Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные принципы энергетического сотрудничества государств
Научные статьи
02.10.12 09:05
Оглавление
Основные принципы энергетического сотрудничества государств
1
2
3
Все страницы


  
Международное публичное право
Исаков И.И.
Основные принципы энергетического сотрудничества государств

 

Техническое обследование зданий и сооружений - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления. Техническое обследование зданий и сооружений, вся подробная информация на сайте http://www.lidermsk.ru


Международное право призвано закрепить принципы сотрудничества государств, направленные на обеспечение международной энергетической безопасности. В теории международного права проблема формулирования принципов сотрудничества государств в сфере обеспечения международной энергетической безопасности не поднималась. Устоявшейся точкой зрения среди ученых является рассмотрение энергетических ресурсов как предмета купли-продажи и, как следствие, применение к международному сотрудничеству в сфере энергетики принципов международного торгового права. Однако глобальная природа энергетических проблем и растущая взаимозависимость между государствами показывает, что энергетика представляет собой комплексную сферу сотрудничества, охватывающую одновременно экономическую, торговую, научно-техническую, социальную, экологическую сферы, а также сферу безопасности государств. Анализ современного массива нормативного материала и международной практики позволяет выделить следующие принципы международного сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности: общие принципы, которые вытекают из основных принципов международного права и являются их конкретизацией; принципы международной торговой системы в сфере энергетики; специальные (отраслевые) принципы в сфере обеспечения международной энергетической безопасности.

   В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), создания межгосударственного рынка электроэнергии в рамках СНГ, общей с Европой синхронной электроэнергетической зоны вопрос о международно-правовых принципах энергетического сотрудничества государств становится актуальным.

    Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов: на ее территории занимающей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 33% разведанных запасов газа, 13% нефти и 12 % угля, а это - стратегическая база для развития взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества в сфере энергетики.

   В международной практике, в межгосударственном и внутри¬государственном законодательстве электроэнергетика представляет собой комплексную сферу, охватывающую одновременно как торговую сфере, так и общеэкономическую, социальную и сферу вопросов безопасности государств.

    Так в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. № 1234-р2, закреплено, что законодательная идентификация единых целей, принципов и методов реализации государственной энергетической политики определена, с одной стороны, в качестве необходимого условия стабильного и выгодного ведения бизнеса в энергетическом секторе, а с другой стороны, в качестве долгосрочной системы защиты интересов энергетической безопасности государства и надежного энергоснабжения экономики и населения страны. Энергетическая стратегия 1995 г. не уделяла этим вопросам никакого внимания. Социальные вопросы топливно-энергетического комплекса в Энергетической стратегии 2003 г. рассматриваются наравне с другими вопросами и составляют отдельный VI раздел.
 
    В сфере электроэнергетики применимы как общие основные принципы международного права, так и специальные принципы международных экономических отношений. Основными принципами современного международного права являются «основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения».

    Считаем, необходимым обратится к правовым принципам международной торговой системы, так как данные принципы применяются в сфере электроэнергетики и отражают специфику взаимоотношений между государствами в данной отрасли.

  Принцип либерализации международной торговли в сфере энергетики

    Данный принцип основан и вытекает из другого международного принципа: принципа либерализации международной торговли, который закреплен в тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее -ГАТТ), решениями и соглашениями в системе ВТО и означает: обязанность государств устранять препятствия к международной торговле, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; не применять ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ, и устранять ограничения, противоречащие правилам ГАТТ, обязанность снижать уровень таможенного обложения импортируемых товаров, а также не применять к иностранным товарам ставки внутреннего налогообложения, имеющие дискриминационный, протекциониский или фискальный характер; право государств на встречное понижение ставок таможенных пошлин; право требовать устранения незаконных запрещений и ограничений, а также право на применение контрмер; право на участие и выработке мер в целях устранения препятствий в международной торговле.

   Либерализации в сфере энергетике связана с всеобщей либерализацией мировой торговли.

    При этом принцип либерализации международной торговли, закрепленный в ГАТТ, в сфере энергетике претерпел определен¬ные изменения, связанные в первую очередь с его содержанием.

   Либерализации в области энергетике была провозглашена в Европейской Энергетической Хартии, принятой в Гааге 17.12.1991    г.  Энергетическая Хартия включила в содержание либерализации энергетики следующие положения: открытый и конкурентный рынок энергетических продуктов, материалов, оборудования и услуг; доступ к энергетическим ресурсам, их разведке и разработке на коммерческой основе; доступ к местным и международным рынкам; устранение технических, административных и прочих препятствий на пути торговли энергией и соответствующими оборудованием, технологиями и связанными с энергией услугами (п. 1 раздела «Цели Хартии»).

    Важнейшим условием либерализации торговли энергетическими продуктами признан также транзит энергетических продуктов через территорию государств-сторон Хартии.

    Хотя Хартия не является актом, имеющим обязательную юридическую силу, это скорее политический документ, тем не менее, ее принятие существенно повлияло на международное право - после принятие Энергетической Хартии был подписан ДЭХ,  Европейским Парламентом и Советом принята Директива в части общих правил внутреннего рынка электроэнергии от 19.12.1996 г. № 96/92/ЕС.7 После принятия Хартии отслеживается принятием рядом государств внутренних нормативных актов в сфере электроэнергетики, такие как: Федеральный закон РФ от 26.03.2003г. 35 «Об электроэнергетике»; Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) Российской Федерации», в США в 1992 г. был принят новый Закон об энергетической политике (Energy Policy Act).

    ДЭХ вслед за Энергетической Хартией и ГАТТ провозгласил постепенную либерализацию международной торговли и закрепил, что стороны сотрудничают с целью оказания содействия доступу к международным ранкам на коммерческих условиях, и в целом. С целью развития открытого и конкурентного рынка энергетических материалов и продуктов (ст. 3 ДЭХ).9 Разделы, содержащиеся в ДЭХ: торговля; поощрение и защита капиталовложений; разрешение споров и др. раскрывают и конкретизируют принцип либерализации в сфере энергетики.

  Брюссельская декларация также подтвердила проведение дальнейшей либерализации в сфере энергетики.

    Европейская Энергетическая Хартия и ДЭХ исходят из такого принципа либерализации международной торговли в сфере энергетики, который должен привести к созданию единого мирового энергетического рынка с едиными правилами, построенными на принципах конкуренции, недискриминации и взаимной выгоды.

      Либерализация в сфере энергетике закреплена в Федеральном законе РФ «Об электроэнергетике», согласно статьи 6 которого, организация хозяйственных отношений в сфере электроэнергетики и государственное регулирование этих отношений основываются на свободе экономической деятельности в сфере электроэнергетики, использовании рыночных отношений и конкуренции в качестве основного инструмента формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию, а также на принципе обеспечения благоприятных, недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в электроэнергетике, недопущение избыточного государственного вмешательства в деятельность су- доступа к энергетическим ресубъектов электроэнергетики, установление исчерпывающего перечня методов государственного воздействия на экономические и производственные отношения в сфере электроэнергетики, максимальная регламентация этих методов.

    Таким образом, юридическое содержание принципа либерализации международной торговли в сфере энергетики закрепляет и раскрывает Европейская Энергетическая Хартия (п. 1 Раздела «Цели»): создание государствами открытого и конкурентного энергетического рынка; обеспечение доступа к энергетическим ресурсам; обеспечение доступа к местным и международным рынкам; устранение технических, административных и прочих препятствий на пути торговли энергией.

   Помимо Европейской Энергетической Хартии, источником принципа является ДЭХ (ст.3). На территории СНГ все международные электроэнергетические документы также являются источниками принципа и поддерживают принципы и цели Европейской Энергетической Хартии и ДЭХ и закрепляют международную либерализацию энергетики, например, Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников СНГ, подписанный в Москве 25.11.1998 г.,  Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств-участников СНГ, подписанное в Москве 25.11.2000 г.

   На основании вышеизложенного можно предположить, что принцип либерализации международной торговли получает конкретные воплощения в межгосударственном сотрудничестве в сфере энергетики, в виде принципа международной либерализации энергетики.
 

   Однако, следует отметить несколько общих принципов, которые относятся к энергетической политики Европейского Союза, это: принцип недискриминации, означающий недискриминацию на энергетическом рынке, запрет на включение дискриминационных условий в договоры об энергоснабжении, обеспечение «доступа третьей стороны»; принцип транспарентности, обеспечивающий «прозрачность» ситуации на внутреннем рынке, возможность получения информации потребителями об уровне цен на энергоносители, а также наблюдения Сообществом за поставками и транзитом энергоресурсов; принцип учета социального фактора в энергетической политике.


    Принцип взаимности

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика