Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

И.В. ЧЕРНОВ:
ЛИНГВОПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ: РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТРАН ЕАЭС

Интервью с доцентом кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидатом исторических наук Черновым Игорем Вячеславовичем

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные принципы энергетического сотрудничества государств - 1
Научные статьи
02.10.12 09:05
Оглавление
Основные принципы энергетического сотрудничества государств
1
2
3
Все страницы
  Принцип взаимности закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., других международно-правовых актах и означает как равенство в правах и обязанностях государств, так и равенство результатов реализации прав и обязанностей.

     В сфере электроэнергетике принцип взаимности действует и применяется так же, как и в любой другой сфере. Ссылку на этот принцип можно встретить во многих многосторонних соглашениях: Соглашении о транзите электрической энергии и мощности государств-участников СНГ, подписанном в Москве 25.01.2000 г., Соглашении о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ, подписанном в Минске 14.02.1992    г.,  Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере, подписанной в Пекине 25.04.1996 г., Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики, подписанном в Анкаре 15.12.1997 г.

     Принцип взаимности тесно связан с принципом наибольшего благоприятствования. Целью принципа взаимности является установление и поддерживание полного равноправия между странами, без какое либо дискриминации. В то время как принцип наиболее благоприятсвуемой нации обусловленного типа это и есть режим взаимности.

    Однако применение принципа наибольшего благоприятствования может повлечь неравенства государств, так как договаривающиеся стороны будут предоставлять друг другу уступки на взаимной основе, а остальные (скорее всего, большинство) будут пользоваться, либерализацией торговли, ничего со своей стороны не предоставив взамен.

   В связи с этим некоторые юристы предлагают отказаться от  принципа взаимности в межгосударственной торговли электроэнергией.

    Так, например, канадский юрист К. Сандерсон (Chris Sanderson) анализируя торговлю электроэнергией между США и Канадой, критикует стремление США построить свою торговлю электричеством с Канадой на принципе взаимности.

    По мнению К. Сандерсона обеспечение электроэнергией канадских потребителей не должно быть целью и заботой США. Вопрос обеспечения населения Канады электроэнергией входит во внутреннюю компетенцию государственных органов Канады.

     Дело в том, что во внутригосударственной торговле между штатами США применяется принцип, согласно которому от дерегулирования (либерализации) электроэнергетики выигрывают потребители того штата, который применяет принцип взаимности. Если штат отказывается от применения принципа взаимности, то рискует потерять поставщиков электроэнергии. В контексте межгосударственной торговли автоматическое применение такого правила невозможно.

    В связи с проведением в настоящее время реформы электроэнергетики и ее либерализации, в свете вопроса о присоединении к ВТО и ратификации ДЭХ, а также в связи с перспективой создания межгосударственного рынка электроэнергии в рамках СНГ, проблема взаимности становится актуальной и для Российской Федерации.
Практически все международные соглашения Российской Федерации в сфере электроэнергетики ссылаются на один из основных принципов международного права равенства государств и на принцип взаимной выгоды, которые являются составляющими элементами принципа взаимности.

    Принцип взаимности не возникает, когда государства связаны обязательствами по соблюдению принципа либерализации энергетики в силу договора или вступления в международную организацию, однако на двусторонней основе, когда одно либо оба государства не приняли этот принцип, решением проблемы является проведение политики открытости и свободного доступа всех производителей электроэнергии на свой рынок в соответствии с законодательством каждой страны.

    Принцип свободы транзита электроэнергии

     Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ  и «Принципов» ЮНКТАД 1964 года, и означает право на свободу транзита через территорию государства-участника международной торговой системы и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин и транзитных сборов.

    Принцип свободы транзита электроэнергии закреплен в основном в Соглашении о транзите электрической энергии и мощности государств- участников СНГ, подписанном в Москве 25.01.2000  (далее - Соглашение о транзите СНГ) и в ДЭХ.

     Содержание применительно к энергетическим материалам и продуктам ряд своих особенностей.

    Согласно ст. 2 Соглашения о транзите СНГ, стороны в пределах имеющихся технических возможностей обеспечивают беспрепятственный транзит электрической энергии и мощности через свои территории вне зависимости от места происхождения, места назначения и владельца электрической энергии и мощности по согласованным, экономически обоснованным и прозрачным тарифам, в соответствии с заключенными договорами (ст.2). ДЭХ содержит статью с аналогичным правилом (ст.7 ДЭХ).

     Каждая договаривающаяся сторона обязуется во внешнеторговых договорах и иных соответствующих документах, регулирующих транзит электрической энергии и мощности и использование линий электропередачи для транзита, предусмотреть не менее благоприятный режим транзита, чем тот, который предусматривают технико - технологические и нормативно-правовые акты, регулирующие передачу электрической энергии и мощности, производящихся на ее собственной территории или предназначенных для ее собственных нужд (ст. 4 Соглашения о транзите СНГ, п. 3 ст.7 ДЭХ).

     Согласно ст.ст. 15 и 19 Соглашения о транзите СНГ (ст.7 ДЭХ), стороны принимают меры, в том числе совместные, для того, чтобы ни одна из сторон не оказалась под угрозой отключения от источников поставок электрической энергии и мощности и нанесения ущерба интересам поставщиков, потребителей и участников транзита. В случае возникновения спора по транзиту стороны не прерывают и не сокращают транзитные поставки электрической энергии и мощности, а также обеспечивают соблюдение всех ранее достигнутых договоренностей до окончательного разрешения спора, руководствуясь при этом положениями Энергетической Хартии, ДЭХ, других международных соглашений и договоров, заключаемых между хозяйственными субъектами.

    В настоящее время стороны    ДЭХ рассматривают вопрос о подписании Протокола по транзиту к ДЭХ, который должен быть детально урегулировать права и обязанности государств- участников при осуществлении транзита электроэнергии.

      В отличие от статьи V ГАТТ и ст. 7 ДЭХ, регулирующих транзит либо всех товаров, либо энергетических материалов и продуктов соответственно, Соглашение о транзите СНГ носит узкоспециальный характер и регулирует транзит только электрической энергии и мощности. Под транзитом электрической энергии и мощности понимается: а) передача через территорию стороны по ее электрическим сетям электрической энергии и мощности, произведенных на территории другого государства и предназначенных для территории третьего государства, при условии, что либо другое, либо третье государство является государством -участником Соглашения о транзите СНГ; б) пере¬дача электрической энергии и мощности между двумя пунктами одной стороны ч.ерез территорию другой стороны по ее электрическим сетям (ст. 1 Соглашения о транзите СНГ).

 В свою очередь положения ДЭХ по сравнения с положениями ГАТТ в отношении транзита носят более широкий характер. С другой стороны ДЭХ предусматривает процедуру разрешения споров, возникающих при транзите энергетических материалов и продуктов, которой нет в статье V ГАТТ.

    



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика