, согласно которой эффективность правовых норм рассматривается как соотношение между фактическим результатом их действия и теми целями, для достижения которых эти нормы были приняты.  В рамках данной теории единственным эффективным критерием и одновременно мерилом эффективности юридического предписания считается мера достижения его цели. В зависимости от того, насколько цель реализована на практике, и должен делаться вывод о степени эффективности нормы.

      Следовательно, эффективность механизма обеспечения юридической безопасности – это степень практической реализации поставленных законодателем целей, их претворения в конкретные результаты.

     Однако справедливо отмечает К.В. Шундиков, что степень реализации цели не может быть единственным критерием эффективности правового регулирования.  Если под эффективностью понимать лишь соответствие результата поставленной цели, то при таком подходе к проблеме цели права изначально выводятся из зоны критического анализа. Цели, поставленные законодателем для обеспечения юридической безопасности, и баланс интересов, которые они отражают, могут не в полной мере соответствовать существующей экономической, социальной, политической или культурной ситуации в обществе. Правовая политика государства не всегда направлена на достижение социально обусловленных ориентиров. Нормы, преследующие такие цели, приводят к вредным, негативным последствиям, не могут считаться эффективными, как бы ни были высоки показатели их достижения.

     Юридическая эффективность имеет смысл не сама по себе, а лишь в контексте более широкой социальной эффективности. Последняя представляет собой такое свойство права, которое характеризует его способность по достижению не всяких, а только социально полезных результатов, соответствующих объективным потребностям развития общества.

     Таким образом, эффективность механизма обеспечения юридической безопасности предполагает, помимо достижения целей, поставленных законодателем, чтобы эти цели соответствовали социальным отношениям в обществе, не создавали условий, произвольно изменяющих баланс интересов субъектов права, не содержали в своей структуре различного рода неблагоприятные последствия.

     Необходимым условием механизма обеспечения юридической безопасности является использование и применение юридического инструментария, тем не менее используемые юридические средства должны быть максимально оперативны и экономичны.

     На наш взгляд, применяемые в рамках механизма обеспечения юридической безопасности средства должны соответствовать нравственным ориентирам большинства членов общества. История показала, что применение антигуманных средств, унижающих человеческое достоинство, попирающих естественные права и свободы граждан, для реализации самых значительных целей, неизбежно приводит к обесчеловечиванию самих целей, к превращению их в ориентиры, которые не воспринимаются и не поддерживаются населением.  Это особенно важно для тех стран, где сильны идеи тоталитаризма и имперские амбиции, слабы конституционные и демократические традиции, низка правовая культура.

    Исходя из вышеприведенных положений, можно выделить следующие основные критерии оценки эффективности механизма обеспечения юридической безопасности:
– степень практической реализации правовых целей, поставленных для достижения юридической безопасности;
– степень отражения интересов различных субъектов права, создания условий для гарантирования юридической безопасности для всех субъектов правоотношений;
– степень социальной полезности полученных результатов, которая соответствует, как правило, качеству поставленных целей, уровню их отражения действительной социальной обстановки;
– степень совершенства применяемых юридических средств.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика