Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Взыскание задолженностей с осужденных: проблемы теории и практики исполнения
Научные статьи
20.09.12 09:38

вернуться

  
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Уголовно-исполнительное право
Миронов Р.Г., Шалыгин В.В.
Взыскание задолженностей с осужденных: проблемы теории и практики исполнения
В статье рассматриваются основные компоненты по реализации государственной политики в области принудительного исполнения судебных актов и решений в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам, и осужденных к уголовным наказаниям.

    Караоке-клубы и бары с возможностью попеть под караоке: информация, пользовательские отзывы и рейтинги. Караоке клуб, вся подробная информация на сайте http://www.karaoke-kokand.ru
В условиях современно-прогрессирующего общества особое значение приобретает создание надежного механизма защиты законных интересов граждан, пострадавших от неправомерных и насильственных действий со стороны недобросовестных лиц и криминального сообщества. При этом основная доля лиц, совершивших тяжкие преступления, отбывают наказание в местах лишения свободы. И почти столько «исправляются» в обществе. 

   Но проблема не в том, что за свое деяние они получили по заслугам и им возданы превентивные меры воздействия либо применены наказания, не связанные с лишением свободы. Наказание – это обязательная мера государственного принуждения за совершенное деяние, назначенная судом. А важность проблемы в том, что «спрятавшись» за решетку или альтернативные лишению свободы меры воздействия, они на долгие годы «освобождают» себя от исполнения судебных актов и решений по исполнительным производствам и выплатам за нанесенный ущерб.

    Здесь и встает вопрос о правообеспечительной и правореализующей составляющей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее ФСИН и ФССП), в части взыскания задолженностей с лиц, отбывающих уголовные наказания.

    Современная практика показывает, что до сих пор не выработан единый подход к реализации данной проблемы. В первую очередь, это полное отсутствие взаимопонимания по данной проблеме между ФСИН и ФССП (за исключением, случаев обмена статистической информацией), и второе –  нежелание совместно решать проблему на государственном уровне. Речь идет о возможности нормативно-правового урегулирования вопроса об обязательном привлечении к труду осужденных, имеющих исковые обязательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, и создании законодательных предпосылок для формирования собственной производственной базы для трудоиспользования различной категории осужденных. К труду должна быть привлечена вся трудоспособная часть наших сограждан, отбывающих уголовные наказания как в исправительных учреждениях, так и на свободе. И это должна быть государственная политика, а не только изнуряющие потуги территориальных органов ФСИН России в поисках работодателей и возможностей расширения собственного производства.

    Говоря об особенностях информационного обмена между администрацией учреждения и службой судебных приставов, речь идет, как правило, о трудоустройстве осужденного должника, наличии у него заработка, размере этого заработка и производимых удержаниях. В качестве дополнительной информации это размер денежных средств на лицевом счете, длительность срока отбывания наказания и возможности решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника, а также остаток размера задолженности по исполнительным документам.

     При наличии информации об отсутствии работы у осужденного к лишению свободы должника в рамках исполнительных производств, служба судебных приставов направляет в учреждения ходатайства об их трудоустройстве. Аналогичные информационные материалы направляются в уголовно-исполнительные инспекции (далее инспекция): о месте работы и жительства осужденного должника, о дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета и одновременно сообщают о наличии у него непогашенной задолженности по исполнительным документам.

    Несмотря на принятые Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между региональными органами ФСИН и ФССП России, конкретизация форм и методов совместных действий носит эпизодический характер и ограничивается лишь формальными мерами повышения эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, организация розыска должников и их имущества.

    Для справки, в Приволжском федеральном округе (далее ПФО) за период 2010–2011 гг. в исполнительном производстве находились 157751 документ на общую сумму 7220287 тыс. руб. Из них 8374 исковых заявлений по алиментным обязательствам или 5 % от общего количества документов.  Несложно подсчитать: в восьми федеральных округах суммы задолженностей с небольшой разницей, примерно одинаковы. Значит, в целом по стране общая задолженность превышает пятидесятимиллиардный рубеж (прим. авт.).

    В настоящий момент из общей суммы, подлежащей взысканию по исполнительным документам, реально взысканы лишь 408477 руб., что составляет порядка 6 % от общей суммы, подлежащей взысканию.

     Картина по удержаниям выглядит следующим образом. Наибольший процент взыскания задолженностей в Республике Башкортостан – 33 %. Далее Пермский край – 15 %. Пензенская область и Республика Марий Эл – соответственно 6 % и 5 %. Наименьший показатель установлен в Оренбургской области – 0,07 %.

    Несмотря на относительно положительный процент взыскания по исполнительным документам в Республике Башкортостан, следует отметить, что в настоящий момент в производстве находятся свыше двенадцати тысяч исковых требований на осужденных, и общая сумма задолженности составляет 1009 млн. рублей. Наибольшее количество исполнительных документов в отношении должников, отбывающих наказание, зафиксировано в Кировской области – 35515 исполнительных документов на общую сумму 2956098 руб. Наименьшее количество в Республике Татарстан – 1476 на сумму 60158 руб.

     В среднем это 13 %, что фактически свидетельствует о низком уровне взыскания задолженности с лиц, отбывающих наказания в учреждениях УИС.

     Особый акцент необходимо сделать на проблемах исполнения осужденными алиментных обязательств, т.к. это важный институт в сфере социальной защиты ребенка в нашей стране. За последние годы значительно возросло число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, а также число разыскиваемых родителей. Только за первое полугодие 2012 г. в Республике Башкортостан осуждены по ст. 157 УК РФ (Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) 1172 человека. В то же время за указанный период удержано по алиментным обязательствам на содержание детей свыше восьми миллионов рублей.

     Исходя из важности исполнительного производства судебных актов, первостепенное значение приобретает организация трудовой занятости лиц, наказание которым назначено без изоляции от общества. Но одна проблема порождает другую. Это сложная обстановка на рынке труда, что в свою очередь влечет отсутствие квот на трудоустройство не только осужденных, имеющих исполнительные документы, но и простых граждан, не имеющих отношение к криминалу. Несмотря на принимаемые меры о сотрудничестве с органами занятости и социальной защиты населения по планомерному трудоустройству осужденных, общая картина не представляется утешительной. Например, в Республике Башкортостан в первом полугодии текущего года в центры занятости направлены 359 осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, из них трудоустроены только 99 человек (36 %). Аналогичная проблема представлена во всех субъектах Российской Федерации, с разницей в 5–7 %.

     Наиболее острой остается проблема с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы. Всего в исправительных учреждениях ПФО по состоянию на 1 июля т.г. содержались 76292 осужденных, имеющих исполнительные листы. Погашают иски 24889 человек или 32,6 % (по УИС России – 30,6 %) от количества осужденных, имеющих исполнительные листы.

   Доля осужденных, имеющих исполнительные листы, по суммам распределилась следующим образом:
– до 50 тыс. руб. – 67,21 %;
– от 50 до 100 тыс. руб. – 16,26 %;
– от 100 до 500 тыс. руб. – 13,25 %;
– от 500 до 1 млн. руб. – 2,3 %;
– свыше 1 млн. руб. – 0,98 %.

    Трудоустроены на оплачиваемые работы в исправительных учреждениях округа 84,6 % от количества лиц, погашающих иски (по УИС России – 81,98 %). Удельный вес трудоустроенных осужденных, имеющих иски, по сравнению с 2010 годом увеличен на 11 % (по России – на 9 %). Среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму (ст. 105 УИК РФ) в учреждениях, составил 4603 рубля.

    Для более предметного исследования данного вопроса обратимся к данным ГУФСИН России по Республике Башкортостан.

     По состоянию на 1 июля 2012 года в исправительных учреждениях республики содержатся 3765 осужденных, имеющих исполнительные листы (это на 24 % меньше АППГ – 4720). Из них трудоустроены на оплачиваемые работы 2014 человек (АППГ – 1828), или 57 %. Удельный вес трудоустроенных осужденных, имеющих иски, по сравнению с первой половиной 2012 года увеличен на 19,2 %. Среднемесячный размер заработной платы осужденных, являющихся должниками по исполнительному производству, составляет 2353 рубля. На текущий момент общая сумма задолженности осужденных по исковым требованиям составляет почти пятьсот миллионов рублей (498902900,82 руб.).

     В настоящее время не трудоустроены осужденные, имеющие исполнительные листы – 1641 человек, или 43 % от общего количества осужденных, имеющих задолженности. Существует множество как объективных, так и субъективных факторов, не позволяющих в полном объеме трудоиспользовать осужденных. В основном это происходит по причине отсутствия специальности у осужденного, ограниченная трудоспособность или нетрудоспособность (инвалидность, нервно-психические заболевания, туберкулез и т.д.), а также в силу исполнения оперативно-режимных требований (склонные к побегу, членовредительству, нарушению режима отбывания наказания и т.д.).

     Проблема трудоустройства осужденных, как часть стратегического направления реализации государственной политики в сфере трудовой занятости населения, в различные периоды рассматривалась на уровне законодательной и исполнительной власти республики.

     Принятая еще в 1997 году Кабинетом Министров и Государственным Собранием Республики Башкортостан, «Республиканская целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года» позволила создать необходимые условия для обеспечения трудовой занятости осужденных и сократить количество необеспеченных работой осужденных почти в 2 раза. Данная Программа в настоящий момент явилась основой расширения производственных мощностей и налаживания связей с ведущими промышленными предприятиями республики и за ее пределами. Все это повлекло повышение эффективности труда работающего контингента, его заработка, в результате чего многие работающие осужденные могли расплатиться по исковой задолженности.

     Производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений республики имеет положительные тенденции к росту. Если рост объемов производства товарной продукции и оказания услуг в первом полугодии 2010 г. составил 82,9 %, в 2011г. – 93,3 %, то в первом полугодии 2012 года уже превысил стопроцентный рубеж (106,1 %). В связи с этим ежегодно увеличивается численность работающих осужденных. Так в 2010 г. привлечены к труду 3763 чел. или 25,2 % от среднесписочной численности осужденных, в 2011 г. – 4059 чел. или 28,1 %, и на текущий момент трудоустроены – 4300 чел., что составило 32,5 %. Это позволило создать дополнительные рабочие места, в том числе для трудоустройства первоочередной категории осужденных.

      Новеллой для организации порядка удержаний по исковым заявлениям явилось внесение изменений в ст. 107 УИК РФ (Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы). Первоочередность взыскания алиментов и возмещения вреда позволила погашать задолженность всем трудоустроенным осужденным. Для сравнения: если за первое полугодие 2011 года было фактически взыскано чуть более одного миллиона рублей, то за аналогичный период текущего года уже удержано около пяти миллионов рублей.

     Однако несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных рабочих мест для спецконтингента, в том числе первоочередного трудоустройства осужденных, имеющих задолженность по исполнительным листам, существует ряд проблем взыскания задолженности. В первую очередь, это низкий заработок осужденных, в связи с невыполнением осужденными норм выработки из-за низкой квалификации; 37 % трудоустроенных осужденных заняты на швейном производстве, что не дает больших заработков из-за отсутствия достаточного опыта для выполнения норм выработки. Во-вторых, негативно влияет на заработок осужденных и высокая степень износа основных производственных средств (станков, прессов, швейных машинок). В-третьих, отсутствие стимулов у работающих осужденных к увеличению производительности труда.

     К повышению стимула работающих осужденных вполне уместной и своевременной послужит поправка, внесенная в ст. 99 УИК РФ (Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы). Это касается неравноправной возможности осужденных использования денежных средств, находящихся на их лицевых счетах, с учетом работающих и неработающих категорий. Так у работающего осужденного либо осужденного, получающего пенсию, производится обязательное ежемесячное отчисление с лицевого счета денежных средств на возмещение расходов по их содержанию (питание, одежда, коммунально-бытовые услуги, индивидуальные средства гигиены). Однако неработающие осужденные пользуются вышеперечисленными услугами по их содержанию бесплатно. Данное положение приводит к тому, что осужденные не стремятся трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения, отсутствие позитивной мотивации у работающих осужденных к выполнению и перевыполнению норм выработки.

     Для решения обозначенных проблем, направленных на обеспечение осужденным возможности трудоустройства во время отбывания наказания и после освобождения, предусмотрена система общеобразовательного и профессионального обучения, действующая в исправительных учреждениях.

    В заключение можно сделать ряд обобщенных выводов, на основании которых можно предложить практические рекомендации по реализации мероприятий по взысканию задолженности с лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и отбывающим наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

    Выдвинутая гипотеза о создании надежного механизма защиты имущественного и материального положения потерпевших, их прав в целом нашла свое подтверждение. На первый план должна выйти интеграция всех сил и средств службы исполнения наказаний и службы судебных приставов по вопросам принудительного исполнения судебных актов и решений, розыска лиц, имеющих исковые обязательства на подведомственных территориях и объектах.

      В связи с этим актуальность необходимости взыскания задолженности с осужденных, отбывающих уголовные наказания, позволила уточнить современное состояние исполнительного производства судебных решений и наметить практические меры по своевременному решению проблемы в русле концептуальных направлений проводимой реформы уголовно-исполнительной системы. В связи с этим большое значение приобретают теоретическая разработка и практическая реализация методологических, организационных, правовых факторов обеспечения исполнительного производства по вопросам принудительного исполнения судебных актов и решений. Указанные факторы формируют систему обеспечения гарантированного правосудия, обеспечивают ее управление и регламентируют общественные отношения, возникающие в данной сфере деятельности.

    Главной задачей, способствующей эффективной реализации исполнительного производства в отношении не только должников, отбывающих уголовные наказания, но и всего трудоспособного «тюремного населения» страны, является заинтересованность государства в выработке концептуальной политики в области создания и развития промышленного сектора в пенитенциарных учреждениях России; привлечение инвестиционных компаний в уголовно-исполнительную систему с установлением льготных условий налогообложения; передача исправительным учреждениям самостоятельных функций по реализации выпущенной продукции с учетом рыночных условий ценообразования и освобождения от всех видов налога на период реформирования до 2020 года; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на повышение стимулирующих условий труда осужденных.

    Кроме того, важным фактором в реализации судебных решений в части взыскания исковых задолженностей является совместная работа органов исполнения наказания и службы судебных приставов, проводимая в едином правовом поле при наличии комплекса внутрисистемных ведомственных документов, регламентирующих вопросы взаимодействия, оценки его результатов. Данная работа включает в себя:

– создание механизма взаимодействия уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов на основе общих (основных) и специальных принципов совместной деятельности на уровне каждого субъекта федерации и страны в целом; организация в процессе взаимодействия совместного планирования деятельности с возможностью принятия комплекса совместных управленческих решений; конкретизация и повышение роли руководителей территориальных органов ФСИН и ФССП в организации взаимодействия на объектовом уровне;
– определение факторных особенностей среды функционирования и структурного построения служб исполнения наказаний и судебных приставов на объектовом уровне;

– анализ и оценка эффективности практических мероприятий по осуществлению взаимодействия, связанных с организацией принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, включая вопросы розыска должников и их имущества, оценка и совершенствование основных форм и методов взаимодействия; разработка научно обоснованных рекомендаций по определению критериев оценки взаимодействия ФСИН и ФССП на федеральном, территориальном и объектовом уровнях.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика