Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Уголовно-правовое обеспечение противодействия должностным преступлениям в Германии
Научные статьи
20.09.12 10:28

вернуться


 
ЕврАзЮж № 8 (51) 2012
Уголовное право и криминология
Сулейманов Т.М.
Уголовно-правовое обеспечение противодействия должностным преступлениям в Германии
Данная статья посвящена анализу антикоррупционного законодательства Германии. В ней подробно рассматривается ответственность лиц за должностные преступления. Автор делает вывод об особом отношении законодателя к судейским работникам и военнослужащим Бундесвера. Делается вывод о системном характере немецкого законодательства в сфере противодействия коррупции.

   Современное европейское законодательство отличается высоким уровнем антикоррупционности. На одном из первых мест находится норматив-но-правовое обеспечение борьбы с должностными преступлениями.

     Характерная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Законодатели европейских стран, исходя из широкой распространенности этих преступлений, принимают особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными должностными преступлениями. При этом не придается большого значения менее опасным, хотя и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением).

    Германские юристы,  как и законодатели других стран, разграничивают преступления, совершаемые должностными лицами государственного аппарата, от аналогичных деяний, совершаемых должностными лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

      Понятие должностного лица дается в § 11 («Употребление терминов») Общей части УК ФРГ следующим образом: это «тот, кто, согласно германскому праву: а) является чиновником или судьей; б) состоит в иных публично-правовых отношениях или в) иным образом призван к тому, чтобы осуществлять задачи публичного управления при каком-либо органе власти или другом учреждении или по его поручению».

     Вместе с тем, в определенных случаях к ответственности за должностные преступления могут привлекаться не только чиновники. Так  в разделе 28 УК ФРГ («Должностные преступления») в ряде случаев допускается возможность привлечения к уголовной ответственности как должностного лица того, кто «непосредственно призван к несению публичной службы» (§ 331–334). В соответствии с § 11 УК, им является работник, который, «не будучи собственно должностным лицом, осуществляет задачи публичного управления при каком-либо органе власти или занят в учреждении или объединении, осуществляющем такие задачи». Это, разумеется, существенно расширяет круг лиц, которые могут преследоваться по нормам об ответственности за взяточничество (это относится и к тем, кто получает взятки, и к тем, кто обещает или передает их таким лицам). В некоторых случаях субъектами этого преступления могут быть и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, если они будут хотя бы временно выполнять при каком-либо органе власти, публичном учреждении или объединении задачи публичного управления.

    Решающее значение при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки германское законодательство придает следующим фактам: 1) выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же 2) выполнении незаконных действий, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку.

    Согласно ч. 1 § 331 УК ФРГ, должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или штрафом.

    Совершение судьей или третейским судьей такого же деяния при от-правлении правосудия рассматривается в качестве квалифицирующего признака. Оно наказывается (ч. 2 § 331) лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом (при этом подробнейшим образом повторяются все элементы диспозиции ч. 1 этого параграфа).

    Согласно ч. 3 § 331 УК, деяние, предусмотренное ч. 1 этого параграфа, не влечет за собой наказания, если субъект принимает затребованную им вы-году реально или в виде обещания ее, получив при этом предварительное согласие компетентных властей либо немедленно известив эти власти о предложении или получении взятки.

    Итак, в § 331 УК ФРГ ничего не говорится о характере действий, совершаемых за взятку должностным лицом или судьей. Можно сказать, что здесь как бы презюмируется их законный характер.

    Напротив, в ч. 1 § 332 УК ФРГ предусмотрен случай, когда должностное лицо требует имущественной или иной выгоды либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг. Это преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет, а в менее тяжких случаях – лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом.

    Значительно строже наказываются те же действия, совершенные судьей или третейским судьей, – они влекут за собой лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет и лишь в менее тяжких случаях – лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет (ч. 2 § 332).

     Применительно к случаям совершения за взятку действий, являющихся нарушением служебного долга, в УК ФРГ зафиксированы правила, относящиеся скорее к процессуальному, чем к материальному уголовному праву: для применения норм § 332 УК достаточно, чтобы виновный на деле показал своему контрагенту готовность нарушить свои обязанности или злоупотребить своими полномочиями (ч. 3 § 332).

    Аналогично рассмотренным нормам об ответственности за получение взятки сконструированы в германском УК и нормы об ответственности за да-чу взятки: § 333 регулирует ответственность за предложение взятки должностному лицу за совершение им законных действий, а § 334 – за совершение действий, связанных с нарушением им своих служебных обязанностей.

   В силу § 335 УК ФРГ, к совершению служебных действий в смысле § 333 и 334 приравнивается воздержание от них. Этому положению герман-ский законодатель придает очень большое значение. Это выражается в том, что соответствующая формулировка выделяется в качестве самостоятельной статьи Особенной части УК. Необходимо подчеркнуть, что такого рода нор-мы в этой части кодекса являются редчайшим исключением.

   Относительно субъекта преступлений, связанных со взяточничеством, необходимо отметить следующее. Особая ответственность предъявлена толь-ко к судейским работникам. Из всех категорий должностных лиц, наказание которым повышается в случае получения или предложения им взятки, вы-делены в германском праве только судьи и третейские судьи. Никакие другие должностные лица, даже занимающие самое высокое и ответственное положение, а, следовательно, способные причинить своими преступными действиями особенно ощутимый ущерб государству и гражданам, в разделе о должностных преступлениях германского УК не упомянуты.

    Вместе с тем во всех приведенных параграфах этого раздела УК ФРГ (§ 331–334)  в диспозиции наряду с должностными лицами названы и те, кто, не будучи ими, «непосредственно призваны к несению публичной службы» (понятие, раскрытое в § 11 Общей части УК ФРГ), что, разумеется, существенно расширяет круг лиц, которые могут преследоваться по нормам об ответственности за взяточничество (это относится и к тем, кто получает взятки, и к тем, кто обещает или передает их таким лицам).

   В особом положении находятся германские военнослужащие. Солдаты  бундесвера не упомянуты среди возможных субъектов получения взятки (как за законные, так и за незаконные действия). Однако те, кто дает взятки солдатам, чтобы побудить их как к законным, так и к незаконным действиям, под-лежат, по германскому законодательству, уголовной ответственности.

    Однако 13 августа 1997 года в связи с принятием Германией закона «О борьбе с коррупцией» в уголовное законодательство были внесены принципиальные изменения, касающиеся следующих положений:
– понятие должностного лица, т.е. произошло расширение понятия за счет включения в категорию должностных лиц не только государственных служащих, но и руководящих лиц коммерческих организаций и других хозяйствующих субъектов;
– исполнение служебных обязанностей, т.е. ранее под действие уголовного закона не подпадала деятельность преступных организаций как взяткодателей, а теперь не требуется устанавливать конкретное лицо, передавшее взятку, а обвинение в даче взятки может быть предъявлено всей преступной группе. Особое внимание обращено при этом на условия исполнения служебных обязанностей. Оказание периодических услуг или жертвование сумм денег для поддержания хорошего отношения с сотрудниками учреждения также признано противоправным;
– противоправными признаются пожертвования личного характера или общественному объединению (партии), в котором состоит данное лицо. Противоправны также пожертвования благотворительных организаций, направленные на обеспечение принятия нужных административных решений;
– расширены пределы наказания за взяточничество (с 2 лет повышено до 3-х, а взяточничество судей вместо 3 лет наказывается 5-ю годами лишения свободы).

    Кроме того, новшеством закона является появление так называемых «маленьких главных свидетелей» обвинения, согласно которым служащему, отстраненному от службы в дисциплинарном порядке, может быть обещано по достижении им 65-летнего возраста гарантированное ежемесячное со-держание, если он принял меры к предотвращению преступлений, особенно предусмотренных § 331–335 УК, и активно содействовал органам расследования.

     10 сентября 1998 года принят Закон Совета Европы «Об ответственности за взяточничество», под действие которого подпадает взяточничество должностных лиц органов власти Совета Европы (СЕ), а также должностных лиц государств – стран-участников СЕ. До вступления этого закона в силу преследование за взяточничество служащих органов власти осуществлялось по законодательству Германии, а взяточничество сотрудников органов власти СЕ по национальному праву не могло быть осуществлено.

    10 сентября 1998 г. также был принят Закон «О борьбе с интернациональным взяточничеством», разработанный на основании положений, предусмотренных соглашением «О борьбе со взяточничеством иностранных должностных лиц в международном торговом обороте», подписанным 33 государствами в 1997 г. Согласно этому закону, к уголовной ответственности привлекается любое лицо, предоставляющее выгодный заказ или существенное преимущество в международном торговом обороте, оказывает или обещает оказать такие услуги в отношении третьих лиц в обмен на действие или бездействие должностного лица в интересах взяткодателя.

    Подводя итог нашего анализа, необходимо отметить, что действующее германское уголовное законодательство не содержит обобщенного состава преступления, которым охватывались бы все случаи злоупотребления властью, а также составы превышения власти либо преступного невыполнения должностных обязанностей. Однако в разделе 28 УК ФРГ помимо комплекса статей, предусматривающих ответственность за взяточничество, имеется не-сколько норм, содержание которых может рассматриваться как уголовно-правовой запрет на конкретные виды злоупотребления властью, не относящихся к коррупционным.

    Среди должностных преступлений, включенных в раздел 28 УК ФРГ, отдельное место занимает ложное засвидетельствование документов (§ 348), согласно которому должностное лицо, которое, будучи управомочено на вы-дачу официальных документов, ложно засвидетельствовавшее или незаконно внесшее в официальные реестры или книги существенные в правовом отношении факты, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.

    Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство Германии системно выстраивается в качестве серьезного нормативно-правового барьера коррупционным преступлениям.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика